Методические подходы к развитию и воспитанию ребенка

Методические подходы к развитию и воспитанию ребенка thumbnail

Школа молодого родителя

Общие педагогические подходы к воспитанию детей:

1.Системный подход к воспитанию детей: 
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания , что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход . Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. 
2. Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка. 
3. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. 
4. Личностно-ориентированный подход к воспитанию: 
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход . Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. 
5. Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида. 
6. Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания. 
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму. 
7. Онтологический (бытийственный) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя. 
8. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев). 
9. Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно — наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская). 
10. Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы. 
11. Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).

Список литературы:

1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с. 
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с 
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии») 
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . — М: Просвещение, 1989г № 5. — с. 10-23 
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с. 
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). 
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

Источник

Нельзя иметь верного понятия о том, чего не испробовали.

Ф. Вольтер

В условиях углубления расслоения российского общества, социально-экономической нестабильности, активизации миграционных процессов вопросы воспитания становятся архиактуальными и архиважными. Традиционные принципы и методы воспитания, которые существовали в советской России, сегодня требуют не только пересмотра и корректировки, но и поиска новых путей их разработки и реализации в обновляющейся России.

С переходом страны к рыночной экономике практически не осталось ни одной сферы жизнедеятельности или производства, которую не надо было бы выводить из кризиса. Поэтому все большее внимание общества привлекает личность творческая, конкурентоспособная, мобильная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию.

В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:

— личностно ориентированный;

— деятельностный (личностно-деятельностный);

— культурологический;

— ценностный;

— гуманистический;

— человекоцентрированный.

Личностно ориентированный подход (Р. Штайнер, М. Монтессори, И.С. Якиманская). В условиях личностно ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности. Все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом заданного конечного результата. Это не значит, что в рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитываются: суть в том, что в условиях личностно ориентированного воспитания личности воспитанника отводится приоритетная, системообразующая роль.

Это не единственный критерий, позволяющий выделить личностно ориентированный подход в воспитании. Он характерен для таких прогрессивных воспитательных систем, как Вальдорфская школа, школа С. Френе, школа М. Монтессори и их многочисленных последователей, как в России, так и во всем мире.

Деятельноетный (личностно-деятельностный) подход (С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.К. Платонов, В.В. Давыдов). В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.

Не ставя своей задачей раскрыть все компоненты и все аспекты деятельностного подхода в воспитании, подчеркнем, что в реальной педагогической практике целостно реализуются и мотивационно-потребностная, и процессуальная, и содержательная стороны деятельности с учетом конкретно взятой личности. Поэтому более эффективным и для развития педагогической теории, и для совершенствования педагогической практики является деятельностно-личностный, или личностно-деятельностный, подход как в воспитании, так и в обучении.

Культурологический подход (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев). Базовой основой воспитательного процесса при реализации данного подхода является обращение к российской культуре, национальным традициям. Воспитание культуры подрастающего поколения не мыслится без учета психологического склада каждого народа, его традиций, обычаев, обрядов и праздников. Решение задач воспитания школьников невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности своего народа: коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. Этот подход очень эффективен и по существу является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию каждого народа, проживающего на территории России.

Этнопедагогика в последние годы стала предметом самых глубоких и тщательных исследований в работах Г.Н. Волкова, Б.Е. Осовского, К.Ш. Ахиярова и многих других ученых. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективные средства для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости.

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям, языку, культуре своего народа. Многовековой опыт народной педагогики показывает, что проблемы культуры межнационального общения, проблемы преемственности в цепи взаимосвязей прошлого и настоящего, уважительного и бережного отношения к народной мудрости уходят своими корнями в этнопедагогику.

Как уже отмечалось, воспитание культуры человека в современных условиях во всех ее аспектах и направлениях вряд ли возможно без учета психологического склада каждого народа.

Так, например, когда мы говорим о соборности, коллективизме, о развитии этих качеств у подрастающего поколения, то отталкиваемся от характерных особенностей русского народа, его неприятия человеческого эгоизма, индивидуализма, когда человек противопоставляет себя обществу, коллективу.

Ценностный подход в воспитании ориентирован на ценности, среди которых молодежь чаще всего называет стремление к истине, социальную справедливость, честность и достоинство, здоровье свое и окружающих, доброжелательность и гуманность, готовность прийти на помощь, уважение к таланту и инакомыслию и др.

Если наше воспитание будет нацелено на то, чтобы в эпицентре ценностных ориентации саморазвивающейся личности находились человек, труд, мир, свобода, совесть, справедливость, добро, истина и красота, т.е. чтобы наш воспитанник руководствовался в своих действиях и поступках общечеловеческими ценностями, мы введем подрастающее поколение в мир гуманной педагогики, а самого воспитанника приобщим к общечеловеческим идеалам и ценностям (В.И. Андреев, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров).

Но наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, которые сегодня особенно актуальны для воспитания учащейся молодежи, существуют также следующие барьеры в их формировании, которые особенно отчетливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

— гипертрофия в представлениях учащейся молодежи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;

— недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным;

— недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; потребительское отношение к природе;

— нетерпимое отношение к инакомыслящим;

— недооценка доброты, совестливости, милосердия и др.

Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека, на уважение его человеческого достоинства, без создания необходимых условий для его свободного развития.

Гуманистический подход (мыслители Древней Греции, гуманисты эпохи Возрождения, Ш.А. Амонашвили) в воспитании отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому для гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными. Этот подход в воспитании ориентирован на то, чтобы система взаимоотношений на уровне «воспитатель —воспитанник» базировалась на взаимном уважении, справедливости и любви.

Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно представить воспитание человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой — ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительного, справедливого и честного отношения друг к другу.

Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т.д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности.

А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Человекоцентрированный подход в воспитании, появившийся в начале XXI в., рассматривает человека главным действующим лицом: все о Человеке и все для Человека. Когда в эпицентре ценностей мы ставим Человека, то, естественно, следуем и российской традиции, которую наиболее емко и точно сформулировал Н.А. Бердяев: «Поистине, в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него».

Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях происходит не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой — многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

1. Основные подходы к воспитанию в педагогике

2. Характеристика современных методологических подходов к воспитанию

В качестве одного из позитивных явлений современной модернизации обра-зования следует отметить переориентацию образовательной системы на человека, ребенка, воспитанника, на развитие всех его сущностных сил, на сохранение его неповторимости,, уникальности, на стимулирование в нем стремления к самовос-питанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Поставленная перед педаго-гами гуманистическая задача вызвала необходимость пересмотреть идеи и спосо-бы педагогической деятельности, взгляды на воспитание, в частности подходы к нему. Изучение, анализ, научное обоснование подходов к воспитанию стало за-метным событием (яркой страницей) педагогической теории и практики. Термин «подход» имеет несколько значений, но в педагогике он означает прежде всего направленность, сориентированность педагога на использование в своей деятель-ности совокупности способов и технологий, нацеленных на повышение эффек-тивности работы (см. книгу Е.Н. Степановой и Л.М. Лузиной, с. 83). Следует иметь в виду, что термин «подход к воспитанию» использовался и раньше, до процесса модернизации, однако речь шла в основном о возрастном, индивидуаль-ном и дифференцированном подходах. Современная научно-педагогическая лите-ратура предлагает более полный, научно обоснованный набор подходов к воспи-танию, неотъемлемыми компонентами которых являются:

− основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобра-зования воспитательной практики;

− принципы как исходные положения и главные правила осуществления воспи-тательной деятельности;

− приемы и методы построения процесса воспитания (там же, с. 84).

Проблема подходов к воспитанию, их классификации и систематизации стала предметом исследования и профессионального интереса многих ученых. Внесли свой вклад к ее осмысление и преломление в практической деятельности и профессора кафедры общей педагогики НГПУ В.В. Николина, Л.В. Загрекова, Ф.В. Повшедная.

В современной педагогической науке объективно существуют различные методологические подходы, на основе которых определяются способы изучения и преобразования педагогической теории и практики. Основными из них являются: системный, гуманистический, личностно-ориентированный (личностно-деятельный); креативный, антропологический, культурологический, социологиче-ский, технологический, информационный, целостный. Кроме того сегодня выде-ляются еще цивилизационный (Г.Б. Корнетов), инновационный (Л.С. Подымова), аксиологический (Е.В. Бондаревская), полисубъектный (диалогический), этнопе-дагогический (Г.Н. Волков), акмеологический (В.Н. Максимова), синергетический (Ю. Шаронов). Кратко рассмотрим их сущность.

Системный подход позволяет рассматривать педагогическую деятельность как открытую социально-педагогическую систему.

Гуманистический и личностно-ориентированный подходы достаточно рас-пространены в современной педагогике. В рамках этих подходов ценность лично-сти, ее осмысление привносится в педагогику из психологии.

В центре внимания креативного подхода – творчество и личность. Все ос-новано на интуитивных личностно ориентированных представлениях, которые не учитывают логические и технологические аспекты интеграции творчества и лич-ности.

В антропологическом подходе главным объектом выступает человек, лич-ность, культура.

Полисубъектный (диалогический) подход основан на вере в неограничен-ные творческие возможности постоянного развития и совершенствования челове-ка.

Культурологический подход – культура в нем выступает как ценность, но зачастую представления о культуре сводятся к поведению человека в обществе.

Социологический подход – рассматривает педагогические явления с пози-ции общественных потребностей состояния социума.

Этнопедагогический подход – в нем проявляется единство интернациональ-ного (общечеловеческого), национального и индивидуального.

В технологическом подходе системообразующим элементом служит техно-логия, посредством которой осуществляется взаимодействие педагога и учащих-ся.

Инновационный подход предполагает переход к принципиально новой стратегии развития образования с учетом преемственности гуманистических тра-диций и открытости другим направлениям.

В информационном подходе содержание рассматривается как базовый оп-ределяющий компонент в технологической и педагогической системе.

Цивилизационный подход – его предметом становится «совокупность всех форм человеческой жизнедеятельности в их историческом развитии и преемст-венности».

Целостный подход – наиболее интегрированный современный подход, рас-сматривающий систему как комплекс материальных компонентов и структур.

Названные методологические подходы носят интегративный характер, взаимодополняют друг друга, нередко трансформируются, поэтому провести чет-кую границу между ними достаточно сложно. Следует учесть, что у них есть об-щие характерные черты, и это способствует развитию современной теории и практики воспитания.

Рассмотрим подробнее некоторые из современных методологических под-ходов.

1. Системный подход является одним из ведущих подходов в педагогике, он обусловлен признанием того, что воспитание, как и весь педагогический процесс, функционирует в пространстве многочисленных систем, взаимосвязанных эле-

ментов. Корни системного подхода следует искать в философских воззрениях Аристотеля, Платона, и других известных философов. Научное обоснование он получил в середине XX века; в России его актуализация связана с исследованиями Л.И. Божович, В.И. Сластенина, Л.К. Новиковой и др. В отечественной педагоги-ке стал применяться в 70е годы прошлого столетия.

Следует отметить, что жизнеспособность этого подхода подтвердили педа-гоги-практики. Так, воспитательная система, созданная А.С. Макаренко, бесспор-но, опирается на системный подход и отражает его сущность: объект воспитания рассматривается как сложная, многофункциональная система, в свою очередь ис-пытывающая комплекс воздействий. Поэтому процесс воспитания должен нести в себе все компоненты, свойственные системе как философскому и педагогическо-му феномену.

2. Личностно-ориентированный подход в конце XX века начале XXI века стал одним из наиболее популярных, воспринятых практически как руководство к действию и реализации подходов. На протяжении нескольких десятков лет являл-ся методологической ориентацией в педагогической деятельности. Основы этого подхода заложены в работах зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, С. Френе и др.) и отечественных (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.) психологов. В современ-ной отечественной педагогике личностно-ориентированный подход стал предме-том исследования Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой И.С. Якиманской и других. В течение 5 лет он был одним из направлений научной деятельности кафедры общей педагогики НГПУ и разрабатывался под руководством профессоров В.В. Николиной, Л.В. Загрековой, Ф.В. Повшедной. Сущность этого подхода состоит в том, что воспитание ориентировано на личность ребенка, на создание необходи-мых условий для самопознания, самовоспитания и самореализации человека, раз-вития его неповторимой индивидуальности, субъективных качеств.

Главное в личностно-ориентированном подходе, как утверждает И.С. Яки-манская, «не формировать заранее заданные свойства, а помочь личности познать

себя, самоопределиться и самореализоваться», поддержать «человека в человеке» и развить в нем механизмы самовоспитания, адаптации, саморегуляции.

В связи с тем, что системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность, он предполагает, как было сказано выше, ориентацию в воспитательном процессе на личность как субъект, объект и результат самобытного личностного самообразования.

3. Личностно-ориентированный подход тесно связан с деятельностный под-ходом, основой которого является признание того, что становление и развитие че-ловека происходит в деятельности и предполагает его активную деятельностную позицию: человек должен рассматривать свою жизнедеятельность как предмет и средство своего преобразования. У истоков научного обоснования сущности дея-тельностного подхода в воспитании стояли российские психологи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Значительный вклад в изучение личности внесли педагоги Л.И. Божович, В.А. Караковский и др., акцентирующие внимание на том, что ребенок является субъектом деятельности, а воспитание – путь, восхождение к субъектно-сти. Деятельному подходу в профессиональном становлении будущих педагогов посвятили свои исследования профессора НГПУ В.А. Глуздов, В.В. Николина, Л.В. Загрекова, Ф.В. Повшедная. Так, В.А. Глуздов подчеркивает, что деятельно-стный подход помогает учащимся и студентам найти точку опоры для проявления своей индивидуальности непосредственно в учебно-воспитательном процессе; 3 группы специфических особенностей обучения и воспитания выделяет Л.В. За-грекова; В.В. Николина и Ф.В. Повшедная отмечают, что в современных услови-ях развития образования с позиции деятельностного подхода значительно возрас-тает роль самообразования, построенная на деятельностных основаниях, потенци-ально позволяет решить главную проблему современного образования – форми-рование личности как активного и творческого субъекта собственного развития и развития окружающей действительности. Кроме того деятельностный подход су-щественно изменяет понимание качества и результата воспитания: они определя-ются не только знаниями, умениями, навыками, которые изучили и усвоили вос-

питуемые, а тем, прежде всего, насколько будет развита их потребность и способ-ность к самосовершенствованию.

4. Аксиологический (ценностный) подход.

В последние годы в отечественной педагогике возрастает интерес к аксио-логии – науки о ценностях, которая рассматривается как основа новой философии образования и методологии современной педагогики. Разработка аксиологическо-го подхода в воспитании связана с именами ведущих отечественных педагогов А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.А. Сластенина, В.Н. Максимовой, В.В. Ни-колиной и других.

Следует отметить, что обращение к ценностям – главная отличительная черта нашего времени, важнейшее направление в государственной политики в об-ласти образования. В Законе РФ «Об образовании» и в «Национальной доктрине развития образования в России» подчеркивается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, которое во многом за-висит от ее ценностей. Согласно аксиологическому подходу человек рассматрива-ется как высшая цель и ценность общества и как самоцель социального, личност-ного и профессионального развития. Профессор НГПУ В.В. Николина подчерки-вает, что аксиологический подход требует особое внимание на изучение не абст-рактного, а конкретного человека в определенных историко-социокультурных ус-ловиях жизни, в каждодневных формах его существования, включать в воспита-тельное поле такие аксиологические феномены, как ценности, мотивы, пережи-вания, веру, созидание, и идеал.

Таким образом, главной особенностью аксиологического подхода в педаго-гике является гуманистическая ценностная ориентация человека, формирование у подрастающего поколения способности выбрать и принять те общечеловеческие (гуманистические) ценности, которые помогут его личностной и профессиональ-ной самореализации.

5. Культурологический подход был впервые реализован в России С.Т. Шац-ким. Принципиально важным в исследованиях С.Т. Шацкого является то, что

культуру он рассматривал как средство развития и воспитания личности, как главное условие гармонизации отношений человека с окружающим миром, при-родой и самим собой.

Современные исследователи проблемы считают, что культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры. ориентирует систему об-разования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию (Е.В. Бондаревская). По мнению В.А. Сластенина, Ф.В. Повшедной самоопределение в культуре, выработка на этой основе жизнен-ной позиции, своего жизненного кредо – центральная линия в формировании лич-ности.

Сущность культурологического подхода состоит в том, что культура рас-сматривается в качестве социально-антропологического и собственно педагогиче-ского явления. Это позволяет изучать педагогическую деятельность на общекуль-турном фоне, исследовать ее факты и явления в русле педагогики и культуры.

Современная наука рассматривает культуру «как процесс и результат пре-образовательной деятельности, совокупность материальных и духовных ценно-стей. которые являются основой развития всех сущностных сил личности».

Культурологический подход обеспечивает сохранение, передачу, воспроиз-водство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры. Важ-нейшим условием этого является интеграция образования в культуру, и, наоборот, культуры – в образование, тем самым, по нашему мнению, культурологический подход тесно связан с акмеологическим подходом.

6. Акмеологический подход. Корни акмеологического подхода уходят в пе-дагогическую деятельность К.Д. Ушинского, который считал необходимым включить в теоретическое обоснование педагогики воздействие всех наук, изу-чающих человека и учитывать их при осуществлении педагогического процесса. Основными методологическими категориями акмеологического подхода являют-ся развитие и человек как продукт социального и биологического развития.

Теоретической основой акмеологического подхода к развитию личности в системе образования является акмеология (от греч. акме – вершина, пик, расцвет) – «это интегрированная область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования, профессионализма. В ней интегрируются знания фило-софии образования, психологии, педагогики, генетики, валеологии, физиологии, целостного учения о человеке». И особенно важно, что новая интегрированная наука рассматривает закономерности достижения вершин развития человека на каждом возрастном этапе его жизни.

Акмеологический подход ориентирован на целостное и устойчивое разви-тие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях этих систем. При таком подходе методологическая категория «акме», вершина развитии человека – это зрелая личность, способная к проектированию и осуще-ствлению высших достижений в своем личностном саморазвитии на основе цело-стной жизненной позиции и новой стратегии жизни.

7. Синергетический подход (от греческого «синергейя» — сотрудничество, совместное действие). Это научное направление сравнительно молодо. Его разра-боткой занимаются отечественные педагоги Н.А. Рыбников, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др. Синергетический подход основан на признании – необходимости ис-пользования в воспитании совокупности идей, понятий и методов, приводящих к самопознанию, самостроительству и самореализации личности. Данный подход ставит вопрос о соединении педагогики с реальной жизнью в России, с социаль-ной ситуацией ее развития, с менталитетом российского народа.

Выше уже было сказано, что названные методологические подходы имеют общие черты и взаимосвязаны друг с другом. И это не случайно. Ибо все они от-ражают стратегические направления модернизации образования, требующей из-менения педагогического мышления, перехода от авторитарной к демократиче-ской педагогике. Поэтому все подходы предполагают

• признание личности человека базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;

• гуманное общение людей, основанное на взаимном уважении и доверии;

• деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• создание условий для самовыражения, самоутверждения и са-модеятельности человека

Источник