Метод реконструкции истории развития ребенка
44 • Возрастная психология. Конспект лекций
Симона. Эти тесты был разработаны по заказу французского правительства в связи с переходом к всеобщему образованию для дифференциации детей со сниженным интеллектом и социально запущенных. Были разработаны системы задач для определения умственного возраста ребенка и специальная формула для вычисления IQ (коэффициента умственного развития). С этого момента метод тестов получил широкое развитие в детской психологии. Сегодня существует целый ряд тестов, которые позволяют определять уровень умственного развития, социальной адаптации, особенностей личностного развития; тесты достижений, определяющих уровень усвоения умений, знаний, навыков; тесты способностей.
По сути, тест — это сравнение уровня развития ребенка по определенным показателям с репрезентативной выборкой, т. е. с нормативной шкалой. Тест дает представление о месте ребенка по уровню развития в популяции. Особенность тестов — жесткая стандартизация процедуры проведения и обработки данных.
Метод реконструкции онтогенетического развития выступает в форме метода реконструкции истории развития ребенка (Л. С. Выготский), метода «исследования случая» (case-study), биографического метода (Ш. Бюлер), исследования психологии жизненного пути (Б. Г. Ананьев).
Метод реконструкции истории развития ребенка Л. С. Выготский противопоставлял методу тестов как позволяющий вскрыть источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка в каждом из возрастных периодов.
Биографический метод основан на анализе биографии, как правило, великих людей. Дневники, записки, воспоминания дают основания для заключения и выводов о причинно-следственных связях в формировании личности (Ш. Бюлер, Э. Фромм, Э. Эриксон).
Метод исследования психологии жизненного пути был разработан в школе Б. Г. Ананьева. Жизненный путь — это социальная биография человека в условиях возрастно-физиологических изменений и психического развития. Б. Г. Ананьев считал, что необходимо учитывать и духовную биографию человека, т. е. особенности биографических переживаний или воспоминаний. С. Л. Рубинштейн отмечал, что благодаря индивидуальной биографической памяти в единстве нашего сознания выражается единство личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки [84].
Лекция 3. Стратегии и методы возрастной психологии ■ 45
3.2. Проекты (формы) исследования психического развития в онтогенезе
Существуют три основные формы исследования психологического развития в онтогенезе: 1) поперечные «срезы», или поперечное исследование, сравнительно-возрастное исследование; 2) лонги-тюдное или продольное исследование (продольные «срезы») — ло-гитюд; 3) временное запаздывание.
Поперечные срезы — форма исследования, основанная на одновременном, сравнительном изучении испытуемых разных возрастов. По срезам осуществляется реконструкция целостной картины психического развития в онтогенезе. Главное достоинство — экономичность, относительно низкая трудоемкость. Недостатки данной формы исследования:
. критерии возраста. Возрастные группы формируются по хронологическому признаку. Однако даже объединение детей с незначительным хронологическим разбросом еще не гарантирует единства психологического возраста;
■ опасность усреднения данных, нивелирования кризисов. Целост-
ная картина должна включать кризисы, переломные моменты в
развитии, поэтому данные метода поперечных срезов должны
быть дополнены лонгитюдом;
■ проблема реконструкции недостающих возрастов. На основа-
нии двух замеров, например, 5 и 10 лет, мы экстраполируем раз-
витие в промежутках, т. е. пытаемся реконструировать разви-
тие детей 6 и 9 лет. Конечно, такой способ анализа чреват ошиб-
ками. Как их избежать? Предлагается сделать более дробные
замеры: 4; 4,5; 5; 5,5 и т. д. В предельном варианте мы неиз
бежно перейдем к лонгитюду;
■ проблема смешения когортных и возрастных изменений. Ко
горта — это поколение одного исторического времени. Напри
мер, когорта 1960-х, 1990-х гг. и т. д. Когорта может охватывать
разный временной интервал в зависимости от социально-исто
рических событий в жизни общества. При сравнении двух воз
растных групп необходимо четко различать, что обусловлено ис
торическими особенностями, а что — собственно возрастно-пси-
хологическими.
Лонгитюд предполагает систематическое исследование психического развития одного и того же испытуемого или группы испытуемых на протяжении достаточно продолжительного периода вре-
46 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
мени. Основное достоинство лонгитюда — выявление кризисов и целостной картины развития. Недостатки:
■ дороговизна и трудоемкость;
■ опасность утраты репрезентативности выборки в силу того, что
часть испытуемых по различным причинам выбывают из уча-
стия в исследовании (метафора сокращения выборки — съежи-
вание шагреневой кожи);
■ эффект научения испытуемых вследствие неоднократного по
вторения одних и тех же методик «зашумляет» эффекты соб-
ственно развития;
■ смешение возрастных и когортных различий.
Временное запаздывание предполагает сравнение особенностей развития различных когорт посредством «дублирования» лонгитюда или «поперечносрезового» исследования с целью дифференциации возрастных и когортных различий.
Общим недостатком продольного лонгитюдного и поперечносрезового проектов исследования является то, что оба реализуют констатирующую стратегию.
3.3. Стратегии исследования
Можно выделить две стратегии исследования психического развития, различающиеся в зависимости от представления о причинах развития — констатирующую и формирующую.
Констатирующая стратегия исследования исходит из представления о развитии как стихийном естественном процессе, где объект развития — индивид. Любое вмешательство извне рассматривается как интервенция, нарушающая естественный ход развития. Позиция исследователя — внешняя, констатирующая происходящие изменения. Основной недостаток констатирующей стратегии — ограниченность возможностей выявления причин развития.
Формирующая стратегия следует из нового взгляда на развитие как процесс, осуществляющийся в форме присвоения ребенком социокультурного опыта в общении и сотрудничестве ребенка со взрослым (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Решающее значение для развития приобретает обучение в широком смысле слова. Объектом развития является не индивид, а ребенок в системе социальных отношений. Общество проектирует и направляет процесс психического развития ребенка через по-
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Метод исследования продуктов деятельности.
Метод исследования продуктов деятельности (анализ продуктов деятельности: рисунков, аппликаций, конструирования, музыкального и литературного творчества) является проективным методом, т.е. мы рассматриваем продукты деятельности испытуемого как своеобразную проекцию его психологических особенностей и личности.
Этот метод используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей детей и взрослых.
Как любой проективный, метод имеет ряд ограничений. При работе с детьми первое ограничение связано с возрастом ребёнка, так как проективный потенциал метода можно использовать только с дошкольного возраста. Второе ограничение в том, что метод является дополнительным к другим объективным методам обследования. Третье ограничение, важно наблюдать за процессом создания продукта, особенно если это рисунок, и фиксировать особенности поведения и высказывания ребёнка. Рисунок, как единство вербального и изобразительного компонента, требует для интерпретации учёта речи ребёнка.
Изучение продуктов деятельности позволяет выявить:
— интересы, склонности, способности;
— особенности навыков и умений; объём знаний;
— отношение к деятельности;
— особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.
Объекты изучения:
— изделия ручного труда, рукоделия, вышивка и др.;
— стихи, сказки, рассказы;
— рисунки, лепка, аппликации, постройки и др.
Требования к методу:
— наличие программы изучения, как предмета деятельности, так и процесса его изготовления;
— изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.
Наблюдая за процессом создания, отмечайте:
— последовательность действий;
— наличие ошибок и их исправление, самоконтроль;
— обращение за помощью;
— самостоятельность и увлечённость;
— устойчивость внимания;
— преодоление трудностей и достижение результата;
— речевые и эмоциональные реакции.
Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки – симптомы – в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.
Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них – близнецовый, сравнение нормы и патологии, культурный, биографический.
Близнецовый метод исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.
Метод изучения кросскультурных различий предполагает сравнение и выявление особенностей психологического (личностного и умственного) развития подрастающего поколения в различающихся культурах в зависимости от способов социализации, воспитания и обучения: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества т.д. Кросскультурное сравнение даёт возможность по-новому посмотреть на привычные вещи.
Социометрический метод.
Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий – антипатий.
Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы.
По мнению Дж. Морено, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в структуре группы. Недостаток симпатий становиться одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником.
Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-либо что-то делать: в труде, учении, досуге и т.д. Чем важнее для человека деятельность, для которой он выбирает партнёра, тем сильнее критерий выбора. Количество выборов чаще ограничивается тремя.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Показатели наличия и качества «лидеров», «звёзд» и «изгоев», взаимности выборов, сплочённости группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.
Изучение развития психики ребёнка можно вести по методу поперечного среза, когда исследователь стремиться узнать о психологических особенностях данного момента формирования психики, они позволяют получить сведения о значительном числе испытуемых.
Продольное исследование – это когда исследуют одного и того же испытуемого на протяжении значительного отрезка времени, фиксируя существенные изменения в его психике.
Метод реконструкции онтогенетического развития выступает в форме метода реконструкции истории развития ребёнка (Л.С.Выготский), метода «исследования случая» (case-study), биографического метода (Ш.Бюлер), исследования психологии жизненного пути (Б.Г.Ананьев).
Метод реконструкции истории развития ребёнка Л.С.Выготский противопоставлял методу тестов как позволяющий вскрыть источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребёнка в каждом из возрастных периодов.
Биографический метод основан на анализе биографии, как правило, великих людей. Дневники, записки, воспоминания дают основания для заключения и выводов о причинно-следственных связях в формировании личности (Ш.Бюлер, Э.Фромм, Э.Эриксон).
Метод исследования психологии жизненного пути был разработан в школе Б.Г.Ананьева. Жизненный путь – это социальная биография человека в условиях возрастно-физиологических изменений и психического развития. Б.Г.Ананьев считал, что необходимо учитывать и духовную биографию человека, т.е. особенности биографических переживаний или воспоминаний.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Метод исследования продуктов деятельности.
Метод исследования продуктов деятельности (анализ продуктов деятельности: рисунков, аппликаций, конструирования, музыкального и литературного творчества) является проективным методом, т.е. мы рассматриваем продукты деятельности испытуемого как своеобразную проекцию его психологических особенностей и личности.
Этот метод используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей детей и взрослых.
Как любой проективный, метод имеет ряд ограничений. При работе с детьми первое ограничение связано с возрастом ребёнка, так как проективный потенциал метода можно использовать только с дошкольного возраста. Второе ограничение в том, что метод является дополнительным к другим объективным методам обследования. Третье ограничение, важно наблюдать за процессом создания продукта, особенно если это рисунок, и фиксировать особенности поведения и высказывания ребёнка. Рисунок, как единство вербального и изобразительного компонента, требует для интерпретации учёта речи ребёнка.
Изучение продуктов деятельности позволяет выявить:
— интересы, склонности, способности;
— особенности навыков и умений; объём знаний;
— отношение к деятельности;
— особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.
Объекты изучения:
— изделия ручного труда, рукоделия, вышивка и др.;
— стихи, сказки, рассказы;
— рисунки, лепка, аппликации, постройки и др.
Требования к методу:
— наличие программы изучения, как предмета деятельности, так и процесса его изготовления;
— изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.
Наблюдая за процессом создания, отмечайте:
— последовательность действий;
— наличие ошибок и их исправление, самоконтроль;
— обращение за помощью;
— самостоятельность и увлечённость;
— устойчивость внимания;
— преодоление трудностей и достижение результата;
— речевые и эмоциональные реакции.
Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки – симптомы – в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.
Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них – близнецовый, сравнение нормы и патологии, культурный, биографический.
Близнецовый метод исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.
Метод изучения кросскультурных различий предполагает сравнение и выявление особенностей психологического (личностного и умственного) развития подрастающего поколения в различающихся культурах в зависимости от способов социализации, воспитания и обучения: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества т.д. Кросскультурное сравнение даёт возможность по-новому посмотреть на привычные вещи.
Социометрический метод.
Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий – антипатий.
Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы.
По мнению Дж. Морено, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в структуре группы. Недостаток симпатий становиться одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником.
Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-либо что-то делать: в труде, учении, досуге и т.д. Чем важнее для человека деятельность, для которой он выбирает партнёра, тем сильнее критерий выбора. Количество выборов чаще ограничивается тремя.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Показатели наличия и качества «лидеров», «звёзд» и «изгоев», взаимности выборов, сплочённости группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.
Изучение развития психики ребёнка можно вести по методу поперечного среза, когда исследователь стремиться узнать о психологических особенностях данного момента формирования психики, они позволяют получить сведения о значительном числе испытуемых.
Продольное исследование – это когда исследуют одного и того же испытуемого на протяжении значительного отрезка времени, фиксируя существенные изменения в его психике.
Метод реконструкции онтогенетического развития выступает в форме метода реконструкции истории развития ребёнка (Л.С.Выготский), метода «исследования случая» (case-study), биографического метода (Ш.Бюлер), исследования психологии жизненного пути (Б.Г.Ананьев).
Метод реконструкции истории развития ребёнка Л.С.Выготский противопоставлял методу тестов как позволяющий вскрыть источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребёнка в каждом из возрастных периодов.
Биографический метод основан на анализе биографии, как правило, великих людей. Дневники, записки, воспоминания дают основания для заключения и выводов о причинно-следственных связях в формировании личности (Ш.Бюлер, Э.Фромм, Э.Эриксон).
Метод исследования психологии жизненного пути был разработан в школе Б.Г.Ананьева. Жизненный путь – это социальная биография человека в условиях возрастно-физиологических изменений и психического развития. Б.Г.Ананьев считал, что необходимо учитывать и духовную биографию человека, т.е. особенности биографических переживаний или воспоминаний.
Источник