Метод развития музыкального мышления ребенка

Развивать музыкальное мышление ребенка следует начинать, опираясь на «концепцию поэтапного формирования умственных действий».
В этом огромная роль отводится педагогу, музыкальному руководителю, который является безусловным авторитетом для дошкольника, у которого еще не сложилось мировоззрение.
Ребенок с готовностью принимает чужую систему ценностей, активно использует ее в отношениях со сверстниками, родителями и т.д. Только постепенно он выделяет свои личные приоритеты. В период дошкольного детства происходит их формирование и эмоциональное освоение в деятельности. Поэтому так важны правильно расставленные педагогом акценты, способствующие пониманию музыкальных образов и смысла произведений.
Огромную роль в понимании эмоциональной стороны произведения имеет опыт психологических переживаний из личной жизни: радости, огорчения, утраты, потери, разлуки, встречи и др.
На формирование музыкального мышления оказывают влияние:
- Социально-психологические факторы.
- Уровень музыкальности (наличие различных видов музыкального слуха: внутреннего, гармонического, полифонического, звуковысотного, мелодического).
- Уровень развитости внимания (произвольного, постпроизвольного; таких качеств, как объем, избирательность, устойчивость, возможность распределения, переключения).
Структура личности содержит в себе музыкальное мышление и музыкальное восприятие, которые взаимосвязаны, но не тождественны.
Процесс восприятия осуществляется только в момент звучания музыки, музыкальное мышление активно одновременно с восприятием и после него. Можно сказать, что восприятие музыки включает мыслительный процесс, который в свою очередь влияет на восприятие. Известно, как важно развивать у ребенка познавательную деятельность — умение анализировать услышанное, сравнивать, обобщать, находить и понимать связи и отношения между музыкальными звуками, объектами.
Образное мышление позволяет ребенку выйти за пределы обыденного, оперировать представлениями о конкретных предметах, их свойствах, пробуждает ассоциативное мышление, включает образную память. Такая мыслительная работа направлена на сохранение впечатлений от пережитого во время восприятия музыки.
Огромную роль в развитии музыкального мышления через восприятие музыки играет воображение, которое в данном случае рассматривается как психический процесс создания образов, в том числе и звуковых, моделирование ситуаций путем комбинирования элементов из личного опыта.
В момент восприятия музыки развиваются репродуктивное и творческое воображение посредством приемов агглютинации (из частей создания образа), аналогии (определение одинаковых моментов в разных частях музыки), гиперболизации (увеличение, уменьшение или изменение в представлениях), акцентирования (выделение фразы или части произведения), типизации (выделение повторяющихся мотивов в мелодии или частей в произведении.
Для создания образов при восприятии музыки необходимо включение произвольной и непроизвольной памяти, различных ее видов — эмоциональной, образной, логической, кратковременной и долговременной.
Музыка может передать любые эмоции, переживаемые в реальном мире.
Но понимание этих ощущений основано только на опыте ребенка, тех чувствах, которые готовы к пробуждению. Восприятие мелодии ребенком существенно меняется на каждом этапе его взросления. В дошкольном возрасте мелодическое восприятие становится одной из важнейших форм интонационного восприятия, что важно для активного становления музыкального мышления в целом. Музыкальному руководителю необходимо подобрать для слушания репертуар, который поможет ребенку заглянуть в свой внутренний мир, прислушаться к самому себе, понять себя и научиться музыкально мыслить.
Восприятие музыки должно проходить в свободной атмосфере. Педагог предварительно настраивает ребенка на характер произведения, способствуя расслаблению и умению сосредоточиться на звуках. Нужно учить воспринимать музыку не только ушами, но и как бы вдыхать ее аромат, чувствовать ее на языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос… Важно ни на мгновение не отпускать музыку из внимания.
Основой для развития музыкального мышления является сформированность у учащихся представлений о таких понятиях, как средства музыкальной выразительности (темп, тембр, регистр, размер, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент, фактура, форма и др.); тезаурус музыкальных терминов и понятий; возникновение личностно значимого смысла восприятия музыки, который становится возможным, благодаря аналогичности и резонантности семантики музыкального языка и семантических бессознательных структур человека. Бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются, тем самым становятся доступными для сознания. То есть, бессознательное — часть музыкального мышления. Оно подпитывает необходимым психическим материалом все этапы и операции мыслительного процесса, что значимо для конечного результата.
Восприятие музыки предшествует любому другому виду музыкальной деятельности (пению, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическому движению), присутствует во всех видах музыкальных и музыкально-дидактических игр.
Именно поэтому оно является необходимым средством познания и тесно связано с развитием музыкального мышления, памяти, внимания, воображения. Оно является не пассивным копированием мгновенного воздействия, а «живым» творческим процессом. Восприятие музыки помогает формированию и развитию таких умений, как выявление взаимосвязи ощущений, восприятия и воображения, понимание соотношения объективного и субъективного восприятия, его связи с воображением и памятью, а также таких его характеристик, как осмысленность и обобщенность, предметность и целостность, быстрота и правильность, избирательность, константность и т.п.
Музыкальное мышление активизирует внимание, память, воображение.
Кроме того, включает в работу иные виды мышления: конвергентное (логическое, в небольшой степени), последовательное и др. Однонаправленное мышление проявляется в заданиях, предполагающих единственно правильный ответ (например, определить музыкальную форму произведения, узнать название инструмента и т.д.). Мышление интуитивное, ассоциативное проявляются в определении характера музыки.
Включение в работу вышеперечисленных видов мышления способствует формированию умения анализировать (схемы строения произведений), синтезировать (выделить из произведения резонанс отдельного звука, самого высокого или самого низкого), обобщать (найти части произведения с одинаковой динамикой), классифицировать (к какому классу относятся инструменты, исполняющие произведения), давать определения понятиям (о жанрах музыки, народных танцах и др.).
Можно использовать для развития мышления такие задания:
- проанализировать направление движения мелодии и записать графически;
- определить, какой инструмент исполняет мелодию в произведении, какие инструменты звучат в аккомпанементе;
- к какому жанру музыкального искусства относится произведение;
- какие средства музыкальной выразительности можно выделить в создании образа в данном произведении и др.
Дивергентное мышление считается альтернативным, отступающим от логики. Оно наиболее тесно связано с воображением и однозначно квалифицируется как творческое, порождающее оригинальные идеи, замыслы. Оно предполагает несколько ответов на вопрос, а иногда и множество, и все они будут правильные. Например, о характере произведения. Все его воспринимают по-своему и что бы не сказал ребенок, будет верно. Педагог не должен забывать похвалить ребенка. Это придает ему уверенность, желание продолжать слушать музыку и высказываться о ней, помогает стать более раскованным.
Можно предложить нарисовать детям картины звуков музыки красками, у всех они будут разные и у всех правильные. Развитие дивергентного мышления при восприятии музыки способствует становлению оригинальности, гибкости, беглости (продуктивности) мышления, легкости ассоциирования, сверхчувствительности, эмоциональности и пр.
Кроме того, как непосредственно в момент восприятия музыки ребенком, так и после процесс восприятия (при обсуждении произведения, высказывании детьми своих мыслей о пережитом вместе с музыкой), развивает все виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, и его формы: теоретическое, практическое, произвольное, непроизвольное и др.
Можно с уверенностью сказать, что восприятие музыки является средством развития музыкального мышления.
Оно способствует включению в работу таких видов мышления, как конвергентное, интуитивное, ассоциативное, дивергентное, словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное в теоретических, практических, произвольных и непроизвольных формах. Таким образом, восприятие музыки является одним из мощных средств включения мыслительного процесса дошкольников, что способствует развитию общего интеллекта и личности в целом.
Битус А.
Источник
«Методы развивающего обучения в воспитании музыкального мышления учащихся на уроках фортепиано»
На сегодняшний день в существующей практике преподавания игры на фортепиано прослеживается негативная тенденция, которая заключается в недостаточном внимании к развитию самостоятельности и инициативности музыкального мышления каждого ученика независимо от уровня исходных музыкальных данных. Не всегда достаточно внимания уделяется развитию навыков оперирования с музыкальным материалом, например, чтению нот с листа, ансамблевой игре, подбору по слуху и транспонированию. В результате ученик не получает подготовки к какой-либо форме активной музыкальной деятельности. Музыкальное обучение должно входить в общий процесс развития мышления.
Существенной стороной музыкального воспитания является развитие эмоциональной отзывчивости ребенка. Л.Барембойм в книге «Путь к музицированию» считает, что одна из основных задач начального этапа музыкального обучения – «ввести ребенка в мир искусства звуков, привить ему любовь к музыкальной речи, научить его переживать выразительность музыкального языка».
В музыкальном обучении тесно связаны познавательные процессы и эмоциональная реакция. Единство чувственного и логического в мышлении позволяет переходить в учебном процессе от накопления знаний к выработке собственных позиций и убеждений, развивает в ученике такие качества, как интеллектуальная активность и инициатива. Решающим моментом в организации обучения музыке является построение учебно-образовательного процесса, содержание, формы и методы (способы) обучения. Опираясь на положение психолога П.Блонского «Мышление – знания в действии», педагог может использовать в работе с каждым учеником методы развивающего обучения. В результате мышление в целом поднимается на более высокий уровень.
На раннем этапе обучения (как правило, это дети 5 – 6 лет) ввиду психологических особенностей детей, урок должен быть построен в игровой форме. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, и только в игре ребёнок может в полной мере раскрыть свои творческие наклонности. Важно так «выстроить» игру, чтобы в её ходе ребёнок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. То есть следует наводящими вопросами подвести ребёнка к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого добиться. Важно понять и почувствовать.
В последние десятилетия в фортепианной педагогике используются разнообразные методы обучения детей, которые воспитывают мышление и самостоятельность ребёнка. Эти простые, интересные и в то же время обучающие задания и упражнения обеспечивают познавательную активность ученика, позволяют проверить качество усвоения учебного материала и создают на уроке атмосферу творческого увлечения.
Методы логических действий.
Предлагаемые методы помогают педагогу в закреплении необходимых знаний, умений и навыков.
Метод сравнения. К простейшим методам развития мышления относятся приёмы сравнения, то есть наблюдения за изучаемым материалом путём сопоставления его с другим, например, сопоставления низкого звука с высоким, длинного с коротким, громкого с тихим, быстрого движения с медленным, весёлого характера с печальным.
При помощи сравнения разнохарактерных сочинений можно развивать слуховую и эмоциональную отзывчивость ученика. После прослушивания ученик отвечает на вопросы педагога о характере музыки, об изменениях характера внутри пьесы.
Метод сравнения можно использовать для объяснения пульсации музыки. Контрастные сопоставления теснейшим образом связаны с характеристикой музыки путём установления ассоциативных связей с миром образов, знакомых и близких ребёнку. Главное, чтобы с первого же занятия ребёнок искал в звуках образ, настроение.
Метод наводящих вопросов. На осознание собственных действий направлен метод вопросов. Цель вопроса – натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Этот метод широко используется во многих современных учебных пособиях. Так, например, Л. Баренбойм в пособии «Путь к музыке» обращается именно к ученику, приглашая его к совместному обсуждению всех возникающих вопросов. Они могут быть направлены как на теоретическую, так и на исполнительскую стороны обучения. То есть следует наводящими вопросами подвести ребёнка к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого добиться. Лучше всего ставить вопросы в «совещательной» форме: «Не думаешь ли ты, что…?» и так далее.
Метод наводящих вопросов хорошо активизирует слуховое восприятие ученика. Ребенку бывает трудно сразу услышать все необходимые детали звучания. Поэтому лучше задачу расчленять на отдельные маленькие задания, поэтапно изучать элементы целого.
Все эти вопросы имеют цель – активизировать сначала восприятие ученика, а затем и осознание.
Метод «сам себя обучаю». В книге «Путь к музицированию» Л. Баренбойм описывает метод активизации мышления ученика, разработанный французскими педагогами М. и Ж. Мартено. Метод назван «сам себя обучаю», что подчеркивает его направленность. Ученик учится использовать в процессе обучения собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать задачи. Приведем в качестве примера несколько вопросов, которые сам ученик должен задать себе при работе над техникой: «Как я должен поступить, чтобы мои пальцы стали ловкими?». Вариантов формулировки и направленности вопросов может быть много. Главная цель – направить внимание ученика на осознание собственных действий.
Использование такого приема обращения к ученику помогает закрепить необходимые сведения и проверить прочность знания.
Метод обоснования выбора. «Выбери, а потом объясни, почему ты сделал тот, а не другой выбор?». Данный метод схож с вышеупомянутым методом. Ребёнку предлагается самостоятельно выполнить задание. Например, дана мелодия и три варианта аккомпанемента к ней. Задание – выбрать и играть наиболее понравившийся аккомпанемент, объяснить, почему именно этот был выбран. Или, например, выбрать из 2-х представленных аппликатур ту, которой более удобна для ребёнка, а затем проанализировать, почему была выбрана именно данная аппликатура. При выборе программы наиболее целесообразно предоставить ученику возможность выбрать наиболее понравившиеся ему пьесы.
Осознание изменений в музыке. Задача данного метода заключается не только в том, чтобы ребёнок заметил, услышал и осознал внесённое новшество, но и в том, чтобы он эмоционально пережил этот новый нюанс. Например, предлагается тема и несколько изменённых её вариантов. Ребёнок, прослушав музыку, должен сказать что изменилось (появились украшения, подголоски, изменение регистра, направление движения, штрихов, характера). Обсуждение полученных впечатлений должны закрепить в памяти новые знания.
Методы практических действий.
Содержанием этих методов становится оперирование с теоретическим и звуковым материалом, в процессе которого ученик использует свои знания для решения задачи. Многим детям нравится преодолевать посильные трудности, особенно если педагог решает задачку вместе с ребенком и искренне радуется успехам ученика. Существует много вариантов практических действий. Это может быть изменение и дополнение материала, работа с наглядными пособиями (таблицами, лото, карточками), опыты редактирования и упражнения в нотографии (запись подобранных мелодий или пьес, переписывание музыки). Метод практических действий непосредственно связан с исполнением на инструменте. Игра на фортепиано становится эффективным средством музыкального и общего развития, если при исполнении воспитывается слуховой самоконтроль и умение отдавать себе отчет в совершаемых действиях.
Редакторская обработка материала. Ученик учится выполнять редакторскую работу: проставить пропущенные тактовые черты или размер, указать длительность нот, обозначенных лишь нотными головками, отметить знаки альтерации, расставить аппликатуру, лиги, динамику, паузы. Вариантом редактирования является метод дополнения текста. Ученик должен исправить отдельные ошибки (вписать недостающие ноты, паузы, звуки, например, тонику, размер).
Изменение материала.Одна из форм практических действий, связанных с игрой на фортепиано. На начальном этапе обучения примерами такого рода заданий могут быть: транспонирование (простейших мелодий небольшого диапазона), мелодические, метроритмические изменения, изменения фактуры (возможно исполнение гармонической фигурации сомкнутыми аккордами, помогающее услышать-осмыслить гармоническое строение). Сюда же можно отнести и составление технических упражнений путем вычленения элементов из пьески.
Все методы, изложенные в данной работе, направлены на активизацию как умственных, так и собственно музыкальных способностей, таких как музыкальный слух, память, чувство метро – ритма.
Музыкальное развитие учащегося не может протекать без игровой практики, т.к. именно игра на фортепиано передаёт в звучащих образах то, что при иных обстоятельствах могло бы осесть в сознании учащегося мертвым грузом знаний. Ведь задача исполнителя – воссоздать на инструменте звуковой образ, а для этого и нужно самостоятельное творческое переосмысление его. Многие упражнения помогают формировать такие навыки фортепианной игры, которые помогают быстрее читать нотную запись и ориентироваться на клавиатуре, осознанно наблюдать за течением музыки. Спектр упражнений не исчерпывается тем, что предложен выше: его можно расширять и разнообразить в зависимости от индивидуальности ученика и задач учебного процесса.
Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных интересов.
Литература
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. — М., 1985.
Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Л., 1988.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1973.
Смирнова Т.И. ALLEGRO Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. М., 1994.
Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. Ростов, 2002.
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М., 1999.
Источник