Метод проектов как средство развития личности ребенка
Ольга Горбачёва
Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
Актуальность данной темы.
На сегодняшний день система развития дошкольногообразования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность для дошкольника не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер, позволяющий ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре программы дошкольного образования, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов — является педагогической инновационной технологией, имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Мною изучено множество методической литературы по вопросам проектирования. Установлено, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, это стимулирует детей к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений, навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.
После революции этот метод применялся в образовании как общественно- полезные дела детей. В системе отечественного дошкольного образования метод проектов возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий.
Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, возникшая из идеи свободного воспитания. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — развитие личности дошкольника, стимулирование интереса детей к определенным проблемам.
2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных организациях. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые многими отечественными педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Б. В. Хозиев (2002г.). Использование проектной деятельности, как формы организации развития способностей детей дошкольного возраста занимается Е. Евдокимова (2003г.). Е. С. Полат отмечает, что идея метода проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.
Метод проекта способствует:
•развитию личности ребенка — повышению активности детей, развитию творческого мышления, воображения, внимания,памяти, речи, творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать;
•стимулированию интересов дошкольников к определенным проблемам через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем;
•практическому применению полученных знаний;
•самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности;
•созданию открытой системы ДОУ для активного участия родителей.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Эта модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, находясь в активной позиции. Он направлен на развитие личности ребёнка, познавательные и творческие способности.
Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.
Мною было проведено анкетирование среди родителей по внедрению проектного метода обучения в ДОУ. Мнение родителей к проектной деятельностивыглядят следующим образом:
(20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничества, но с оговоркой (дефицит времени);
у 10% родителей отсутствует четкое представление о системе совместной работы с педагогом ДОУ в рамках проекта;
70%-большинство родителей перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это отсутствием свободного времени, нежеланием участвовать в совместной проектной деятельности.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, увидеть трудности и проблемы в воспитании и развитии детей. Стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация) оказались недостаточно эффективными, позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников учитывает современные подходы к проблеме. Самая удачная находка-метод проектов.
Мною составлена система работы по внедрению проектного метода обучения для развития личности дошкольника, рассчитанная на 3 года. Прописаны цели и задачи для реализации данной системы с детьми младшей, средней, старших групп. Система по развитию личности дошкольника через проектный метод, разработана в соответствии с программой «Детство», «Программы развития и воспитания детей в детском саду», под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович, с использование парциальных программ.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги, где данный метод понимается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели.
Цель: развитие личности ребенка посредством проектного метода обучения.
Задачи:
1Разработать педагогическую систему развития личности ребёнка посредством проектного метода обучения.
2. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
3. Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление, речь, коммуникативные навыки дошкольника.
Новизна работы заключается: в разработке и апробации различных проектов по развитию личности детей дошкольного возраста, их организации в рамках проектной деятельности.
Основные этапы метода проекта:
1этап. Целеполагание. Я помогаю воспитаннику выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени,
способствую саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки и приобретения новых знаний, развития речи и психических процессов.
Последовательность работы на данном этапе: * ставлю перед собой цель (исходя из потребностей и интересов ребёнка);
* вовлекаю дошкольника к решению проблемы;
* намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей); * обсуждаю план с семьями (на родительском собрании);
* обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;
* вместе с детьми и родителями составляю план-схему проведения проекта;
* собираю информацию, материал.
2этап. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью? (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию?;
какие предметы использовать? (принадлежность, оборудование);
с какими предметами нужно работать для достижения цели.
3этап. Выполнение проекта – практическая часть.
Выполнение проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе — создание в группе условий для осуществления совместных замыслов детей и взрослых в рамках проекта.
Последовательность работы педагога на данном этапе.
Образовательная деятельность: игры, наблюдения.
Родители и дети выполняют задания, поощряются самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовления поделок, рисунков, альбомов)
4этап. Подведение итогов – продукт проекта, определение задач для новых проектов.
На данном этапе раскрывается творческий потенциал дошкольников, применяются полученные сведения на практике.
Последовательная работа над этапами:
* организация презентации проекта, создание условий (чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытали чувство гордости за достижения, осмыслили результат своей деятельности). *выступления перед сверстниками,где ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жестами, мимикой).
Взаимодействуя с родителями и детским садом помогает:
*привлечь внимание дошкольника;
*помочь обнаружить проблему и способствовать её выполнению;
*вызвать интерес и ввести детей в совместный проект.
Особенность проектного метода обучения.
Метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.
Источник
Проектная деятельность в ДОО – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Проектный метод как средство развития свободной творческой личности ребенка.
В связи со стремительными изменениями окружающего мира, всестороннего проникновения научно-технического прогресса перед педагогом встает необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания, продиктованные современными методами и интегрированными технологиями. Одним из наиболее перспективным методом, способствующим решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Педагогическому коллективу дошкольной организации предлагается активно использовать метод проектов в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать свои творческие способности.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В процессе проектной деятельности происходит как самостоятельная, так и коллективная творчески законченная работа, содержащая социально значимый результат. Суть проекта состоит в проблеме, для решения которой необходима исследовательско- поисковая деятельность в различных направлениях, результаты которой анализируются и синтезируются в единое целое.
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Для каждого возраста задачи исследовательской деятельности специфичны:
При реализации проектной деятельности создаются все условия, влияющие на эффективное развитие творческого потенциала и творческих способностей детей. Стратегия проектной деятельности ориентирована:
- формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- на раскрытие скрытых резервов творческого мышления; преодоление стереотипности мышления;
- обогащение творческого воображения;
- развитие способности к достижению оригинального результата решения задач;
- умение сотрудничать в коллективе, взаимодействовать с партнером, что позволяет добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса;
- активное сотрудничество с родителями как полноправными участниками проекта.
- развитие словесного творчества (игра в рассказчика, придумывание историй, салат из сказок и пр.)
Проект предполагает следующие подготовительные этапы:
- постановка цели;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
- проблема;
- проектирование или планирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста богаты своим многообразием. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, педагоги ДОО могут воспользоваться различными творческими и ролево-игровыми проектами: «Моя игрушка», «Журнал «Здоровье» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Волшебный мир театра», «Книжкина неделя»;
- творческие: «В гостях у сказки», «Мир природы»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
В ходе основного этапа любого проекта педагоги должны привлекать детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму, где происходит реализация совместных действий: например, экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, эксперимент, беседы, обсуждения, совместные и индивидуальные репетиции.
На заключительном этапе происходит кульминация проекта- презентация: представление участникам проекта или гостям продукта проектной деятельности: театрализация, концерт, спортивный праздник, выпуск стенгазеты, журнала, фотоальбома и т.д.
Отличительной чертой проектной деятельности в дошкольной системе образования является отсутствие у ребенка возможностей самостоятельно найти противоречия в окружающем, обозначить проблему, определить цель (замысел). В связи с этим, в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, где активно принимают участие не только дети и педагоги ДОО, но и привлекаются родители, другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Таким образом, в проектной деятельности возникает своего рода триада «Педагог — Родители — Дети»
Значение проектной деятельности:
- Происходит развитие личности дошкольника.
- Повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи.
- Развиваются детско-родительские отношения. Происходит сближение родителей и детей, скрепление семейных уз.
Источник