Метод проекта метод развития творческих способностей ребенка
Наталья Сучкова
Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность
На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Колоссальными способностями повышения качества дошкольного образования обладает внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Одной изинновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей,являетсятехнология проектной деятельности.
Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.
Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач. Надо помнить, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Основной цельюпроектной деятельностив дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка.
Общие задачи развития:
— формирование творческого воображения и творческого мышления;
— развитие познавательных способностей;
— развитие коммуникативных навыков;
— обеспечение психологического здоровья.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленного теста, аппликация, чтение и т. д.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. И эта тема является темой моего самообразования.
Очень удобно определяться с темой проекта, формами и видами деятельности во время проведения утреннего сбора – одной из форм организации образовательного процесса. Во время обсуждения коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, затем детским коллективом выбирается только одна идея. (Выбор идеи осуществляется, например,так: воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея). Утренний сбор дает возможность развивать умение детей самостоятельно делать выбор, создает эмоциональный настрой на весь день и создает атмосферу коллективного творчества.
Планирование любой проектной деятельностиначинается с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что будет в результате?
Работа с детьми ведётся поэтапно: сначала создается положительная мотивациядетей, затем дошкольники вводятся в проблему, слушают рассказ о ее важности, вживаются в игровую ситуацию. Затем вырабатывается план по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности, подбираются необходимая информация и нужные материалы. Дальшевыполняется практическая часть проекта. После происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Необходимо отметить, что на каждом этапе используются личностно-ориентированные технологии, так как способности и возможностидетей разные.
Считаю важным условием развития творческой личности является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их в жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).
Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Проектную деятельность осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как равноправные партнеры.
В практике ДОУ использую следующие типы проектов:
Исследовательско-творческий — дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролево-игровой — используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Информационно-практико-ориентированный — дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей.
По продолжительности проекты делятся на:
— Краткосрочные (1-4 недели)
— Среднесрочные (до 1 месяца)
— Долгосрочные (полугодие, учебный год)
При этом каждый из этих видов проектной деятельностиимеет следующие общие особенности:
— в ходе проектной деятельность решается проблемная ситуация, которая не может быть решена прямым действием. Именно это является отличительной чертой проектной деятельности от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация решается максимально быстро.
— участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
— проектная деятельность имеет адресный характер. Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Для моей работы представляет интерес творческая проектная деятельность. Остановимся на ней подробно.
Творческая проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, его уникальное видение мира, свойственное этомудошкольнику, стимулирование его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте, то и развивается креативность и творческая активность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
И более подробно я расскажу о творческих проектах, которые были проведены в нашей группе, в ходе которых дети расширили свой кругозор, получили возможность развить речь, мышление, свой творческий потенциал. Представляю вашему вниманию фотоотчет о наших проектах (презентация).
Творческий проект «Сказки К. Чуковского»
Творческий проект «Цветная неделька»
Познавательно-творческий проект «Домашние животные»
Вывод:в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творческое начало и креативность, показать всем свою индивидуальность. Ребёнку метод проектов даёт возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это доступный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования.
Литература :
1 Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л. Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
2Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1486–1490. – URL: https://e-koncept.ru/2016/96216.htm.
3. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет»— Волгоград: Учитель, 2015.-159с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. С. Л. Гвинейская, заместитель заведующего по УВР, консультации для педагогов «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении», 2010.
6. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое
пособие. –Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 64 с.
Источник
Старший воспитатель Козлова Елена Александровна
Мастер- класс по теме: «Проектный метод как форма развития творческих, познавательных способностей детей»
Для того чтобы работать в инновационном режиме необходим поиск новых форм, методов и приемов в работе с коллективом детского сада, детьми и родителями.
Нас заинтересовала проектная деятельность, потому что она позволяет воспитателю решать множество психолого- педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и детей становится более интересным, увлекательным и разнообразным.
Каждый проект по своему уникален и представляет педагогу возможность проявить на практике свои профессиональные знания, интуицию, фантазию, увлечение и оригинальность.
Метод проектирования позволяет превратить планирование воспитательно- образовательной работы в творческий процесс, а каждую встречу с детьми делает яркой и незабываемой.
На наш взгляд проектный метод в работе педагогического коллектива способствует созданию единого образовательного пространства и развитию творческих, познавательных способностей детей.
Внедрение педагогом проектного метода с раннего возраста убедительно доказывает, насколько важно не упустить возможность использования именного этого периода для освоения ребенком новых форм взаимодействия с педагогом.
Хотим поделиться опытом и внедрить в практику детских садов метод проектирования.
Изменения, происходящие в российской системе образования направлены не только на изменение содержания изучаемых программ, но и на изменение подходов к методике обучения и воспитания- это расширение арсенала методических приемов педагога, активизация деятельности детей в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поиска путей решения проблем.
Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.
Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей детей дошкольника.
Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х.Килпатрик. По его мнению, проект предлагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Он полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания приобретаемые в результате одного опыта служили развитию и обогащению ряда последующих опытов.
Что такое проект?
Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них,- это детская самостоятельность, это практическое, творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в целом развивающей личность программы.
Обобщив исторический опыт разработки проектов, можно выделить следующие основные этапы(4 этапа).
1 этап Целеполагание: на этом этапе помогаете ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени, вводите в проблемную, игровую ситуацию, формулируете задачи. Например: деятельность педагога- проект «Азбука дорожного движения». В ходе беседы на тему «Знаешь ли ты правила дорожного движения?», выясняем, что у детей не достаточные знания на эту тему. Обсуждаем с детьми возникшие вопросы.
Дети осознают и воспринимают проблему, рассматривают иллюстрации в книгах с изображением дорожных знаков.
Подводим детей к проблемной ситуации. Задаем вопрос «Как вы считаете для чего людям нужны правила дорожного движения?». Принимаем ответы детей.
Сообщаем родителям о том, что началась работа над проектом «Азбука дорожного движения» и обращаемся с просьбой помочь, принять участие.
2 этап Разработка проекта- Составляем план работы, намечаем совместную деятельность с родителями и детьми.
Организуем работу над проектом (поэтапно) направляем деятельность детей и родителей на поиск решений. Беседуем с детьми о том где можно найти информацию. Знакомим родителей о начале проекта (оформлена информация для родителей на стенде).
Деятельность детей: Дети предлагают пути поиска информации. Например: -спросить у родителей
-найти информацию в книгах
-в библиотеке
-посмотреть мультфильм, фильм (СМИ)
-понаблюдать за чем то на улице и.т.д.
Приглашаем на занятие специалиста в зависимости от тематики проекта. Например: если это связано со здоровьем- врача, медсестру; если это ПДД- инспектора и.т.д.
Разделяем детей на рабочие группы по сбору информации в портфолио на заданную тему.
1.Собирают информацию с родителями
2.Оформляют иллюстративный отдел с родителями
3.Готовят презентацию
3 этап Практическая деятельность по решению проблемы- Активизируем инициативы в игровых действиях, в досугах, развлечениях, в ознакомлении с художественной литературой, в экскурсиях, в беседах, в наблюдениях, в занятиях, в работе с родителями (консультации, анкетирование, рекомендации, наглядная пропаганда, организации встреч совместной деятельности).
4 этап Презентация продуктов деятельности- Организуем деятельность по подготовке презентации, приходим на помощь по мере необходимости, проводим праздник либо открытые мероприятия гостям, родителям. Подводим детей к формулировке вывода о решении проблемы.
Деятельность детей: готовят презентацию, предлагают продукт деятельности гостям, родителям, делают выводы.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1) Исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2) Ролево- игровые(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)
3)Информационно- практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4)Творческие(оформление результата в виде детского праздника. Детского дизайна, например: «Театральная неделя»).
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило,- между группами, но бывают и личностные, индивидуальные проекты.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты:
-«Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие проекты, в том числе:
-Комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»
-Групповые: «Математические коллажи», « Мир животных и птиц», «Времена года»
-Творческие: «Мои друзья», «Любимым сказки», «Мир природы»
Индивидуальные: «Я и моя семья», « Генеалогическое древо», Секреты Бабушкиного сундука», «Сказочная птица»
-Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одного занятия до одного дня) и длительными (от недели до 3 месяцев и более)
Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
Работа над проектом имеет большое значение для развития творческих, познавательных способностей детей и их интересов. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединения различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество.
Умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Источники
- И. Урмина, Т. Данилина Инновационная деятельность в ДОУ //Москва, Линка- пресс 2009-12-30
- Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова образовательные проекты в детском саду // Москва,2008
- Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения // Москва,2006
- Н.В. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников// Волгоград, 2009
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников //Москва,2008
Советы воспитателю по работе над проектом.
1.Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3.Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не боясь высказываться.
7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8.В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10.Творчески подходить к реализации проекта: ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11 Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу совместного с ребенком творчества.
12.Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и.т.п.
Делимся опытом
Мастер- класс
По теме: «Проектный метод как форма развития творческих, познавательных способностей детей»
Подготовила Козлова Елена Александровна
Старший воспитатель детского сада комбинированного вида №
Москва 2010
Источник