Метод формул оценки физического развития ребенка
В практической работе педиатра часто возникает необходимость в быстрой (хотя бы приблизительной) оценке соответствия длины тела (роста) и массы тела нормальным допустимым значениям. Для этого предлагаются следующие упрощенные формулы:
Приблизительная длина тела (см)
ü Грудной ребенок — 50 + 2х м (для мальчиков и девочек)
ü От 1 до 7 лет – 75 + 7 х п ( для мальчиков) и 75 + 7 х (п-1) для девочек
ü От 8 до 12 лет — 75 + 6 х п ( для мальчиков) и 75 + 6 х (п-1) для девочек
Примечание:
50 – условная длина тела новорожденного
м — число месяцев
75 — условная длина тела ребенка 1 года
п — число лет
Приблизительная масса тела (кг)
ü Доношенный грудной ребенок — 3 + 600 х м
ü В возрасте 2-11 лет — 10,5 + 2 х п
ü В возрасте 12-15 лет — 5 + п-20
Примечание:
3 – условная масса тела доношенного грудного ребенка
м – число месяцев
10,5 – масса тела годовалого ребенка
п — число лет
Получаемые при таком расчете значения могут отклоняться от 50-й центили до 2 см по длине тела и до 2 кг по массе тела, но они укладываются в диапазон 35-75 центилей, т.е. нормальных вариаций.
Формулы для определения параметров физического развития (из педиатрии Нельсона)
возраст | Длина тела (см) | Масса тела (г или кг) |
1 – 6 месяцев | 50 + 3В | 3300(3500) + 800 х В |
7 – 12 месяцев | 64 + В | 5800(6000) + 400 х В |
2 – 5 лет | — | 2В + 9 |
2 – 8 лет | 74 + 7В | — |
5 – 12 лет | — | 3В + 4 |
8 –15 лет | 90 + 5В | — |
I2 –16 лет | — | 5В — 20 |
*В — возраст
Оценка физического развития коллективов
При изучении физического развития коллективов или одного коллектива детей и подростков за определенный период могут быть использованы как
Ø результаты индивидуальных оценок
· например, доля детей в частях, %, имеющих определенную характеристику показателей физического развития.
· разделение детей по группам физического развития скрининг-тестами, так и
Ø сравнение средних показателей физического развития путем расчета критерия t Стьюдента и определения достоверности различий:.
Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента | |
Алгоритм работы: ü получение фактического материала; ü статистическая обработка вариационных рядов (по каждому показателю расчет средней арифметической Х и ее ошибки X±m); ü расчет критерия t Стьюдента: Х1 — Х2 t=————— √ m1² — m2² где Х1 — Х2 — среднеарифметические взвешенные; m1 и m2 — погрешности среднеарифметических значений. | Оценка Ø Полученный критерий оценивают следующим образом: * § если t>3, то различия средних значений достоверны, § если t < 3 — различия их не достоверны. *При более строгом подходе используют специальные таблицы. |
Пример.
Условие:
В городе А проводится динамическое наблюдение за физическим развитием школьников. У девочек 12 лет установлены следующие показатели :
2002 2007
Рост, см 145,2±0,52 146,1 ±0,64
Масса, кг 35,3±0,46 37,4+0,47
Окружность груди, см 69,0±0,45 69,6±0,51
Необходимо определить достоверность выявленных различий.
Решение:
t роста = 146,1 — 145,2 = 0,9 = 1,01;
√ 0,64² + 0,52² 0,82
t массы = 37,4 − 35,3 = 2,1 = 3,18;
√ 0,47² + 0,46² 0,66
T окружности груди = 69,6 − 69,0 = 0,6 = 0,88
√0,51² + 0,45² 0,68
Таким образом, лишь t массы >3.
Следовательно, за указанный отрезок времени у 12-летних девочек произошло достоверное увеличение массы.
Необходимо выяснить причины (питание, заболевания).
Ø Перспективны методы картографирования для анализа географической изменчивости показателей роста и развития детей подростков; расчет -скоров. Следует отметить, что привлечение многомерных методов и новейших компьютерных технологий даст возможность более детальной оценки и выявления разнообразных закономерностей.
Структура и содержание занятия
Занятие проводится в аудитории кафедры, демонстрируются приборы, инструменты и наглядные пособия для определения показателей физического развития.
Практическая работа — решение ситуационных задач по оценке физического развития по вышеприведенным алгоритмам
§ регрессионным методом
§ центильным методом
§ с использованием скрининг – тестов
§ комплексным методом
Контролирующие вопросы
1. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков.
2. Закономерности роста и развития детского организма и их практическое значение
3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
5. Анатомо-физиологические особенности подростков.
6. Соматометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
7. Физиометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
8. Соматоскопические показатели физического развития. Правила оценки.
9. Возрастная периодизация.
10. Понятие «физическое развитие» и его медико-гигиеническое значение
11. Факторы, влияющие на физическое развитие детей и подростков.
12. Методы оценки физического развития (регрессионный, центильный, комплексная оценка, скрининг-тесты): технология применения, сравнительная характеристика.
13. Методики оценки физического развития детского коллектива.
14. Биологический возраст — понятие, критерии, значение в оценке физического развития детей.
Приложения- вставить
Приложение 1 – регрессия (Поляков) — см. «Шкала регрессии»
Приложение 2 -центильные таблицы — см. «сканер»
Приложение 3 – Скрининг — см. «сканер»
Приложение 4 — показатели биологического развития — см. «шкалы регрессии» и сканер
Источник
Тема № 2. Здоровье и физическое развитие ребенка (2 ч.)
План занятия:
1.Определение понятия «здоровье»
2.Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей
3.Группы здоровья
4.Профилактический контроль состояния здоровья детей
5.Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения
6.Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
Определение понятия «здоровье».
По определению ВОЗ, здоровье– это физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней.Факторы, влияющие на здоровье: физические, биологические, химические, механические. На рост и развитие детского организма, состояние его здоровьявлияют социально-экономические и бытовые условия, отягощенная наследственность и т.д. При чрезмерных воздействиях их на организм – снижается его резистентность (сопротивляемость), что приводит к развитию патологических процессов, т.е. нарушению функции органа или его структуры.
Природные, социальные факторы среды затрагивают различные уровни биологической системы (клеточный, тканевый, органный, системный). Чем ниже уровень разрушения, тем сложнее, как правило, поставить диагноз. Под влиянием практически любых воздействий в большей или в меньшей степени происходят изменения внутренней среды, и все реакции организма (адаптационно-компенсаторные) направлены на сохранение или выравнивание ее параметров. Организм либо приспосабливается (адаптируется) к изменившимся условиям, либо компенсирует (восполняет) частично или полностью утраченную функцию.
Адаптационная и компенсаторная функции осуществляются благодаря пластичности структур организма; отдельные клетки или органы берут на себя дополнительные функции, утраченные или ослабленные в результате действия повреждающего фактора. Если агрессивность фактора чрезмерно велика или продолжительна, напряжение адаптационно-компенсаторных механизмов достигает предельного уровня и может произойти их срыв, сопровождающийся развитием патологии. Следовательно, заболевание возникает в случае сильного повреждающего воздействия или ослабления адаптационно-компенсаторных механизмов организма. А в раннем детском и дошкольном возрасте эти механизмы еще недостаточно совершенны и во многом зависят от санитарно-гигиенического окружения ребенка, правильного ухода, питания и др. факторов.
Соматическое здоровье отражает состояние органов и систем организма. Основой его является генотип организма, реализуемый фенотипически в зависимости от возрастных потребностей и факторов среды.
Физическое здоровье характеризуется степенью совершенства саморегуляции функций, гармонией физиологических процессов, высоким уровнем роста, развития организма и его способностью адаптироваться в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга и выражается уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и адекватными поведенческими реакциями.
По данным ВОЗ уровень здоровья лишь на 20% зависит от наследственных факторов. Доля влияния средовых биологических и социальных факторов на здоровье человека составляет 18–22%. Незначительная часть (8–10%) показателей здоровья определяется деятельностью медицинских учреждений. В наибольшей степени качественное и количественное проявление здоровья обусловлено образом жизни человека. Следовательно, здоровье – это результат гармонического единства врожденных и приобретенных биологических и социальных качеств, а болезнь – нарушение этой гармонии.
Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей
Под физическим развитиемпонимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышечная сила рук и т. д. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Определяют уровень физического развития и степень его гармоничности с помощью методов антропометрических исследований.
Измерение длины тела у детей до трех лет производится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера (если ребенок не умещается на стандартном ростомере, можно использовать любую горизонтальную поверхность с прибитой к ней сантиметровой лентой). Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. После трех лет используется вертикальный ростомер со скользящей планкой, который позволяет измерить рост стоя и сидя. Измерение окружностей, диаметров и поперечников у детей производится в положении лежа (за исключением окружности головы, которая измеряется у ребенка в вертикальном положении с того момента, когда он хорошо держит голову).
Массу тела детей до двух лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Если ребенок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на их узкой части. С двухлетнего возраста измерение массы тела производится на обычных медицинских весах.
Функциональные показатели (емкость легких, мышечная сила рук) можно измерить только у старших дошкольников с помощью специальных приспособлений.
Рост. Если в первые три года жизни скорость роста каждый год неравномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4–5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.
Приблизительно рост ребенка можно вычислить по формулам:
100 см – 8 (4 – n) для детей младше четырех лет,
100 см + 6 (n – 4) – для детей старше четырех лет, где n – число лет ребенка, а 100 см – примерный рост четырехлетнего ребенка.
Исходя из этой формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см, пятилетнего – 106 см, шестилетнего – 112 см.
Вес (масса тела). Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0–1,3 кг в три года до 2,2–2,5 кг в шесть–семь лет.
Приблизительно массу тела ребенка можно вычислить по формуле:
10,5 кг + 2n, где n – возраст малыша, 10,5 кг – примерный вес годовалого ребенка.
Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 16,5 кг, в четыре – 18,5 кг, в пять лет – 20,5 кг, в шесть лет – 22,5 кг.
Окружность головы. Этот показатель можно определить по формуле:
50 см – 1 (n) для ребенка младше пяти лет и 50 см + 0,6 (n) – для ребенка старше пяти лет, где n – возраст ребенка, а 50 см – окружность головы пятилетнего ребенка.
Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три – лишь 49 см, а в шесть лет – уже 50,6 см.
Окружность грудной клетки. Нормативы грудной клетки отражает формула:
63 см – 1,5(10 – n), где n – возраст ребенка, а 63 см – средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего – уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть лет – 57 см.
У детей от трех ло шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести–семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук– почти в 2,5 раза, а длина ног – в 3 раза и более. Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.
Полученные показатели физического развития ребенка – чаще всего рост и вес оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности. В нашей стране наряду с методом средних норм и сигмалъных (стандартных) отклонений (таблицы параметрического типа) широко используются таблицы непараметрического типа – центилъные. Центильные таблицы в отличие от сигмальных не требуют дополнительных расчетов, легки и удобны в обращении. С их помощью можно определить соответствие показателей массы тела достигнутому росту и степень их отклонения. В таблицах с использованием центильного метода оценки за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного возраста и пола – в интервале от 25-го до 75-го центиля. Каждый измерительный признак (длина, масса тела, окружность грудной клетки) должен быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы. В зависимости от того, где расположен «коридор», можно дать оценку и принять решение о необходимости дополнительных исследований:
· область «очень низких» величин (до 3-го центиля). Ребенок должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследоваться у специалистов: эндокринолога, невропатолога и др.;
· область «низких» величин (от 3-го до 10-го центиля). Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития;
· область величин «ниже среднего» (от 10-го до 25-го центиля);
· область величин «выше среднего» (от 75-го до 90-го центиля);
· область «высоких» величин (от 90-го до 97-го центиля);
· область «очень высоких» величин (выше 97-го центиля). Вероятность болезненной природы таких изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование у врача и обследование.
Наиболее оптимальный уровень физического развития характеризуется расположением всех показателей от 25-го до 75-го центиля, преимущественно в рамках одного коридора.
Используются следующие варианты оценки физического развития:
1. Нормальное физическое развитие – при значениях массы тела и окружности груди в пределах от 25-го до 75-го центиля по отношению к длине (при любых вариантах длины, кроме низкого роста).
2.Дефицит массы тела I степени – от 3-го до 10-го центиля или II степени – до 3-го центиля (при любых вариантах длины).
3. Избыток массы тела I степени – от 90-го до 100 центиля или II степени – от 90-го до 97-го центиля (при любых вариантах длины).
4. Низкий рост (с указанием соответствия массы).
Стандарты физического развития могут использоваться как для индивидуальной оценки развития ребенка, так и для оценки физического развития всего детского коллектива. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей.
Существенным показателем развития является уровень биологической зрелости детского организма (биологический возраст). Каждому человеку присущ свой собственный темп развития. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст. Он отражается в сроках прорезывания молочных зубов и смене их на постоянные, формировании ядер окостенения в хрящевой ткани скелета, сроках полового созревания, некоторых особенностях психофизического развития. В раннем и дошкольном возрасте наиболее достоверным показателем биологического возраста является так называемый костный возраст – сроки появления ядер окостенения. По соотношению антропометрических данных (показателей веса и роста) и уровня биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный тип развития. Существенное отставание биологического возраста от календарного приводит, как правило, к нарушению адаптации ребенка к возрастным требованиям, предъявляемым ему окружающей средой.
Другие показатели здоровья врач оценивает по опросу родителей, осмотру ребенка, данным лабораторных исследований (анализов). По показаниям могут быть проведены дополнительные исследования (рентгенологическое, ультразвуковое и др.). Полученные данные соотносятся с данными осмотра врачами-специалистами.
Группы здоровья
По совокупности критериев (показателей), определенных во время профилактического осмотра, врач дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.
Понятие группы здоровья отражает общий «уровень здоровья» ребенка, который оценивается по отсутствию или наличию отклонений в здоровье и хронических заболеваний, а также по степени их тяжести. В соответствии с изложенными ниже критериями выделяют 5 групп здоровья детей.
Первая группаобъединяет здоровых детей, не имеющих отклонений по всем критериям, не болевших или редко болевших за период наблюдения (1–3 раза в год), а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.),не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую группусоставляют дети с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, часто (4 раза в год и более) болеющие острыми заболеваниями, т.е. дети с риском возникновения у них хронической патологии.
К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения в здоровье:
• рахит, дефицит или избыток массы тела I и II степени;
• аллергическая предрасположенность;
• дефекты осанки, уплощение стоп;
• функциональные изменения сердечно-сосудистой системы;
• гипертрофия аденоидов I и II степени или миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания бронхитами или пневмонией;
• частые острые заболевания, в том числе простудные (больше 4 раз в год);
• кариес, нарушение прикуса, не требующие немедленной коррекции;
• отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, косноязычие;
• дисфункция желудочно-кишечного тракта – периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;
• миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени;
• вираж туберкулиновой пробы.
Третья группа объединяет детей с хроническими болезнями или врожденной патологией в состоянии компенсации,т.е. с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, а также с функциональными отклонениями только в одной системе или органе.
Четвертая группавключает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации,которое определяется функциональными отклонениями не только больного органа или системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным восстановительным периодом после острых заболеваний.
Пятая группа – дети с тяжелыми хроническими болезнями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. относящиеся к категории инвалидности.
При включении детей в II–V группы не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья; достаточно – по одному из них. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
В зависимости от изменения уровня состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в процессе наблюдения может изменить группу здоровья ребенка. При появлении у ребенка одновременно нескольких функциональных отклонений в состоянии здоровья или в случае наличия у него факторов риска (увеличение частоты заболеваний, уменьшение массы тела) группа здоровья его не меняется, отмечается внутригрупповое ухудшение. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения, специального оздоровления.
Распределение детей на группы по уровню здоровья служит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления и лечения(назначение рекомендаций по режиму, питанию, физвоспитанию, массажу, закаливанию, воспитательным подходам, профилактическим прививкам, диспансеризации, лабораторным исследованиям, необходимой лекарственной терапии).
Детей I группы здоровья осматривают в сроки, установленные для каждого возраста; им назначают только профилактические и оздоровительно-воспитательные воздействия.
Для детей II группы здоровья сроки обследований устанавливаются чаще в зависимости от характера отклонений. Они нуждаются в назначении специальных оздоровительных и лечебных мероприятий, щадящем режиме дня, индивидуальном питании, физическом воспитании и закаливании, а при необходимости – в лечении. Некоторые дети II группы нуждаются в систематическом наблюдении у невропатолога, эндокринолога и др. с целью своевременного выявления возможных отклонений в зависимости от фактора риска.
Дети III, IV и V групп наблюдаются врачом-педиатром и врачами-специалистами в сроки, установленные для диспансеризации больных, находящихся на диспансерном учете. Они нуждаются в постоянном лечении, проведении специальных оздоровительных мероприятий, в изменении режима дня, питания, физического воспитания, закаливания. Часто этим детям необходимо лечение в стационаре и санатории.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник