Место семьи в воспитание и развитие ребенка
Наталия Попова
Ведущее место семьи в воспитании своего ребёнка!
Значение семейного воспитания переоценить невозможно. Именно семья закладывает начала начал в маленьком человеке, оказывая решающее воздействие на весь его внутренний мир.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья для ребёнка – это модель общества, с помощью которой он входит в мир. Семье принадлежит ведущее место в развитии ребёнка, поэтому и в воспитании ребёнка приоритет, бесспорно, принадлежит семье.
В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи.
Детский сад детей воспитывает, а с родителями они живут, выполняют «общую работу». Отец и мать самые близкие и самые убедительные образцы, по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение.
Еще только ожидая появления на свет малыша, почти все родители мечтают о том, как сложится его судьба и в своих мечтах рисуют самые радужные картины. Кто-то думает о том. Что его ребёнок непременно станет знаменитым, прославит свой род и неважно, где он будет трудиться – он будет лучшим из лучших – ведь это же его ребёнок. Для кого-то маленький человечек – исполнитель тех заветных желаний и планов, которые не смог реализовать в жизни его родитель, и теперь он с надеждой всматривается в лицо своего крохи, мысленно раскладывает по полочкам, как же всё это будет осуществляться. А малыш лежит себе в колыбельке и не догадывается о том, что ему предстоит свершить и сделать. Об этом обязательно позаботятся родители, чего бы им это ни стоило.
Есть и такие мамы и папы, для которых самым главным критерием в оценке собственного ребёнка является здоровье: «Лишь бы здоровеньким был, а остальное приложится, там видно будет».
Я рассмотрела лишь несколько вариантов родительских размышлений над тем, кем они хотят видеть в будущем своего ребёнка.Безусловно одно: всем им хочется видеть своего сына или дочь добрым, честным, трудолюбивым человеком, преданным своей Родине, готовым постоять за товарища, умеющим жить в коллективе, жизнерадостным, доброжелательным в отношении к людям. Никто из родителей не хочет своему ребёнку навредить, а все их помыслы благостны, и окутаны большой и искренней любовью к своему ненаглядному чаду.
Следуя этой мысли, мы давно должны были бы построить идеальное общество, где царят добро, любовь, дружба и взаимопонимание. Но реалии нашей жизни говорят об обратном. В детских садах воспитателям всё сложнее найти контакт с молодыми родителями.В школах учителя бьют тревогу: школьники в своём негативном поведении переходят все мыслимые и немыслимые границы; их подопечные позволяют себе демонстративное поведение, нецензурную брань в присутствии своих наставников, грубость, хамство, проявление неуважения к старшим, и многое другое. Так что же мы – родители, воспитатели, учителя делаем не так? В чём наши упущения? Отчего в работе столько брака?
Вот над этими вопросами я хотела поразмышлять. Я – воспитатель. С советских времён я тружусь в системе дошкольного образования, занимаюсь воспитанием «всесторонне гармонически развитой личности». И именно так звучала задача, сформулированная партией и правительством на очередном партийном съезде в 70-е годы, когда я только перешагнула порог дошкольного учреждения. Вот уже без малого 40 лет тружусь на этом поприще и даже в одной и той же организации. И что мне хотелось бы сказать в этой связи. Меняются названия стран, меняется государственный строй, меняются подходы, взгляды на систему дошкольного воспитания и образования; концепции, требования, стандарты. Измениться может всё, кроме самого главного дела – воспитания подрастающего поколения.
Чтобы не краснеть в будущем за собственных детей мы должны их воспитать достойными членами нашего общества.
Дети – это наше всё: наше продолжение, наша смена, это наша надежда на счастливую старость.
Стремиться сделать для своего любимого ребёнка больше, чем для самого себя, воспринимать критические замечания в его адрес, как личное оскорбление, добиваться любой ценой лучших результатов, видеть врага в человеке, который старше тебя по возрасту, но хочет подсказать, нацелить на что-то очень важное – это ли не те ошибки, которые обернутся против вас в будущем? Это ли не те первые звоночки, которые в скором времени прозвучат набатом, но время будет безвозвратно упущено.
Прочитывая газеты и журналы, с особым вниманием отношусь к письмам читателей на тему «воспитание» ребёнка в школе или детском саду. Письма – размышления, письма – жалобы, которые вы выносите на суд читателей, и где гневно обличаете этих необразованных неумёх – воспитателей или подсказываете учителям, как им лучше организовывать уроки и досуг своих подопечных. Сколько недоброжелательства, негодования, злопыхательства вы вкладываете в эти жалобы. Не буду сейчас комментировать эти статьи, т. к. не пересказав их содержание, разговор может получиться беспредметным. Но хочу обратиться к авторам подобных писем, уже написавших что-то или собирающихся это сделать. Прежде чем отправлять такие письма, вы прочтите их несколько раз самим себе вслух, почитайте своим коллегам по работе, своим родителям. Может быть их житейская мудрость подскажет вам что-то важное, чего вы не осознаёте, позволит увидеть себя, и ту роль, которую вы отводите себе в этих статьях. Все факты и проблемы, о которых вы пишите не стоят выеденного яйца.А совет мой этим писателям и писательницам будет совсем простым: «Наведите мосты, наладьте контакт с теми людьми, о которых вы пишите в такой уничижительной форме». Приведя ребёнка в детский сад, подойдите к воспитателю и в вежливой форме попросите её сделать то-то или то-то для вашего ребёнка и не забудьте поблагодарить. Будьте самокритичны к себе, будьте терпимее, сдержаннее, всегда пытайтесь миром решить любую проблему, ведь на вас смотрит ребёнок как в зеркало. А то время, которое тратите на написание бесполезных публикаций, потратьте на своего ребёнка: поезжайте с ним за город, в музей, на экскурсию, в кино, в развлекательный центр — да куда угодно. Лишь бы вы были с ним вместе, рядом, чтобы он чувствовал вашу руку, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним, смейтесь, удивляйтесь, узнавайте, открывайте для себя ребёнка, а ребёнку открывайте себя.
Напоследок хочу поделиться одной историей, свидетелем которой я оказалась. Я ехала в вагоне метро, который был достаточно заполнен людьми, свободных мест не было. На одной из станций вошли бабушка и внук (мальчик лет пяти). Одна из женщин решила уступить малышу своё место. Что интересно, ребёнок не бросился на сиденье,он стал заглядывать в лицо бабушке с немым вопросом: «А можно ли ему сесть?». Когда бабушка слабым кивком своей головы дала своё согласие, внук сел на место, но теперь он стал искать взгляд той женщины, которая уступила ему место, и как только, встретился с ней глазами,сказал: «Спасибо».
Меня изумила эта сцена, как, наверняка, и ту женщину. На глаза навернулись слёзы. Это были слёзы благодарности и бабушке, и родителям этого мальчика. У меня был порыв встать и поклониться этой замечательной бабушке за воспитание внука, поблагодарить её и родителей за то, что они уже сделали и ещё сделают для этого мальчугана. К сожалению, моя сентиментальность не дала мне этого осуществить, и я покинула вагон метро на первой же станции.Шла и думала: «Вот этим родителям не придётся краснеть за своего ребёнка, они, бесспорно, вырастят из него высоконравственного гражданина, который станет предметом их гордости».
Знаю не понаслышке семьи, где главенствует неуёмная, жертвенная, всеобъемлющая любовь родителей, где слова «нет» для ребёнка не существует, даёт печальные плоды. Знаю и такие семьи, в которых ребёнку предоставляют полную свободу действий, неограниченную самостоятельность, которая несколько позже переходит во вседозволенность. Но и в первом, и во втором случае родители начинают задумываться слишком поздно, а время упущено, но зато они быстро находят себе оправдания, кивая на детский сад и школу.
Милые родители! «Сейте разумное, доброе, вечное». И помните, что сейчас вы держите в руках алмаз – подберите к нему нужную огранку, и он засверкает и превратится в бриллиант.
Детство – самая прекрасная пора в жизни каждого человека, самая беззаботная и безмятежная. Но и оно когда-то кончается. Дети подрастут, уйдут из детского сада в школу. Они унесут в душе те ростки добра и зла, которые посеяли в них мы. Они расстанутся с воспитателями, но при этом навсегда останутся со своими родителями. А вот когда дети вырастут,кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: добрых, заботливых, внимательных или жестоких, чёрствых, равнодушных людей? Это, прежде всего, зависит от вас самих.
Источник
Семья для ребенка
Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания — это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский
Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка. Это знают, пожалуй все. Однако, мало что меняется в самом качестве семейного воспитания. Все изменения в отношениях семьи с ребенком, в основном, связаны с ориентацией взрослых на более раннее и более сложное образование и развитие малышей.
Родители стремятся дать всевозможные знания ребенку, практически с пеленок. При этом ответственность за образование ребенка родители, как правило, предпочитают возлагать на всевозможные центры развития ребенка, учебные заведения. Многие семьи, руководствуясь определенным направлением в воспитании и развитии детей, которых сегодня тоже великое множество, делают его предметом семейного воспитания.
Все знают и понимают, что семья незаменима для развития ребенка. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Материал по теме:
- Семья и авторитет родителей в семье
- Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние
- Семья и ее влияние на формирование личности ребенка
- Семья под внешним управлением
Но что делать, для того чтобы семья стала заниматься своими непосредственными задачами и как ей в этом помочь, — пока не совсем ясно. Такое противоречие не случайно. Само понятие «семья» у современных родителей определяется совершенно по-разному. Для кого-то семья это ведение совместного хозяйства независимо от того, состоят ли родители в официальном браке. Другие считают, что семья — это законный брак. Третьи уверены в том, что не благословлено церковью, семьей назвать нельзя. Четвертые утверждают, что ни о какой семье не может идти речи, если нет детей. Бывает так, что все вроде бы есть: и брак оформлен, и дети есть, но каждый живет своей собственной жизнью нет единой концепции семьи.
Даже для взрослых людей вопрос о том, что такое семья, является не простым. Характеристик семьи с точки зрения ребенка значительно больше, и у них есть некоторые закономерности. Что такое семья для ребенка?
Семья для ребенка дошкольного возраста:
— это обязательное наличие ребенка в семье, а вотчленами семьи они могут считать не только папу и маму, это может быть соседка по дому, бабушка, мамина подруга, папин приятель или, например, рыбка. Ребенок — дошкольник, главным качеством члена семьи считает непосредственное отношение к нему. Если речь идет о сказочных персонажах, то дошкольники относят к своей семье тех, кто непосредственно связан с героем-ребенком. По той же причине многие дошкольники часто «вычеркивают» из семьи тех, кто, как им кажется, мало с ними связан.
— это совместное пространство, где обитают ее члены. Именно поэтому членом семьи может оказаться кошка, живущая в той же квартире, а бабушка или кто-то из родителей, живущие отдельно, в члены семьи не попадает.
— это общая жизнь, которая объединяет действия ее членов. Например, если семья ждет гостей, то бабушка пылесосит, мама печет пирог, папа уехал за продуктами, а ребенок накрывает на стол. Для ребенка — дошкольника семья, это наличие общего смысла деятельности. Если разные люди выполняют отдельные действия, которые, по мнению ребенка, никак не связаны между собой, то это может быть чем угодно, но семьей в сознании ребенка не является. Если дошкольник ощущает внимание к себе со стороны членов семьи, наблюдает своих близких в общем пространстве и, наконец, осмысляет и оценивает разнообразные действия членов семьи как такие, с помощью которых все они реализуют общие цели и задачи, общую для них жизнь, он воспринимает свою семью как семью.
Только такая семья является для ребенка — дошкольника благоприятной средой, которая способствует его полноценному психическому и личностному развитию.
Многие родители стараются оградить ребенка от общих дел, не привлекают его к совместным действиям, ребенок живет в своего рода изоляции от того, что по мнению ребенка является семьей. В других случаях семейная жизнь может провоцировать возникновение проблем в поведении и развитии малыша, общении с окружающими.
Влияние семьи на развитие ребенка
- Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка.
- Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
- Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта.
- Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения.
- Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
- Семья — это школа отношений с людьми. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!
https://pk-dialog.ru/semya-dlya-rebenka
Источник