Мещеряков а и особенности первоначального развития слепоглухонемого ребенка

Мещеряков а и особенности первоначального развития слепоглухонемого ребенка thumbnail

Обучение слепоглухонемых по Соколянскому и Мещерякову. Период первоначального очеловечения

Начало обучения слепоглухонемых в нашей стране связано с именем профессора И. А. Соколянского, организовавшего в 1923 г. в Харькове первую учебную группу из таких детей. В дальнейшем, вплоть до 1980 г., под его руководством проводилось обучение слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии и в Загорском детском доме для слепоглухонемых. И. А. Соколянский внес большой вклад в разработку системы обучения слепоглухонемых, являясь по существу основателем советской тифлосурдопедагогики. Дальнейшее свое совершенствование эта система получила в работах А. И. Мещерякова. Результаты многолетних наблюдений за развитием психики слепоглухонемых при специальном обучении по методу И. А. Соколянского А. И. Мещеряков обобщил в своей монографии «Слепоглухонемые дети». Автор указывает на две основные особенности слепоглухонемых детей. Первая состоит в том, что слепоглухонемой свои представления об окружающем мире формирует посредством осязания.

Вторая особенность заключается в том, что слепоглухонемой ребенок лишен обычных способов общения с окружающими людьми, и если не проводить специального обучения, то он своими собственными усилиями никогда не достигнет даже примитивного уровня умственного развития.

Система обучения слепоглухонемых, разработанная И. А. Сокодянским и его учениками, состоит из нескольких взаимосвязанных этапов с постепенно усложняющимися задачами.

Первый этап И. А. Соколянский назвал «периодом первоначального очеловечения». На этом этапе достигается формирование навыков поведения, направленных на удовлетворение собственных нужд. В первую очередь это предметно-практические действия с необходимостью усвоения образов предметов, пользования ложкой, тарелкой и т. п. Практика воспитания слепоглухонемых детей показала отсутствие у них «врожденной» ориентировочно-исследовательской деятельности. Элементы этой деятельности по удовлетворению простейших естественных потребностей на первых этапах развития ребенка возникают как необходимость, как условие достижения успеха в той или иной «деловой» сфере. Круг образов предметов расширяется, постепенно выходя за рамки обслуживания простейших естественных потребностей. В процессе овладения навыками, понятиями, всякого рода «премудростями», которые заключают в себе предметы быта, в процессе обучения пользования сотнями этих предметов у слепоглухонемого ребенка формируется человеческая психика.

Самообслуживание создает условия для совершенствования средств общения, развивает потребность в общении. Завершение действий, начатых взрослым, является первым сигналом, побуждающим слепоглухонемого ребенка к активному действию. Это и есть как бы зачаточный «язык».

слепоглухонемые

На втором этапе формируются специальные средства общения — жесты. Это помогает ускорению процесса психического развития слепоглухонемого ребенка. Жесты, обозначающие предметы и действие, являются основой первых специальных средств общения. Жесты дают возможность выработать у ребенка понятие о том, что все предметы имеют названия. На основе жеста можно переходить к следующей ступени — к смысловому обозначению, достигаемому с помощью слов.

К обучению грамматическому строю речи приступают путем составления простого текста и составления системы текстов. Одним из важнейших способов усвоения языка и формирования мысли является письменная речь в брайлевской форме. Письменная речь дает возможность самообучения.

Ребенок, обученный по описанной методике, уверенно преодолевает барьер, обусловленный слепоглухонемотой. Оставаясь слепоглухонемым, он обретает доступ ко всем сферам человеческого познания.

Лучшим доказательством действенности разработанной И. А. Соколянским и его учениками системы являются успехи обучения слепоглухонемых и возможность достижения ими высокого уровня интеллектуального развития ученицы Соколянского — Ольги Ивановны Скороходовой. Широко известна в нашей стране и за рубежом литературная и общественная деятельность этой женщины, которая в 5-летнем возрасте, заболев менингитом, потеряла зрение и слух.

В школе для слепых, куда вначале поступила девочка, она не смогла учиться из-за отсутствия слуха, и по этой же причине слепые избегали общения с ней. В десятилетнем возрасте она поступила в школу-клинику для слепоглухонемых. Затем она получила среднее образование и закончила филологический факультет Московского университета. О. И. Скороходова — автор трех книг и многочисленных статей. В 1961 г. она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В последние годы жизни (умерла она в 1984 г.) О. И. Скороходова работала старшим научным сотрудником Института дефектологии. Для того чтобы достичь таких больших успехов, ей пришлось очень много и упорно трудиться. Не умаляя заслуг в этом ее учителя И. А. Соколянского, нужно признать, что титанический труд Ольги Ивановны, как и вся ее жизнь, — это подвиг.

Первая книга О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю окружающий мир», изданная в 1947 г., была встречена с огромным интересом как в научных кругах, так и массой читателей и явилась наглядным свидетельством успехов советской дефектологии. По мнению известного психолога А. И. Леонтьева, эта книга характеризует ее автора как личность и демонстрирует «прекрасное развитие ума и чувств Ольги Скороходовой». В 1954 г. была опубликована вторая книга Ольги Ивановны, в которую в качестве первой части вошла переработанная первая книга, а вторая часть под названием «Как я представляю окружающий мир» была написана впервые. И наконец, третья книга «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» являет собой завершенную трилогию, посвященную проблеме восприятия и понимания окружающего мира человеком, лишенным двух важнейших органов чувств — зрения и слуха.

— Также рекомендуем «Восприятие внешнего мира слепым и глухонемым. Осязание у слепых»

Оглавление темы «Слепоглухонемые»:

  1. Общие вопросы слепоглухонемоты. История обучения слепоглухонемых
  2. Обучение слепоглухонемых в Европе. Примеры учебы слепых и глухонемых
  3. Обучение слепоглухонемых по Соколянскому и Мещерякову. Период первоначального очеловечения
  4. Восприятие внешнего мира слепым и глухонемым. Осязание у слепых
  5. Обоняние у слепоглухонемых. Литературный язык О. И. Скороходовой
  6. Психопатология слепоглухонемого. Внутренний мир глухого и слепого

Источник

Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., Педагогика, 1974

Данная работа первая попытка систематизированного изложения педагогического эксперимента, проводившегося в экспериментальной группе слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии АПН СССР с 1955 по 1970 г. и в Загорском детском доме для слепоглухонемых с 1963 по 1970 г. До 1960 г. эта работа проводилась под руководством И. А. Соколянского, основателя советской тифлосурдопедагогики, учителя Мещерякова А.И., и умершего в 1960 г.

Замысел этой книги как раз и заключается в том, чтобы на конкретном экспериментально-теоретическом материале формирования поведения и психики слепоглухонемых детей попытаться показать некоторые закономерности возникновения и развития человеческого поведения и психики вообще.

И. А. Соколянский, характеризуя слепоглухонемых детей, пишет: «Слепоглухонемой ребенок обладает нормальным мозгом и имеет потенциальную возможность полноценного умственного развития. Однако его особенностью является то, что, обладая этой возможностью, сам он своими собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специального обучения такой ребенок на всю жизнь остается полным инвалидом» (И. А. Соколянский, 1959).

И если у нормальных детей очень многое возникает вне специального педагогического вмешательства и контроля, то у слепоглухонемых каждое психическое приобретение должно быть особой целью специально направленной педагогической деятельности. Особенность этой задачи создает значительные трудности в работе воспитателя и учителя слепоглухонемого ребенка, заставляя разрабатывать своеобразные приемы обучения и воспитания.

Основное содержание этой книги — исследование проблем первоначального психического развития ребенка в процессе обучения его практическому поведению. Исследование развития форм об щ е н и я ребенка с окружающими его людьми и усвоение средств общения явится темой следующего труда.

Исследовательский труд А.И. Мещерякова с лицами со слепоглухотой.

В многочисленных научных работах, выполненных на материале обучения слепоглухих, А.И. Мещеряков разрабатывал теорию формирования потребностей человека, и, продолжая традицию И.А.Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухого ребенка – жестов – из собственно предметного действия. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка по инициативной роли взрослого. Мещеряков описал, как постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передачи инициативы действия самому ребенку. Самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей становилось главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка. Сформировавшийся навык быстро совершенствовался и укреплялся и ребенок начинал активно протестовать против помощи взрослого. Совместная с взрослым деятельность по обслуживанию нужд ребенка, по мнению А.И. Мещерякова, создавала условия для формирования общения. Первыми неспециальными средствами общения между взрослым и слепоглухим ребенком становилось начало практического действия, совершаемого взрослым. Являясь сигналом продолжения действия для ребенка, оно уже обслуживало функцию общения. В дальнейшем, реальные действия с предметами преобразовывались в жесты его изображающие – так появлялись специальные средства общения – естественные жесты. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменялись дактильными словами и т.д.

Одновременно с научной работой А.И. Мещеряков продолжает и доводит до конца огромную организационную работу по открытию специального учебного учреждения для слепоглухих в нашей стране (с 1939 года в нашей стране не было подобной школы). Для организации нового специального учебного учреждения А.И.Мещерякову и научным сотрудникам его лаборатории О.И.Скороходовой, Р.А. Мареевой, педагогам Казакевич Ф.М. и Васиной Г.В. необходимо было решить много организационно-практических задач.
Во-первых, нужно было выявить и учесть слепоглухих, нуждающихся в обучении. Для решения этой задачи были сделаны обращения во все областные отделы социального обеспечения России, в школы для слепых и в школы для глухих. С целью выявления слепоглухих были организованы выступления по радио. В результате этой работы в лабораторию обратилось много родителей, дети которых имели выраженные нарушения в развитии и нигде не обучались. Часть обращений касалось детей с глубокой умственно отсталостью. После уточнения и проверки было выявлено 340 слепоглухих, из которых 120 человек были в возрасте до 20 лет.
Второй задачей была собственно организация учебного учреждения для слепоглухих. Полученные материалы о слепоглухих детях, нуждающихся в обучении, давали возможность ставить вопрос об организации специального учреждения для этих детей. Еще при жизни И.А.Соколянского было отказано в организации такого учебно-воспитательного учреждения в системе специального образования. Понимая тяжесть их нарушения и необходимость организации не только педагогической, но и медицинской и социальной помощи было решено хлопотать об организации специального учреждения для слепоглухих в системе Министерства социального обеспечения РСФСР. Тогда уже известная на всю страну слепоглухая писательница и исследователь О.И.Скороходова обратилась с письмом о тяжелой участи слепоглухих детей в Правительство страны к К.Е.Ворошилову. С помощью своих университетских учителей – известных ученых А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.Р. Лурии и Д.Б. Эльконина – А.И. Мещеряков начал хлопоты в разных инстанциях об организации Детского дома. В результате было принято решение об открытии Детского дома для 50 слепоглухих детей на базе расформированного детского дома для сирот в подмосковном Загорске.

Следующей задачей была подготовка учителей и разработка учебных материалов – программ и пособий, позволяющих начать процесс обучения. При Институте дефектологии были организованы курсы по подготовке педагогического персонала для обучения слепоглухих. Кроме А.И. Мещерякова и его сотрудников с лекциями на этих курсах выступали все ведущие научные сотрудники Института (М.И. Земцова, А.Г. Ипполитова, К.Г. Коровин, Э.В. Миронова, Л.А. Новикова, М.С. Певзнер, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, М.Б. Эйдинова и др.). Первыми учителями слепоглухих в детском доме были педагоги массовых школ, прошедшие курсовую переподготовку. После теоретического курса учителя из Загорска проходили педагогическую практику со слепоглухими Юлией Виноградовой и Натальей Корнеевой в Москве. Кроме учителей из Загорска там тогда проходили практику и выпускники дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина, которых распределили на работу в Загорский детский дом.
Одновременно с этим решалась и следующая задача – создание учебных программ и методических пособий для обучения слепоглухих. За очень короткое время были написаны и ротапринтно изданы материалы к программам по основным предметам обучения: математике, развитию речи, предметным урокам, трудовому обучению и физическому воспитанию. В создании их под руководством А.И. Мещерякова активное участие принимали Р.А. Мареева, В.А. Вахтель и Г.В. Васина.
Детский дом для слепоглухонемых Министерства социального обеспечения РСФСР стал принимать детей 1 сентября 1963 года. Там стали обучаться 50 слепоглухих детей из разных регионов РСФСР, а потом и всего СССР.

А.И. Мещеряковым были определены принципы отбора детей в это специальное учреждение. «Слепоглухонемота не является простой суммой особенностей, имеющихся отдельно при слепоте и глухонемоте. При слепоглухонемоте отсутствует компенсация слуха за счет зрения, как это имеет место у глухонемых, и отсутствует компенсация зрения за счет слуха и речи, как это бывает у слепых. При слепоте даже частичная потеря слуха приводит к значительно большим отрицательным последствиям для развития ребенка по сравнению стой же потерей слуха у зрячего. Точно так же и частичная потеря зрения для развития глухого ребенка более страшна по своим последствиям, чем для слышащего.

Развитие ребенка с совокупностью дефектов зрения и слуха идет совершенно иным путем, чем у слепых или глухих. Эта особенность в основном заключается в том, что катастрофически падает возможность общения слепоглухонемого ребенка с окружающими его людьми. Именно это и является определяющим фактором в развитии слепоглухого. Поэтому при отнесении ребенка к категории слепоглухонемых нельзя исходить из формального установления у него лишь степени нарушения зрения и слуха.» (А.И. Мещеряков, 1974, стр. 59)

В школу для слепоглухонемых должны были приниматься глухие дети с любым поражением зрения, которое исключает возможность систематического использования его для чтения обычных учебников и препятствует возможности чтения речи с лица и с любым снижением слуха, которое привело к отсутствию или глубокому недоразвитию речи. К этому определению тогда присоединялось и определение степени обучаемости слепоглухих детей. Считалось, что заключение «о невозможности обучения слепоглухого ребенка должно быть сделано при наличии следующих условий: а) когда будет установлено, что в течение года попытки обучить ребенка не дали положительных результатов; б) когда вместе с этим врачами-специалистами будет установлено, что в основе отсутствия развития ребенка лежит умственная отсталость, вызванная органическими поражениями мозга». (А.И. Мещеряков, 1974, с. 65)

Еще в феврале 1971 года четверо воспитанников Загорского детского дома для слепоглухих были переведены для окончания среднего образования в экспериментальную группу слепоглухих в Москву. Это были:

Лернер Юрий Михайлович, 25 лет, потерял зрение в 4 года, слух в 7 лет, с 9 лет обучался по программе начальной школы слепых индивидуально с педагогом на дому, продолжил обучение в Детском доме с 17 лет;

Корнеева Наталья Николаевна, 21 года, нарушения зрения и движений наблюдались после заболевания в 2 года 6 месяцев, с 9 лет обучалась сначала в массовой школе, а затем в школе слепых, но после 11 лет стала терять слух и с 12 лет обучалась в экспериментальной группе НИИ дефектологии, а затем с 13-ти лет в Детском доме;

Сироткин Сергей Алексеевич, 22 лет, тугоухий с рождения, ослепший окончательно в 5 лет, начавший обучаться под руководством И.А.Соколянского с 6 лет в детском саду для глухих с индивидуальным педагогом, а затем также индивидуально в школе для слепых, поступивший в Детский дом в 14 лет;

Суворов Александр Васильевич, 17 лет, ослеп в 5 лет, с 7 лет обучался в школе слепых, а после потери слуха в 11 лет поступил в Детский дом в Загорске.

Как видно из этой очень краткой справки, эти молодые люди в разное время потеряли слух и зрение, они имели разный опыт семейного воспитания и обучения. Все они разное время обучались по программам школы слепых. Их объединяло также почти 7 лет успешной совместной учебы в Детском доме для слепоглухих, где они обучались по программе старших классов массовой школы. Все четверо хорошо владели словесной речью, общались между собой и с окружающими с помощью дактильной речи, достаточно хорошо владели устной речью, чтобы их понимали слышащие люди. Но больше всего их объединяла забота и внимание Александра Ивановича, доверие к нему и желание продолжить свое образование.

Министерство высшего образования СССР дало разрешение на поступление четырех слепоглухих студентов вне конкурса, но с обязательной сдачей вступительных экзаменов (кроме математики).

Вся эта гигантская научная и организационная работа идет на фоне неблагополучного и ухудшающегося здоровья Александра Ивановича. В 1968 году у него случился первый инфаркт. После этого он часто и подолгу лежал в больнице из-за сердечной недостаточности. После очередного лечения в клинике он узнал о выходе его монографии «Слепоглухонемые дети» и, получив авторские экземпляры в издательстве, сразу принес их своим слепоглухим ученикам. Они вместе порадовались книге и проводили очень уставшего Александра Ивановича до дверей, в эту же ночь он неожиданно умер дома во сне. Это случилось 30 октября 1974 г. на 51-ом году жизни.

В 1981 году ему вместе с И.А. Соколянским посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник