Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка thumbnail

Booksee.org

Главная →

Обложка книги Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка

Менчинская Н.А.

Скачать книгу бесплатно (djvu, 62.40 Mb)   |  Читать «Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка»

Популярные книги за неделю:

#1

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Руководство по подрывным работам

Категория: Пособия самодельщикам

5.39 Mb

#2

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Большая Советская Энциклопедия, 30 томов

Категория: Энциклопедии, справочники, учебники

92.67 Mb

#3

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Биохимия

Северин Е.С

Категория: Медицина, Химия, Биохимия

26.09 Mb

#4

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Атлас анатомии человека Том 2

Синельников Р. Д.

Категория: people, people, health

5.17 Mb

#5

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Сексуальные позиции. Практическое руководство

Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев

Категория: people, health, hobby, active

23.38 Mb

#6

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Атлас анатомии человека Том 3

Синельников Р. Д.

Категория: people, people, health

5.03 Mb

#7

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Атлас анатомии человека

Фрэнк Неттер

Категория: info, encyc, science, human, people, health

373.85 Mb

#8

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

История России

А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина

Категория: Исторические

25.47 Mb

#9

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Атлас анатомии человека КОСТИ, МЫШЦЫ

Синельников

Категория: 1956283-АРХИВ КНИГ АНАТОМИЯ, Синельников Атлас анатомии человека

72.72 Mb

#10

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас.

А.В.Струтынский, А.П.Баранов, Г.Е.Ройтберг, Ю.П.Гапоненков

Категория: ЗДОРОВЬЕ

27.88 Mb

Только что пользователи скачали эти книги:

#1

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Ремонт двигателей зарубежных автомобилей

А.Э.Хрулев

Категория: civil, civil, transport

14.87 Mb

#2

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Автоматизация Microsoft Access с помощью VBA

Майк Гандерлой, Сьюзан Сейлз Харкинз

Категория: computers, prog, computers, os

11.90 Mb

#3

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Биохимия

Северин Е.С

Категория: Медицина, Химия, Биохимия

26.09 Mb

#4

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Системы радиосвязи.Учебник для вузов

Категория: Электротехника и связь

4.15 Mb

#5

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу

Авторы: В.И.Мужичков, В.А.Редников.

Категория: транспорт

7.03 Mb

#6

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Международная деятельность библиотек как ресурс развития экономической привлекательности регионов России: Материалы Общероссийской научно-практической конференции (Омск, 13-16 октября 2008 г.)

Категория: Библиотечно-информационная деятельность

3.41 Mb

#7

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Методические указания

Танганова Т.А., Миронова М.В.

Категория: Экономика

327 Kb

#8

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Схемы включения счётчиков электрической энергии.

Рощин В.А.

Категория: info, guide, science, technical, civil, industry, civil

1.29 Mb

#9

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Основы механической обработки металлов

Орнис Н.М.

4.27 Mb

#10

Менчинская проблемы обучения воспитания и психического развития ребенка

Хитмэн: Проклятие

Рэймонд Бенсон

Категория: fiction

5.57 Mb

Источник

Наталья Александровна Менчинская (15.01.1905 — 6.07.1984), российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии.

Биография

Родилась в 1905 году в Ялте. Отец – земский врач. Образование получила в Крымском педагогическом институте.

В 1927 году поступает в аспирантуру в Институте народной педагогике (на базе Второго МГУ). На протяжении нескольких лет готовила материалы для кандидатской диссертации, направленной на изучение проблем развития арифметических операций у детей школьного возраста. Научным руководителем являлся Л.С. Выготский. В итоге диссертация была защищена, после чего Н.А. Менчинская в 1930 году переезжает в Свердловск и начинает работать в качестве преподавателя.

В 1932 году была приглашена в Институт психологии, где работала заведующей лабораторией, рассматривающей проблемы психологии обучения и умственного развития.

В 1952 году была удостоена учёной степени «Доктор психологических наук». Являлась профессором, членом-корреспондентом АПН СССР.

В 1955-1965 гг. работала в качестве учёного секретаря и заместителя директора института по научной работе.

Умерла в 1984 году.

Вклад в науку

Замечание 1

Н.А. Менчинская внесла заметный вклад в отечественную возрастную и педагогическую психологию. Ей были изданы более 150 научно-исследовательских работ, 10 монографий, результаты были достойно оценены, получено несколько премий Академии педагогических наук.

Н.А. Менчинской осуществлялась научная работа под руководством Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, соавторами нескольких работ являлись такие учёные, как Д.Н. Богоявленский, М.И. Моро.

В рамках педагогической психологии Н.А. Менчинской рассматривались вопросы организации обучения школьников, раскрыла подробно связь между таким категориями педагогики, как обучение и развитие, кроме того, являлась непосредственным участником в отборе содержания для программ начальной школы. Стояла у истоков разработки проблем развивающего обучения.

Важным направлением работы Н.А. Менчинской являлась разработка проблем неуспеваемости детей школьного возраста. Результаты отражены в научном труде «Психологические проблемы неуспеваемости школьников», материалы которого используются и в современной школе. В содержание рассматриваемых проблем автором включены следующие вопросы:

  • основные причины, влияющие на возникновение трудностей в обучении;
  • обоснование путей и способов повышения усвоения знаний школьниками.
Читайте также:  Ребенок с нормой речевого развития

Н.А. Менчинской подробно изучены закономерности процесса усвоения школьниками знаний, описаны эффективные приёмы, направленные на организацию работы по усвоению учебного материала учащимися. Следуя принципу взаимосвязи обучения и воспитания, усвоение знаний школьниками рассматривалось в качестве важнейшего условия, обеспечивающего психическое развитие учащихся.

Замечание 2

Являясь ученицей Л.С. Выготского, Н.А. Менчинская следовала позиции о важной роли спонтанного обучения в развитии личности. Использование в практической деятельности метода клинического наблюдения за поведением способствовало изучению индивидуальных различий детей, рассматривалась подробно природная активность ребёнка, онтогенез психического развития.

Таким образом, в круг проблем, рассмотренных Н.А. Менчинской, входят следующие:

  • индивидуальные различия школьников;
  • основные причины неуспеваемости;
  • обучаемость и активность личности – взаимосвязь понятий;
  • формирование научных понятий и др.

Основные труды

  • Психологические проблемы неуспеваемости школьников;
  • Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах (в соавторстве с М.И. Моро);
  • Психология усвоения знаний в школе (в соавторстве с Д.Н. Богоявленским);
  • Развитие психики ребенка (дневник матери);
  • Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников.

Источник

Внимание! Книгу продает: Лев

Доставка:
Весь мир: почта

Условия продажи:
оплата и доставка по договоренности

Продавец договаривается с покупателем лично без участия books.ru

Книги находятся в г. Челябинск. Доставка: по России и за границу.
Для ускорения ответа — указывайте свой (!!) e-mail в тексте своего СООБЩЕНИЯ. Лучше написать мне непосредственно на e-mail: new-books-2000@ya.ru.

Наличие на складе

Дата отгрузки на данный момент неизвестна.

Товар закончился у основного поставщика, и, после получения заказа от вас, мы закажем его у других поставщиков. Мы не можем гарантировать выполнение данного заказа, поэтому настоятельно не рекомендуем заказывать данный товар, используя предоплату (банковский перевод и т.п.). Заказ на такой товар действителен в течение 3 недель (если в течение 3 недель товар не придет, заказ будет отменен). Однако, это не означает, что товар нельзя заказать вновь, поскольку в некоторых случаях возможны и более поздние поставки.

Аннотация
Отзывы
Другие издания
Технические характеристики

Аннотация к книге «Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Менчинская Н.А»

В книгу известного психолога включены ее работы по проблемам связи процессов обучения, воспитания и развития ребенка, психологических основ обучения арифметике, формирования научного мировоззрения школьников.
Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

Оставить комментарий

Текст комментария

2003, ноябрь:книга на бумаге «Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Менчинская Н.А», ISBN: 5-89502-514-5, издательство «Московский психолого-социальный институт», 512 стр., твёрдая обложка, тираж 5000 экземпляров

Н.А. Менчинская

1998, январь:книга на бумаге «Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка», ISBN: 5-89112-028-3, издательство «Институт практической психологии (ИПП)», 448 стр., тираж 10000 экземпляров

Н.А. Менчинская

Издательство:Московский психолого-социальный институт
Дата выхода:ноябрь 2003
ISBN:5-89502-514-5
Тираж:5 000 экземпляров
Объём:512 страниц
Масса:482 г
Размеры(высота, ширина, толщина), см:20 x 15 x 3
Обложка:твёрдая

Товар находится в категориях

Медицинская психология

Практическая психология, психотерапия

Медицина

Показать все категории

Вместе с этой книгой покупают

Источник

Каталог

Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Избранные психологические труды

Автор:
Менчинская Н. А.

Менчинская Н. А.

Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка

Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Избранные психологические труды

Редактор:

Божович Е. Д.

Божович Е. Д.

Издательство:

Издательство Московского психолого-социального института (Москва),
МОДЭК (Воронеж)

Серия:
Психологи России

2004

Год издания: 2004

511

Объём: 511 с.

Язык: русский

Тип издания: Книги

5-89502-514-5, 5-89395-552-8

ISBN: 5-89502-514-5, 5-89395-552-8

Полное библиографическое описание

Войдите для заказа услуг

Вы сможете заказать:

  • Доставку книги в удобную Вам библиотеку (из списка)
  • Бронирование (издание 5 дней не будет выдаваться другим читателям)
  • Электронную копию фрагмента издания
    • Наличие в библиотеках
    • Кировский район

      • Библиотечно-культурный комплекс им. А. В. Молчанова

        (Ленинский пр., 115)

        В наличии 1 экз.

      • Библиотека №1 им. И. И. Лепсе

        (ул. Корнеева, 6)

        В наличии 1 экз.

      • Центральная районная библиотека им. М. Шолохова

        (ул. Л. Голикова, 31)

        В наличии 1 экз.

    Источник

    Жорник Наталья Владимировна
    Проблема обучения, воспитания, развития детей

    Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский

    сад «Малышок»

    Тема: «Проблема обучения,воспитания,развития детей»

    Составил (а)

    Воспитатель

    Жорник Наталья Владимировна

    2019

    Содержание

    Введение

    Психологические проблемы обучения и развития

    Заключение

    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

    Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая — одновременно воспитываем. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Обучение же (реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности) ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различны и методы обучения и воспитания. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

    Читайте также:  Рекомендации по дальнейшему развитию ребенка

    Объектом педагогической психологии являются деятельностные процессы передачи-усвоения социального опыта у человека. Развивая общественно-исторический подход к исследованию психики человека, А. Н. Леонтьев писал, что у человека, в отличие от животных, имеются не два вида опыта, а три. Первый – врожденный опыт, он имеет те же самые механизмы, что и у животных, однако является очень ограниченным по своему объему и функционирует не сам по себе, а в качестве предпосылки приобретения других видов опыта. Второй – индивидуальный опыт, надстраивающийся над врожденным опытом. Принципиально новым видом опыта, на основе которого развивается специфически человеческая психика, является третий его вид – социальный опыт. Он отличается от указанных выше видов опыта как по своему содержанию, так и по способу приобретения индивидом. Именно педагогическая психология призвана исследовать законы, лежащие в основе этого процесса – процесса приобретения индивидом социального опыта.

    Психологические проблемы обучения и развития

    Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства. Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка. От них зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

    Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.

    Еще одно теоретическое понятие, связанное с психологическим развитием, — факторы развития. Это – совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей. Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка.

    Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. С представлениями о психологическом развитии детей также связано понятие возраста.

    В психологии сложилось два представления о возрасте:

    1) физический возраст

    2) психологический возраст.

    Первый характеризует время жизни ребенка в годах, прошедших с момента его рождения, а второй указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Анализ возрастных и когнитивных особенностей детей показывает, что в каждом возрасте обучение детей имеет свои особенности и по необходимости должно строиться по-разному с учетом этих особенностей. Задача педагогической психологии состоит в том, чтобы выработать научно обоснованные рекомендации по учету возрастных особенностей детей при определении целей, содержания и методов обучения с расчетом на то, чтобы обеспечить максимально быстрое продвижение детей разного возраста в психологическом развитии.

    Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой – дискретен. Первая допускает, что развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно второй точке зрения развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга.

    Существует два отличающихся друг от друга подхода к представлению периодизации развития. Один из них основан на понимании процесса развития как складывающегося стихийно, под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни детей, а другой представляется нормативным или таким, каким развитие должно было бы быть в идеальном случае при полном учете всех влияющих на него факторов, при правильной организации обучения и воспитания детей.

    Один из важнейших вопросов психологической теории учебной деятельности, а также обсуждаемых в ней процессов научения, обучения и учения состоит в выяснении того, в какой мере все это вместе взятое влияет на психологическое и поведенческое развитие человека.Исторически сложились различные точки зрения по данному вопросу:

    Читайте также:  Развитие общения ребенка и группы

    Развитие полностью определяется научением, практически не зависит от имеющихся задатков, ни от созревания организма;

    Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями;

    Развитие зависит от научения, но, кроме него, определяется также и естественным созреванием организма.

    Рубинштейн писал о тесной связи развития и обучения. Он отвергал идею о том, что ребенок сначала развивается, а затем воспитывается и обучается. Он считал, что ребенок развивается обучаясь и обучается, развиваясь.

    На развитиечеловека влияют два основных фактора: биологический (наследственность, конституция, задатки) и социальная среда. Основой психического развития служит качественное изменение социальной ситуации или деятельности субъекта. Для каждого этапа развития человека характерна своя логика развития, смена логики осуществляется при переходе с этапа на этап, обучение ведет за собой развитие.

    Выготский впервые определил этапы умственного развития:

    • уровень актуального развития – уровень, на котором ребенок находится в настоящий момент, который подразумевает выполнение определенной деятельности самостоятельно без помощи взрослых;

    • зона ближайшего развития – возможность самостоятельного выполнения действий при помощи взрослых.

    В процессе развития Выготский выделяет: усвоение, присвоение, воспроизведение. Ученики Выготского разработали две системы развивающего обучения. В основу легла теория зоны ближайшего развития + теория о том, что обучение внутренне необходимый и всеобщий момент развития, хорошо только забегающее вперед обучение.

    Давыдов в своем труде «Проблемы развивающего обучения» исходил из того, что традиционное начальное обучение культивировало в младших школьниках основы эмпирического сознания и мышления или наглядно-образного и конкретного мышления. Школа Эльконина и Давыдова сделала основной акцент на развитии теоретического (абстрактного) мышления. При этом авторы признавали, что эмпирические обобщения и возникающие на их основе представления играют в жизни ребенка большую роль. Эмпирическое сознание и мышление, развивались, опираясь при этом на сравнение и формальное обобщение. Они позволяют упорядочить окружающий предметный мир и ориентироваться в нем. В основе теоретического сознания и мышления лежит содержательное обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающую систему предметов, может обнаружить ее всеобщие основания (принцип решения математических задач). Теоретическое мышление состоит в том, чтобы создавать содержательные обобщения той или иной системы, а затем строить эту систему, выбирая возможности ее всеобщего основания.

    Под самоконтролем Давыдов понимал сличение или соотнесение учебных действий с образцом, задаваемым извне. Обычно система контроля формируется стихийно, подражательно, путем проб и ошибок. Наиболее популярен контроль по конечному результату. Другая функция самоконтроля — перспективная, т. е. планирует сличение деятельности и своих возможностей ее выполнения. Пошаговый, текущий контроль предполагает коррекцию деятельности в процессе ее осуществления. Самооценка предполагает оценивание своей деятельности на различных этапах функционирования, носит регулирующую функцию. Ретроспективная (что достигнуто) и прогностическая (а смогу ли я справиться с задачей) связана с соотнесением с уже имеющимся опытом и опирается на рефлексию, т. е. умение выделить, анализировать и соотносить с ситуацией.

    В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить, процессуальную (как обучать, мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др. Процессуальной стороне — концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной — концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр. Организационной — идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М. П. Щетинин, концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучениясоответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение.

    К средствам обучения относят наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы и т. п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения — проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

    В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная, формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.). Форма организации обучения — это ”исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения”.

    Важнейшей задачей современного образова?