Менчинская н а развитие психики ребенка дневники матери
ПредисловиеОТ РЕДАКТОРА Дневники родителей, отражающие ход развития ребенка, являются одним из наиболее ценных материалов для детской психологии. Систематически ведущийся дневник дает относительно полную историю развития ребенка. Другие методы исследования (например, наблюдения и эксперименты, проводимые в детском саду или в школе) позволяют глубже проникнуть в своеобразие отдельных этапов развития, но они сами по себе не могут дать такой полной картины всего хода развития ребенка, какую рисует правильно веденный дневник. По такому дневнику можно проследить на протяжении ряда лет формирование психических качеств личности ребенка, возникновение и развитие отдельных психических процессов. Только дневник, ведущийся самым близким к ребенку человеком, дает возможность подметить первые проявления отдельных психических свойств или процессов. Дневник Н А Менчинской представляет большую научную ценность прежде всего потому, что автор его — видный психолог, много работавший по вопросам детской и педагогической психологии. Н. А Менчинская знала, что именно нужно наблюдать, знала, как проводить наблюдение. Иногда, не ограничиваясь простым наблюдением, она проводила со своим сыном небольшие эксперименты, дававшие возможность вскрыть то, что оставалось недоступным неопытному наблюдателю. В этом отношении публикуемый дневник выделяется из всех напечатанных до сих пор дневников русских авторов. Другой ценной особенностью публикуемого дневника является то, что он захватывает больший период времени, чем это делается обычно в дневниках родителей. Автор вышла за пределы дошкольного детства и отразила в своем дневнике первый год школьной жизни своего сына — период исключительно важный в истории психического развития ребенка. Наконец, особенный интерес представляет этот дневник потому, что Саша, «герой» этого дневника, это — советский ребенок наших дней, родившийся в годы второй Сталинской пятилетки, переживший Великую отечественную войну. Н А. Менчинская стремилась всесторонне охарактеризовать развитие своего сына. В известной мере ей это удалось. Естественно, однако, что отдельные стороны психического развития Саши оказались освещенными более глубоко и подробно, чем другие. Больше всего материала записи Менчинской дают по вопросу о развитии мышления и речи. Отдельные вопросы речевого развития Саши представлены с почти исчерпывающей полнотой. Как специалист по вопросам психологии арифметики, Н А. Менчинская сумела дать единственные в своем роде по тонкости и детальности наблюдения за развитием навыков счета и зачатков «арифметического мышления». Очень большой интерес представляют, на мой взгляд, записи, говорящие о развитии воли ребенка, о первых проявлениях у него чувства долга Особенную ценность имеют те места дневника, в которых отразились первые проявления советского патриотизма ребенка. Такова ценность дневника как научного источника для детской психологии. Но значение этой книги шире. Ее с интересом будут читать не только специалисты, психологи и педагоги, но и широкие круги родителей, кровно заинтересованных в вопросах воспитания. Книга Менчинской ставит много актуальных и острых вопросов семейного воспитания. Не следует искать в дневнике решения этих вопросов, данного в общей форме. Это не руководство по воспитанию, но это очень поучительный рассказ о том, как шло воспитание ребенка в здоровой советской семье, притом семье научных работников, специально занимающихся вопросами педагогики и детской психологии. Они, естественно, допускали отдельные ошибки в воспитании своего ребенка, но они относились к этим ошибкам сознательно и стремились возможно скорее и эффективнее исправить их. Автор дневника не скрывает тех педагогических трудностей, с которыми она сталкивалась, и тех ошибок, которые она допускала. Она говорит о них полным голосом, стремится возможно глубже разобраться в них с тем, чтобы найти пути преодоления трудностей и исправления ошибок Читая эту книгу, не следует забывать, что это не обобщение — научное или художественное. Это — подлинный жизненный документ, в котором отражены в неразрывном единстве общее и частное, типичное и случайное. Вычленение общих закономерностей, отделение типичного от случайного — дело тех исследователей, которые будут работать над этим дневником, сопоставляя его с другими жизненными документами: другими дневниками, материалами наблюдений и экспериментов. Этой задачи автор дневника перед собой не ставил и не мог ставить. Но свою задачу автор выполнил: он дал подробную историю развития и воспитания в семье одного советского ребенка. Это — не глава из педагогики или из детской психологии, но это один из тех камней, на которых строится здание подлинно научной психологии и педагогики. Действительный член Академии педагогических наук РСФСР, профессор Б. М. Теплов. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА В этой книге дана история жизни одного ребенка от рождения до 8 лет. Дневники родителей чаше всего ограничиваются периодом дошкольного детства, но автор этого дневника продолжал свои заметки, захватив и 7-летний возраст ребенка. Это диктовалось, прежде всего, стремлением показать в известной завершенности жизнь ребенка в период Великой Отечественной войны и ее влияние на него. Победное окончание войны знаменовало поворотный пункт и в биографии этого отдельного ребенка. Помимо этого, первый год пребывания в школе имеет особое значение в любой детской биографии. Именно в этот период обнаруживаются сильные и слабые стороны дошкольного воспитания, со всей силой выявляются некоторые намечавшиеся ранее черты характера и наблюдается очень тонкий в психологическом отношении переход от дошкольника — к школьнику — ребенку, занявшему новое место в жизни. Автор дневника — психолог и мать, отсюда понятна та двойная задача, которая стояла перед ней при ведении записей. Книга ни в какой мере не претендует на то, чтобы быть руководством по воспитанию, ибо такое руководство не может быть написано на основе истории воспитания одного ребенка. Тем не менее, каждая мать сможет здесь найти ряд моментов, которые напомнят ей свои собственные трудности, удачи и неудачи, помогут ей проанализироватъ их и более уверенно двигаться вперед в сложном деле воспитания. Дневниковые записи о развитии психики отдельного ребенка, несомненно, являются необходимым материалом для построения науки — детской психологии. Однако закономерности развития детской психики нельзя выводить на одном ребенке. Поэтому автор и считал своей задачей дать правдивое и документальное описание развития ребенка и воздерживался от широких истолкований и обобщений, от той или иной психологической интерпретации. При ведении записей я исходила из следующих принципов.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде. Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки. Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях. | Новости психологии13.02.2020 «Каждый важен» — концепт-презентация всероссиского антибуллингового проекта Центра толерантности 22.01.2020 Первое заседание регулярного семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление» 17.01.2020 19:39:00 «Сухаревские чтения. Семья и психическое здоровье ребенка» МедиатекаВсе ролики ПартнерыИнформационные партнеры |
Источник
Имя Начало Окончание Цена +доставка Ставки |
---|
Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка. Дневник матери. 500.00 р. |
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 2002г. 280.00 р. |
Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и м… 199.00 р. |
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. РЕДКОСТЬ!!!! 150.00 р. |
Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. От рождения до 8 лет 450.00 р. |
Развитие личности ребенка Н.Ньюкомб 7.00$ |
Развитие личности ребенка. Н. Ньюкомб. 8-е издание.Питер. 2003 250.00 р. |
Мать и Дитя энциклопедия развития вашего ребенка 300.00 р. |
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 140.00 р. |
Берковиц Р. Н., Эйгес Н. Р. Дневник матери 500.00 р. |
1935 год. Книжка развития ребёнка. Охрана матери и младенчества 300.00 р. |
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 410.00 р. |
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 450.00 р. |
Кулакова Н. И. Развитие ребенка в первый год жизни 127.00 р. |
Кулакова Н.И. Развитие ребенка : второй год жизни : Практический курс для родителей 150.00 р. |
кн10г 1974 Мещеряков Слепоглухонемые дети Развитие психики ххххх А 500.00 р. |
Аксарина Н. М., Кистяковская М. Ю. и др Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет 149.00 р. |
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 400.00 р. |
Толстой С.Л. Мать и дед Л.Н. Толстого. Очерки жизни, дневники, записи и письма по неизданным мат. 3500.00 р. Торг уместен |
Я91 Н.НОВОТОРЦЕВА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Пособие для родителей и педагогов в 3-х кн.! Цена за 1 кн 80.00 р. |
Уточните поиск: букинистика воспитание детей развитие ребенка ребенок |
книга МАТЬ И ДИТЯ энциклопедия развития вашего ребенка С-П., 2002, НЕВА, ЛАВРЕНОВА, ЛАВРЕНОВ 130.00 р. |
Лавренова Г. В., Лавренов Ю. В. Мать и дитя. Энциклопедия развития вашего ребенка 299.00 р. |
Школьникова Н.В. Игры для развития речи детей 5-6 лет. Витебск Педагог 1992г. 150.00 р. |
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. 350.00 р. |
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. 350.00 р. |
Дневник Машеньки или энциклопедия развития ребенка с первого дня жизни до 2-х лет 100.00 р. |
Н.А.Ветлугина. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА — 1968 250.00 р. 300.00 р. |
И.Н.Малахова «Первые шаги в мире звуков» 1977г Изд-во «Знание» 30.00 р. |
Н.Курочкина ДЕТИ И ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ. ВРЕМЕНА ГОДА. 2004 г 40.00 р. |
Н.Кряжева РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ. 1996 г 50.00 р. |
Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Если ваш ребенок отстает в развитии. 90.00 р. |
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка 426.00 р. |
Островская И., Мошкевич Э. Развитие ребенка от рождения до 3 лет. Рахит Заочные курсы для матерей 1400.00 р. |
Л.А.Венгер,Э.Г.Пилюгина,Н.Б.Венгер Воспитание сенсорной культуры ребенка 70.00 р. |
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника 90.00 р. |
Книга «Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей» Кулакова Н.И. 320.00 р. |
Варкки Н.,Калинина Р., Программа творческо-эстетического развития ребенка. Серия: Детская психологи… 100.00 р. |
О.В.Еремеева, А.В.Митрошенков, Мать и дитя. От беременности до трех лет 250.00 р. |
Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И. Готов ли ваш ребенок к школе 6-7 лет (2000) 120.00 р. |
Жукова Н. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. 2008 г. 180.00 р. |
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии М: Медицина, 1993. 1000.00 р. |
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 90.00 р. |
Альтгаузен Н. Туберкулез у детей Заочные курсы для матерей 1400.00 р. |
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. 100.00 р. |
«Узлы в школе. Уроки развития пространственного мышления» Розов Н.Х., Рейхани Э., Боровских А.В. 170.00 р. |
Григорьева В.Н. Игрушки для детских садов. 1966 г. 4000.00 р. |
Жукова Н.; Волина В.; Ундзенкова А. и др. Завтра в школу (2001) 150.00 р. |
Книга Н. Кряжева РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ С Рубля! 1.00 р. 50.00 р. |
Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста 100.00 р. |
Ткаченко Н. А. Букварь. Раннее обучение чтению. От 2 лет. М., АСТ 2016 г. 300.00 р. |
Показать еще 50 …
Источник
МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Менчинская Наталья Александровна (1905-1984) — доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии (в Москве), стояли замечательные люди: руководителями кандидатской диссертации, посвященной развитию арифметических операций у школьников, были Выготский Л.С. и Лурия А.Р. Менчинская внесла заметный вклад в психологию обучения, в понимание связи между обучением и развитием; она принимала непосредственное участие в разработке программ для начальной школы, которые можно расценивать как пробу развивающего обучения.
Менчинская Н.А. — автор более 100 научных работ; 3 монографии в разные годы удостоены премий Академии педагогических наук. Основные публикации: «Психология обучения арифметике» (1955); «Психология усвоения знаний в школе» (в соавторстве с Д.Н. Богоявленским, 1959); «Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах» (в соавторстве с М.И. Моро, 1965); «Вопросы умственного развития ребенка» (1970); «Психологические проблемы активности личности в обучении» (1971) и др. Изданный при участии М. (как автора и ред.) в 1971 сб. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» до сих пор не имеет аналогов и остается настольной книгой для всех, кто сталкивается с этой трудной проблемой. Отдельного упоминания заслуживает небольшая по объему, но чрезвычайно емкая книга «развитие психики ребенка. Дневник матери» (1957 и др. изд.), которая представляет образец лонгитюдного идиографического исследования. (И.А. Мещерякова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Менчинская Наталья Александровна (1905–1984) — российский психолог. Основная область исследования — педагогическая психология.
Менчинская Н.А. изучались закономерности усвоения знаний, обоснованы эффективные приемы работы над учебным материалом, разрабатывалась проблема предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе, вопросы методики и психологии обучения арифметике («Очерки психологии обучения арифметике», 1955).
Литература
- Психология усвоения знаний в школе. М., 1959 (в соавторстве с Богоявленский Д.Н.)
- Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. М., 1962 (в соавторстве с Богоявленский Д.Н.)
- Интеллектуальная деятельность при решении арифметических задач. М., 1946
- Очерки психологии обучения арифметике. М., 1950
- Психология обучения арифметике. М., 1955
- развитие психики ребенка (дневник матери). М., 1957
- Психология применения знаний к решению учебных задач. М., 1958 (ред.)
- Применение знаний в учебной практике школьников. М., 1961 (ред.)
- Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М., 1965 (в соавторстве с М.И. Моро)
- Психология решения учащимися производственно-технических задач. М., 1965 (ред.)
- Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. М, 1968 (ред.)
- Вопросы умственного развития ребенка. 1970
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971 (ред.)
- Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978
- Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М., 1996
- Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. М. -В., 1998
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Страна:
- Россия
Библиография:
- Менчинская Н.А.
Источник
Сначала: пиф.
Потом: пиф-пиф.
Потом: аппф.
Потом: капиф.
Потом: каапиф.
Потом: патиф.
Потом: копатиф.
И наконец: кооператив.
Сын Н.А.Менчинской, судя по ее дневнику, больше двух с половиной месяцев овладевал словом «лампа»:
Сначала: ям.
Потом: яма.
Потом: тапа.
Потом: ляпа.
Потом: лямпа*.
______________
* Н.А.Менчинская, Развитие психики ребенка. Дневник матери, М. 1957, стр. 57-58.
Чтобы овладеть словом «пуговица», ему, как видно из того же дневника, понадобилось четыре месяца:
Сначала: пу.
Потом: пуга и пуца.
Потом: пугитя и т.д.*
______________
* Н.А.Менчинская, Развитие психики ребенка. Дневник матери, М. 1957, стр. 55.
Все это очень близко к той схеме, которая дана известным физиологом Н.И.Красногорским, одним из учеников и сотрудников И.П.Павлова.
«Новые наблюдения показывают, — пишет Н.П.Красногорский, — что при образовании слов огромное значение имеет сила раздражителя, то есть звуковая сила фонем и слогов, из которых составляется слово. Ребенок в первую очередь берет и упрочивает повторением первый, последний или наиболее сильный ударный слог в слышимом слове. В дальнейшем он присоединяет к этому слогу второй по силе раздражитель и уже только после этого вводит в формирующееся слово относительно слабый, ранее опускаемый слог. Образовывая слово «молоко», ребенок фиксирует и произносит сначала слог «мо», как первый раздражитель, связывая его с оптическим раздражителем при виде молока. В дальнейшем он присоединяет к этому слогу второй ударный слоговой раздражитель — «ко» и, смотря на молоко, говорит «моко». Наконец он вводит третий слог — «ло» в конце или в середине слова, произносит «моколо» и наконец «молоко».
В другом случае ребенок при виде молока произносит сначала «ням-ням», то есть отвечает генерализованной речевой реакции. Затем, дифференцируя молоко, он синтезирует сразу два ударных слога и, заменяя «ло» звуком «я», говорит «маяко»; наконец, вводя «л», произносит «маляко».
«Поразительным фактом, — указывает ученый, — является огромная синтетическая объединяющая сила головного мозга у детей уже в самом раннем возрасте»*.
______________
* Н.И.Красногорский, К физиологии становления детской речи. Журнал высшей нервной деятельности имени И.П.Павлова, вып. 4, т. II, 1952, стр. 477.
Добавлю от себя, что эта «огромная синтетическая объединяющая сила» мышления чудесным образом проявляется у детей уже в период пассивной речи, когда ребенок еще не умеет произнести ни одного слова. Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется просто молчанием, — самое творческое время развития речи ребенка.
X. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ И НАРОД
Разнообразными и пестрыми кажутся факты, изложенные на предыдущих страницах. Но кто захочет пристально вдуматься в них, тот увидит, что если не все они, то огромное их большинство служит доказательством одной-единственной мысли, которая и связует их в единое целое.
Эту мысль провозглашали не раз, но чаще всего в виде некоего абстрактного догмата. Между тем давно уже назрела потребность обосновать ее фактами, наполнить ее конкретным, живым содержанием.
Мысль эта очень проста: ребенок учится языку у народа, его единственный учитель — народ.
Задача настоящей главы — утвердить эту мысль, сделать по возможности так, чтобы читатель на основании наглядных свидетельств самостоятельно пришел к убеждению, что здесь не декларация, не звонкая фраза, а подлинное явление действительности, что в деле языкового воспитания детей взрослые, к какому бы социальному слою ни принадлежали они, в сущности, являются только посредниками между детьми и народом.
Прежде всего нельзя забывать, что, как уже сказано, взрослые с самого рождения ребенка щедро снабжают его такими корнями, флексиями, приставками, суффиксами, которые будут служить ему до конца его дней. Все эти морфемы народны, и, таким образом, дети, принимая языковое наследие предков и даже создавая из предоставленного им материала свои «собственные» слова и речения, тем самым приобщаются к народному творчеству, ибо ни один из неологизмов ребенка никогда не выходит за рамки, установленные народной традицией.
Недаром сплошь и рядом оказывается, что дети сочиняют такие слова, которые уже существуют в народе («людь», «сольница», «смеяние», «обутка», «одетка» и т.д.). Это было бы невозможно, если бы самый дух народного словотворчества не был в значительной мере усвоен детьми еще раньше, чем спи овладели первыми десятками слов (даже в период пассивной речи).
Только благодаря этому они могут легко и свободно создавать такие слова, как «тормозило», «расширокайтесь», «отмухиваться», «кустыня», «красняк» и т.д., обладающие чисто народной экспрессией.
В один и тот же день — в январе 1955 года — я получил два письма от читателей. В одном сообщали мне о таком диалоге:
— Майя, что ты делаешь?
— Я заключаю дверь. (То есть запираю на ключ.)
В другом письме приводилось восклицание четырехлетнего Бори:
— Нелина мама уехала и заключила мой стульчик! (То есть опять-таки замкнула на ключ, — очевидно, в чулане.)
И, конечно, я не мог не вспомнить, что прежде в слове «заключить» корень ключ ощущался гораздо сильнее, чем нынче. У Барсова, например, в его книге «Причитания Северного края», в фольклорной легенде «Происхождение горя народного», говорится о каких-то ключах, что они приладились «к тюрьмам заключенным» (то есть именно к запертым на ключ)*.
______________
* Характерно, что Некрасов, списывая для себя эту легенду, предпочел придать слову «заключенный» его современное значение: «к тюрьмам заключенных», то есть «к тюрьмам узников», потому что в эпоху Некрасова редко говорили «заключенные двери», «заключенные тюрьмы», и слово «заключенный» стало применяться к людям (Н.А.Некрасов, Полн. собр. соч. и писем, т. III, М. 1949, стр. 636).
Ребенок не мог бы самостоятельно воссоздать это старорусское слово в его первоначальном значении (которое нынче уже совершенно забыто), если бы родной народ, снабдивший его материалами для построения слов, не вооружил его — одновременно с этим — нужными методами для их построения.
Вспомнилось также у Николая Успенского: «Мужики заключались в эвтой риге»*.
______________
* Н.В.Успенский, Повести, рассказы и очерки, М. 1957, стр. 67.
Когда на одной из предыдущих страниц я приводил детское слово «ещёкать» (от наречия «ещё»), мне и в голову не приходило, что это же новообразование может параллельно возникнуть среди взрослых в народной среде.
В.О.Перцов сообщил мне такой эпизод, слышанный им от П.П.Бажова. Был когда-то на уральском заводе один инженер, любивший при всякой оказии произносить утомительно длинные речи. Каждую речь он неизменно заканчивал традиционным призывом, где часто повторялось словечко «еще» («Будем работать еще продуктивнее, еще энергичнее» и т.д.). Это «еще» произносилось им особенно громко. Слушатели подметили однообразный покрой его обильных речей, и один из них, когда в речи оратора появилось «еще», облегченно вздохнул и шепотом утешил Бажова:
— Ну, теперь скоро конец! Уже начал ещёкать (по местному произношению — «ишшокать»).
Не показательно ли, что неологизм малыша ленинградца совпадает до полного тождества с тем словом, которое создал экспромтом на далеком Урале взрослый «простой человек»?
Если бы речь и мышление двухлетних, трехлетних, пятилетних детей не были проникнуты общенародными нормами языка, мы никогда не могли бы наблюдать отмеченную выше особенность детского словотворчества, которая заключается в том, что разные, очень разные дети, отдаленные друг от друга большими пространствами, из поколения в поколение самостоятельно придумывают одни и те же слова — будь это в Крыму, или в Новгороде, или где-нибудь у китайской границы.
Так, например, слово «кусарик» я услышал впервые от трехлетней девочки в 1904 году, потом через двадцать лет я прочитал в «Дневнике» А.Д.Павловой, что ее Адик тоже «изобрел» это слово. И вот через полвека, минувшей осенью, костромская жительница Наталья Борщевская сообщает мне в письме о своем внучатном племяннике Вове (двух с половиной лет), что он тоже называет сухарик «кусариком».
Таких фактов великое множество, и, конечно, они никогда не имели бы места, если бы дети в своем словотворчестве не опирались на одни и те же законы развития языка, надолго установленные русским народом.
Выше я привел одно слово, изобретенное трехлетним ребенком:
Источник