Менчинская дневник о развитии ребенка
Имя Начало Окончание Цена +доставка Ставки |
---|
Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка. Дневник матери. 500.00 р. |
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 2002г. 280.00 р. |
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. РЕДКОСТЬ!!!! 150.00 р. |
Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. От рождения до 8 лет 450.00 р. |
Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. От рождения до 8 лет 500.00 р. |
Развитие личности ребенка Н.Ньюкомб 7.00$ |
Развитие личности ребенка. Н. Ньюкомб. 8-е издание.Питер. 2003 250.00 р. |
Мать и Дитя энциклопедия развития вашего ребенка 300.00 р. |
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 140.00 р. |
Берковиц Р. Н., Эйгес Н. Р. Дневник матери 500.00 р. |
1935 год. Книжка развития ребёнка. Охрана матери и младенчества 300.00 р. |
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 410.00 р. |
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 450.00 р. |
Кулакова Н. И. Развитие ребенка в первый год жизни 127.00 р. |
Кулакова Н.И. Развитие ребенка : второй год жизни : Практический курс для родителей 150.00 р. |
кн10г 1974 Мещеряков Слепоглухонемые дети Развитие психики ххххх А 500.00 р. |
Аксарина Н. М., Кистяковская М. Ю. и др Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет 149.00 р. |
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 400.00 р. |
Толстой С.Л. Мать и дед Л.Н. Толстого. Очерки жизни, дневники, записи и письма по неизданным мат. 3500.00 р. Торг уместен |
Я91 Н.НОВОТОРЦЕВА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Пособие для родителей и педагогов в 3-х кн.! Цена за 1 кн 80.00 р. |
Уточните поиск: букинистика воспитание детей детский сад развитие ребенка ребенок |
книга МАТЬ И ДИТЯ энциклопедия развития вашего ребенка С-П., 2002, НЕВА, ЛАВРЕНОВА, ЛАВРЕНОВ 130.00 р. |
Лавренова Г. В., Лавренов Ю. В. Мать и дитя. Энциклопедия развития вашего ребенка 299.00 р. |
Школьникова Н.В. Игры для развития речи детей 5-6 лет. Витебск Педагог 1992г. 150.00 р. |
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. 350.00 р. |
Дневник Машеньки или энциклопедия развития ребенка с первого дня жизни до 2-х лет 100.00 р. |
Н.А.Ветлугина. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА — 1968 250.00 р. 300.00 р. |
И.Н.Малахова «Первые шаги в мире звуков» 1977г Изд-во «Знание» 30.00 р. |
Н.Курочкина ДЕТИ И ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ. ВРЕМЕНА ГОДА. 2004 г 40.00 р. |
Н.Кряжева РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ. 1996 г 50.00 р. |
Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Если ваш ребенок отстает в развитии. 90.00 р. |
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка 426.00 р. |
Островская И., Мошкевич Э. Развитие ребенка от рождения до 3 лет. Рахит Заочные курсы для матерей 1400.00 р. |
Л.А.Венгер,Э.Г.Пилюгина,Н.Б.Венгер Воспитание сенсорной культуры ребенка 70.00 р. |
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника 90.00 р. |
Книга «Развитие ребенка. Первый год жизни. Практический курс для родителей» Кулакова Н.И. 320.00 р. |
Варкки Н.,Калинина Р., Программа творческо-эстетического развития ребенка. Серия: Детская психологи… 100.00 р. |
О.В.Еремеева, А.В.Митрошенков, Мать и дитя. От беременности до трех лет 250.00 р. |
Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И. Готов ли ваш ребенок к школе 6-7 лет (2000) 120.00 р. |
Жукова Н. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. 2008 г. 180.00 р. |
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии М: Медицина, 1993. 1000.00 р. |
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 90.00 р. |
Альтгаузен Н. Туберкулез у детей Заочные курсы для матерей 1400.00 р. |
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. 100.00 р. |
«Узлы в школе. Уроки развития пространственного мышления» Розов Н.Х., Рейхани Э., Боровских А.В. 170.00 р. |
Григорьева В.Н. Игрушки для детских садов. 1966 г. 4000.00 р. |
Жукова Н.; Волина В.; Ундзенкова А. и др. Завтра в школу (2001) 150.00 р. |
Книга Н. Кряжева РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА ДЕТЕЙ С Рубля! 1.00 р. 50.00 р. |
Кочетова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста 100.00 р. |
Ткаченко Н. А. Букварь. Раннее обучение чтению. От 2 лет. М., АСТ 2016 г. 300.00 р. |
Е.Н.Вавилова Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Пособие для воспитателя детсада 90.00 р. |
Показать еще 50 …
Источник
114
A Century of Children’s Books, by Florence V, Barry (Methuen), London, 1922, p. 4.
115
Блэнч и Уикс, Литература и ребенок, Нью-Йорк, 1935, стр. 78.
116
Cambridge History of English Literature, vol. XI, Cambridge, 1914, pp. 369-371.
117
The Works of John Locke, vol. VIII, London, 1824, p. 147.
118
Mother Goose’s Nursery Rhymes. Tales and Jingles, London and New York. (Frederic Warne and C°.)
119
Mother Goose’s Nursery Rhymes. London and New York. (Ernest Lister, E.P.Dutton and C°.)
120
К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинения, т. 10, стр. 131.
121
The Lore and Language of Schoolchildren, by Iona and Peter Opie. Oxford at the Clarendon Press, 1960.
122
The Oxford Dictionary of Nursery Rhymes edited by Iona and Peter Opie, Oxford at the Clarendon Press, 1958, pp. 227, 263.
123
А.П.Чехов, Сочинения, т. 8, М. 1947, стр. 431.
124
Н.А.Менчинская, Дневник о развитии ребенка, М.-Л. 1948, стр. 123.
125
А.Н.Гвоздев, Вопросы изучения детской речи, М. 1961, стр. 327.
126
М.Л.Чудинова, Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сборник «Воспитатели детских домов о своей работе», М. 1948, стр. 292.
127
«Семья и школа», 1955, № 11, стр. 8.
128
«Дошкольное воспитание», 1955, № 4, стр. 20.
129
В.А.Рыбникова-Шилова, Мой дневник, Орел, 1923, стр. 58, 76, 84, 98, 118, 120. Запись на стр. 84, кажется, искажена опечатками. Я восстанавливаю ее наугад.
130
Цитирую по книге Н.А.Рыбников, Словарь русского ребенка, М.-Л. 1928, стр. 56.
131
Цитирую по книге Н.А.Рыбников, Словарь русского ребенка, М.-Л. 1928, стр. 72.
132
Когда, например, девятимесячный Коля Шилов стал бессмысленно повторять слово «мама» — без всякого отношения к кому бы то ни было, — его бабушка помогла ему осмыслить это слово, указывая всякий раз на маму. «Но, — читаем в дневнике его матери, — как ни учит его бабушка, где мама, он пока еще не знает… и, как попугай, твердит «мама» (В.А.Рыбникова-Шилова, Мой дневник, Орел, 1923, стр. 43).
133
Н.А.Менчинская, Развитие психики ребенка. Дневник матери, М. 1957, стр. 134.
134
А.Д.Павлова, Дневник матери. Записки о развитии ребенка от рождения до шести с половиною лет, М. 1924, стр. 27-59.
135
Цитирую по книге Е.Ю.Шабад «Живое детское слово». Из работ первой опытной станции Наркомпроса, М. 1924, стр. 69.
136
А.П.Керн, Воспоминания, Л. 1929, стр. 288.
137
Nursery Rhymes and Tales, their Origin and History by Henry Bett. Генри Бетт, Детские стихи и сказки. Их происхождение и история, 1924, стр. 58.
138
Русские народные песни, собранные П.В.Шейном, М. 1870, стр. 9, 14, 17, 40, 58 и др.
139
Э.И.Станчинская, Дневник матери. История развития современного ребенка от рождения до 7 лет, М. 1924, стр. 67.
140
А.Твардовский, Статьи и заметки о литературе, М. 1961, стр. 154.
141
А.Твардовский, Статьи и заметки о литературе, М. 1961, стр. 154.
142
Впрочем, возможно, что рифма «ракит» и «убит» была внушена Твардовскому фольклором.
143
А.Пасхин, Школьные поэты. Журнал «Искусство в школе», 1928, № 1, стр. 26. См. также «Учитель и школа», 1914, № 3, стр. 16-31.
144
А.Д.Павлова, Дневник матери, М.-Л. 1924, стр. 102-105.
145
А.Крученых, Собственные рассказы, стихи и песни детей, М. 1923, стр. 10.
146
Впоследствии так и случилось. Ныне она известный советский поэт Ольга Берггольц.
147
Л.В.Полежаева, Детская речь и развитие ее, М. 1927, стр. 19.
148
В.Г.Белинский, Полн. собр. соч., т. IV, М. 1954, стр. 88.
149
В.Г.Белинский, Полн. собр. соч., т. IV, М. 1954, стр. 88.
150
Надежда Павлович, Большевик Том, М. 1926.
151
Э.И.Станчинская, Дневник матери. История развития современного ребенка от рождения до 7 лет, М. 1924, стр. 100. Превосходный образец той эгоцентрической речи детей, которую Пиаже называет «внутренней речью» по психологической функции и внешней по форме.
152
«Родной язык и литература в трудовой школе», 1928, № 4-5, стр. 179.
153
Л.Митчель, Книга рассказов про здесь и теперь, М. 1925, стр. 41-42.
154
Н.Щедрин (М.Е.Салтыков), Полн. собр. соч., т. I, М. 1941, стр. 81-82.
155
Н.Успенский, Повести, рассказы и очерки, М. 1957, стр. 148, «Деревенская газета».
156
Д.В.Григорович, Скучные люди, Полн. собр. соч., Т. VIII, СПб. 1896, стр. 32.
157
«Чернокнижников», Собр. соч. А.В.Дружинина, т. VIII, СПб. 1867, стр. 28-36.
158
Нынче Сергей Орлов стал профессиональным писателем.
159
«Красная газета» от 19 мая 1936 года.
160
В.Утков, П.П.Ершов. Вступительная статья к «Коньку-горбунку» и другим стихотворениям Ершова в малой серии «Библиотеки поэта», Л. 1951.
161
В.Утков, Вступительная статья к «Сочинениям», П.П.Ершова, Омск, 1950, стр. 27.
162
М.Китайник, Детский фольклор и детская литература. Журнал «Детская литература», 1940, № 5, стр. 12-15.
163
А.Толстой, К молодым писателям, «Новый мир», 1930, № 2.
164
С.Маршак, О хороших и плохих рифмах. Сб. «Воспитание словом», М. 1961, стр. 102-111.
165
А.Барто, О стихах для детей, «Литературная газета», 1958, № 2.
166
Сергей Баруздин, О большой школе и одном из ее воспитанников (Заметки о работе С.Михалкова в поэзии для детей). Сборник «Детская литература», 1959, Детгиз, М. 1959, стр. 97.
167
Если читатель перелистает, например, мои детские сказки, он увидит, что для «Тараканища» требуется двадцать восемь рисунков (по числу зрительных образов), для «Мойдодыра» — двадцать три и т.д.
168
Н.А.Рыбников, Словарь русского ребенка, М.-Л. 1926, стр. 24, 45, 56, 04, 71, 80, 81, 105, 112.
169
Л.В.Полежаева, Детская речь и ее развитие. «Педагогика раннего детского возраста» под ред. проф. А.С.Дурново, М. 1927.
170
М.Горький, Собр. соч. в тридцати томах, т. 25, М. 1953, стр. 113.
171
Я думаю, что поэма «Пожар» С.Маршака выросла из игры в пожарных, которую так любят малыши. В сказке «Телефон» я, со своей стороны, пытаюсь дать маленьким детям материал для их любимой игры в телефон.
172
Теперь она звучит тривиально, но, когда писались эти строки, в них увидели формалистическую ересь, ибо всякий разговор о поэтической форме считался тогда формализмом.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Источник
ÑÒÐÀÍÈÖÛ ÄÍÅÂÍÈÊÀ ÐÀÇÂÈÒÈß ÄÎ×ÅÐÈ
Í. À. ÌÅÍ×ÈÍÑÊÀß
Ìîíîãðàôè÷åñêèé ìåòîä (ðåãóëÿðíûå íàáëþäåíèÿ è
ôèêñàöèÿ èõ â äíåâíèêå) óâëåêàë Íàòàëüþ
Àëåêñàíäðîâíó Ìåí÷èíñêóþ íà ïðîòÿæåíèè âñåé
æèçíè. Îíà âåëà äíåâíèêè ðàçâèòèÿ ñûíà, ïîòîì
äî÷åðè, íàêîíåö âíóêà. Ïåðâûé äíåâíèê óâèäåë
ñâåò äâàæäû (Äíåâíèê î ðàçâèòèè ðåáåíêà, Ì.
Ë., 1948; Ðàçâèòèå ïñèõèêè ðåáåíêà. Äíåâíèê
ìàòåðè, Ì., 1957). Ðóêîïèñè âòîðîãî è òðåòüåãî ïîêà
ëåæàò â àðõèâàõ Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû.
Ïðîôåññèîíàëüíûé ïñèõîëîã, îò íå òîëüêî óìåëà
óâèäåòü ëþáîïûòíûé ôàêò, íî çíàëà, ÷òî è êàê íàäî
íàáëþäàòü, ÷òîáû äàòü ïî âîçìîæíîñòè ïîëíóþ
êàðòèíó ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ðå÷ü, èíòåðåñû, êðóã
ïðåäñòàâëåíèé ðåáåíêà, åãî îòíîøåíèÿ ñ
îêðóæàþùèìè ïðîñëåæåíû àâòîðîì â èõ èçìåíåíèÿõ,
â êîíòåêñòå âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ. À ìèíèàòþðíûå
ýêñïåðèìåíòû, âêëþ÷åííûå â íàáëþäåíèÿ,
îòëè÷àþòñÿ óäèâèòåëüíûì èçÿùåñòâîì,
ìåòîäè÷åñêîé èçîáðåòàòåëüíîñòüþ, òî÷íîñòüþ.
 ýòîì ãîäó èñïîëíÿåòñÿ 90 ëåò ñî äíÿ ðîæäåíèÿ
Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû. Åå èäåè è èññëåäîâàíèÿ íå
óòðàòèëè àêòóàëüíîñòè â íàøåé ñåãîäíÿøíåé,
êàçàëîñü áû, íîâîé äåéñòâèòåëüíîñòè. Ïðèâîäèì
íåêîòîðûå ôðàãìåíòû íåîïóáëèêîâàííîãî, íî î÷åíü
áîãàòîãî ïî ñîäåðæàíèþ, äíåâíèêà ðàçâèòèÿ äî÷åðè
Íàòàëüè Àëåêñàíäðîâíû.
1946 ã.
Áåç äàòû (òðåòèé ìåñÿö). Âìåñòî íåïðåðûâíîãî
òðåïåòàíèÿ ðóê èëè, âåðíåå, íàðÿäó ñ íèì
âîçíèêàëî ïîêîéíîå ñîñòîÿíèå ðóê, âêëþ÷åííîå â
êàêîå-òî óïîðÿäî÷åííîå äâèæåíèå. Íî öåëü ýòîãî
äâèæåíèÿ íåïîñðåäñòâåííî äèêòóåòñÿ
îðãàíè÷åñêîé ïîòðåáíîñòüþ; èëè, åñëè åå âîîáùå
åùå íåò, äâèæåíèå âîçíèêàåò ñëó÷àéíî ïðè
ñòîëêíîâåíèè ñ âíåøíèìè ïðåäìåòàìè, íàïðèìåð,
êîãäà ðóêà ïîïàäàåò íà êðàé îäåÿëà èëè
âñòðå÷àåòñÿ ñ êóñêîì òêàíè.
31 ìàÿ (0, 2, 7). Èçäàâàíèå çâóêîâ ñòàíîâèòñÿ
ðàçíîîáðàçíåå. Íàðÿäó ñ ïëà÷óùèì êðèêîì ïîÿâèëñÿ
ðàäîñòíûé êðèê. Çâóêè èçäàþòñÿ íåðåäêî ïîñëå
òîãî, êàê äîëãî îòêðûâàëñÿ ðîò è äâèãàëñÿ ÿçûê,
êàê áû â óñèëèè èçäàòü çâóê. Ïëà÷
äèôôåðåíöèðóåòñÿ. Êðîìå ïëà÷à íîâîðîæäåííîãî
ðåáåíêà, îäíîîáðàçíîãî è ðåçêîãî, ïîÿâëÿåòñÿ
ïëà÷ òèõèé ïðè çàñûïàíèè, ñëîâíî óáàþêèâàþùåå
íûòüå, ÷åðåç ñîñêó.
8 èþíÿ (0, 2, 15). Êîãäà äåâî÷êà ñîñåò, ó íåå î÷åíü
íàïðÿæåííûé è ñåðüåçíûé âèä. ß íàðî÷íî, ÷òîáû
èñïûòàòü åå, íà÷èíàþ åé óëûáàòüñÿ, ñìîòðÿ íà íåå,
ñìåþñü, è â îòâåò íà ýòî ëè÷èêî äåâî÷êè
ðàñïëûâàåòñÿ â øèðîêóþ óëûáêó, õîòÿ ðîòèê íå
âûïóñêàåò ñîñêà.
10 èþíÿ (0, 2, 17). Êîãäà ÿ ñêëîíèëàñü íàä êîëÿñêîé,
óâèäåëà êðàñíîå, ìîêðîå îò ñëåç ëè÷èêî. Êàê
òîëüêî äåâî÷êà ìåíÿ çàìåòèëà, åå ëè÷èêî ïðîñèÿëî
è ðàñïëûëîñü â óëûáêå. Âïåðâûå ÿ çàìåòèëà, ÷òî îíà
ðåàãèðóåò óëûáêîé íà ïîÿâëåíèå ÷åëîâåêà.
22 èþíÿ (0, 2, 29). Äâèæåíèÿ ðóê ïðèîáðåëè
ìíîãîîáðàçíûé õàðàêòåð. Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ
äåâî÷êà ÷àùå âñåãî äåðæèò âñåé ðóêîé ìîé ïàëåö.
Ëåæà â êîëÿñêå, îáõâàòûâàåò ðóêîé âûñòóïàþùóþ
ðó÷êó êîëÿñêè. Âî âðåìÿ ñîñàíèÿ ñîñêè ïðîäåâàåò
ïàëåö â êîëüöî è âûòàñêèâàåò ñîñêó. Íî
ïðîèñõîæäåíèå âñåõ ýòèõ äâèæåíèé îäíî è òî æå:
îñóùåñòâëÿåòñÿ ñâîéñòâåííîå íîâîðîæäåííîìó
âçìàõ è òðåïåòàíèå ðóê, íî ïðè ñòîëêíîâåíèè ñ
ïðåäìåòîì ðóêà öåïëÿåòñÿ çà íåãî. Ïîýòîìó áûëî áû
ïðàâèëüíûì ãîâîðèòü íå äåâî÷êà îáõâàòûâàåò
ðóêîé, à ðóêà äåâî÷êè îáõâàòûâàåò è ò. ä.
Òàêèì îáðàçîì, íîâîå äâèæåíèå íå ïîÿâëÿåòñÿ
îòêóäà-òî èçâíå, ñðàçó, îíî
âûêðèñòàëëèçîâûâàåòñÿ â ñòàðîì äâèæåíèè.
24 èþíÿ (0, 3, 0). Åñëè ñ íåé ðàçãîâàðèâàòü, òî äåâî÷êà
ïðèñòàëüíî ñìîòðèò íà ñîáåñåäíèêà, óëûáàåòñÿ,
îòêðûâàåò ðîò, ñèëèòñÿ èçäàòü êàêîé-òî çâóê,
íàêîíåö, èçäàåò çâóêè, ïðèâîäèò â äâèæåíèå
òåëüöå, âçìàõèâàåò ðó÷êàìè.
Èçäàâàåìûå çâóêè ñòàëè ðàçíîîáðàçíû è â
ôîíåòè÷åñêîì, è â èíòîíàöèîííîì îòíîøåíèè: èëè
ýòî ðàäîñòíûé âèçã, èëè ñïîêîéíîå àãó, èëè
ëóêàâîå, ñ ïðèùóðèâàíèåì ãëàç, ãõ.
Óëûáêó âûçâàòü íà åå ëèöå ñòàëî î÷åíü ëåãêî.
Ïðåæäå âñåãî óëûáêà ïîÿâëÿåòñÿ â îòâåò íà óëûáêó
è ñìåõ ÷åëîâåêà, â îòâåò íà îáðàùåííóþ ê íåé ðå÷ü.
28 èþíÿ (0, 3, 4). Ðóêè åùå íå óìåþò ñòðåìèòüñÿ ê
îïðåäåëåííîìó ïðåäìåòó, íî íàáëþäàåòñÿ
ñëåäóþùåå: äâèæåíèÿ ðóê íà÷èíàþò ñîâåðøàòüñÿ
âáëèçè ïðåäìåòîâ (ñîñêè èëè ðó÷êè êîëÿñêè èëè
ñîáñòâåííîé ðóêè). Ýòî êàê áû îêîëîïðåäìåòíûå
äâèæåíèÿ.
6 èþëÿ (0, 3, 12). Ïðîäîëæàåòñÿ èçìåíåíèå â äâèæåíèÿõ.
Åñëè âíà÷àëå ïîâòîðÿþùèåñÿ äâèæåíèÿ ðóê îêîëî
îäíèõ è òåõ æå ïðåäìåòîâ îáúÿñíÿëèñü,
ïî-âèäèìîìó, íàëè÷èåì â êàêîé-òî ìåðå íà÷àòêîâ
äâèãàòåëüíîé ïàìÿòè (èáî äâèæåíèÿ ðóê îêîëî
ñîñêè èëè ðó÷êè êîëÿñêè íå ñîïðîâîæäàëèñü
äâèãàòåëüíûì. êîíòðîëåì), òî òåïåðü íàñòóïàåò
íîâàÿ ôàçà. Íîâèçíà åå çàêëþ÷àåòñÿ â ñëåäóþùåì:
çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå ïðåäìåòîâ ñîçäàåò
âíóòðåííèé èìïóëüñ ê ïðåäìåòíîìó äâèæåíèþ.
Ðåáåíîê âèäèò ïðåäìåò íà ñòîëå èëè ëèñòüÿ íà
äåðåâå, òåëüöå åãî íà÷èíàåò òðåïåòàòü, à ðóêè
ïðèõîäÿò â ñîñòîÿíèå áåñïîêîéíîãî äâèæåíèÿ.
Îäíàêî äâèæåíèå ïî ñâîåìó õàðàêòåðó åùå íå
ïåðåñòðîèëîñü, ðóêè ïî-ïðåæíåìó êàê áû
ðàçáåãàþòñÿ è ïîðõàþò è òîëüêî ïðè
ñòîëêíîâåíèè ñ ïðåäìåòîì çàõâàòûâàþò åãî.
Íà ïåðâîì è âòîðîì ìåñÿöàõ â íàøèõ çàïèñÿõ
îòìå÷àëîñü ÿâëåíèå íåìîãî ëåïåòà, êîãäà ðåáåíîê
ïðîèçâîäèë äâèæåíèå ÿçûêîì è ãóáàìè â îòâåò íà
îáðàùåííóþ ê íåìó ðå÷ü. Òåïåðü ýòî ÿâëåíèå ïî÷òè
íå íàáëþäàåòñÿ, âåñü ëåïåò óæå îçâó÷åí.
Çâóêîâîé ìàòåðèàë ñèëüíî îáîãàòèëñÿ, ïîÿâèëèñü
äëèòåëüíûå çâóêè: ãè-è-è, êó-ó-ó, êõ.
Ïðîèçíîñèò áâ (òðóäíî ïåðåäàòü ýòî
çâóêîñî÷åòàíèå). Êðèê ñòàë î÷åíü ðàçíîîáðàçåí â
èíòîíàöèîííîì îòíîøåíèè:
äåâî÷êà ãðîìêî êðè÷èò óëûáàÿñü è êàê áû
ïðèâåòñòâóÿ; îíà õðèïëî êðè÷èò è ãíåâíî òðÿñåò
ãîëîâîé, åñëè îòíèìàþ ó íåå ñîñîê èëè îäåâàþ
÷åïåö è ò. ä.
24 èþëÿ (0, 4, 0). Ðóêè âñòðå÷àþòñÿ íà ïðåäìåòå.
26 èþëÿ (0, 4, 2). Íîâàÿ ôàçà â äâèæåíèè
ïðåîáðàçîâàíèå åãî ôîðìû: ïðÿìîëèíåéíîå
óñòðåìëåíèå ê ïðåäìåòó. Òåõíèêà õâàòàíèÿ.
Äàëåå…
Источник
Расстановка ударений: ДНЕВНИ`К РАЗВИ`ТИЯ РЕБЁНКА
ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА — систематическая запись наблюдений за ходом развития ребёнка на протяжении всего детства или какого-либо отдельного его периода. Ведётся родителями, воспитателями, а также специалистами-исследователями.
Первые попытки записи наблюдений за ребёнком относятся к концу 18 в. и связаны с распространением в психологии и педагогике идеи развития. Уже в 1787 нем. врач Д. Тидеман опубликовал Д. р. р. Однако лишь начиная со 2-й пол. 19 в такого рода дневниковые записи приобрели более систематич. характер и получили развитие в ряде стран, в т. ч. и в России. Большую ценность представляют «Наблюдения за жизнью ребёнка» (1877) Ч. Дарвина. Значительное влияние на распространение дневниковых записей имела книга нем. учёного В. Прейера «Душа ребёнка» (1882). Из числа рус. авторов Д. р. р. следует отметить А. Левоневского, В. Рыбникову-Шилову, Э. Станчин-скую и др. В сов. психологич. науке богатый материал о развитии ребёнка дан у Н. А. Менчинской. Большую работу по собиранию и систематизации дневниковых материалов проделал Н. А. Рыбников.
Наряду с дневниками, всесторонне характеризующими одного ребёнка или группу детей (напр., у Н. Л. Фигурина и М. П. Денисовой, Менчинской), имеются также дневниковые записи развития отдельных психич. процессов, напр. речи (В. Штерн, А. Н. Гвоздев). В нек-рых дневниках записываются не только данные наблюдений, но и результаты экспериментов. Особый характер носят дневниковые записи при сравните льно-психо л огич. исследованиях (напр., у Н. Н. Ладыгиной-Коте, сопоставлявшей развитие ребёнка и детёныша шимпанзе).
Для успешного ведения Д. р. р. требуется известная психологич. подготовка, наличие заранее разработанного плана и систематичность в проведении и фиксации наблюдений. Запись должна носить строго объективный характер, чтобы констатируемые факты не смешивались с субъективными домыслами и произвольным толкованием полученных данных. Дневники, ведущиеся без соблюдения этих требований, могут служить лишь вспомогательным материалом для науки.
Д. р. р., систематически ведущийся опытным и внимательным наблюдателем, является ценным материалом для детской психологии. Хотя другие методы (прежде всего различные виды эксперимента) позволяют глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, однако ни один из них сам по себе не может дать такую полную картину общего хода психич. развития, какую рисует правильно ведущаяся дневниковая запись длительных систематич. наблюдений за ребёнком. Изучение дневниковых записей способствует нахождению правильных методов педагогич. воздействия на ребёнка.
Лит.: Левоневский А., Мой ребёнок, СПБ, 1914; Рыбников Н., Введение в изучение ребёнка, 2 изд., Минск, 1921; Рыбникова-Шилова В. А., Мой дневник, [Орел], 1923; Станчинская Э. И., Дневник матери, [М.], 1924; Павлова А. Д., Дневник матери, М., [1924]; Ладыгина-Коте Н. Н., Дитя-шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях, М., 1935; Фигурин Н. Л. и Денисова М. П., Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года, М., 1949; Гвоздев А. Н., Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка, ч. 1 — 2, М., 1949; Meвчинская Н. А., Развитие психики ребёнка. Дневник матери, [2 изд.], М., 1957.
А. В. Запорожец. Москва.
Источники:
- Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.
Источник
Наталья Александровна Менчинская (15.01.1905 — 6.07.1984), российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии.
Биография
Родилась в 1905 году в Ялте. Отец – земский врач. Образование получила в Крымском педагогическом институте.
В 1927 году поступает в аспирантуру в Институте народной педагогике (на базе Второго МГУ). На протяжении нескольких лет готовила материалы для кандидатской диссертации, направленной на изучение проблем развития арифметических операций у детей школьного возраста. Научным руководителем являлся Л.С. Выготский. В итоге диссертация была защищена, после чего Н.А. Менчинская в 1930 году переезжает в Свердловск и начинает работать в качестве преподавателя.
В 1932 году была приглашена в Институт психологии, где работала заведующей лабораторией, рассматривающей проблемы психологии обучения и умственного развития.
В 1952 году была удостоена учёной степени «Доктор психологических наук». Являлась профессором, членом-корреспондентом АПН СССР.
В 1955-1965 гг. работала в качестве учёного секретаря и заместителя директора института по научной работе.
Умерла в 1984 году.
Вклад в науку
Замечание 1
Н.А. Менчинская внесла заметный вклад в отечественную возрастную и педагогическую психологию. Ей были изданы более 150 научно-исследовательских работ, 10 монографий, результаты были достойно оценены, получено несколько премий Академии педагогических наук.
Н.А. Менчинской осуществлялась научная работа под руководством Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, соавторами нескольких работ являлись такие учёные, как Д.Н. Богоявленский, М.И. Моро.
В рамках педагогической психологии Н.А. Менчинской рассматривались вопросы организации обучения школьников, раскрыла подробно связь между таким категориями педагогики, как обучение и развитие, кроме того, являлась непосредственным участником в отборе содержания для программ начальной школы. Стояла у истоков разработки проблем развивающего обучения.
Важным направлением работы Н.А. Менчинской являлась разработка проблем неуспеваемости детей школьного возраста. Результаты отражены в научном труде «Психологические проблемы неуспеваемости школьников», материалы которого используются и в современной школе. В содержание рассматриваемых проблем автором включены следующие вопросы:
- основные причины, влияющие на возникновение трудностей в обучении;
- обоснование путей и способов повышения усвоения знаний школьниками.
Н.А. Менчинской подробно изучены закономерности процесса усвоения школьниками знаний, описаны эффективные приёмы, направленные на организацию работы по усвоению учебного материала учащимися. Следуя принципу взаимосвязи обучения и воспитания, усвоение знаний школьниками рассматривалось в качестве важнейшего условия, обеспечивающего психическое развитие учащихся.
Замечание 2
Являясь ученицей Л.С. Выготского, Н.А. Менчинская следовала позиции о важной роли спонтанного обучения в развитии личности. Использование в практической деятельности метода клинического наблюдения за поведением способствовало изучению индивидуальных различий детей, рассматривалась подробно природная активность ребёнка, онтогенез психического развития.
Таким образом, в круг проблем, рассмотренных Н.А. Менчинской, входят следующие:
- индивидуальные различия школьников;
- основные причины неуспеваемости;
- обучаемость и активность личности – взаимосвязь понятий;
- формирование научных понятий и др.
Основные труды
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников;
- Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах (в соавторстве с М.И. Моро);
- Психология усвоения знаний в школе (в соавторстве с Д.Н. Богоявленским);
- Развитие психики ребенка (дневник матери);
- Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников.
Источник