Медиками установлено что для нормального развития ребенок

1 декабря 2019420,6 тыс.

Профилактика артериальной гипертонии — важная мера предупреждения многих заболеваний сердца. Знание того, каким образом можно  предупредить развитие и прогрессирование гипертонии, какие методы и средства помогут улучшить контроль артериального давления, позволит вовремя предпринять индивидуальные профилактические меры и защитить себя от заболевания и его последствий.

Артериальная гипертония или гипертоническая болезнь — хронически протекающее заболевание, с которым часто сталкиваются врачи общей практики. Основным проявлением данного состояния является стабильно повышенное артериальное давление.

Артериальная гипертония считается одним из основных факторов риска развития инсульта, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда и ряда других заболеваний. В свою очередь сердечно-сосудистые заболевания — одна из главных причин смертности во всем мире.

Именно поэтому профилактике артериальной гипертонии должно уделяться особое внимание, так как подобные мероприятия способны существенно снизить риск развития сердечно-сосудистых осложнений и смертности. Например, в США широкое внедрение профилактических мер в период с 1972 по 1992 позволило уменьшить смертность от коронарной болезни сердца на 50%, а от инсульта — почти на 70%. 

В последние годы всё больше специалистов полагают, что основные профилактические меры по сохранению здоровья люди должны предпринимать самостоятельно. В профилактике артериальной гипертонии традиционно выделяют первичную и вторичную:

  • Первичная включает в себя снижение воздействия факторов риска, способствующих развитию гипертонической болезни, или полное их устранение, например, отказ от вредных привычек, контроль питания и массы тела, снижение уровня стресса.
  • Вторичная профилактика применима для людей, уже имеющих артериальную гипертонию, и направлена на снижение риска развития различных сердечно-сосудистых заболеваний, таких как инфаркты и инсульты, ишемическая болезнь сердца, поражения почек и сетчатки глаз.

Мероприятия по снижению повышенного артериального давления или поддержанию нормального артериального давления включают:

  1. Коррекция образа жизни и питания
  2. Контроль массы тела
  3. Обеспечение рациональных физических нагрузок
  4. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха
  5. Отказ от вредных привычек

Особенности питания

Существует несколько проблем, объединяющих неправильное питание и риск развития артериальной гипертонии — это лишний вес, потребление насыщенных жиров и простых углеводов. 

Эта связь неоднократно подтверждалась научными исследованиями. Поэтому одной из первых мер по предупреждению развития артериальной гипертонии должно стать изменение рациона питания, направленное на постепенное снижение веса до нормальных для каждого конкретного пациента показателей.

Этому способствует снижение общей калорийности суточного рациона, ограничение потребления жиров и простых углеводов. Рекомендуется увеличить в ежедневном рационе количество растительной пищи, продуктов с высоким содержанием калия, кальция (овощи, фрукты, зерновые) и магния (содержится в молочных продуктах, в том числе в кисломолочных), а также снизить потребление жирной пищи.

Существуют исследования, которые показывают, что употребление молочных продуктов может помочь снизить риск развития артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, атеросклероза, инфаркта миокарда и других сердечно-сосудистых заболеваний.

В среднем в пищевой рацион должны быть включены:

  • Нежирные сорта рыбы не реже двух раз в неделю300-400 г овощей и фруктов в сутки0,5 л кисломолочной продукцииКоличество блюд из красного мяса необходимо уменьшить до одного раза в неделю
  • Нежелательно употребление сладких газированных напитков, пакетированных соков, хлебобулочных изделий, сладостей, копчёностей и солёностей, чипсов жареных продуктов и блюд во фритюре. Рекомендуется отдавать предпочтения варёной, тушёной, запеченной пище. Коррекция питания способствует снижению артериального давления и позволяет нивелировать один из факторов риска7,8,11. 
  • С повышенным артериальным давлением связывают еще один важный фактор риска. Это чрезмерное потребление поваренной соли (NaCl), которая состоит из ионов натрия и хлора. Эти микроэлементы играют существенную роль в функционировании человеческого организма, но их избыток может оказать негативное влияние на сердечно-сосудистую систему, почки и др. Сокращение употребления соли до 5 — 5,5 г в сутки способствует снижению давления на 1 — 2 мм рт. ст. у здоровых людей, и на 4 — 5 мм рт. ст. у людей, страдающих артериальной гипертонией7-10. Подобные изменения связывают с изменением соотношения ионов калия и натрия в пользу последнего. 

Рациональные физические нагрузки

Физические нагрузки в качестве средства профилактики артериальной гипертонии преследуют несколько целей:

  1. Способствует снижению общей массы тела и поддержанию ее в норме. Известно, что снижение массы тела у людей с высоким ИМТ (индексом массы тела) достоверно приводит к снижению артериального давления.

  2. Под влиянием нагрузок умеренной интенсивности улучшается работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  3. Для достижения этих целей физическая нагрузка должна быть регулярной, дозированной, посильной, желательно проводить ее на свежем воздухе. Совсем не обязательно, чтобы занятия физической культурой или гимнастикой были изнуряющими. Прогулки, ходьба быстрым шагом (начиная с 10 — 15 минут, увеличивая до 40 — 60 минут в день), бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, активные игры с аэробной нагрузкой, например, волейбол или бадминтон помогут снизить вес и приятно провести время.
Читайте также:  Lego 45018 эмоциональное развитие ребенка

В холодное время года возможен бег на лыжах, плавание или занятия в спортивном зале, например, йога или любое другое направление оздоровительной гимнастики. В среднем, рекомендуются нормы нагрузки продолжительностью не менее 30 минут в течение 5 — 7 дней в неделю.

При начальных стадиях артериальной гипертонии за дополнительной консультацией по видам и объему физической нагрузки стоит обратиться к лечащему врачу или врачу-реабилитологу. Он подберет упражнения в зависимости от выраженности симптомов заболевания.

Вредные привычки

Для предупреждения развития артериальной гипертонии важно общее изменение образа жизни, в том числе и отказ от вредных привычек, в частности курения и злоупотребления алкоголем. Курение вызывает острое повышение давления, которое сохраняется в течение 15 минут. Повышается и общий риск для всей сердечно-сосудистой системы. Врачи рекомендуют полностью отказаться от курения. Употребление алкоголя в сутки не должно превышать 30 граммов у мужчин и 20 граммов у женщин.

Растительные средства

Растительные средства могут иметь выраженные гипотензивные свойства, хотя не всегда эффективность и безопасность веществ, содержащихся в растениях, доказана серьёзными клиническими испытаниями. В любом случае применение отваров, настоев и других форм лекарственных растений лучше обсудить с лечащим врачом.Как правило, в фитотерапию для снижения артериального давления входят растения, обладающие мочегонным, сосудорасширяющим, успокаивающим действием. К ним относятся: боярышник, валериана, брусника, калина, черноплодная рябина, мелисса, пион, череда. Доказано, что благотворное действие на сосуды и кровообращение оказывает и зеленый чай, в день можно употреблять до 5 — 6 чашек, но только после консультации с лечащим врачом.

Физиотерапевтические методы

Физиотерапия — это один из методов профилактики гипертонической болезни, который может назначаться только врачом.

Массаж воротниковой зоны является одним из наиболее часто применяемых физиотерапевтических методов. Его действие основано на кратковременном улучшении местного кровообращения. Для этого массажными движениями разминаются мышцы шеи, плеч, грудной клетки, иногда — зоны лопаток. После массажа рекомендуется покой в течение 20 — 30 минут. Проводить процедуру может только специалист с соответствующим образованием.

Популярны и водные процедуры. Вода оказывает общеукрепляющее действие на организм, помогает снизить тревогу и стресс, расслабиться. Для профилактики артериальной гипертонии могут использоваться контрастный душ, солевые ванны, ванны с успокаивающими травами (лаванда), обливания тёплой водой — как местные, направленные на воротниковую зону, так и общие.

Контроль и поддержание адекватного уровня артериального давления очень важны для хорошего самочувствия и сохранения высокого качества жизни. Для этого нужно следить за питанием, не пренебрегать физической нагрузкой и прогулками на свежем воздухе, стараться избегать стрессовых ситуаций. 

Оригинал статьи: https://helpheart.ru/arterialnoe-davlenie/lechenie/profilaktika/

Источник

Наталья Голикова
Консультация для воспитателей «Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Голикова Н. А.

«Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста»

Физкультурная деятельность детей будет иметь чётко выраженную направленность,если:

-2/3 всех движений, входящих в содержание занятия, циклического характера;

-все нагрузки, предлагаемые детям, строго дозируются по частоте сердечных сокращений;

-в каждое занятие включаются упражнения на развитие координации движений и специальные дыхательные;

— в каждом занятии есть паузы для мышечного расслабления и игровые ситуации, повышающие эмоциональное состояние детей;

— воздушные и водные закаливающие процедуры стали органичной составляющей занятия;

Читайте также:  Лепка и физическое развитие ребенка

— занятия включают самостоятельную двигательную деятельность.

Занятия по развитию движений начинают не менее чем через час после еды. Детей разделяют на 2-3 подгруппы (по 4-6 человек) .

Все действия организуются в игровой форме.

Особенно любят дети занятия, объединённые сюжетом (игровой ситуацией) .

На занятии обязательно должна присутствовать мотивация- это вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь, положительные эмоции.

Выбор игровых вариантов обусловлен не только возрастной спецификой. Игра, как информация о предстоящей деятельности, не представляет для ребёнка неопределённости, а кроме того, он знает, что этот процесс связан с приятными ощущениями в физическом и умственном плане. В игре есть всегда элемент непознанного, бы раз её не повторяли. Это имеет крайне притягательную силу. Одно только напоминание о предстоящем физкультурном занятии вызывает у детей положительные эмоции, желание заниматься.

Побор игр происходит в соответствии с требованиями дидактики по следующим степеням:

-по трудности освоения;

— по подготовленности детей;

— по значимости для физического развития ребёнка;

— по значимости для интеллектуального развития.

Исследованиями педагогов, медиков установлено, что ребёнку необходимо для нормального функционирования органов и систем организма определённое количество движений, что только на 20 мин. Активных движений появляются позитивные изменения в сердечно — сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. Общее количество ежедневно производимых 2-3-х летним ребёнком движений должно составлять от 6-8 тыс. локомоций (шагов).

Последовательность подбора игр и упражнений:

-развитие и совершенствование навыков ходьбы и бега;

— активация внимания и повышение эмоционального состояния ребёнка;

— освоение и инвентаря, снарядов, снарядов;

— разучивание имитационных, ритмических движений;

развитие физических качеств;

— разучивание движений самостоятельной разминки после дневного сна.

Средний уровень частоты сердечных сокращений на физкультурном занятии не должна превышать 120-130 ударов в мин. Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, т. к. создаются приятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех органов. Всё это помогает лучшему восприятию и запоминанию, у детей развивается мышление, воображение, речь, а так же навыки сравнения, анализа, синтеза и обобщения.

Дыхательная система детей несовершенна. Чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути. Слизистая оболочка, их выстилающая, легко воспаляющаяся даже под действием частиц пыли, при этом и без того узкие ходы становятся ещё уже, ребёнку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребёнок, всегда должно быть хорошо проветрено.

В комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Задачи дыхательной гимнастики:

-повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо — и кровообращения в лёгких, деятельности сердечно — сосудистой системы.

Дыхательную гимнастику можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2-х раз в день) .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Физкультминутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления детей, снятие отрицательных нагрузок.

Физкультминутки необходимо проводить на каждом занятии. Время проведения определяют по утомляемости детей.

Физкультминутки помогают не только повысить двигательную активность детей в течение всего пребывания ребёнка в группе, но и создают положительно окрашенную эмоциональную атмосферу.

.Хочется надеяться, физкультминутки помогут не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе, но и создать положительно окрашенную атмосферу.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Логоритмические упражнения помогают ребёнку совершенствовать свои речевые способности в игровой форме. Плюс таких упражнений в том, что все они просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением. Ребёнку вместе с взрослым синхронно совершает движения под музыкальное и речевое сопровождение.

Логоритмические упражнения могут проводиться на разных этапах учебных занятий,связанных с интеллектуальной деятельностью малыша: перед началом, в процессе (физкультминутка, после занятий. А так же на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре и даже во время утренней гимнастики.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Читайте также:  Центр обучения и развития ребенка

Жизнь ребёнка-это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Насколько интересно мы организуем эту игру, настолько ребёнок будет ей увлечён. Но ведь игра может быть и полезной!

К сожалению, у детей наблюдается задержка речи. Учённые выявили закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же движение пальцев отстаёт, то и речевое развитие задерживается.

Большое воздействие на развитие движений всей руки и кисти оказывает игровая пальчиковая гимнастика. Подобные упражнения улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью маленьких детей. В них удовлетворяется естественное стремление развивающегося организма к движению, укрепляется здоровье, углубляются представления детей об окружающем мире, развиваются внимание, память, наблюдательность.

Характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: одновременно осуществляются физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Прежде всего, игры должны быть доступны по возрасту, вызывать интерес, радость, желание двигаться, содействовать повышению жизненного тонуса.Они могут быть самыми разными: развивающими движения, ходьбу, бег, прыжки, умение катать, бросать мяч, лазанье.

Подбирая игры,учитывают: педагогические задачи, время года, место подвижной игры в режиме дня, помещение для проведения, количество играющих, погоду, температуру воздуха.

Организация детей проводится быстро, за 1-2 мин., т. к. всякая задержка снижает интерес. Правила рассказывают, не прерывая хода игры, при этом объяснения краткие, точные и эмоциональные, сопровождают их показом движений.

В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и т. д.

Для поддержания радостного настроения, поощрения решительности и ловкости, желания двигаться команды, сигналы, указания, замечания даются в положительном, одобрительном тоне.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание — один из наиболее эффективных методов оздоровления организма.

Основное назначение закаливания заключается в тренировке терморегуляционного аппарата. Задействование механизмов терморегуляционной защиты автоматически ведёт к включению иммунной системы, чем чаще мы стимулируем работу терморегуляционного аппарата, тем лучше развиваем иммунную защиту ребёнка. Любое дошкольное учреждение имеет всё необходимое для целенаправленного закаливания детей раннего возраста: для организации воздушных ванн особых условий не требуется, а для водных достаточно иметь кран с водой.

Тренирует терморегуляционный аппарат разный температурный режим в помещениях. Например, в игровой комнате 20-22 С, в спальне- 18-20 С.

За организацию и правильность проведения закаливающих процедур несёт ответственность не только воспитатель, но и старшая медицинская сестра. Она консультируется с врачом дошкольного образовательного учреждения по поводу каждого ребёнка.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Регулярные занятия утренней гимнастикой позволяет детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирования всех органов и систем.

Утренняя гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и лёгких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создаёт бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребёнка энергией на весь день, что крайне важно для его нормального физического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Однако мало только говорить о значимости здоровья. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится та здоровая основа, на которой в дальнейшем может быть сформировано прекрасное будущее человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём!

Источник