Медицинские показатели развития ребенка раннего возраста

Медицинские показатели развития ребенка раннего возраста thumbnail

Физическое развитие

  Раннее детство – период интенсивного физического развития. Повышается сопротивляемость организма, становится более устойчивой нервная система, повышаются пределы ее работоспособности. Меняется соотношение между сном и бодрствованием в сторону увеличения последнего: до 1,5 лет дети могут бодрствовать 3 – 3,5 часа, после 1,5 лет – 5 часов. Процессы возбуждения и торможения становятся более дифференцированными и концентрированными.

   Ведущим видом движений в этот период является ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, она вызывает у него положительные эмоции, развивает ориентировку в окружающем мире. К концу второго года жизни ходьба и координация движений совершенствуются – ребенок убыстряет шаги, бегает, преодолевает небольшие препятствия на пути (переступает через кубик и др.). По мере того как ходьба становится более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Ребёнок может, не боясь потерять равновесие и упасть, возить или носить в руках предметы, манипулировать с ними.

Социально-нравственное и личностное развитие

   Важный признак этого возраста – непосредственность и импульсивность поведения ребёнка. Чаще всего ребенок действует под влиянием мгновенного порыва, возникающих в данный момент чувств и желаний. Научившись ходить, он получает возможность знакомиться со множеством ранее недоступных ему предметов. Интерес к окружающему быстро растет. Ребенок стремится все увидеть, услышать, до всего добраться, взять в руки, потрогать, порвать, разбросать, попробовать на вкус и т.д. Он испытывает потребность в разнообразных движениях. Такая двигательная активность развивает моторику, способствует выработке точности и координации движений, развитию органов чувств.

   Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами. Предметная деятельность является ведущей в этом возрасте. Она пробуждает интерес к окружающему миру, стимулирует любопытство, приводит к осознанию доступных представлений о предметах окружающей действительности. Появляется и активно развивается ситуативно-деловое общение, основной мотив которого – сотрудничество со взрослыми. Ребенок нуждается в ласке, внимании, доброжелательных контактах с близкими людьми, обеспечивающими чувство уверенности и психологическую защищенность. Взрослый вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их назначением, стимулирует деятельность, направленную на активное познание мира. Общение способствует формированию пассивной и активной речи, своевременному овладению ребенком предметной деятельностью. Неудовлетворение потребности в таком общении ведет к негативным результатам в развитии не только познавательной, но и личностной, эмоциональной сферы ребенка (появляются трудности в общении со взрослыми, другими детьми, нерешительность и т. д.).

   Важнейшим новообразованием раннего детства является осознание ребенком своей индивидуальности, образа «Я». Семья – первое социальное сообщество, где начинается социализация ребенка, половая идентификация (дети впервые осознают себя мальчиками и девочками). На втором году жизни он способен к элементарному осознанию родственных связей, особенно тех, которые затрагивают в большей степени эмоции, – это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Ребёнок проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим, замечает эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживает им, осмысливает свои желания, что помогает ему осуществлять некоторые целенаправленные действия и поступки. Разумная требовательность к ребенку в сочетании с доброжелательным отношением, поощрение самостоятельности способствуют гармоничному становлению личности ребенка.

   На втором году жизни ребенок начинает осознавать себя и в качестве субъекта межличностных отношений: не только взрослые, но и сверстники начинают вызывать у него интерес (присматривается к ним, играет рядом, может стремительно подбежать к другому ребенку и обнять его и пр.). Интерес к детям растет по мере увеличения времени совместного пребывания в учреждении дошкольного образования, на игровой площадке. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Он учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки, в которой отражаются только зарождающиеся чувства достоинства и стыда. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других.

   В раннем возрасте создаются психологические предпосылки для возникновения игровой деятельности. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с сюжетными игрушками, предметами, строительным материалом. Для перехода к игре ребенку необходимо научиться отделять действия от предмета и переносить их на другой объект. В начале второго года жизни ребенок воспроизводит лишь разученные действия, причем преимущественно с теми игрушками, с которыми действовал взрослый. Постепенно он переносит способ действия с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать ребенок начинает включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в различных жизненных ситуациях, что является предпосылкой отобразительной игры. В конце второго года жизни в действиях ребенка наблюдаются элементы сюжетной игры: он выполняет игровые действия в определенной последовательности, общается с другими детьми доступными языковыми средствами, подражает действиям взрослых (укладывает куклу спать, ее кормит, одевает на прогулку и т.д.). В игре начинает использовать не только игрушки, но и предметы-заместители (кубик вместо мыла), постепенно формируется потребность взять на себя роль другого человека. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность.

   На втором году жизни активно формируются навыки самообслуживания: ребёнок начинает пользоваться ложкой, в 1,5 года ест преимущественно самостоятельно, по напоминанию и с помощью взрослого вытирает рот салфеткой, задвигает стул, выходя из-за стола, проявляет активность при одевании и раздевании.

Познавательное развитие

   Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем мире, овладения действиями с предметами стимулируют развитие психических процессов (восприятия, памяти, внимания, речи, наглядно-действенного мышления). Происходит сенсорное развитие ребенка, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Ребенок может (по подражанию, по образцу) выбрать один предмет по заданному признаку (самую маленькую из двух-трех матрешек разной величины).

   Ребенок при помощи взрослых осваивает способы действий с предметами, игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, формочками для песка). Появляются соотносящиеся и орудийные действия, способствующие развитию мыслительных процессов, первых элементарных обобщений (о признаках, назначении предметов), которые ребенок усваивает сначала практически, в действиях, затем закрепляет в слове (с помощью взрослого). Первоначально он обобщает предметы по внешним, наиболее ярким признакам: например, кисой называют и живую кошку, и любую мягкую игрушку, и пушистый предмет (шубу, шапку). Постепенно в процессе деятельности и руководства взрослых развивается способность к обобщению по существенным признакам, что является показателем развития мышления у воспитанника. 

Речевое развитие

   Ранний возраст – сензитивный период для развития речи. Совершенствуется процесс понимания речи взрослых и активная речь. Ребенок запоминает названия предметов и действий, которые взрослый несколько раз обозначил словом. Это связано с повышенной двигательной активностью ребенка (передвижение по комнате, группе, участку), ознакомлением с большим количеством предметов и действиями с ними. После 1 года 6 месяцев воспитанник овладевает умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий, выполнять простые поручения взрослого.

   В начале второго года жизни ребенок подражает звукам, звукосочетаниям, словам взрослого, что способствует постепенному увеличению словаря. К 1,5 годам активный словарь ребенка в среднем составляет 30 слов, к двум годам – 200–300 слов. Облегченные слова постепенно заменяются общеупотребительными. В речи появляются личные местоимения и слова, обозначающие не только предметы и действия, но доступные пониманию ребенка качества и отношения между предметами.

    Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. К концу второго года количество слов в предложении может увеличиваться до трех-четырех. ребёнок начинает изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делает еще много ошибок. Появляются формы множественного числа, повелительное наклонение глаголов («дай», «иди» и др.). Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, различных видах деятельности, в быту.

Эстетическое развитие

   Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музыку, художественное слово. Он с удовольствием слушает сказки, песни, подпевает взрослому, сам напевает слова любимой песни, повторяет потешки, танцует. Формируется отзывчивость на ритм, интонации, напевность стихотворений и потешек. Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность, разнообразные виды движений под музыку. В этот период формируются предпосылки художественной деятельности («Буду рисовать мяч» и т.д.).

Все перечисленные новообразования подготавливают ребенка к новому возрастному периоду развития — дошкольному.

Источник

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.

Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.

Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.

Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.

Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.

Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.

Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).

Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.

Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):

Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.

Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь.

При умывании трет ладони, часть лица.

Вытирается с помощью взрослого.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.

Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Ну, показатели очень общие, но в основном проходят. Правда, не знаю, есть ли дети , соответствующие ВСЕМУ написанному :). Да и не надо это -а то где же индивидуальность;). Кто-то лучше рисует, кто то поет…
Мой Леха из перечисленного — не рисует ( ну, линию проведет -в лучшем случае), никогда долго не плачет ( оказывается,должен:)), не любит смотреть мультики( вот уж точно интересное умение -мы своего вообще к телевизору не приучаем — очень удивилась, что надо…),
и уж точно не относится спокойно к слову «нельзя» …
Все остальное — к двум год делает.А вот по физическому воспитанию мы точно обогнали — мой уже хорошо прыгает( и вперед, и вниз),подтягивается на руках, висит в позе уголок до минуты, лазит по шведским стенкам -и перелезать на др. сторону умеет, и о-очень любит лазить по всяким железкам/деревяшкам :)).
Говорит он хорошо — действительно хорошо и выговаривает почти все. И предложения строит из 3-5 слов свободно. Запас слов -примерно 200, но не считала — он же просто говорит -как тут посчитаешь :).Стихов наизусть знает много — из общеизвестных Мойдодыра, Бармалея,Федорино горе — и рассказывает почти без ошибок;). Правда, о себе пока говорит в третьем лице — исключая утверждение » Я — Леша Петров» :))…
А в обсуждении статьи еще хочу заметить, что дети развиваются неравномерно — каждый по отрезкам. И отрезки не обязательно должны кончаться в 2/3/4 и др. целые годы. Ну очень у всех по разному! Все-таки правильнее было бы оценивать показатели к 3 годам -там уже все дети говорят, все что-то умееют и т.д. ИМХО

09.06.2005 14:40:07, kicik (Леша 2,1)

Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит «кака» 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим — мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал — какади — крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум — быстрее бы заранее стал проситься…

09.06.2005 13:49:05, Sabayka&Гошик (годовасик :о)

Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит «кака» 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим — мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал — какади — крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум — быстрее бы заранее стал проситься…

09.06.2005 13:48:52, Sabayka&Гошик (годовасик :о)

А мой в 2,8 упорно не желает сам одеваться и учиться это делать не желает. Зато раздевается очень быстро, видимо любит воздушные ванны)))
Про «вылавливает сачком предметы из воды» впечатлило)))) а если сачка нет? или в воду ничего не упало?)))
В 2 года говорил он не очень много и практически совсем не понятно. Еще в марте, когда мы в сад собирали справки, логопед грозно сообщила нам, что если к трем годам не научимся правильно произносить шипящие и «Р», то запишет нам отставание. Гы))) Не успела. Сейчас и рычит и шипит — все в порядке. И слова стал ясно произносить. Выяснилось, что он все марки машин знает. Во как! А тут — 300 слов в 2 года)))

09.06.2005 15:01:57, БуБуся

все то что надо уметь делать из статьи мы все умеем и все с удовольствием делаем, правда петь начали со дня своего рождения (2 х летия)а теперь каждый день слышу от него пение да еще и с придтанцовкой, а вот с речью как и у многих проблемы, говорит вроде много и пытается повторять правда не всегда удачно, но четких и понятных слов очень мало, хотя так же как и остальные уделяем немало внимания пальчиковым играм, логопед на 2 года написал 10 слов + 100 ассоциативных (т.е. ав ав, би-би, ко-ко-ко и т.д.) и до сих пор не могу понять как она могла установить это все при стесняющемся чуть-ли не до истерик ребенке, на единственном посещении.

09.06.2005 13:50:19, madam_sha&son (Данила 2г)

Моему сыну 1год11мес. разговаривает хорошо с 1г2м. Сейчас реально все то, о чем написано+ голова уже болит от его болтовни. Говорит очень много и практически постоянно, требует читать книги (уже целая библиотека дома), знает стишки, сочиняет песенки И постоянные вопросы:ЭТО КТО? оТКУДА ? кУДА ? чТО? кТО? Зачем? Если он со мной на кухне, а папа из комнаты его зовет, то нет чтоб сходить. Сынок меня спрашивает: Зачем папа зовет? И только потом идет. Болтовня постоянная. Но у нас в семье я заговорила в 1г1м., ситать сама начала в 2,6 ; и муж заговорил в 1,3. Но все детки разные…

13.02.2007 14:57:31, НАТАЛЬЯ

Нам два года и пол месяца мы не говорим не то что 200-300 слов там дай бог 20-30 при большом спасибо!Хотя даже при нашем небольшом словарном запасе довольно чотко выражаем свои мысли, даже, даже не даже, а вполне нормально составляем(складываем) предложения. У нас мальчик говорят мальчики разговаривают позже; зато ходим, залезаем на все и пройдем везде где можно особенно нельзя, это мы мастеры.Вообще все дети разные, мы этим себя и утешаем.Вот мы до года опережали сильно в 7-8 месяцев ходли, а теперь отстаем.

18.01.2007 15:40:15, Надежда

Всего 38 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник