Материнство как обеспечение условий для развития ребенка

Материнство как обеспечение условий для развития ребенка thumbnail

Мы считаем, что целесообразно анализировать материнство как условие развития ребенка относительно выполнения женщиной ее материнских функций.

Многочисленные исследования, проведенные психологами, психиатрами, педиатрами, педагогами доказывают, что качество материнского отношения и поведения, материнской любви и заботы, уровень материнской ответственности в первые месяцы и годы жизни ребенка являются детерминантами его настоящего и дальнейшего физического, психического и социального развития.

По Фрейду, мать не выступает яркой самобытной личностью, значимым является реализация основных материнских функций по уходу за ребенком, хотя степень и характер удовлетворения витальных потребностей определяет формирующиеся материнско-детские отношения [12, с.14].

Наблюдения за младенцами Р. Шпиц доказали, что аффективная взаимность между матерью и младенцем стимулирует ребенка исследовать окружающий мир, способствуя развитию моторной активности, когнитивных процессов и мышления, интеграции и формированию навыков. Исследователь понимал взаимность матери и младенца как сложный аффективный невербальный диалог, оказывающий влияние как на младенца, гак и на мать. Младенец, по его мнению, явно предпочитает мать всем остальным объектам [58, с. 92].

А. Фрейд в ходе исследований; пришла к выводу о том, что разлука матери и ребенка в первые месяцы и годы жизни имеет серьезные последствия для его эмоционального развития. В отечественной психологии также было доказано (Ершовой Т.И., Захаровым А.И., Искольским Н.В., Мещеряковой С.Ю., Солоед К.В., и др.), что психические нарушения у детей и взрослых, переживших опыт материнской депривации в раннем детстве, носят зачастую необратимый характер и затрагивают когнитивную и эмоциональную сферы, межличностные отношения. В результате формируется тип личности с сильным внутренним конфликтом между обостренной, потребностью в положительных эмоциональных контактах и неумением их завязывать [11, 25, 44].

Изучение проблемы развития детей в ситуации девиации показало, что у младенцев, воспитывающихся без матери, отмечаются задержки и аномалии в развитии, которые охватывают все уровни психической организации ребенка. Обычно такие дети имеют более низкий интеллект, у них наблюдается эмоциональная незрелость, расторможенность, повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствуют избирательность и постоянство в эмоциональной привязанности к взрослым [3, 23, 44].

В.С. Мухина отмечает, что материнская любовь есть механизм развития личности ребенка. Она обеспечивает формирование у малыша чувства доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще. Мать выступает в качестве посредника, соединяющего ребенка с окружающим миром и подготавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним [48, с.101].

Обобщая позиции ведущих психологов, можно констатировать следующий факт: материнство является не только условием, но и необходимой средой, определяющим фактором развития ребенка; мать закладывает основу будущей личности, взращивает все человеческое в своем малыше, в связи с чем особо актуальным остается вопрос качества материнства как своеобразный индикатор потенциалов и возможностей ребенка. Если условиться, что качество — это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объектов, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходства с ними [51, с.253], то тогда качество материнства характеризуется единством материнских качеств, проявляющихся в реализации материнских функций.

Обратимся к концепции Г.Г. Филипповой, где подробно описаны функции матери, начиная с периода беременности и до дошкольного возраста. В первом триместре женщина должна принять факт беременности и подчиниться своему состоянию. Во втором — потенциальная мать должна поддерживать у себя эмоционально-позитивное состояние, положительно относиться к шевелению ребенка. Функции матери в третьем триместре состоят в стабилизации ее положительного отношения к стимуляции от ребенка, ограничении внешней по отношению к интересам материнства жизни и подчинение своим собственным состояниям.

Рождение и первые дни жизни являются критическими для ребенка, поэтому от матери требуется предоставление ребенку стимуляции, что обеспечит возвращение «сенсорного мира матери», создание эволюционно- ожидаемых условий для него.

В период новорожденности способность матери своевременно и качественно удовлетворять потребности ребенка, создают оптимальную ситуацию развития. Уникальность состоит в том, что ребенок еще не способен субъективно разделить стимуляцию внутреннюю и внешнюю, но мать воспринимает его как социальное существо, общается в процессе ухода, дифференцированно относится к его состояниям, тем самым способствуя становлению в дальнейшем положительных эмоций, создавая своеобразную «ауру» развития.

Первое полугодие младенчества можно охарактеризовать как открытие ребенком ближайшего окружающего пространства, сопровождающееся эмоциональными реакциями. Мать должна создавать среду непосредственно- эмоционального общения и взаимодействия с объектами внешнего мира, оказывая поддержку и успокоение в новых ситуациях. Во втором полугодии ее функции заключаются в организации и включенности в ситуативно- деловое общение, в обеспечении образования привязанности.

Читайте также:  Реферат развитие теории физического воспитания ребенка

Функции матери в раннем детстве состоят в эмоциональной включенности в предметно-манипулятивную деятельность, обеспечение поддержки в отношениях с миром, акцент делается на предоставлении самостоятельности в сочетании с обеспечением безопасности [48, 49, 50].

Таким образом, обзор материнских функций еще раз подчеркивает значимость матери в жизни ребенка, невозможность полноценного его развития вне материнства, более того, мы утверждаем, что прогрессивное развитие человека зависит от качества реализации материнских функций.

Источник

Материнство как обеспечение условий для развития ребенка

В этих исследованиях материнство рассматривается в контексте материнско-детского взаимодействия. Основной ход рассуждений в постановке целей работ и интерпретации получаемых данных — от задач воспитания ребенка к особенностям матери. Выделяются материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические основы. Все это часто рассматривается в аспекте определенного возраста ребенка, в результате чего сами материнские качества и функции, анализируемые в разных работах, не всегда легко сопоставить между собой. В исследованиях, проводимых с этих позиций, можно выделить несколько направлений.

Культурно-исторические аспекты материнства.

В современных исследованиях институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе [И. Кон, М. Мид, Е. Badinter, R. Gelles, D. Jil, В. Kornel и другие]. Однако имеется значительное разнообразие во взглядах по ключевым аспектам этой проблемы. Культурные и исторические аспекты материнства проанализированы в диссертационном исследовании М. С. Радионовой.

Работы М. Мид показали, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве, что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств: «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел» [М. Мид, 1989, с. 3]. Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, если роды скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным кормлением по педиатрическим рецептам, то в этих условиях обнаруживается значительное нарушение материнских чувств. Кросс-культурные исследования [И. Кон, М. Мид, М. Е. Lamb, К. McCartney, D. Phillips и другие] свидетельствуют, что там, где люди превыше всего ценят социальный ранг, женщина может задушить своего ребенка собственными руками. Это делали некоторые женщины Таити, а также некоторые индианки из племени натчез, когда детоубийство могло повысить их социальное положение. М. Мид проводит параллели между «примитивными» и «развитыми» цивилизациями в том, как происходит подавление естественных материнских чувств. Ее наблюдения показывают, что там, где общество чрезвычайно высоко ставит принцип законнорожденности, мать незаконнорожденного ребенка может бросить его или убить.

Другую крайнюю социоцентристскую позицию занимает Элизабет Бадинтер [цит. по М. С. Радионовой, 1997]. Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (с XVII до XX в.), она пришла к выводу, что «материнский инстинкт — это миф». Она не обнаружила никакого всеобщего и необходимого поведения матери, а напротив — чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь — это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Исследовательница рассматривает во взаимосвязи три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины. Она полагает, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становилась главенствующей. Э. Бадинтер указала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство». Она проанализировала динамику материнских установок на протяжении нескольких веков во Франции и пришла к выводу, что до конца XVIII в. материнская любовь была делом индивидуального усмотрения, случайным явлением. В те времена репродуктивная функция женщины воспринималась лишь как рядовая, ничем не выделяющаяся, часть ее обязанностей в семье, ничуть не более важная, чем участие женщины в семейном производстве. Однако, при отсутствии или малой эффективности контроля рождаемости репродукция оставалась неотъемлемой стороной жизни почти всякой женщины. Ценность ребенка определялась его сословным положением, порядком рождения и полом (ценился прежде всего законнорожденный мальчик и первенец), а отнюдь не личными качествами.

Читайте также:  Развитие речи ребенка его этапы

Расхожим являлось спокойное отношение к гибели ребенка: «Бог дал, Бог и взял», «в мире ином ему будет лучше». При появлении нежеланных и внебрачных младенцев был распространен так называемый «закамуфлированный инфантицид» — практика несчастных случаев или же подбрасывания новорожденных в чужие дома.

Инфантицид предпочитался искусственным родам из-за большой токсичности абортивных веществ. В целом общество было безразлично к фактам исчезновения, внезапной болезни и гибели детей. К. Боннэ, прослеживая историю социального сиротства, утверждает, что между проявлением инфантицидов и отказом от ребенка имеется глубокая связь. В зависимости от того, за какую форму отказа от материнства общество могло законодательно меньше покарать, та и проявляется в большей степени.

Трансформации в общественном сознании подвергались не только материнские установки, но и образ ребенка. Л. Стоун выявил четыре альтернативных образа новорожденного ребенка в европейской культуре: 1) традиционно-христианский, предполагающий, что новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его может только беспощадное подавление воли, подчинение родителям и духовным пастырям; 2) социально-педагогический детерминизм, согласно которому ребенок по природе своей не склонен ни к добру, ни ко злу, а представляет собой tabula rasa, на которой общество и воспитатель могут написать что угодно; 3) природный детерминизм, по которому характер и возможности ребенка предопределены до его рождения; 4) утопически-гуманистический взгляд, утверждающий, что ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества.

Во второй половине XX в. вновь отчетливо проявились тенденции, враждебные «детоцентризму». Социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания — профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно-материнские функции в институте семьи принимают на себя общественные институты и профессионалы (врачи, воспитатели, специализированные общественные учреждения и пр.). Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения [Е. Badinter], Как пишет историк Ф. Ариес, в последние десятилетия изменился образ ребенка в общественном европейском сознании: он стал мыслиться как докучливое, ненужное создание, которое стараются «отодвинуть» даже чисто физически, уменьшая количество и качество телесного контакта, делая воспитание ребенка подобным технологическому процессу. Спад рождаемости связан с боязнью будущего, ростом мотивации личностного развития, желанием утвердить свое место в жизни, свою индивидуальность, иметь устойчивое социальное положение раньше, чем посвятить себя заботе о детях [Ph. Aries].

Исследования разных культурных вариантов материнства в современном обществе также свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское поведение и переживания женщины [М. L. Grossman, G. F. D. Louis and Е. Margolis, A. Phoenix at all]. Большой интерес представляет приведенное в этих работах сравнение распределения материнских функций в разных культурах, материнского поведения и отношения к ребенку, которые обеспечивают формирование необходимых в данной культуре личностных качеств (например, особенности когнитивной и эмоциональной сферы, качества привязанности, особенностей переживания успеха и неудачи в достижении цели).

Таким образом, материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Откло-

ю няющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.

Читайте также:  Развитие ребенка в 21 день

Источник

Похожие главы из других работ:

Адаптационные возможности современной школы для детей с особенностями в развитии

1.3 Характеристика условий обучения детей с особенностями развития

Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с особенностями в развитии является помощь психологическому и социальному развитию детей, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения…

Влияние условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет

Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости изучения вопроса о влияние условий микро- и макросреды на речевое развитие ребенка

Организация и реализация коррекционно-развивающих мероприятий по снижению общей тревожности дошкольников в группе детского сада

Глава 1. Проблемы организации психолого — педагогических условий развития эмоциональной сферы дошкольников в зарубежной и отечественной психологии

Познавательные и психологические процессы

4 Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации, направленные на предотвращение или сглаживание отрицательных последствий влияния социальных условий для развития личности

В юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение и сама общность со взрослыми, в первую очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии, учебные дела…

Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития

Психическое развитие детей дошкольного возраста

1. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте

Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребёнка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том…

Психологические условия развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности

1.3 Психологическое обеспечение развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности

Требования, предъявляемые к педагогу на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творческий подход к его подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне…

Психологический анализ феномена материнства в период ранней взрослости

2.2 Материнство как фактор развития ценностно-смысловой сферы в период ранней взрослости

Материнство в любом возрасте преобразует систему ценностей женщины. Но у женщин родивших ребенка в средней взрослости, эта система уже устойчива. Роль матери гармонично «вписывается» в их жизнь…

Психолого-педагогические условия развития внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего школьного возраста с нарушением речи

Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника

Глава I Теоретические основы проблемы психолого-педагогических условий развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника

Развитие рефлексии в отношении к миру у подростков, воспитывающихся в школе-интернате

2.1 Анализ условий развития рефлексии в отношении к миру у воспитанников МОУ «Санаторная школа-интернат №11»

МОУ «Санаторная школа-интернат № 11» осуществляет оздоровление и обучение детей с ослабленным здоровьем по направлению врача-фтизиатра из туберкулезного диспансера. Состав обучающихся с 1 по 9 класс — 176 человек…

Ранний возраст

1. Общая характеристика условий психического развития в раннем детстве

Предметная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки формировались в ее младенческом возрасте…

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

1.4 Основные задачи семьи ( создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)

Семейное воспитание- сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность , социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания ( место дома)…

Условия развития воображения в младшем дошкольном возрасте

2.2 Специфика условий развития воображения в дошкольном возрасте

Еще в начале века Т. Рибо [9] рассматривал воображение как процесс создания представлений, комбинирование нового из элементов старого. Автор утверждал, что воображать — значит, изображать…

Формирование представлений о себе как условие развития рефлексии младшего школьника

Глава II. Формирование представлений о себе как одно из условий развития рефлексии у младших школьников

Источник