Материнство и психическое развитие ребенка

Материнство и психическое развитие ребенка thumbnail

Стр. 30

Глава 2 Психическое развитие ребенка и функции матери

2.1. Особенности развития ребенка и функции матери

Анализ условий возникновения системы взаимодействия матери с ребенком требует конкретизации «точки отсчета» в развитии ребенка с которой можно начинать изучать эту систему как реально существующую. Современные исследования в области пренатальной психологии (Т Verny, А Берни и др.), микро психоаналитические концепции (S. Fanty, Ф Дальто, С Гроф, М Марконе и др ), включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, в том числе и опыт его эмоционального взаимодействия с матерью, в развитие базовых личностных структур, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.

Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью М Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей (в первую очередь матери), которые и являются основными «производителями» личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре Способах или путей «производства» этой модели

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

 Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви (Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Айнсворт, М.А. Лисина с сотрудниками и др.), обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако именно эти особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе — то есть развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире — также происходит одинаково — ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж. Брунера, Т. Бауэра, Ж. Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития (Е.А. Сергиенко). Поздние когнитивные способности ребенка приобретают культурную специфику, однако самый ранний период развития требует достаточно жесткого выполнения функций взрослых для обеспечения этого развития. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

Источник

Роль матери в развитии психики новорожденного ребенка огромна, разберем ее важные основы.

Позитивное отношение малыша к внешнему миру и правильное развитие новорожденного в семье — составляют основу психического здоровья ребенка.

Особенности ухода за новорожденным

Чтобы в дальнейшем личность и характер ребенка сформировались как нужно, следует с первых дней заложить основу воспитания и развития малыша — фундамент — развитие психики новорожденного ребенка с первых дней.
Правильно организованный уход за ребенком особенно важен в первый месяц жизни малыша, он же является и средством воспитания.

Статистические данные говорят, что правильный уход за новорожденным гарантируют развитие здоровой психики малыша, а так же являются коррекционным методом после трудных родов, профилактикой послеродового стресса.
Чтобы организовать необходимый уход за младенцем, мама должна понимать его психологические особенности и внутриутробный опыт.

Мама — первый воспитатель своей крохи, чтобы развитие ребенка началось как нужно, маме необходимо знать психологию новорожденного и понимать свои взаимоотношения с грудным ребенком.

Новорожденный ребенок полностью зависим от взрослого. Потребности грудного ребенка можно разделить на телесные и психоэмоциональные.

Телесные потребности ребенка: потребность в сосании, кормлении, физиологические потребности, необходимость эмоционального общения с матерью, потребность в тепле, комфортной одежде, безопасность.

Психоэмоциональные потребности: контакт с матерью, получение положительных эмоций, удовлетворение познавательной потребности и общения, потребность в ощущении, звуках, вкусах, запахах.

Согласно исследовательским данным новорожденный ребенок, чьи потребности игнорируются или удовлетворяются не в полной мере ощущает: страх, безысходность, отказ от жизни.

Ребенок попавший в неблагоприятную среду испытывает страх жизни, горе ведущее его к отказу от жизни. Если ребенок переживает негативный опыт часто — его психика будет нарушена.

Если базовые потребности малыша удовлетворяются в полной мере — малыш проходит стадию зависимости без негативных переживаний.

Поддержать малыша и оказать необходимый уход за новорожденным в данный период жизни может только мать.

Понятие материнства

Психофизиологические потребности новорожденного должна удовлетворять мать. От умения матери правильно ухаживать за свои ребенком зависит полноценное развитие нервной системы ребенка, головного мозга и всего организма. Здоровая психика новорожденного тесно связана с темой материнства.

Материнство — способность женщин выносить и родить здорового ребенка, выкормить до определенного возраста малыша грудью. Природа женщины позволяет ей с успехом выполнять материнскую функцию. Кора головного мозга женщины так устроена, что она услышав плач ребенка во сне, может проснуться и подойти к ребенку.

Во время беременности организм женщины подготавливается к родам и грудному кормлению. Ребенок и мать представляют собой сембиотический союз, поэтому после родов мать способна создать все необходимые условия для успешного развития малыша.

Что такое материнский инстинкт

Материнский инстинкт служит женщине помощником при реализации своей лучшей роли — роли матери. Материнский инстинкт вырабатывается у женщины в процессе беременности, в родах, а также формируется материнским поведением.

Материнское поведение — поведение женщины в процессе обучения и наблюдения за более опытными женщинами. Материнское поведение формируется еще в детском возрасте, в игре «дочки-матери», в семье, помогая маме с братьями и сестрами, а так же в процессе ухода и грудного кормления своего ребенка.

Материнский инстинкт — характеризуется набором специальных качеств, позволяющих женщине осуществлять уход за новорожденным младенцем.

К материнским качествам относят: способность идентифицировать себя с ребенком, способность понять нужды малыша. Материнский инстинкт вырабатывается в процессе беременности, но роды являются ключевым звеном, чем естественней прошли роды — тем больше шансов у мамы проявить материнский инстинкт и кормить ребенка грудью.
Процедуры обезболивания: эпидуральная перидуральная, сакральная анастезия и стимуляция родовой деятельности, снижает психоэмоциональную привязанность молодой мамы к ребенку.

Первые сутки — важное время для пробуждения материнского инстинкта, в этот период, в течение часа, необходимо приложить ребенка к груди. Прикладывание ребенка к груди благоприятно отражается на появлении молока и в дальнейшем на грудном кормлении малыша.

Итак, для пробуждения материнского инстинкта необходимо, чтобы роды прошли максимально естественно. Стимуляция и обезболивание должны применяться максимально корректно в соответствии с необходимыми для этого показателями, т. к. эти механизмы изменяют появление материнского инстинкта, что сказывается на полноценном грудном вскармливании ребенка. В течение часа после родов необходимо приложить новорожденного к груди.

Автор: Лубянская Светлана

Иллюстрация pixabay.com

Источник

Особенности развития ребенка и функции матери

Анализ условий возникновения системы взаимодействия матери с ребенком требует конкретизации «точки отсчета» в развитии ребенка, с которой можно начинать изучать эту систему как реально существующую. Современные исследования в области пренатальной психологии (Т. Verny, А. Берни и другие), микропсихоаналитические концепции (S. Fanty, Ф. Дальто, С. Гроф, М. Марконе и другие), включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, в том числе и опыт его эмоционального взаимодействия с матерью, в развитие базовых личностных структур, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.

Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей (в первую очередь матери), которые и являются основными «производителями» личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путей «производства» этой модели.

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны.

1. Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы.

Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви [Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Айнсворт, М. А. Лисина с сотрудниками и др.], обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако именно эти особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе — т.е. развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире — также происходит одинаково — ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж. Брунера, Т. Бауэра, Ж. Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития [Е. А. Сергиенко]. Поздние когнитивные способности ребенка приобретают культурную специфику, однако самый ранний период развития требует достаточно жесткого выполнения функций взрослых для обеспечения этого развития. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

2. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX в. образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурноисторического, социологизаторского, бихевиористического подходов. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направлениям, связанным с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими особенностями материнского поведения.

Эти две стороны развития ребенка позволяют сделать вывод, что существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, которые обеспечили бы соответствие его развития именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери можно назвать видотипичной, а вторую — конкретно-культурной. Однако ни та, ни другая группа материнских функций не является присущей матери сама по себе. Об этом свидетельствуют многочисленные современные исследования материнства. Все особенности материнского поведения имеют сложный путь развития в онтогенезе матери. Особенности развития ребенка, требующие обеспечения со стороны материнских функций, рассматриваются разными разделами психологии. Каждое направление имеет в этом развитии свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.

Источник