Материнская депривация и ее последствия для развития ребенка

Материнская депривация и ее последствия для развития ребенка thumbnail

Материнская деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — процесс эмоционального и психологического обеднения ребёнка, вследствие отрыва ребёнка от матери в раннем возрасте. В основе этого феномена лежит полное или частичное отсутствие у ребёнка привязанности ко взрослым, подрыв доверия ко взрослому миру.

Материнская депривация вызывает у ребёнка разного рода отклонения в психическом развитии. Отклонения могут проявляться по-разному в разном возрасте, но все они могут иметь одинаково тяжелые последствия для формирования личности ребёнка. Нормальное развитие может происходить только в случае, если ребёнок обеспечен контактом с матерью в достаточном объеме. Чем раньше ребёнок был оторван от матери и чем дольше длится этот период, тем сильнее будут последствия депривационных расстройств.

Эрик Эриксон ввел термин «базисное недоверие к миру» у детей, лишенных внимания матери.

Депривация в раннем возрасте приводит к характерным нарушениям развития младенца: отставание в речевом развитии, в развитии мелкой моторики и мимики. В дальнейшем начинают проявляться эмоциональные нарушения, склонность к тревоге и страху перед окружающим миром, недоверие и подозрительность по отношению к людям. Также появляются признаки поведенческих отклонений, ребёнок не ощущает дистанцию при общении или, наоборот, имеет затруднения при контакте. Депривация приводит к эмоциональной холодности, агрессивности, но в то же время уязвимости. Однако, по словам Эриксона дети лишенные в младенчестве материнской любви и внимания могут стать нормальными людьми в том случае, если этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития.[1]

Недостаток отношений с матерью в раннем возрасте все же не всегда имеет серьезные последствия для последующего развития и психического здоровья. Множество других факторов могут повлиять на формирование ребёнка, такие как врожденные особенности нервной системы, то есть степень переносимости различных воздействий, травматизации, наличие других компенсирующих воздействий в виде объектов привязанности. Это говорит о том, что при создании необходимых условий можно компенсировать депривационные нарушения в более позднем возрасте.

Среди детей-сирот депривационная симптоматика обычно включает в себя сразу почти весь спектр отклонений: от легких психических особенностей до всевозможных серьезных нарушений развития личности и интеллекта.

4 уровня нарушения развития в депривационных условиях[править | править код]

Сенсорный (уровень ощущений)[править | править код]

Сенсорные отклонения у ребенка могут начать развиваться еще в утробе матери, в том случае, если она отрицательно настроена к своей беременности и не отказывается от вредных привычек, в особенности таких как курение и употребление алкоголя. В тех случаях, когда от ребенка отказываются и помещают в детский дом или негативно принимают после родов серьёзно снижается количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у ребёнка состояние постоянного психологического дискомфорта, сбивает ритм сна и бодрствования, провоцирует чрезмерное беспокойство и неуправляемое поведение. Следствием этого может стать состояние, в котором ребёнок начинает монотонно раскачиваться и завывать, для того, чтобы успокоить себя. Дети плохо ощущают границы своего Я, неразборчивы в своих контактах, либо наоборот их вовсе избегают. В первом случае ребёнок пристает ко всем без разбора, лишь бы почувствовать телесный контакт, во втором же наоборот — всячески отказывается от контакта с окружающими. Отсутствует чувство личного пространства как своего, так и чужого, чувство чужой собственности. Формируется первичное ощущение собственной неуспешности, склонности к постоянным психическим переживаниям, страха перед окружающим миром и обиды на него[2].

Когнитивный (уровень формирования моделей внешнего мира)[править | править код]

Ребёнок, воспитываемый в детском доме или в атмосфере пренебрежения его нуждами, менее активен, меньше ползает, соответственно менее активно познает мир, чем дети из благополучных семей. Он меньше совершает проб и ошибок, меньше стимулируется внешними воздействиями, что вызывает задержку интеллектуального развития. Ребёнок начинает поздно говорить, неверно строит фразы и воспроизводит звуки. Самое же главное, что дети начинают строить катастрофические модели мира, где их ожидают сплошные неприятности, которые невозможно предотвратить. Мир остается непознанным и непонятным, поэтому невозможно предвосхищать и регулировать проходящее извне[2].

Эмоциональный (уровень установления удовлетворяющих интимных эмоциональных отношений к кому-либо)[править | править код]

На эмоциональном уровне ребёнок испытывает расстройства привязанности. Ребёнок, переживший раннее расставание с матерью, независимо от того, помнит он об этом или нет, начинает испытывать трудности с налаживанием близких эмоциональных контактов с другими. Он боится доверять, боли от расставания, закрывается от мира агрессивными переживаниями, которые склонен проецировать на других. В восприятии такого ребёнка окружающие люди настроены к нему агрессивно, нередко плохо понимает мимику и воспринимает ее как враждебную. Появляется склонность ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидных вещах, винить себя во всех проблемах, считать, что именно его отрицательные качества привели к тому, что случилось или почему его бросили родители. В результате могут проявляться элементы мазохизма, он может обижать других и провоцировать ответную агрессию на себя[2].

Социальный (уровень отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями)[править | править код]

Этот уровень является вершиной всей пирамиды развития ребёнка. Дети из благополучных полноценных семей признает свою принадлежность своей семье и роду. По модели поведения родителей у них формируются одобряемые обществом социальные роли. Например, роль послушного ребёнка, прилежного ученика, успешного человека и тому подобные. Ребёнок воспитываемый в депривационных условиях, особенно в детских домах, с трудом идентифицирует себя в обществе. У него отсутствуют примеры положительных моделей поведения в семье, коллективе, хотя вся его жизнь проходит в группе.[3]

Воспитанники детских домов нередко берут на себя роли, которые не позволяют успешно социализироваться: «негативный лидер», «агрессор», «провокатор» и так далее. Многие продолжают жить по такой модели и после выпуска из сиротского учреждения. Статистика выходцев из детских домов потрясает. Лишь десять процентов из них находят своё место в обществе. Сорок процентов становятся преступниками, столько же — наркоманами и алкоголиками, остальные десять процентов заканчивают жизнь самоубийством.[4]
Качественно иную форму имеет развитие всех аспектов Я: представления о себе, отношения к себе, образа Я, самооценки. Самооценка — важнейший аспект любой личности, её центр, регулятор деятельности и общения. Очень низкая самооценка, свойственная людям выросшим в депривационных условиях, приводит к отклонениям и невротическим расстройствам.[5]

Читайте также:  Индивидуальная карта психологического развития ребенка на примере

Эксперимент Гарри Харлоу с обезьянами[править | править код]

Исследования Харлоу на детёнышах обезьян, доказали что прикосновения матери детёнышу жизненно необходимы. По данным его исследования было ясно видно, что матерчатая суррогатная мать для детёныша гораздо важнее, чем кормящая. Однако, в своих исследованиях Харлоу пошёл дальше и наблюдал за теми детёнышами, которые выросли в условиях материнской депривации. Самки сами стали депривированными матерями относительно своих детей. Также они не могли устанавливать связь с самцами: они вцеплялись им в морды. Тогда экспериментатор придумал «раму для изнасилования». 20 самок забеременели. Часть матерей убила свое потомство, другая часть оставалась к ним равнодушными и лишь немногие показали адекватное поведение матери.[6]

Документальный фильм Джеймса и Джойс Робертсон «Джон»[править | править код]

Фильм показывает важность для ребёнка объекта, проявляющего любовь и заботу. Вслед за научными наблюдениями Харлоу за детёнышами обезьян, этот фильм рассказывает историю депривации маленького ребёнка, который был разлучён с матерью на 9 дней. Зрители могли наблюдать за тем, как непоправимо для детской психики разрушение, прежде крепких, добрых, эмоциональных связей. Подобно обезьянам в эксперименте Харлоу, которые крепко вцеплялись в махровое полотенце, полуторагодовалый Джон в течение 9 дней не отпускал своё одеяло, как единственное, что осталось у него от домашней жизни и являлось относительным гарантом постоянства и спокойствия.[7]

Альтернативные мнения[править | править код]

Ф.Д.Бреслин утверждает, что стимуляция важна для нормального развития ребенка. Одно из решений проблемы депривации, к которому прибегают почти во всем мире, — это разделить уход за ребенком между несколькими лицами. В семье не следует недооценивать роль отца, часто именно он может стать главной фигурой. Исследования последнего времени показывают, что даже самые неблагоприятные воздействия на ребёнка по мере его взросления сгладятся.[8]

Карен Хорни, одна из представительниц Американской интерперсональная психоаналитической школы, ввела понятие «базисная тревога» и описала факторы среды, которые можно расценивать как депривационные. Главным образом они связаны с нарушением взаимодействий в семье. Хорни определяла внутренний конфликт как следствие ранних переживаний ребенка. Если дома восстанавливается благоприятная среда, появляется доверие, любовь, уважение, то внутренний конфликт ребёнка можно считать разрешимым.[9]

Анна Фрейд, Рене Шпиц, Джон Боулби сформулировали положения теории привязанности согласно которым взаимодействие с биологической матерью — врожденная потребность.[10]

В условиях полной материнской депривации уже на первом году жизни у детей наблюдается возникновение общения со сверстниками. Для семейных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных младенцев имеет свою специфику. Она проявляется в том, что отношения между детьми складываются не как дружеские, а по типу родственных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений. Дети неспособны правильно оценить свои личностные качества, лишены избирательной дружеской привязанности. Каждый ребенок вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Контакты между детьми поверхностны. Критерием благополучия ребёнка является отношение к нему группы сверстников. В случае негативного отношения он испытывает разочарование и неудачу, что часто приводит к отчуждению и агрессии.[11]

См. также[править | править код]

  • Женское здоровье
  • Материнское здоровье

Примечания[править | править код]

Источник

Источник: https://ovelena.ru/index.php/blog/item/114-posledstviy..

Материнская депривация — это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, социальный феномен, в основе которого лежит полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности к взрослому человеку, подрыв доверия к миру взрослых, оборачивающийся изменением доверия к внешнему миру.

Материнская депривация ведет к разного рода изменениям в психическом развитии. Отклонения в психическом развитии, связанные с материнской депривацией, проявляются в разном возрасте по-разному, но все они обладают потенциально тяжелыми последствиями для формирования личности ребенка. Полноценное развитие ребенка возможно только в психологическом контакте с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва.

В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики); в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте). Материнская депривация становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости.

Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

Разнообразные нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, так как они выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Так, недостаточная сформированность чувства привязанности или его расстройство может постепенно вырасти в личностные проблемы или психические заболевания.
Эмоциональная депривация, связана с недостаточной возможностью для установления интимного эмоционального отношения ребенка к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в начальной школе

Последствиями таких травматичных для ребенка обстоятельств являются появление разного рода невротических реакций, появление апатии, вплоть до развития аутизма.
Наиболее яркое выражение последствий эмоциональной депривации наблюдается у детей, находящихся в домах малюток.

У таких детей отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги, агрессивности, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями, развивается эмоциональная вялость, и компенсаторная двигательная активность — раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев. Эти движения быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы.

Портрет личности, формирующейся у ребенка, оказавшегося с рождения в условиях материнской депривации:

— агрессия по отношению к людям, вещам;
— чрезмерная подвижность;
— чувство собственной неполноценности;
— постоянные фантазии;
— упрямство;
— неадекватные страхи;
— сверхчувствительность;
— неспособность сосредоточиться на работе;
— неуверенность в принятии решения;
— частые эмоциональные расстройства;
— лживость;
— достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;
— неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка;
— говорение с самим собой и т. д.;
— пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и т.п.;
— интеллектуальное отставание;
— неумение вступать в значимые отношения с другими людьми;
— вялость эмоциональных реакций;
— агрессивность;
— неуверенность в себе.

Депривация проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», аддикциях, невозможности осваивать социально-одобряемые роли и высокие культурные ценности. У таких детей не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности, угол зрения смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. Установлено, что тот, кто перенес в детстве материнскую депривацию, обычно продолжает испытывать недоверие к людям, к миру. Такие люди бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными.

Специалисты указывают на биологическую и психологическую необходимость привязанности ребенка к взрослому. Такого рода привязанность является, с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой — базовым психологическим основанием для развития нормальной личности ребенка.

Последствия материнской депривации проявляются в кризисы трехлетнего и подросткового возраста, когда ребенок сопротивляется требованиям взрослого, считая их неприемлемыми для себя, непереносимыми. Однако, чем упорнее взрослый не желает замечать перемен в ребенке и изменять систему отношений с ним, тем вероятнее, что закономерные и временные нарушения поведения ребенка перерастут в устойчивые формы дезадаптации. Внешними признаками социальной дезадаптации выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего материнскую депривацию, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины, побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать.

Доверие к миру у детей, переживших материнскую депривацию, может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке. Любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.

Педагог-психолог О.В. Жебит
Источник: https://ovelena.ru/index.php/blog/item/114-posledstviy..

Источник

бизнес мама

«Ребенок, подобно растению, творит себя изнутри, и этот процесс строго индивидуальный. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, «материальной базой», где она черпает ресурсы, необходимые для ее питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к ней эти ресурсы, создать для нее благоприятную питательную среду «.

(С. Фрэн)

Что такое «материнская депривация»?
Как проявляется материнская депривация?
Последствия материнской депривации
Профилактика материнской депривации. Рекомендации психолога родителям

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда потенциальные возможности ребенка чрезвычайно велики, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее. Ребенок раннего возраста, находящийся в депривационных условиях, несмотря на свою способность к развитию, с течением времени все больше удаляется от возрастной нормы.

Что такое «материнская депривация»?

Ребенок агрессивен, склонен к депрессиям, не находит общий язык со сверстниками, обидчив… Возможно, корень проблем в материнской депривации? Этот термин происходит от латинского слова deprivatio, что означает «потеря, лишение».

 Депривация —  состояние, при котором человеку не предоставляется возможности для удовлетворения основных психических потребностей.

Неудовлетворенными могут быть самые разные потребности — в общении, играх, впечатлениях, подвижности и др. В особую группу специалистами выделен случай дефицита внимания и ласки со стороны родителей – так называемая материнская депривация. Коротко говоря, это недостаток материнской любви и заботы.

Долгое время о проблеме материнской депривации говорили применительно к детям-сиротам, воспитанникам интернатов, детям из неблагополучных семей, поколению военных лет. Но сегодня, признаки этого расстройства наблюдаются и в полных семьях, где формально есть мама, абсолютно адекватная с точки зрения социальных норм.

Когда признаки материнской депривации стали обнаруживаться за занавесом полной благополучной семьи, психологи и врачи-психотерапевты забили тревогу. На приеме у психотерапевта не раз выяснялось, что мамы пациентов, страдающих расстройствами психики, были вынуждены выйти рано на работу, часто передавали отпрысков на попечение бабушек, родственников, соседок.

Читайте также:  Конспект развития ребенка с дцп

В таких семьях перед ребенком в первый год жизни проходил калейдоскопом лиц, и не было акцента на едином образе любящей матери. При нормальном развитии младенец эмоционально идентифицирует маму среди широкого круга лиц. Он ассоциирует ее с теплом и заботой. Строго говоря, это может быть и не биологическая мама, главное, это должен быть человек дающий ребенку эмоциональность, внимание, заботу. И этот заботящийся «объект» должен быть единичным. Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша — он становится к ним равнодушным, и через жизнь проносит психологическую травму.

Разлука с матерью приводит к глубоким изменениям детской психики. У малышей отмечается задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения: они становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными, обидчивыми.

Как проявляется материнская депривация?

Проявления материнской депривации можно заметить еще на этапе беременности, когда женщина не радуется ей по той или иной причине. Медики отмечают, что дети от нежеланной беременности рождаются с более низкой массой тела и в два раза чаще болеют в первые годы.

Далее такие психологически незрелые матери в первые дни сводят свою роль перед ребенком до физического уровня (покормить, искупать, переодеть и т.д.). А для малыша мама – источник удаления не только физического голода, но и эмоционального. Причем, важность последнего нельзя недооценивать.

Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до 1 года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

Доказательство тому — классический опыт американского ученого Х. Харлоу, в рамках которого новорожденную обезьянку отделяли от матери и помещали в клетку с двумя «мамами-обманками». Первая была сделана из проволоки и могла через соску кормить детеныша, а второй макет был на ощупь мягким и теплым, но без соски. Наблюдения показали, что большую часть суток детеныш проводил с «мягкой мамой», а к проволочной подходила лишь для утоления голода. Харлоу объясняет, что эмоциональный комфорт, который испытывала обезьяна вблизи «мягкой мамы», имеет ведущее значение в формировании любви и привязанности к матери.

опыт Харлоу с обезьянкой

Последствия материнской депривации

Мама дает ребенку чувство защищенности. Утрата этого ощущения ведет к утрате доверия к окружающим. Впоследствии личность ребенка приобретает черты невротичности, которая проявляется в повышенной тревожности, неуверенности, зависимости. Кроме того, такие дети характеризуются неспособностью к привязанности и любви, отсутствием чувства общности с другими людьми, отвержение себя и других, что, в свою очередь, может находить выражение в агрессии, направленной вовне или на собственную личность.

Недолюбленный ребенок продолжает жить и во взрослом и также продолжает искать поддержку любовь. При этом, не зная этой любви в детстве, он априори ставит деструктивные проекции на личную жизнь – не верит в то, что он может быть любим, ему постоянно нужны доказательства того, что его любят.

Психологический портрет личности, формирующийся у ребенка, оказавшегося с рождения в условиях материнской депривации:

  • агрессия по отношению к людям, вещам;
  • чрезмерная подвижность;
  • чувство собственной неполноценности;
  • постоянные фантазии;
  • упрямство;
  • неадекватные страхи;
  • сверхчувствительность;
  • неспособность сосредоточиться на работе;
  • неуверенность в принятии решения;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • лживость;
  • достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;
  • неадекватная, чрезмерно завышенная или наоборот заниженная самооценка;
  • отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности и т.п.;
  • интеллектуальное отставание;
  • неумение вступать в значимые отношения с другими людьми;
  • вялость эмоциональных реакций.

плачущая девочка

Таким образом, опасность материнской депривации состоит  в том, что от нее страдает не одно поколение. Психологи отмечают четкую зависимость между детскими впечатлениями человека и его способностью строить отношения с людьми и воспитывать своих детей. Пережитые в детстве отвержение и унижение со стороны родителей, непостоянное нахождение с ними могут привести к возникновению у ребенка беспокойной привязанности. Такая модель поведения, будучи перенесенной во взрослую жизнь, выразится в сильной бессознательной потребности в любви и поддержке, а ее продолжением могут стать самоистязание, ипохондрия, частая смена половых партнеров.

В итоге мы получаем целое поколение сирот из полных семей, несущих груз депривации и перекладывающий его на собственное потомство.

Между тем работающая мама – привычное явление современности: все большее количество матерей стремятся работать во время декрета и передают детей на попечение нянь. Причины могут быть различные: вынужденная необходимость зарабатывать, личностный склад, неумение общаться с ребенком, неготовность к материнству.

Специалисты указывают на биологическую и психологическую необходимость привязанности ребенка к взрослому Такого рода привязанность является с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой, — базовым психологическим основанием для развития нормальной личности ребенка.

Профилактика материнской депривации. Рекомендации  психолога родителям: 

  • необходимо планировать беременность и рождение ребенка, созреть для этого шага;
  • эмоционально общаться с ребенком, он понимает Ваши сообщения;
  • понимая, что беременность – сознательный выбор, постараться, по крайней мере, в первый год посвятить себя ребенку.

Доверие к миру у детей переживших материнскую депривацию может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также, через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке.

Статью подготовила: педагог-психолог Кабинета кризисных ситуаций для беременных женщин Мытницкая Ю.О.

Кабинет кризисных ситуаций для беременных женщин  оказывает социально-психологическую помощь женщинам, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Телефон для справок: 46-85-03.

Источник