Материалы для диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений
Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также
различные диагностические методики.
Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях — в группе, на прогулке, во время
прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со
сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.
Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или
иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.
Представляю комплекс методик,
используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.
Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)
Эмоциональная сфера ребенка Стрелкова Л.
Adobe Acrobat Document
291.1 KB
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:
— адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
— дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
терминологическая оснащенность языка;
— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Методика_Волшебная_страна_чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
283.5 KB
Бланки Волшебная страна чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
624.1 KB
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального
состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика «Выбери нужное лицо»
Тест тревожности.pdf
Adobe Acrobat Document
611.7 KB
Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных
ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере
взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни
ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным
лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо
для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
Методика «Контурный САТ-Н
(Детский апперцептивный тест
Л. Беллак, О. Беллак)
Test_CAT_H.pdf
Adobe Acrobat Document
427.4 KB
Методика выявляет реальное состояние
ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель
тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то,
что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития
ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует
изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями
зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления
внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных
цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды
Методика «Лесенка»
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою
значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты
и т.д.
Методика «Два дома»
metodika_dva_doma.pdf
Adobe Acrobat Document
98.8 KB
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье,
в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
Методика
«Несуществующее животное»
Несуществующее животное.pdf
Adobe Acrobat Document
134.9 KB
Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов,
уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе
животное, а также назвать его несуществующим названием.
Методика «Кактус»
Методика Кактус.pdf
Adobe Acrobat Document
175.8 KB
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности
и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится
беседа.
Рисунок семьи
Рисунок семьи.pdf
Adobe Acrobat Document
255.0 KB
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа
Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)
методика Паравозик.pdf
Adobe Acrobat Document
270.0 KB
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния
ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной
среде (выявление тревожности у дошкольников).
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Источник
Составитель
Н. Д. Денисова
Введение
Концепцией
модернизации российского образования
определены приоритетные цели и задачи,
решение которых требует построения
адекватной системы психолого-педагогического
сопровождения. Интенсивное развитие
теории и практики психолого-педагогического
сопровождения в последние годы связано
с расширением представлений о целях
образования, в число которых включены
цели развития, воспитания, обеспечения
физического, психического, психологического,
нравственного и социального здоровья
детей.
Одной из важнейших
задач модернизации является осуществление
квалифицированной комплексной диагностики
возможностей и способностей ребёнка,
начиная с раннего возраста.
Для реализации
этого направления модернизации
образования, городской научно-методический
центр департамента образования
администрации города Томска ориентировал
работу специалистов образовательных
учреждений на повышение эффективности
и качества психолого-педагогического
сопровождения дошкольников. Результатом
ее стал сборник психодиагностических
материалов,
необходимый и достаточный для выявления
индивидуальных особенностей детей с
целью осуществления личностно-ориентированного
подхода к их развитию, позволяющих
проводить мониторинг динамики их
эмоционального состояния.
В содержание
сборника вошли методические материалы
по диагностике эмоционального развития
детей раннего возраста (К. Л. Печора), их
познавательного уровня (А. А. Венгер),
способов деятельности (Г. Л. Выгодская,
Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной
и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также
стиля взаимодействия с родителями (В.
В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального
самочувствия в семье (Е. Антонн, Е. Бине)
эмоционального благополучия в детском
саду (Г. Любина, Л. Микулик).
Представленные
материалы прошли апробацию в дошкольных
образовательных учреждениях города
Томска, которая определяла соответствие
выбранных тестов объекту исследования,
соблюдение прав ребёнка в процессе
диагностики. Результаты апробации и
внедрения обсуждались на заседаниях
методических объединений, проблемно-творческих
групп, городских семинарах.
Актуальность
представленных материалов заключается
в том, что их комплексное использование
позволит организовать психолого-педагогическое
сопровождение, направленное на то, чтобы
индивидуальный подход к развитию
эмоционального мира детей в дошкольном
образовательном учреждении стал более
эффективным. При таком подходе
психолого-педагогическое сопровождение
предполагает не только раннюю диагностику,
но и своевременную коррекцию нарушений
в развитии детей.
1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
Л. П. Стрелковой
были разработаны следующие параметры
эмоционального развития дошкольника:
адекватная
реакция на различные явления окружающей
среды;
дифференциация
и адекватная интерпретация эмоциональных
состояний других людей;
широта
диапазона понимаемых и переживаемых
эмоций, интенсивность и глубина
переживания, уровень передачи
эмоционального состояния в речевом
плане, терминологическая оснащенность
языка;
адекватное
проявление эмоционального состояния
в коммуникативной сфере.
Исходя из этого,
в условиях детского дошкольного
учреждения можно использовать разные
методики изучения эмоционального
развития ребенка.
В качестве основных
методов, позволяющих выявить особенности
эмоционального развития и оценить
эмоциональное состояние ребенка,
используются наблюдение,
эксперимент
и проективные рисуночные
тесты.
Этими методиками могут успешно
пользоваться как специалисты-психологи,
так и воспитатели, которые, наблюдая
ребенка каждый день, имеют возможность
тщательно исследовать его поведение в
реальных жизненных обстоятельствах.
Регулярное наблюдение позволяет
достаточно объективно оценить
эмоциональное состояние ребенка в
условиях детского сада – при взаимодействии
с воспитателем и со сверстниками, в
процессе организационной деятельности
и отдельных режимных моментах. Однако
при использовании данного метода
возникают следующие сложности:
невозможно
избежать субъективизма наблюдателя,
так как интерпретируя результаты
наблюдений, психолог (педагог) не
ограничивается только научными
представлениями, но и включает в оценку
собственные стереотипы суждений,
эмоциональные отношения, ценностные
ориентации и т. д.;
• наблюдатель
может фиксировать только внешние
выражения эмоций, а различные эмоции
могут выражаться одним и тем же способом.
Например, и от страха, и от удивления
широко открываются глаза, увеличиваются
зрачки; опущенные глаза и голова могут
выражать застенчивость, страх или
нежелание общаться; слезы могут быть
вызваны страхом, печалью или гневом.
Поэтому, чтобы
уменьшить количество ошибок при
интерпретации результатов, следует
отказаться от преждевременных выводов,
тщательно фиксировать внешние проявления
поведения, продолжать наблюдение по
возможности длительное время и лишь,
потом приступать к анализу результатов.
Подтвердить или опровергнуть сделанные
выводы можно с помощью специальных
рисуночных методов.
Наблюдения за
ребенком должны происходить в естественной
ситуации: в группе, на прогулке, во время
прихода в детский сад и ухода из него.
В ходе наблюдения следует обратить
внимание на такие параметры эмоциональных
проявлений, как эмоциональный
фон, имеющий
много общего с настроением (но это более
размытая, продолжительная и устойчивая
форма выражения эмоционального
состояния), который может быть либо
положительным, либо отрицательным. В
целом эмоциональный фон дает психологу
информацию о степени эмоционального
благополучия ребенка.
Другой важный
параметр – выраженность
эмоций.
Зачастую дошкольники не владеют
культурными формами выражения эмоций,
не всегда могут сдерживать такие
эмоциональные проявления, как плач,
крик и т. п. Важно попробовать увидеть,
насколько богат и разнообразен
эмоциональный мир ребенка, усвоил ли
он эмоциональные оттенки, или его эмоции
«плоские», односторонние, невыраженные.
Следующий важный
параметр – эмоциональная
подвижность.
Эмоции детей более подвижны, чем у
взрослых, что внешне выражается в быстрой
и легкой смене от печали к радости, «от
горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая
и частая смена настроений говорит о
повышенной эмоциональной подвижности,
неустойчивости.
Выделяют следующие
ситуации, в
которых эмоциональное состояние ребенка
проявляется наиболее ярко,что дает
возможность пронаблюдать и оценить
степень эмоционального реагирования
ребенка на данные воздействия.
Страх:
приход
в детский сад;незнакомая,
удивительная игрушка;поломка
игрушки;плач,
крик сверстника, друга;нападение
сверстника, друга;неуспешность
в деятельности;незнакомые
звуки;запрет,
ругань, крик со стороны взрослого;незнакомое
помещение;появление
и приближение незнакомых взрослых или
детей.
Гнев:
уход
матери, близкого взрослого;желание
иметь что-то, чем обладает сверстник;желание
иметь что-то, чем обладает взрослый;желание
иметь что-то, что нельзя взять;сложная
в использовании игрушка, поломка
игрушки;внимание
близкого обращено на другого ребенка;другой
ребенок забирает игрушку, нападает,
дразнится, прячет игрушку;сверстники
не принимают в игру;неуспешность
на занятиях;воспитатель
забирает игрушку, обижает, ругает;физическое
наказание;наличие
препятствия.
Радость:
приход
в детский сад/домой;выполнение
задания, действия;восприятие
собственного отражения в зеркале;восприятие
отражения другого ребенка, друга в
зеркале;сверстник
дурачится;внимание,
похвала другого человека при взаимодействии
и общении;совместная
игра;смешные
незнакомые звуки;воспитатель
заигрывает с детьми, веселит их.
Печаль:
приход
в детский сад;уход
матери, близкого взрослого;игра,
общение со сверстниками;невнимание
со стороны взрослого;наказание,
порицание взрослого;трудности
при выполнении задания;сверстники
не принимают в игру.
Интерес:
приход
в группу, прогулка;незнакомый
взрослый;незнакомый
сверстник;новая
игрушка;незнакомая
игра;рассказ
взрослого или показ чего-либо;проявление
интереса на прогулке, во время занятия
к предметам окружающей среды, явлениям
природы;подготовка
к праздникам.
Удивление:
появление
чего-либо/кого-либо в группе;незнакомая
игрушка;на
занятиях (прогулке) услышал или увидел
что-то новое;новая
игра;знакомый
сверстник, друг ведет себя по-другому;близкий
взрослый общается иначе.
Источник
3. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
3.1. Требования к проведению диагностического этапа
«Проблемы поэтики Достоевского»
Подход к диагностике в психологической практике несколько отличается от подхода к диагностике с целью научного исследования, выявления общих тенденций к закономерностей. Оказывая психологическую помощь, психолог всякий раз сталкивается с уникальной человеческой ситуацией и, по выражению , «покидая» мир испытуемых, оказывается лицом к лицу с «живым человеком» [33]. Проблема же заключается в том, что внутренняя жизнь «живого человека» не может быть познана до конца, она далеко не всегда вписывается в рамки общих закономерностей, всякое знание о ней приблизительно и соответствует лишь определенной ситуации, конкретному периоду. Зачастую для психолога более важным, чем объективный уровень того или иного нарушения, является глубина страдания человека независимо от его возраста, общая тенденция его развития, адекватные способы оказания помощи.
Специфика работы психолога-практика заставляет чрезвычайно строго относиться к отбору диагностических средств. Ситуация длительного тестирования часто создает непреодолимый барьер между психологом и клиентом, так как последнему, как правило, трудно понять его суть, а главное — принять его необходимость. Подобная ситуация может привести к усилению и без того высокой тревожности клиента. В работе с детьми и подростками значение этого требования еще более возрастает: необходимость отвечать на большое количество вопросов, выполнять много заданий вызывает у ребенка и подростка ассоциацию с контрольной работой, опросом у доски, экзаменом, соответственно нарастает внутреннее напряжение. Кроме того, в этом случае подросток относит психолога к «миру учителей», который не всегда воспринимается им как дружелюбный. Есть и еще одна проблема: подросток часто понимает диагностическое исследование как проверку его умственных способностей со всеми вытекающими из этого последствиями. Правильности психологического заключения является результатом не только правильно подобранных и валидных психодиагностических методов, но и результатом успешного личного взаимодействия психолога с клиентом.
Диагностируя эмоциональные нарушения, мы пытаемся получить ответы на следующие вопросы:
—в чем состоит суть нарушения, к какому виду эмоциональных нарушений оно относится;
— какова глубина нарушения;
-какова его причина?
Ответ на первых два вопроса, мы имеем тогда, когда можем определить, какие нарушения эмоциональной сферы стоят за теми или иными симптомами, каков уровень их выраженности. Ответ на третий вопрос предполагает вскрытие всей истории и механизма возникновения той или иной деформации психики.
Диагностический этап начинается с изучения истории психического развития клиента. Если речь идет о ребенке или подростке, то значительную часть такой информации мы получаем от взрослых, так как именно они, как правило, обращаются к психологу, а не сам ребенок. Не менее важной причиной является также то, что многое относительно истории развития ребенка знают лишь родители. Итак, изучая историю психического развития ребенка, беседуя со взрослыми, мы ориентируемся на следующие ключевые положения.
1. Причиной появления высокой тревожности в раннем детстве может быть тот факт, что до своего появления на свет ребенок был нежеланным, независимо от того, не хотели его оба родителя или один. Даже если после рождения ребенка его полюбили и приняли, предшествующее этому непринятие оказывает серьезное психотравмирующее воздействие. То же самое относится к детям, которые родились только потому, что «в семье должны быть дети».
2. Состояние и образ жизни матери во время беременности. Все конфликты взрослых, все стрессогенные ситуации оказывают воздействие на психику ребенка уже до его рождения. Так, уже на 5-м месяце внутриутробного развития плод ощущает учащение ритма сердца матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда она отдыхает. По данным , у 63,2 % матерей, имеющих детей с тяжелыми эмоциональными расстройствами, отмечаются тяжелые потрясения во время беременности [10].
3. Отношение к ребенку в семье. Наиболее психотравмирующей является ситуация «непринятия» ребенка. Чем оно сильнее, тем сложнее родителям признать этот факт, так как существует социальная установка «Нельзя не любить собственного ребенка». Как распознать это явление? Беседуя с ребенком, родителями, другими взрослыми, изучая жизнь ребенка в семье, мы сталкиваемся со следующими поощрениями «непринятия». Ребенка постоянно «воспитывают», а точнее, ругают. При этом родители искренне верят, что им не повезло с ребенком: «у всех дети как дети, а наш…». Не менее искренне они верят в то, что все неумеренные нотации и суровые наказания — из-за того, что они желают ребенку добра. По «объективным» причинам для ребенка всегда не хватает времени. Часто ребенка «для его же пользы» отправляют к бабушке в деревню или в другой город, к родственникам — погостить, в санаторий — окрепнуть в больницу — «подлечиться» (когда для этого нет серьезных оснований). Ребенок, в свою очередь, воспринимает подобную ситуацию однозначно: родители им недовольны; значит; он чем-то плох. Психотравмирующее воздействие в случае «непринятия» ребенка проявляется либо в том, что его сурово контролируют; либо относятся к нему истерично, предъявляют ему бесконечные претензии; либо не обращают на него внимания.
4. История жизни ребенка в последующий период с акцентом на конфликтные, психотравмирующие ситуации. Здесь нас интересует следующее: как ребенок реагировал на ситуацию, как преодолевал возникавшие трудности, какие последствия имела та или иная ситуация для психики ребенка? Важным и достаточно спорным остается вопрос о влиянии генетической природы на развитие некоторых деформаций, таких, например, как агрессивность. Несмотря на неоднозначность суждений, все авторы сходятся в одном: генетическая предрасположенность — факт, с которым нельзя не считаться.
Диагностический этап служит не только основанием для терапевтической и коррекционной работы, он неотделим от этих способов психологической помощи, именно коррекционная работа часто заставляет психолога уточнять уже имеющиеся данные, менять исходные гипотезы.
3.2. Методы диагностики эмоциональных нарушений
Возвращаясь к содержанию предыдущего параграфа, еще раз отметим, что большую часть информации, о которой шла речь выше, мы получаем посредством беседы. Клиническая беседа часто более предпочтительна, чем стандартизированная. В современной психологической литературе (особенно после работ Ж. Пиаже) понятия «клинический метод», «клинический подход», «клиническая беседа» употребляются в гораздо более широком значении, чем «ориентированный на патологию». Клинический подход направлен на качественное и целостное исследование отдельных, индивидуальных случаев. Клиническая беседа, делая акцент на качественном анализе, предполагает у психолога активное и гибкое отношение к происходящему, а не нейтральное отношение, необходимое при использовании тестовых процедур. При проведении клинической беседы широко используется изменение инструкций, их пояснение и уточнение, практикуется отказ от временных ограничений при включении каких-либо заданий, ребенок обычно получает обратную связь от психолога, который подбадривает его, уточняет, помогает и т. д. Использование обратной связи в этом случае является важным способом получения психологической информации. Важно отметить, что общая направленность беседы, формулировки вопросов всегда отражают теоретическую позицию психолога.
В приложении 4 предлагается пример ключевых положений, которые могут быть использованы как для клинической, так и для стандартизированной беседы.
Не менее важную роль играет и наблюдение, при этом единственным инструментом психолога являются его знания. Для фиксации результатов наблюдения за состоянием ребенка в процессе индивидуальной работы хорошо использовать таблицу, разработанную Й. Шванцарой [34].
Проявления ребенка при психологическом исследовании
Имя и фамилия ……………………………………. Дата рождения……………………
Наблюдаемое проявление поведения | Дата | Примечания |
1 | 2 | 3 |
01. зависимость от члена семьи | ||
02. застенчивость | ||
03. проявление страха* | ||
04. приличное, вежливое поведение | ||
05 непосредственное поведение | ||
06 свободное поведение, без запретов | ||
07 приветливость | ||
08 сохранение дистанции | ||
09 заторможенность | ||
10 убегание с места | ||
11 не смотрит в глаза | ||
12 блуждающий взгляд | ||
13 жестикуляция | ||
14 гримасы | ||
15 тик* | ||
16 гипомимия | ||
17 общее двигательное беспокойство | ||
18 негативизм* | ||
19 начальный аутизм | ||
20 склонность к оппозиции* 21 повышенная внушаемость | ||
22 безразличие | ||
1 | 2 | 3 |
23 инициатива | ||
24 готовность при высказываниях | ||
25 дислалия* | ||
26 заикание* | ||
27 скороговорка | ||
28 замедленная речь | ||
29 блокировка речи | ||
30 многоречивость | ||
31 литературная речь | ||
32 вычурная речь* | ||
33 неразговорчивость | ||
34 хвастливость | ||
35 фантастическая псевдология* | ||
36 вульгарные выражения* | ||
37 остроты (легкого характера) | ||
38 отклоняющиеся замечания | ||
39 личные воспоминания* | ||
40 критические замечания по поводу происходящего | ||
41 медлительность | ||
42 нерешительность* | ||
43 опрометчивость | ||
44 точность | ||
45 настойчивость | ||
46 неуклюжесть | ||
47 игривость | ||
48 небрежные действия | ||
49 самостоятельность | ||
50 ищет помощи у психолога | ||
51 интерес к заданиям | ||
52 легкость движений | ||
53 дрожание пальцев рук* | ||
54 потение рук* | ||
55 амбициозная позиция* | ||
56 повышенное самомнение | ||
57недооценка себя | ||
58 сосредоточенность 59 явные проявления волевого усилия | ||
1 | 2 | 3 |
60 нетерпеливость | ||
61 тревожный подход | ||
62 наблюдательность | ||
63 вдумчивость | ||
64 веселость* | ||
65 изменчивость настроения | ||
66 аффективные проявления* | ||
67 обкусывание ногтей, карандаша | ||
68 покраснение | ||
69 паясничание* | ||
70 утомляемость* | ||
71 … |
* — проявления следует описать более точно, указать ситуацию, обратить внимание на мотивацию и интенсивность.
Оценка:
0 — проявление не наблюдалось
1 — проявление выражено умеренно
2 — выразительное
«-«- оценить нельзя
Комментарии, которые делает ребенок в процессе выполнения заданий психолога, делит на 3 группы: оценочные, автобиографические и «отношенческие». Эти замечания очень информативны. Положительная оценка своих результатов (« посмотрите, как красиво получилось») может быть проявлением гиперкомпенсации низкой самооценки, неуверенности в себе. Отрицательная оценка своих результатов типична для тревожного ребенка или подростка, который привык к неуспеху. Речь часто идет об относительном неуспехе, о несоответствии между достигаемыми результатами и очень высоким уровнем притязаний. Негативные «отношенческие» высказывания могут быть проявлением защитной реакции на ожидаемую низкую оценку со стороны взрослого, что свидетельствует о большом опыте неуспеха тревожного ребенка, а также общего негативизма.
О повышенной тревожности могут говорить также частые уточнения инструкции, интерес к оценке взрослого, попытки отказаться от выполнения задания из-за неспособности к данной деятельности (« не умею рисовать»), медлительность вследствие многочисленных исправлений и уточнений. Проявлениями астении может быть отказ выполнять задание из-за усталости, снижение темпа деятельности. Отказ выполнять задание без мотивировки может сигнализировать либо о трудностях в общении у ребенка (стеснительность, замкнутость), либо о том, что психологу не удалось установить контакт с ребенком.
Наблюдение может быть также и опосредованным, когда мы имеем дело с поступками и иными проявлениями внутреннего состояния, зафиксированными другими участниками ситуации — учителями, родителями, воспитателями и т. д. Этой информации недостаточно для формулирования функционального диагноза, но она очень полезна как для выработки гипотез, так и для их проверки.
Задача психолога заключается в том, чтобы вовремя обратить внимание на «сигналы» той или иной проблемы, получить наиболее полную и глубокую информацию. Начнем с особенностей поведения, обусловленных психотравмирующей семейной ситуацией, связанной с унижением, подавлением личности. В подобном случае для дошкольника наиболее типичны:
— постоянные жалобы на недомогание (головные боли, боли в желудке, быстрое утомление, при этом с точки зрения взрослых, в том числе и врачей, эти жалобы совершенно необоснованны;
— нарушения сна;
— возрастающий страх темноты;
— прямой или косвенный отказ ложиться спать;
— сниженный общий тон настроения.
Младшие школьники в возрасте от 6 до 12 лет, как правило:
— становятся либо манипуляторами, либо, наоборот, чрезвычайно послушными, «ведомыми»;
— обращают на себя внимание близких тем, что подолгу бесцельно бродят по дому;
— страдают от различного рода фобий;
— чрезвычайно боятся гневных, агрессивных проявлений со стороны окружающих;
— испытывают различные трудности в связи с приемом пищи: едят слишком много;
— постоянно недоедают, глотают пищу не пережевывая.
В подростковом возрасте, наряду с уже названными симптомами, могут появиться и еще более тяжелые отклонения в поведении:
— уход от действительности при помощи алкоголя и наркотиков;
— побеги из дома;
— уход от ситуации в беременность или ранний брак;
— включение в криминальную деятельность (наиболее типично воровство и вымогательство);
— суицидальные мысли и поступки.
В диагностике эмоциональных особенностей личности широко применяются проективные методы:CAT, сказки Дюсс, тест Розенцвейга, тест Люшера. При этом в детской практике особое место занимают рисуночные – тест «Дом – дерево – человек», кинетический и статический рисунки семьи, рисуночный тест «Семья животных» и т. д. Хотелось бы обратить внимание на методику «Красивый рисунок»: для работы необходим лист бумаги, простой карандаш и набор цветных карандашей всех основных цветов. Ребенку предлагается нарисовать цветными карандашами любой красивый рисунок. Характер используемой ребенком цвето