Материал для развития связной речи ребенку

Материал для развития связной речи ребенку thumbnail

Наталья Елфимова
Дидактическое пособие по развитию связной речи «Сказочная полянка»

Дидактическое пособие по развитию связной речи

детей среднего дошкольного возраста

«Сказочная полянка»

Разработала:

Воспитатель

МБДОУ д/с № 4 «Колосок»

Елфимова Наталья Валентиновна

Пояснительная записка

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

Анализ литературы, опыт работы показывают, что связная речь детей, особенно монологическая, развита недостаточно:

— рассказы детей примитивны по содержанию и по форме,

— в рассказах отсутствует полнота и последовательность изложения текста,

— преобладают простые нераспространенные предложения,

— у детей отмечается низкая речевая активность.

Наблюдения за детьми доказывают, что детям без наглядности не интересно, они не могут запомнить текст полностью. Часто после знакомства со сказкой, дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем появляется в сказке.

Уже давно доказано, что сказки играют немаловажную роль в развитии детей, это просто неотъемлемый элемент. Но, читая детям сказки, я столкнулась с проблемой, что большую часть детей не интересуют книжки, они не слушают сказку без наглядного сопровождения, многие дети отвлекаются, не проявляют интереса к сказке.

Но что же делать, если ребенок не любит сказки? Нелюбовь детей к сказкам — достаточно распространенное явление среди современных детей.

Но как же заставить детей слушать сказки?

Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

И решение просто – сказку нужно оживить.

Оживляем события произведения: устраиваем представления в кукольном театре, театре масок, добавляем фоновую музыку. Такое «прочтение» запомнится надолго.

Так возникла идея создания дидактического пособия «Сказочная полянка».

Цель данного пособия: развитие связной речи детей дошкольного возраста, учить детей при помощи наглядного материала самостоятельно рассказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами.

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарный запас детей.

2. Закрепить знания героев сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

2. Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память.

3. Уметь создавать воображаемые образы, узнавать сказочные ситуации.

4. Развивать детское речевое творчество.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать интерес, любовь к сказке.

Используя пособие «Сказочная полянка» — как одно из средств развития связной речи детей, ожидается результат:

• Расширение и активизация словарного запаса детей, а также развитие мелкой моторики рук;

• Количественный рост словаря, и качественное совершенствование.

Методика использования дидактического пособия «Сказочная полянка»

Пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. Оно представляет собой панно с изображенной на нем полянкой.

Дидактическое пособие по развитию связной речи «Сказочная полянка»

В верхней части панно прикреплены на тонких веревочках готовые картинки, с изображением героев сказок. Картинки приклеены на геометрические фигуры разных цветов.

Материал для развития связной речи ребенкуМатериал для развития связной речи ребенку

Перед началом игры все картинки находятся за полянкой.

Материал для развития связной речи ребенкуМатериал для развития связной речи ребенкуМатериал для развития связной речи ребенку

В моей игре, используются четыре сказки. Поэтому изображены герои сразу нескольких сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».

квадраты цветные с двух сторон. На одной стороне сказка «Репка», на другой — «Теремок»., и, соответственно — на одной стороне сказка «Колобок», на другой – «Заюшкина избушка».

Материал для развития связной речи ребенкуМатериал для развития связной речи ребенкуМатериал для развития связной речи ребенкуМатериал для развития связной речи ребенку

Игровая задача: расположить сказочных героев в такой последовательности, как они появляются в сказке, и рассказать сказку, с опорой на картинки.

Игру можно использовать как с подгруппой детей, так и для индивидуальной работы. Все материалы, использованные для данного пособия безопасны.

При интеграции видов деятельности пособие можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Можно закреплять счёт героев, величину героев, закреплять основные цвета спектра, знакомить с геометрическими фигурами, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем). Также можно использовать для формирования целостной картины мира (сколько было растений в сказке, сколько было животных и т. д).

С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, можно использовать это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить.

Можно предложить ребенку сочинить свою сказку, используя героев из разных сказок сразу. Выбирая героев для будущей сказки, дети учатся размышлять, у них развивается память, внимание, логическое мышление.

Пособие может использоваться в качестве настольной игры и наглядного материала и в самостоятельной деятельности детей.

Варианты игровых действий с пособием

1. «Расположи последовательно и расскажи сказку».

Материал для развития связной речи ребенку

Цель: помочь детям запомнить содержание сказки. Учить, отчетливо произносить слова, выработать правильный темп речи, интонационную выразительность. Вызвать желание рассказать сказку.

2. «Кто лишний?»

Материал для развития связной речи ребенку

Цель: Развитие речи детей через сказку.

Задачи: Закрепить знание содержания сказок «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить видеть несоответствие объектов содержанию сказки, объяснять свой выбор. Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.

3. «Кого не хватает?»

Материал для развития связной речи ребенку

Цель: Развитие речи детей через сказку.

Задачи: Закрепить знание содержания сказки «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить называть недостающего героя, определять его место (за, после, перед). Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.

4. «Опиши зайчика, волка и …»

Цель: помочь ребенку составить описательный рассказ по картинке, используя распространенные предложения, путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.

Работа с пособием проходит по следующим этапам:

Этап 1: Организационный

Цель: Подготовка пособия к использованию.

Этап 2: Мотивационный

Цель: Побуждение детей к использованию пособия.

Воспитатель создает игровую, проблемную ситуацию.

Этап 3: Знакомство с пособием

Воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывает сказку с последующим показом нужных персонажей.

Этап 4: Совместная деятельность воспитателя и детей.

Воспитатель разбирает вместе с детьми рассказанную сказку, задает вопросы, добивается полных, развернутых ответов.

Этап 5: Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужных персонажей. Рассказывают сказку.

Данное пособие можно поместить в театрализованный уголок.

На основе этого пособия, опираясь на его смысл, можно изготовить пособия различные по своей тематике, целью которых может быть и счет предметов, и подбор по цвету, а также многое другое.

Моё пособие делает пересказ сказки более интересным и занимательным. Я и мои воспитанники с удовольствием используем его, как в образовательной деятельности, так и в игровой. Используя данный игровой материал в свободное время, я могу задействовать сразу нескольких детей.

Так же ценным оказалось использование игр с панно в индивидуальной работе с детьми. Так как в группе есть дети, которые стесняются отвечать на вопросы в работе с подгруппой детей. С такими детьми приемлема индивидуальная работа. И поэтому с гордостью могу сказать, что мой труд не пропал даром, наши игры для них привлекательны. Дети проявляют интерес к чтению и пересказыванию новых сказок, желание сочинять свои интересные истории и рассказывать их сверстникам.

В ходе диагностики было выявлено, что дети могут передать идею и содержание сказки, рассказывают по ролям.

Панно используется в организованной образовательной деятельности по: развитию речи, ознакомлению с окружающим, математическому развитию, сенсорике, в театрализованной деятельности. Чаще всего предлагается поиграть с панно детям, имеющим низкий уровень познавательно-речевого развития и недостаточно развитую мелкую моторику. Занятия и игры на панно вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом увлеченно, самостоятельно работают с фигурками и модулями панно. Наблюдения показывают, что дети, играя с материалами такого вида более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи.

Источник

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад» №27 г.Балахна Нижегородской области

Портфолио:
игры и упражнения для развития
связной речи детей.

Выполнил:
воспитатель МБДОУ «Детский сад» №27
г.Балахна Нижегородской области

Карпова Юлия Александровна

Балахна, 2016 год

Речевое развитие дошкольников, вернее, отсутствие у детей необходимых умений и навыков, способствующих успешному речевому развитию — глобальная проблема современности. В век компьютерных технологий дети практически перестали общаться, ну, или, по крайней мере, делать это правильно. Так как речь — основное средство социализации , мощнейший фактор успешного умственного развития, то нам- педагогам дошкольного образования- просто необходимо обратить на эту проблему особое внимание.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются:
— сказки;
— дидактические игры;
— театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Цель: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать связную речь, её интонационную выразительность.

Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание. Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает учитель. Затем описываются две игрушки    одновременно  (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «воспитателем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

У КОГО КАКОЙ ЗВЕРЬ

Цель: формировать умение детей описывать игрушки совместно с воспитателем или другим ребенком; развитие связной речи детей.
Содержание: Воспитатель и ребёнок описывают разных зверят. Начинает воспитатель:
— У меня утёнок.

Ребёнок называет свою игрушку:
— А у меня цыплёнок.
— Утёнок жёлтый.
— И цыплёнок жёлтый.
— У утёнка большие красные лапы.
— А у цыплёнка лапки маленькие. И т.д.

Сначала для сравнения берутся игрушки, похожие внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно брать игрушки совсем разные: лягушонок и гусёнок, медведь и заяц, курочка и козлик.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: развивать связную речь; упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».

Содержание. Участники получают по одной сюжетной картинке. Учитель задает детям вопросы: когда собирают овощи и фрукты? Когда опадают листья? Когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответствующую картинку, показывает ее и отвечает на вопросы учителя двумя-тремя предложениями.

КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Цель: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетная картина.

Содержание. Воспитатель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить четыре-пять предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Цель: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование: различные предметы, игрушки.

Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем  число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.

ПРО КУКЛУ

Цель: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определенные звуки.

Оборудование: разные куклы.

Содержание. Дети придумывают рассказ из трех-четырех предложений про куклу Катю. В каждом предложении должно быть слово со звуком к. Воспитатель дает образец рассказа. Слова со звуком к анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети придумывают рассказ про куклу Риту и т. д.

КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ

Цель: развивать связную речь детей; формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия, процессы.

Содержание: Воспитатель задаёт вопросы, а дети, отвечая на них, подбирают глаголы. За каждый правильный ответ даётся ленточка. В конце игры побеждает тот, кто набрал ленточки всех расцветок.
Что можно делать с цветами? – рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.
Что делает дворник? – подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.
Что можно делать с мячом? – играть, бросать, ловить, пинать.

КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ

Цель: формировать умение подбирать определения к существительным, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Содержание: Буратино принёс много картинок, я вам их покажу. Я вам буду показывать, а вы подбирать слова и хвалить. Например, я покажу картинку, на ней нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: «Яблоко вкусное, яблоко румяное!», а хлеб как можно похвалить? Тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку.
Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, лиса, конфета, чай, заяц, мальчик и др.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПОДБЕРИ К НЕМУ КАРТИНКУ

Цель: Формировать умение детей заканчивать высказывание, начатое воспитателем, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; развивать связную речь детей.

Материал: предметные картинки: мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлки, дом, диван.

Содержание: Девочка рисует…. (ёлка, дом, диван)
Папа читает… (книга, журнал, газета)
Мальчик ловит… (мяч, кит, рыба, лягушка) и т.д.

МЕСТНОЕ РАДИО

Цель: развивать связную речь, наблюдательность, память детей; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Материал: фанты.

Содержание: воспитатель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает воспитатель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тогда диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.

СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Цель: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); развивать связную речь; развивать умение работать сообща.

Материал: набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.

Содержание: воспитатель делит детей на две подгруппы, раздает им картинки  (каждая подгруппа работает с набором  картинок по одной теме), предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что они видят на картинке. Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как соревнование между подгруппами, выявляется коллектив-победитель.

Источник

Мария Глинкина
Современные дидактические игры по развитию связной речи детей дошкольного возраста

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-односложная, состоящая из простых предложений, речь

-бедность речи

-несформированность грамматического строя речи

-нарушение звукопроизношений

-бедная диалогическая речь

-трудности в построении монологов

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

-отсутствие навыков культуры речи

-плохая дикция

Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Игра дошкольников:

• побуждает детей к общению друг с другом;

• способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

• способствует совершенствованию разговорной речи;

• способствует обогащению словаря;

• оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д)

2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото)

3. Словесные игры (без наглядного материала)

Поподробнее остановимся на словесных играх.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

1. Игра «Сочини предложение».

Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

2. Словесная игра «Внимание! Розыск!»

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

3. Игра «Кто с какими буквами дружит».

На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного — слон, у другого — крокодил, у третьего — ёжик. Первый ребенок говорит: » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Другой говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке». Третий ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки и т. д.

4. Игра «Теремок».

Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Достаем предметную картинку – например — утюг. Дети называют предмет.

В. Я — утюг! Нет никого! Буду здесь жить. (стучит первый игрок) кто там?

Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?

1- й игрок: Пустим, если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т. д. Дети по цепочке находят общие признаки.

5. Словесная игра «Придумай предложение со словами….»

Цель: упражнять в составлении простых предложений со словами, предложенных воспитателем.

Воспитатель произносит слово, а дети составляют предложение.

6. Словесная игра «Сплетем венок из предложений» Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т. д. Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.

7. Игра «Загадай и отгадай вид спорта».

Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков» загадывает вид спорта.

Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

8. Игра «Составь рассказ»

Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: снега, солнышка, детей, зимней одежды, санок, лыж, горки, снеговика и предлагает составить по схеме рассказ на тему «Зимние забавы».

9. Игра «Назови три предмета»

Цель. Упражнять в классификации предметов

Воспитатель называет слово, например мебель. Тот кому он бросает мяч, называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.

10. Игра «Эстафета»

Цель. Активизация глагольного словаря.

Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.

Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…

Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений, но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.

Перед воспитателем стоят задачи учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей.

Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.

Источник