Математическое развитие ребенка в условиях домашнего воспитания
5-6 летний возраст ребенка – дошкольника характеризуется наибольшей любознательностью, стремлением объяснить различные факты с позиции своего жизненного опыта, эти дети – исследователи.
«Математика всегда остается для учеников трудной работой», — говорил Д. И. Писарев, это же утверждают и родители, и учителя, и сами ученики. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина, и не должны узнать никогда. Наша задача – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное – познать радость при прохождении трудностей.
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, механическому, формальному запоминанию чисел, что имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос знаний в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные – становится вообще невозможным.
Особое значение имеют накопление и обобщение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в познании математической действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия непродолжительное время.
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Взрослые порой поражаются, как быстро и легко ребенок усваивает сложные математические представления, легко запоминает трехзначные цифры, номера квартир, числа до 100. Чувствуя потенциальные возможности ребенка, взрослые начинают форсировать изучение математики, давая им формализованные знания. Ситуация. Перед 5-летним ребенком лежат 4 зеленых и 5 синих кружков. Каких кружков больше, зеленых или синих? На сколько? «Синих больше на 5», отвечает ребенок.
А дело вот в чем, Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы и то и другое стало развивающим.
Математика должна стать для дошкольников занимательной наукой, овладевать ею нужно только весело.
На успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна или неспособна вызвать заинтересованность и познавательную активность.
Дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности: в активности дошкольника – обследовательской, предметно – манипулятивной, познавательной. Необходимым условием для успешного интеллектуального развития детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. Поисковая деятельность – это своеобразная модель жизненной ситуации.
Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, создавая проблемно — поисковые ситуации, в которых дети ощущали бы радость открытий. Чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких – либо математических понятий. Задача взрослых – стараться не давать знания в готовом виде, а чтобы ребенок постигал их путем самостоятельного анализа, где ребенок выступает в роли исследователя, открывающего основополагающие свойства и отношения: измеряет, пересыпает, переливает, сравнивает (иногда это вызывает вполне обоснованные опасения у взрослых). Знания, данные в игровой занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем, те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, чтобы в играх синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Основные усилия взрослых должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания математики, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижения поставленной цели, а так же не бояться ошибок.
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», — говорил французский писатель Франс. Важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, каждый должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом! У каждого ребенка свой путь развития, каждый развивается по своим особым законам. Он сам, и окружающие его люди – дети, родители должны быть твердо убеждены, что он молодец, у него все получается, возникающие трудности преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах.
Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.
2. Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий.
3. Сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.
4. Принудительное обучение бесполезно.
5. Будьте всегда доброжелательными.
6. Не забывайте хвалить детей.
7. Отмечайте малейшие успехи детей.
8. Нельзя говорить детям только про их недостатки.
Народная мудрость гасит: «Ум гибнет не от износа, а ржавеет от неупотребления». Научить ребенка учиться, учиться с интересом и с удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель взрослых. Необходимое условие при работе с дошкольниками – психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Источник
Петренко Людмила
Консультация для родителей «Математическое развитие детей в семье»
Консультация для родителей
Математическое развитие детей в семье
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему».
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Математическое развитие ребёнка в семье осуществляется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными, временными понятиями.
Если пустить всё на самотёк, ребёнок, конечно, когда-нибудь и дойдёт до всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из книг, сказок, детских передач, но если и дойдёт, то этот процесс будет продолжаться слишком долго. А скорее всего в голове образуется околонаучная каша из разных кусочков, которая может и помешать дальнейшему изучению предмета.
А теперь давайте разберёмся, из чего же состоит математика, а потом поговорим о каждой теме подробно.
• 1 — это количество и счёт;
• 2 — геометрические фигуры и формы
• 3 — величина;
• 4 — ориентировка в пространстве и во времени.
Кроме этого, нужно, конечно, развивать у детей логику, иначе им будут не по силам математические задачи. Для начала это — логика жизни, логика всех окружающих нас явлений (это случилось, потому что… или наоборот, чтобы было так, как нам надо, нужно сделать так, чтобы не было так, нужно… и т. д.) У всех событий есть причины и следствия и это нужно подчёркивать, обсуждать, обыгрывать.
Математическое развитие ребенка в повседневной жизни
КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ
Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много. Например, кухня — отличный плацдарм для математики.
Нужно накрыть на стол – поручите это дело ребенку, пусть достанет необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан. Задания рождаются сами собой, только стоит начать!
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. Спросите, чего больше (меньше? Это можно сделать и без счета, путем парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, размера.
Во время прогулок за городом можно обратить внимание детей на красивую шишку. «Сколько ты нашел шишек?» — «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» — «Много». «Давай все соберем. Сколько осталось под деревом?» — «Ни одной не осталось». И так далее.
Обращайте внимание на цифры,которые окружают нас в повседневной жизни: например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.
Для запоминания цифр и геометрических можно слепить их из пластилина, вырезать из картона.
Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество.Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.
Пусть дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше — меньше, выше — ниже, попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.
Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличие. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов.
ВЕЛИЧИНА
Собираясь на прогулку, можно предложить ребенку подобрать одежду для куклы соответственно ее размеру. Гуляя по дорожкам,взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше -ниже, толще- тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный- короткий, широкий — узкий (шарфики, полотенца, например, высокий- низкий (шкаф, стол, стул, диван) ; толще- тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно, чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения предметов по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы — четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
С фруктами и овощами можно «готовить» еду, в одну кастрюлю засыпая овощи, а в другую фрукты. В процессе игры ребенок учится сортировать фрукты и овощи по размеру от меньшего к большему, и наоборот.
Или же предложите малышу построить домики из конструкторов разной высоты. При этом, детки легко усваивают понятия «больше — меньше».
Если в качестве строительного материала использовать плоские бумажные фигуры, то строя домики разных форм, ребенок легко запомнит, как выглядят квадраты, прямоугольники и треугольники.
ФОРМА
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Спросите,чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. При уходе за комнатными растениями можно предложить определить форму листьев.
Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.
Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника;или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого). С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ
Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей ориентировки во времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий. Например, игра «Сначала — потом».
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события,используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три — ищи!» — говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Главное в обучении ребенка не тот объем знаний, который вы ему дадите, а тот развивающий эффект, который будет получен в результате обучения. В итоге обучения ребенок должен стать умнее. Если он научился думать, рассуждать, давать ответы осмысленно, логически обосновывая их, — значит, вы достигли желаемого результата.
Источник
«Математическое развитие детей в семье»
В автобусе или трамвае часто можно слышать, как малыш, ободряемый мамой или бабушкой, заявляет, что умеет считать до ста или тысячи. Начиная считать, он торопится, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребенок механически повторяет все сказанное за ними. Здесь налицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного – понимания числа.
Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо, но строить обучение надо таким образом, чтобы ребенок понимал, что он изучает, чтобы мир, окружающий его, становился понятней. Родители призваны помочь ему в этом: показывать существенные взаимосвязи и взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять.
Как же следует учить ребенка считать?
Самый простой и эффективный метод – пересчет предметов. Для этого не обязательно организовывать специальные занятия. Во время общения ребенка со взрослым, во время детских игр много возможностей для упражнения в счете. «Сколько деревьев растет около дома? Сколько распустилось цветов на клумбе? Сколько красных машин на стоянке? Сколько карандашей в коробке? Принеси пять тарелок, пять ложек. Поставь столько чашек, сколько человек будет пить чай».
При желании взрослый может задать детям множество подобных вопросов или дать такие задания, выполняя которые дети станут тренироваться в счете.
При сравнении двух групп предметов взрослый должен показать ребенку как преобразовывать неравночисленные множества в равночисленные, добавляя или убирая один элемент. Например: ставим в ряд 6 кубиков, а под ними – 7 камешков. Предлагаем ребенку определить, чего больше, чего меньше, камешков или кубиков, или их поровну. Выяснив, что кубиков меньше, чем камешков, можно предложить ребенку сделать так, чтобы кубиков и камешков было поровну. Важно не торопиться с подсказкой и дать возможность самому ребенку найти правильное решение.
Выполняя задание, ребенок должен не только дать четкий ответ, но также уметь аргументировать его, рассказать о том, как он пришел к такому выводу.
Любимую игру в мяч тоже можно использовать для закрепления математических знаний детей. Во время прогулки вы кидаете ребенку мяч и называете число. Ребенок, кидая мяч обратно, должен назвать число на один больше или на один меньше, в зависимости от того, как условились.
Таким образом, дети усваивают закономерность натурального следования чисел: каждое последующее число больше предыдущего на один.
В целях подготовки к изучению сложения и вычитания необходимо познакомить детей с составом чисел из двух меньших. Для этого можно использовать любые предметы двух цветов: кубики, пуговицы, квадраты и др. Например: положить пять красных квадратов в ряд. Пересчитать их. Затем один красный квадрат заменить синим и пересчитать так: четыре красных, один синий, а вместе пять. Затем еще один красный квадрат заменить синим и опять пересчитать: три красных и два синих, а вместе пять. Заменить еще один красный квадрат на синий и пересчитать: два красных и три синих, а вместе пять. И наконец, еще один красный квадрат заменить синим, пересчитать: один красный и четыре синих, а вместе пять.
Таким образом, будут получены все возможные варианты состава числа пять: 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.
Так, в играх дети усваивают представления об отношениях между числами, о равенстве и неравенстве, о составе числа из двух меньших чисел, учатся аргументировать свои ответы.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью что-то измерить. И эти ситуации надо использовать для обучения ребенка.
Мама готовит завтрак. Ребенок обычно здесь же, на кухне. Предложите ему помочь вам. «Давай отмерим 5 ложек крупы для манной каши». Обратите внимание ребенка на то, что каждый раз крупы в ложку надо насыпать одинаковое количество.
В каждой семье бывают ситуации, когда надо что-то передвинуть, поменять мебель местами. Используйте и эти моменты для обучения. Ребенка измерению. «Встанет ли шкаф на то место, куда мы хотим его передвинуть? Как это узнать? – такого рода вопросы ставят ребенка перед необходимостью решить практическую задачу, будят его умственную активность. В аналогичных ситуациях важно побуждать ребенка рассуждать. Рассуждая вслух, ребенок обучается логически мыслить, делать простейшие умозаключения.
Очевидно, ребенок, в конечном итоге, придет к выводу, что надо померить, встанет ли шкаф на то место, которое выбрали для него. Взрослые могут помочь ему в нахождении предмета, с помощью которого можно померить, и как добиться наиболее точного измерения.
В жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью что-то разделить. Этому следует научить детей. Рекомендуем сначала показать ребенку, как делить предметы на две, четыре, восемь равных частей. Родители сами могут придумать ситуацию, когда ребенок будет поставлен перед необходимостью деления. Например: к нему зашел в гости товарищ, его хочется угостить, а яблоко только одно. Что делать? Дети решают разделить яблоко. Здесь необходимо объяснить, что разделить можно по-разному (ведь разделить можно и не поровну), а нам нужно разделить на две равные части. После этого вы аккуратно делите яблоко, сравнивая оба кусочка, говорите, что они одинаковые, равные: «Два одинаковых кусочка, две равные части».
Такого рода упражнения учат ребенка сравнивать, сопоставлять, логически рассуждать, делать соответствующие выводы и умозаключения. А, следовательно, продвигают его в умственном развитии.
Главное в обучении ребенка не тот объем знаний, который вы ему дадите, а тот развивающий эффект, который будет получен в результате обучения. В итоге обучения ребенок должен стать умнее. Если он научился думать, рассуждать, давать ответы осмысленно, логически обосновывая их, — значит, вы достигли желаемого результата
Источник