Математические знания и их роль в развитии ребенка

Математические знания и их роль в развитии ребенка thumbnail

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №10 г. о. Кинель Самарской области

структурное подразделение детский сад «Лучик»

Подготовила:

Воспитатель Горнова

Татьяна Витальевна.

2015 г.

Математические знания и их роль в развитии ребенка.

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности.

Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал много, быстро, что во всю остальную жизнь не приобретал и одной сотой того≤ От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние». Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочения, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма).

Передо мной стоит задача — формировать умственные способности младших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость. Я организую умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности провожу игры, где надо быстро дать ответ («Один много», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекаю детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организую элементарную исследовательскую деятельность, предлагаю задачи-головоломки.

Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления дошкольника, то это означает, что открываются возможности для совершенствования всех других познавательных процессов. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Играми, моделирующими творческий процесс и создающими такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей Разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребенка в моторной активности, движении, помогают использовать счет, контролировать правильность выполнения действий.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.

Как и в любой работе, прежде чем начать, необходимо поставить перед собой основные задачи:

— создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

— укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

— развивать детскую самостоятельность в решении поставленных задач;

— формировать геометрическое мышление, графические навыки;

— развивать память, внимание, воображение, наблюдательность;

формировать умение прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

— формировать умение разбивать сложную задачу на несколько простых;

развивать математическое мышление;

— совершенствовать речь, моторику, активизацию словарного запаса;

— воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности;

— воспитывать аккуратность, бережное отношение к играм.

Для успешного решения этих задач в группах должна быть создана соответствующая предметно-развивающая среда. Игровой материал состоит из пособий как для одного ребенка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу — это многообразие игр от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей. Основной формой обучения являются игровые занятия с группой детей из 7–9 человек. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:

— от простого к сложному — предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;

индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;

— безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребенка;

-сотворчество детей и взрослых;

В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Работу с малышами я начинаю с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств). Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.).

Малышей я не учу считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подвожу к усвоению счета, создаю возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Большое внимание в младшей группе уделяю упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах. Дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами, учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа) А также во времени (правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь).

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», пазловые мозаики, блоки Дьенеша, счетные палочки. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселый счет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Танграм», игры с плоским вариантом блоков Дьенеша («Логические фигуры», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин»). Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребенку уже с 2–3-летнего возраста. Тем не менее эти игры не теряют актуальности для детей постарше, ведь сюжет игры постепенно усложняется.

Таким образом, отбор развивающих игр осуществлён, исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, а также данные игры являются актуальными, наиболее приемлемыми для младших дошкольников. В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям.

Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования умственных способностей младших дошкольников важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Литература:

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., Просвещение, 1987.

2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1984.

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., Просвещение, 1989.

4. Венгер Л. А. Диагностика умственного развития дошкольника — М., Педагогика, 1996.

5. Михайлова З. А. Математика от трех до семи. — СПб: Детство-Пресс, 1999.

6. Панова Е. Н. Дидактические игры — занятия в ДОУ. — Воронеж, ТЦ Учитель, 2006.

7. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., Педагогика, 1997.

Источник

Тема: «Роль математических знаний в умственном развитии дошкольников»

 «Ум – хорошо организованная система знаний,

способность видеть мир в действенности и многообразии».

К.Д.Ушинский

        Умственное развитие ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов» (В.В.Давыдов). А, следовательно, умственное развитие ребенка зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную.

        Ядром умственного развития является развитие умственных способностей ребенка, т.е. тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач.

        С понятием умственных способностей тесно связано понятие «математические способности» — это такие специфические особенности мыслительного процесса как нешаблонность, неординарность; умение варьировать способы решения познавательных проблем; легкость перехода от одного пути решения к другому; умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые пути решения проблемы; умение проникать в сущность каждого изучаемого факта; умение видеть их взаимосвязи с другими фактами; выявлять специфические особенности в изучаемом материале; способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей. Т.е. математическое мышление характеризуется гибкостью, глубиной и целенаправленностью.

Т.обр., приведенный анализ категории «математическое мышление» показывает, что она обусловлена наличием специальных знаний; развитием сенсорных способностей; развитием интеллектуальных способностей.

Умственное развитие как процесс и уровень включает в себя три компонента:

1. Накопление системы знаний и умений.

        В дошкольном возрасте  дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величинах, форме, временных и пространственных отношениях.

        Важнейшую роль в развитии математических представлений играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего.

        Одно из основных понятий математики – множество. Дети учатся устанавливать отношения между множествами (равенство, неравенство по количеству, независимость от пространственных характеристик, подчинение, пересечение, объединение, соподчинение и др.).  На этой основе формируются понятия «число» и «натуральный ряд».

        Дети знакомятся с рядом математических зависимостей:  между количеством и числом; между количественным и порядковым значением числа; между компонентами измерительной деятельности; между компонентами арифметических действий; между количеством и величиной; между количеством углов и названием геометрических фигур и др.

        Особое внимание уделяется овладению практическими действиями: приложение, наложение, построение упорядоченных рядов, измерение, счет, вычисление, графические построения, умение пользоваться измерительными приборами, моделирование и др. При этом  сами действия изменяются: А) наложение – приложение – счет – вычисление; Б) счет с перекладыванием – счет с дотрагиванием – счет «глазами»; В) практическое сопоставление – сравнение «на глаз» — измерение условной меркой – измерение общепринятыми эталонами – установление зависимостей между единицами измерения – выполнение арифметических действий с именованными числами; Г) сенсорное обследование геометрических фигур – анализ свойств геометрических фигур – решение задач геом.характера – измерение периметра и площади.

2. Освоение логических операций мышления, которые включаются в процесс овладения математическим содержанием.

Л.С.Выготский: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Анализ и синтез – выделение элементов данного объекта, его признаков и свойств и соединение различных свойств в единое целое. В мыслительной деятельности человека они дополняют друг друга.

Способность к аналитико-синтетической деятельности предполагает не только умение выделять и соединять свойства, но и включать их в новые связи, видеть их новые функции. Например:

  • Из каких геометрических фигур составлена картинка?
  • Каким арифметическим действие решается задача (обратная)?
  • Подбери схему к условию задачи: «У Миши 5 марок. 3 марки он отдал Пете. Сколько марок осталось у Миши?». Предлагается переделать условие в соответствии со схемой.
  • Игра «Когда это бывает?», «Что в мешочке?»

             Сравнение – выделение признаков сходств и отличий между предметами. Например:

  • Чем похожи и чем отличаются?
  • Что изменилось?
  • Чего не хватает?
  • Продолжи ряд.
  • Что к чему подходит?
  • Разложи по порядку.  
  • Что лишнее?
  • Чем похожи, чем отличаются?
  • Назови противоположное.
  • Найди четвертое.
  • Хорошо – плохо.
  • И др..

Классификация есть операция разбиения множества на классы с соблюдением определенных условий (множества не являются пустыми, не пересекаются, объединением является универсальное множество) на основе сравнения:

  • По каким признакам можно разложить пуговицы в коробки?
  • Найди место фигуре (игры с обручами).
  • Разложи, что к чему подходит.

В ходе этой работы дети должны научиться выполнять классификацию а) по предложенному основанию (разложи пуговицы по форме); б) самостоятельно выбирать основание (разложи пуговицы в коробочки так, чтобы в каждой коробочке лежали одинаковые); в) менять основание (как по-другому можно разложить пуговицы?).

  • Отбор.

Обобщение есть умение выделять существенные признаки математических объектов и объединять их в один класс.

        Существует два типа обобщения:

А) эмпирическое, при этом обобщение является результатом индуктивных умозаключений (от частного к общему)

Б) теоретическое,  при этом обобщение является результатом дедуктивных умозаключений (от общего к частному)

        Необходимыми условиями формирования правильных обобщений являются:

А) рассматривание большого количества объектов, где повторяется свойство, закономерность

Б) варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных.

Например, дети учатся обобщать группы предметов по количеству, геометрические фигуры, части суток, величины (дина – ширина), принцип образования числа, частные случаи, из которых выводятся свойства арифметических действий.

  • Назови одним словом.

        Абстрагирование – процесс выделения одних признаков при отвлечении от всех других, несущественных в данных условиях. На основании абстрагирования складывается представление о понятии.

3. Усвоение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя  и связности речи.

Словарь: количественные наречия, числительные, прилагательные, глаголы, обозначающие способы действий, наречия, предлоги, существительные, названия свойств арифметических действий и др.

Грамматический строй: согласование в роде, числе, падеже («двумями руками», «первый, второй… (о матрешках), «к пять матрешек прибавить три матрешки», «карандашов», «один, два, три – всего два конфеток»; «заливаем двухсот граммами…»).

Связная речь (доказательная речь).

                                             ?

  • Одним из эффективных способов формирования логических операций мышления являются логические вопросы, задачи-шутки, логические задачи.

Источник