Мастер класс развитие личности ребенка
Светлана Чопей
Мастер-класс для педагогов «Развитие личности в процессе общения»
Оборудование: листы цветной и белой бумаги, набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш).
Ход мастер-класса:
I. Организационный момент «Встреча педагогов».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Чопей Светлана Валентиновна, я работаю воспитателем в МБДОУ д/с № 15 «Ручеёк». Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер-класс по теме: «Развитие личности в процессе общения».
Цель мастер-класса: представить педагогический опыт работы по развитию личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения.
II. Теоретическая часть.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Как показывает практика в настоящее время нравственное и социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры общения, а также с недостаточным социально-нравственным развитием детей. Считаю, что это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Как показывают результаты соцопроса сегодня ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Именно поэтому приоритетным направлением в своей деятельности выбрала решение вопросов связанных с нравственным и социально-коммуникативным развитием детей в процессе общения.
Мною были поставлены следующие задачи:
Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Формировать у детей умения и навыки практического овладения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).
В ходе анализа и освоения нормативной базы,научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были изучены:
основные нормативные документы – это ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
программы и методические рекомендации Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования», Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду»;
методические пособия такие, как Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников», Волкова Б. С., Волковой Н. В. «Учим общаться детей 3-7 лет», Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы с дошкольниками», Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», Клюевой Н. В., Касаткиной Ю. В. «Учим детей общению», Панфилова М. А. «Игротерапия общения» и др.
На основе изученной литературы разработала и внедрила в работу с детьми дошкольного возраста игры и игровые ситуации по формированию социальных навыков общения, перспективные планы работы по разным видам деятельности с усложнением возрастных образовательных задач, которые направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в первую очередь – моральных и нравственных. Кроме того определила наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по речевому и социально-коммуникативному развитию.
В систему своей работы включила основные разделы,которые направлены на формирование у детей социально-коммуникативных навыков:
• социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
• ребенок в семье и сообществе;
• самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
• формирование основ безопасности.
Для эффективной деятельности с детьми по формированию культуры общения необходима определенная развивающая предметно пространственная среда, которая в моей группе преобразована с учётом пяти образовательных областей и отвечает основным требованиям ФГОС.
Учитывая принципы развивающей предметно – пространственной среды всё пространство группы включает в себя наличие центров, в которых находятся различные материалы, игры, игрушки, оборудование, обеспечивающие свободный выбор для детей с учетом их возрастных, и индивидуальных особенностей и интересов, как девочек, так и мальчиков.
Находясь в постоянном поиске новых методов и средств, способствующих становлению личности дошкольника, стараясь не упустить оптимальные сроки формирования основ гармоничного развития ребенка, начиная со среднего дошкольного возраста, регулярно организую этические беседы, которые позволяют познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями, правилами и нормами общения.
Этические беседы объединила по темам: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость, которые раскрывают для детей разные стороны нравственного общения.
В основе каждой беседы лежит художественное произведение. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения.
Понять детям главное в нравственном содержании текста помогают вопросы и объяснения, которые способствуют осознанию, почему совершается тот или иной поступок. Так, например, знакомя с понятием «вежливость»начинаю беседу с вопросов: что вы говорите, приходя в детский сад, кому вы говорите «здравствуйте», нужны ли вежливые слова? Подобные вопросы и объяснения стимулируют детей к общению и способствуют накоплению базовых представлений о нравственных нормах.
Основные правила, с которыми знакомлю воспитанников в ходе бесед, использую в повседневной жизни. Например, при ссоре детей вспоминаем, почему «… в речке утром рано утонули два барана». Знакомые образы помогают детям вспомнить правила поведения.
Для закрепления нравственных норм и моральных ценностей организую разнообразную деятельность детей: коммуникативную, чтение с инсценированием литературных произведений, трудовую деятельность, игровую деятельность, продуктивную, например, рисование доброго и злого носорога.
Но поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др., то я в воспитательно-образовательном процессе широко использую игровую технологию, как одну из наиболее эффективных и доступных для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.
Для формирования целостного представления о собственном «Я»и отработки коммуникативных навыков организую с детьми такие игры как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (например, за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.
Игровое упражнение для педагогов «Закончи предложение».
Уважаемые коллеги, предлагаю провести игровое упражнение, которое я провожу со своими воспитанниками в форме метода незаконченных предложений.Цель упражнения: развивать у детей навыки общения, учить детей вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать
«Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…». Молодцы!
Необходимо отметить, что эффективными в работе с детьми являются и игровые приемы ситуации, направленные на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, например,обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них: «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Что можно сделать для друга». Аналогичные игровые приемы способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
Кроме вышеперечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков использую различные методы и приёмы:
Традиционные:
проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения,
чтение художественной литературы для выражения детьми эмоционального сопереживания,
проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки,
организация совместной деятельности с детьми из других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах);
Нетрадиционные:
минутки шалости; (дети превращаются в любимое животное, сказочного персонажа и т. д.);
минутки вхождения в день.
Наблюдения показывают, что приход утром в детский сад многих детей и родителей связан с эмоциональным дискомфортом, болезненным расставанием, тревогой. Именно поэтому успешно использую так называемые ритуалы «вхождения в день», в содержание которых включены различные игры на сближение, коммуникативные массажи, игры на телесный контакт. Своё настроение дети отмечают смайликами, которые вывешивают на свою кабинку. Функция таких приёмов – положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, снятие напряжения, плавное переключение с одного вида деятельности детей на другой. Подобные «минутки вхождения» использую и в специально-организованной деятельности. Их вариативность зависит от тематики и содержания, общего настроения группы, наличием наглядного материала.
Основная цель «минуток вхождения в день» — это развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Для соответствующего настроения использую музыку. Минутки вхождения в день, утренние настрои –помогают создать в группе атмосферу доброжелательности, радости, защищенности, настроить на доброжелательные взаимоотношения с взрослыми и другими детьми.
В этих минутках я, как воспитатель являюсь равноправным участником и союзником, делюсь своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями и ни в коем случае нельзя здесь играть роль учителя.
Хочется отметить, что все «минутки» будут эффективными, если в своей деятельности вы не будете применять метод оценивания детей, добиваться правильных ответов и насильно привлекать к играм.
В настоящее время реализация федерального государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования без психолого-педагогического сопровождения невозможна, поэтому в ДОУ отработано тесное взаимодействие с педагогом-психологом. Совместно с ним мы используем систему игр, которая направлена на укрепление эмоционального благополучия, развитие эмоций, формирование социальной адаптации.
Регулярно с педагогом-психологом мы проводим игры,направленные на сближение детей друг с другом такие как: «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. Данные игры способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.
Игровое упражнение для педагогов «Массаж чувствами»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игровое упражнение «Массаж чувствами».Данное упражнение с детьми я провожу следующим образом: дети стоят или садятся «цепочкой» и подушечками пальцев упираются в спину ребенка, который находится впереди. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, страх, злость, любовь и т. д. А вам я предлагаю разбиться по парам и по моему сигналу изобразить на спине рядом сидящего коллеги чувство радости, волнения, уверенности…
Массаж не только сохраняет и укрепляет физическое здоровье детей, но и вызывает положительный эмоциональный отклик, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости.
С этой же целью проводим мимические и пантомимические упражнения: «Тренируем эмоции» (например, нахмурься,как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии, «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (например, походи, как младенец, как старик, как медведь и др.). Часто подобные упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в совместную образовательную деятельность с детьми в начало занятия, заключительную часть или в физкультминутку.
Находясь в постоянном поиске, я активно распространяю свой педагогический опыт через участие в научно-практической конференции, в городских конкурсах и Неделях профессионального мастерства:
21.03.2014г., педагогическоемероприятие с детьми второй младшей группы по теме: «Тили-тили бом, мы потушим Кошкин дом», неделя профессионального мастерства на тему: «Детский сад и семья – безграничное пространство для формирования личности современного ребенка в образовательном мире», сертификат участника.
14.11.2014г., педагогическоемероприятие в средней группе по теме: «Когда мои друзья со мной», неделя профессионального мастерства «Профессиональная палитра», сертификат участника.
10.11.2015г., городской конкурс среди ДОУ «Маленькая страна», направленный на создание предметно — развивающей среды в контексте ФГОС ДО, сертификат участника.
29.01.2016г., IV Всероссийская научно-практическая конференция «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», статья в сборнике.
Выводы, перспектива.
Практика показала эффективность работы над данной проблемой. По итогам наблюдений и ежегодных мониторинговых исследований отмечается удовлетворенность родителей педагогической деятельностью с детьми. Результатом эффективности работы является позитивная динамика качества семейного воспитания, выражающаяся, прежде всего, в повышении активности участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
С целью подготовки детей к школьной жизни в содружестве с педагогами и родителями планирую продолжать работу по формированию личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения. Также планирую продолжать активно привлекать родителей к решению данной проблемы.
Опыт моей работы предполагаю распространить на региональном и Всероссийском уровнях.
III. Практическая часть. «Создание дерева «Формула успеха»
А сейчас я предлагаю вам в рамках мастер-класса заняться совместной работой. У каждого есть индивидуальный набор необходимый для этого. Техника выполнения нашей работы называется айрис-фолдинг (скручивание бумаги).
Возьмем белый лист бумаги, он чистый как наши детки, которые приходят к нам в детские сады из маминых рук в руки воспитателей. А вот полоски гофрированной бумаги на концах, которых скручиваем жгутики — это наши листочки, будущая крона дерева. Наши листочки разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению они и есть «наши листочки», наша крона, наклеиваем их. Берем лист коричневого цвета, обводим каждый свою ладошку с запястьем — это будет наше дерево, наклеиваем на крону. Посмотрите, что у нас получилось? Все наши «детки-листочки» согреты нашими руками. Именно в наших детских садах мы должны научить наших детей общаться, уметь любить и прощать, быть терпимыми.
А в заключение я хотела бы сказать, что самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми. Я желаю Вам всем быть успешными и в совершенстве освоить данную формулу.
Спасибо за внимание!
IV. Рефлексия «Метод пяти пальцев»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Литература:
1. Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 80с.
2. Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»,
3. Волкова Б. С., Волковой Н. В. «Учим общаться детей 3-7 лет». – Мозаика
Источник
Елена Илюшникова
Мастер-класс «Развитие личности ребенка через метод моделирования ситуации в театрализованной деятельности»
Слайд № 1
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому,
что он узнал» В. А. Сухомлинский.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю мастер- класс на тему: «Развитие личности ребенка через метод моделирования ситуации в театрализованной деятельности»
Слайд №2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от нас не только научить ребенка, но и рассмотреть в нем его индивидуальность, развить такие качества как: любознательность, инициативность, активность, способность воспринимать новое. Как показывает мой опыт работы, именно театрализованная деятельность позволяет научить детей быть творческими личностями, и через общение со сказочными героями, получить знания об окружающем мире в котором ребенок живет и пытается понять.
Цель мастер- класса:
Показать возможность использования метода моделирования для раскрытия индивидуальных возможностей детей.
Задачи:
1) учить детей находить выход из проблемной ситуации, создавать образ сказочного героя из подручных материалов;
2) наделять образ героя личностными качествами в зависимости от игровой ситуации.
В ходе мастер- класса я раскрою Вам варианты использования создания вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, в которых дети осваивают способы художественно- творческой деятельности.
Я надеюсь, что предложенный мной материал несет в себе методическую и практическую ценность для дошкольного образования.
МАСТЕР КЛАСС
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Сергеевна. А вас? Я буду давать вам мяч (цветок, любой предмет, а вы назовете свое имя. Все ваши имена разные и красивые.
1, 2, 3, 4, 5 – вы хотите поиграть? Начинается игра «Разминка театральная». Сказки любите читать? Артистами хотите стать? Тогда скажите мне, друзья, как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису, или на волка или козу? (изменить внешность, надеть костюм, парик и т. д.) А без костюма можно, дети, Превратиться, скажем, в ветер? Или в дождик, иль в грозу? В бабочку или в осу? Что поможет здесь, друзья? (жесты и мимика) Что такое мимика? (выражение нашего лица). Правильно, а жесты? (Это движения) Бывает, без сомнения разное настроение. Его я буду называть, А вы попробуйте его показать.
Воспитатель называет,а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, удивление, восторг…
А теперь пришла пора общаться жестами. Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду. Воспитатель называет,а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «нельзя», «погоди у меня», «да», «нет» и т. д.
Подошла к концу разминка… Постарались вы сейчас. А теперь, сюрприз, ребята! Чудеса нас ждут сейчас!
А разминку мы проводили не зря, сегодня в детский сад придут гости. Они услышали про наш кукольный театр и очень захотели побывать на спектакле.
ААААхххххх, я же забыла, что все герои на гастролях. Как же нам показать сказку? (ответы)
У меня есть волшебный сундучок, он нам и поможет,только нужно сказать слова: «Крибле, крабле, бумс!» (можно другие слова, открывает сундучок) Что же в нем? Это ложки, которые мы превратим в сказочных героев.
В каких героев вы бы хотели превратить их? (дети называют,воспитатель уточняет:какой твой герой: злой или добрый, старый или молодой, веселый или грустный? и т. д. Показывает материал, который понадобится в приготовлении куклы.) Дети изготавливают кукол.
Воспитатель: Я вижу, сказочные герои у вас готовы. А теперь мы сочиним сказку. Сочинять будем «цепочкой», т. е. один начинает, другой продолжает. Какими словами можно начать сказку? (варианты ответов: жили-были, дело было осенью, однажды в лесу, как-то раз)Воспитатель: Как бы вы хотели закончить сказку? С хорошим или плохим концом? (ответы детей)
Итак, наша сказка начинается!
Жил-были… В некотором царстве…
Однажды пошли они… захотелось ему (ей… пришли к ней…
Итог: все молодцы, ваши герои совершили путешествие в сказку (встретились с приключениями, в следующий раз мы придумаем новые образы и сочиним другую сказку.
Подведение итогов. Рефлексия (обращение к коллегам – участникам)
Воспитатель раздает участникам фишки и предлагает лист с изображением предметов: чемодан, мясорубка, мусорное ведро.
— Те, кто считает, что всю информацию возьмет с собой, положите фишку на «чемодан», те, кто переработает и возьмет с собой – на «мясорубку», а те, кто считает информацию ненужной, – выбросите в «мусорное ведро».
Источник