Мастер класс по развитию личности ребенка в доу
Светлана Чопей
Мастер-класс для педагогов «Развитие личности в процессе общения»
Оборудование: листы цветной и белой бумаги, набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш).
Ход мастер-класса:
I. Организационный момент «Встреча педагогов».
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Чопей Светлана Валентиновна, я работаю воспитателем в МБДОУ д/с № 15 «Ручеёк». Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер-класс по теме: «Развитие личности в процессе общения».
Цель мастер-класса: представить педагогический опыт работы по развитию личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения.
II. Теоретическая часть.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Как показывает практика в настоящее время нравственное и социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры общения, а также с недостаточным социально-нравственным развитием детей. Считаю, что это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Как показывают результаты соцопроса сегодня ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Именно поэтому приоритетным направлением в своей деятельности выбрала решение вопросов связанных с нравственным и социально-коммуникативным развитием детей в процессе общения.
Мною были поставлены следующие задачи:
Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Формировать у детей умения и навыки практического овладения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).
В ходе анализа и освоения нормативной базы, научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были изучены:
основные нормативные документы – это ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
программы и методические рекомендации Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования», Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду»;
методические пособия такие, как Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников», Волкова Б. С., Волковой Н. В. «Учим общаться детей 3-7 лет», Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы с дошкольниками», Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», Клюевой Н. В., Касаткиной Ю. В. «Учим детей общению», Панфилова М. А. «Игротерапия общения» и др.
На основе изученной литературы разработала и внедрила в работу с детьми дошкольного возраста игры и игровые ситуации по формированию социальных навыков общения, перспективные планы работы по разным видам деятельности с усложнением возрастных образовательных задач, которые направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в первую очередь – моральных и нравственных. Кроме того определила наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по речевому и социально-коммуникативному развитию.
В систему своей работы включила основные разделы, которые направлены на формирование у детей социально-коммуникативных навыков:
• социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
• ребенок в семье и сообществе;
• самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
• формирование основ безопасности.
Для эффективной деятельности с детьми по формированию культуры общения необходима определенная развивающая предметно пространственная среда, которая в моей группе преобразована с учётом пяти образовательных областей и отвечает основным требованиям ФГОС.
Учитывая принципы развивающей предметно – пространственной среды всё пространство группы включает в себя наличие центров, в которых находятся различные материалы, игры, игрушки, оборудование, обеспечивающие свободный выбор для детей с учетом их возрастных, и индивидуальных особенностей и интересов, как девочек, так и мальчиков.
Находясь в постоянном поиске новых методов и средств, способствующих становлению личности дошкольника, стараясь не упустить оптимальные сроки формирования основ гармоничного развития ребенка, начиная со среднего дошкольного возраста, регулярно организую этические беседы, которые позволяют познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями, правилами и нормами общения.
Этические беседы объединила по темам: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость, которые раскрывают для детей разные стороны нравственного общения.
В основе каждой беседы лежит художественное произведение. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения.
Понять детям главное в нравственном содержании текста помогают вопросы и объяснения, которые способствуют осознанию, почему совершается тот или иной поступок. Так, например, знакомя с понятием «вежливость» начинаю беседу с вопросов: что вы говорите, приходя в детский сад, кому вы говорите «здравствуйте», нужны ли вежливые слова? Подобные вопросы и объяснения стимулируют детей к общению и способствуют накоплению базовых представлений о нравственных нормах.
Основные правила, с которыми знакомлю воспитанников в ходе бесед, использую в повседневной жизни. Например, при ссоре детей вспоминаем, почему «… в речке утром рано утонули два барана». Знакомые образы помогают детям вспомнить правила поведения.
Для закрепления нравственных норм и моральных ценностей организую разнообразную деятельность детей: коммуникативную, чтение с инсценированием литературных произведений, трудовую деятельность, игровую деятельность, продуктивную, например, рисование доброго и злого носорога.
Но поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др., то я в воспитательно-образовательном процессе широко использую игровую технологию, как одну из наиболее эффективных и доступных для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.
Для формирования целостного представления о собственном «Я» и отработки коммуникативных навыков организую с детьми такие игры как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (например, за что тебя можно любить, за что можно пожурить, «Мои любимые вещи», «Какой я», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.
Игровое упражнение для педагогов «Закончи предложение».
Уважаемые коллеги, предлагаю провести игровое упражнение, которое я провожу со своими воспитанниками в форме метода незаконченных предложений. Цель упражнения: развивать у детей навыки общения, учить детей вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать
«Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…». Молодцы!
Необходимо отметить, что эффективными в работе с детьми являются и игровые приемы ситуации, направленные на формирование навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, например, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них: «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Что можно сделать для друга». Аналогичные игровые приемы способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.
Кроме вышеперечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков использую различные методы и приёмы:
Традиционные:
проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения,
чтение художественной литературы для выражения детьми эмоционального сопереживания,
проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки,
организация совместной деятельности с детьми из других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах);
Нетрадиционные:
минутки шалости; (дети превращаются в любимое животное, сказочного персонажа и т. д.);
минутки вхождения в день.
Наблюдения показывают, что приход утром в детский сад многих детей и родителей связан с эмоциональным дискомфортом, болезненным расставанием, тревогой. Именно поэтому успешно использую так называемые ритуалы «вхождения в день», в содержание которых включены различные игры на сближение, коммуникативные массажи, игры на телесный контакт. Своё настроение дети отмечают смайликами, которые вывешивают на свою кабинку. Функция таких приёмов – положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, снятие напряжения, плавное переключение с одного вида деятельности детей на другой. Подобные «минутки вхождения» использую и в специально-организованной деятельности. Их вариативность зависит от тематики и содержания, общего настроения группы, наличием наглядного материала.
Основная цель «минуток вхождения в день» — это развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Для соответствующего настроения использую музыку. Минутки вхождения в день, утренние настрои –помогают создать в группе атмосферу доброжелательности, радости, защищенности, настроить на доброжелательные взаимоотношения с взрослыми и другими детьми.
В этих минутках я, как воспитатель являюсь равноправным участником и союзником, делюсь своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями и ни в коем случае нельзя здесь играть роль учителя.
Хочется отметить, что все «минутки» будут эффективными, если в своей деятельности вы не будете применять метод оценивания детей, добиваться правильных ответов и насильно привлекать к играм.
В настоящее время реализация федерального государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования без психолого-педагогического сопровождения невозможна, поэтому в ДОУ отработано тесное взаимодействие с педагогом-психологом. Совместно с ним мы используем систему игр, которая направлена на укрепление эмоционального благополучия, развитие эмоций, формирование социальной адаптации.
Регулярно с педагогом-психологом мы проводим игры, направленные на сближение детей друг с другом такие как: «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. Данные игры способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.
Игровое упражнение для педагогов «Массаж чувствами»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игровое упражнение «Массаж чувствами». Данное упражнение с детьми я провожу следующим образом: дети стоят или садятся «цепочкой» и подушечками пальцев упираются в спину ребенка, который находится впереди. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, страх, злость, любовь и т. д. А вам я предлагаю разбиться по парам и по моему сигналу изобразить на спине рядом сидящего коллеги чувство радости, волнения, уверенности…
Массаж не только сохраняет и укрепляет физическое здоровье детей, но и вызывает положительный эмоциональный отклик, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости.
С этой же целью проводим мимические и пантомимические упражнения: «Тренируем эмоции» (например, нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса, «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии, «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (например, походи, как младенец, как старик, как медведь и др.). Часто подобные упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в совместную образовательную деятельность с детьми в начало занятия, заключительную часть или в физкультминутку.
Находясь в постоянном поиске, я активно распространяю свой педагогический опыт через участие в научно-практической конференции, в городских конкурсах и Неделях профессионального мастерства:
21.03.2014г., педагогическое мероприятие с детьми второй младшей группы по теме: «Тили-тили бом, мы потушим Кошкин дом», неделя профессионального мастерства на тему: «Детский сад и семья – безграничное пространство для формирования личности современного ребенка в образовательном мире», сертификат участника.
14.11.2014г., педагогическое мероприятие в средней группе по теме: «Когда мои друзья со мной», неделя профессионального мастерства «Профессиональная палитра», сертификат участника.
10.11.2015г., городской конкурс среди ДОУ «Маленькая страна», направленный на создание предметно — развивающей среды в контексте ФГОС ДО, сертификат участника.
29.01.2016г., IV Всероссийская научно-практическая конференция «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», статья в сборнике.
Выводы, перспектива.
Практика показала эффективность работы над данной проблемой. По итогам наблюдений и ежегодных мониторинговых исследований отмечается удовлетворенность родителей педагогической деятельностью с детьми. Результатом эффективности работы является позитивная динамика качества семейного воспитания, выражающаяся, прежде всего, в повышении активности участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
С целью подготовки детей к школьной жизни в содружестве с педагогами и родителями планирую продолжать работу по формированию личности ребенка дошкольного возраста в процессе общения. Также планирую продолжать активно привлекать родителей к решению данной проблемы.
Опыт моей работы предполагаю распространить на региональном и Всероссийском уровнях.
III. Практическая часть. «Создание дерева «Формула успеха»
А сейчас я предлагаю вам в рамках мастер-класса заняться совместной работой. У каждого есть индивидуальный набор необходимый для этого. Техника выполнения нашей работы называется айрис-фолдинг (скручивание бумаги).
Возьмем белый лист бумаги, он чистый как наши детки, которые приходят к нам в детские сады из маминых рук в руки воспитателей. А вот полоски гофрированной бумаги на концах, которых скручиваем жгутики — это наши листочки, будущая крона дерева. Наши листочки разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению они и есть «наши листочки», наша крона, наклеиваем их. Берем лист коричневого цвета, обводим каждый свою ладошку с запястьем — это будет наше дерево, наклеиваем на крону. Посмотрите, что у нас получилось? Все наши «детки-листочки» согреты нашими руками. Именно в наших детских садах мы должны научить наших детей общаться, уметь любить и прощать, быть терпимыми.
А в заключение я хотела бы сказать, что самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми. Я желаю Вам всем быть успешными и в совершенстве освоить данную формулу.
Спасибо за внимание!
IV. Рефлексия «Метод пяти пальцев»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Литература:
1. Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 80с.
2. Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»,
3. Волкова Б. С., Волковой Н. В. «Учим общаться детей 3-7 лет». – Мозаика
Источник
Матлыгина Надежда Евгеньевна
Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте
Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте
Составила: Матлыгина Н. Е.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю одну из инновационных форм, как детский «мастер-класс».
Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям проявить самостоятельность и инициативу, продемонстрировать свои личные достижения, открытия в какой-либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
При создании «мастер – класса» дети не получают информацию в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственно исследовательско-познавательной, продуктивной, творческой деятельности. Я предоставляю ребенку свободу выбора и самостоятельности.
Эффективно использую «мастер-класс» как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной.
При создании и реализации «мастер-класса» происходит интеграция всех областей:
• Социально-коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
В ходе работы были сформированы правила организации мастер-класса.
• Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.
• Тема мастер-класса обговаривается на групповом сборе.
• Педагог индивидуально обговаривает с ребенком и этапы выступления и его содержание.
• Участие родителей в подготовке мастер-класса приветствуется.
• Оптимальное количество мастер классов – два.
Взрослый может не принимать участие в «мастер-классе», а может быть партнером по совместной деятельности во время «мастер-класса».
Совместно с детьми обсудили и сформулировали правила для детей участвующих в «мастер-классе»:
• Выступая говорим громко, внятно, не торопясь.
• Слушаем внимательно, не перебивая «мастера».
• Вопросы задаем после того, как «мастер» закончил объяснение и показ.
• Вопросы задаем вежливо
• Не стесняемся задавать вопросы
• Все работы признаются ценными. Плохих работ не бывает.
• Благодарим Мастера за представленный опыт.
Работа над «мастер-классом проходит в несколько этапов.
С чего мы начинали?
Садились с детьми в круг так, чтобы они видели лица друг друга. Объявляли детям о том, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельное исследование, как это делают взрослые учёные. Выбирали пару активных детей – помощников.
1 этап – выбор темы.
Начинаем свою работу со знакомства детей с методикой поиска.
Перед детьми раскладываются карточки с изображениями – темами мастер – класса. Включаем всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.
Помощники определяют тему, которая наиболее заинтересовала детей.
Тема для «мастер – класса» может быть любой. Например, творческая деятельность — рисование – «Птицы на нашем участке», ручной труд – «Кормушка для птиц»; оригами — «Заяц»; физическое развитие – «Русская народная игра. Карточку с изображением темы прикрепляем на доску, остальные убираем.
2 этап – обсуждение содержания «мастер-класса».
Шаг второй – составление плана.
Беседа по наводящим вопросам:
— Как вы думаете, с чего начинают своё исследование учёные? (с составления плана исследования)
— Где можно узнать, что то интересное про….? (дети обычно называют
основные методы: в книге, по телевизору, спросить у другого, понаблюдать, найти в интернете)
Когда определились с темой можно переходить к обсуждению «мастер-класса». Я индивидуально обговариваю с ребенком этапы выступления и его содержание, привлекая родителей по мере необходимости. Необходимо, так же продумать, что должен включать в себя «мастер-класс», какие материалы и атрибуты будет использовать «мастер». На этом этапе происходит изучение источников информации и ее отбор.
3 этап – презентация темы «мастер-класса».
Формы представления могут быть разными – текст, игра, загадка, стихотворение, рассказ из опыта. После чего дети-участники принимают решение к какому «мастеру» они пойдут. А педагог заранее продумывает, как расположить площадки каждого «мастер-класса», чтобы всем было удобно. В нашей группе было организованно одновременно два мастер класса.
4 этап – представление опыта «мастером».
После презентации темы, ребята проходят к своим площадкам и «мастер» самостоятельно пошагово представляет свой опыт – этапы изготовления продукта деятельности (рисунок, поделка, аппликация, рассказ и т. д.).
5 этап – практический.
После чего ребята-участники выполняют свои работы и если они затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.
В конце мастер-класса дети с удовольствием презентуют свои работы другим ребятам и взрослыми. Зачастую разворачивая игровую деятельность в активной зоне, привлекая других детей.
Ценность детских «мастер-классов».
Для детей, дающих мастер – класс:
• Приобретение опыта публичных выступлений.
• Формирование коммуникативных навыков.
• Возможность почувствовать себя успешным.
• Развитие самостоятельности, ответственности.
• Развитие инициативы.
Для детей, участвующих в мастер – классе:
• Овладение новыми способами действий.
• Приобретение опыта коллективной деятельности.
• Формирование регулирования поведением, подчинение правилам.
• Стимул к деятельности, поиска новых способов действий.
Для педагога:
• Способ поддержки детских инициатив.
• Возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей.
• Выявить способности детей.
• Выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
• Возможность увидеть своего ребенка в новом свете испытать гордость за него.
• Увидеть зону ближайшего развития своего ребенка.
• Способ принять участия в реализации образовательной программы.
Таким образом, детский мастер-класс в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование мастер-класса позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление; способность детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для новой деятельности.
А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Метод детского мастер-класса направлен на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества.
Источник