Массаж пальцев рук у ребенка для развития речи

Массаж пальцев рук у ребенка для развития речи thumbnail

Вера Васильева
Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, далеко не всем известный, — пальчиковый массаж, способствующий активизации речевых центров головного мозга.

Пальчиковый массаж и самомассаж — один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.

Игровой пальчиковый самомассаж — это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.

Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей (мизинец)

Меняем руку

И клестов, и снегирей (большой палец)

Любят горного козла (указательный палец)

Обезьянку и осла (средний палец)

Дикобраза и ежа (безымянный палец)

Черепаху и ужа (мизинец)

2. Массаж (самомассаж) фаланг пальцев

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

3. Массаж (самомассаж) прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Правая рука

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Левая рука

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

4. Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний)

Большую репку. (указательный)

Вот пришла бы (большой)

Наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный)

Собака Жучка (средний)

Где же кошка? (безымянный)

Мышка-крошка? (мизинец)

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

Вытянута репка!

5. «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

Вариант 1

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

Вариант 2

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда!

6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

7. Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами. На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

9. Самомассаж шестигранными карандашами

Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.

Покатаю я в руках карандаш немножко,

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

11. «Горошки»

Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

12. Самомассаж прищепками

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

1-ый вариант

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Дай, хозяйка корма мне,

Раньше, чем моей родне.

2-ой вариант

Кусается больно котенок – малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе: «Кыш!»

13. Массаж четками

Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.

Четки мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова:

У нее-то глаза два!

Мы пускаем пузыри:

Раз пузырь, и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре:

Раз и два, и три, четыре.

Будем пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Источник

Как ответственные родители, вы должны понимать, что интеллектуальному здоровью следует уделять не меньше внимания, чем физическому. Умение правильно и красиво разговаривать, грамотно излагать мысли напрямую зависит от того, насколько вы готовы вкладывать в свое дитя.

В целях предупреждения логопедических проблем, а также для их устранения можно освоить массаж рук для детей для развития речи, который станет любимым занятием вашего малыша.

Зачем это нужно?

массаж рук для ребенка

Способов развития речи существует множество. Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием. И напрасно. Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса. Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.

Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой). В этом случае проблем с речью у него быть не должно. Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.

Для чего это нужно:

  • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
  • он успокаивается и расслабляется;
  • происходит улучшение кровообращение;
  • кожа становится мягче.

Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.

Насколько это эффективно?

детские руки в краске

Еще первобытные люди использовали руки для общения. С появлением речи жесты помогают добавить ясности сказанному. Психоневрологи утверждают, что в коре головного мозга сохранилась прочная связь между произношением и жестикуляцией. Улучшения произношения после воздействия на руки были замечены еще в XIX веке.

Дети с развитой моторикой рук имеют большой словарный запас, стойкую память и более внятно произносят звуки даже в период их становления.

Достаточно уделять 15 минут в день, чтобы увидеть результат.

Техника выполнения

детская рука

Пообщайтесь с вашим педиатром. Он посоветует подходящие упражнения. Регулярный массаж можно проводить, начиная с трех месяцев. При отсутствии проблем с невралгией, процедура будет сводиться к легкому поглаживанию, разминанию пальчиков, их растиранию и пощипыванию.

Перед проведением процедуры обязательно вымойте руки с мылом или продезинфицируйте спиртом. Возьмите несколько капель детского масла и разотрите их по ладоням. Во-первых, это смягчит их перед контактом с кожей малыша, а во-вторых, немного согреет. Руки обязательно должны быть теплыми.

Ближе к полугоду можно добавить небольшие предметы: шарики, резиновые кольца, карандаши, махровое полотенце.

Приемы, оптимальные для манипуляций с руками:

  • поглаживание пальцев сверху вниз;
  • растирание по спирали;
  • вращение кисти по часовой стрелке и против нее;
  • нажатие на подушечки;
  • поочередное сгибание пальчиков.

Обязательно заканчивайте процедуры приятным поглаживанием ладоней.

Приемы пассивного массажа

на руках надпись мама

Массирующие движения должен выполнять взрослый.

Как делать пассивные упражнения и какие приемы подойдут?

  1. Улитка – разминание ладони по спирали от краев к центру.
  2. Метели – зигзагообразные движения по ладошкам и пальцам.
  3. Паучок – «распиливание» ладони сверху вниз и по диагонали.
  4. Сорока-ворона – постукивание по ладошке и загибание пальцев.

Приемы активного воздействия

ребенок держится за палец

Освоив пассивные игры, привлекайте к действиям самого ребенка.

Подойдут такие упражнения:

  1. Огород – одна рука вытягивает пальцы противоположной руки, словно хочет собрать урожай.
  2. Мячики – катаем круглый предмет при помощи ладошек. Можно взять пупырчатые резиновые и пластиковые шарики.
  3. Утюжок – одна рука гладит ладошку другой.
  4. Вертолет – при помощи карандаша имитируйте движение пропеллера на руке.
  5. Догонялки – попросите пальчики побегать по ладошке.

Замечательно, если при выполнении упражнений, вы будете использовать рифмованные строчки или небольшие стихотворения. В крайнем случае, эмоционально описывайте каждое действие. Крохе это обязательно понравится. Такие приемы подходят при нарушении дикции и произношения любой сложности.

Интересные варианты пальчиковой гимнастики

ребенок руки в краске

Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций. Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

Что можно использовать?

  1. Сказка при помощи рук. Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки. Пусть персонаж расскажет свои слова. Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности. Можно ладошками поиграть в театр теней. Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.
  2. Берем бумагу. Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения. Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку. Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро. Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.
  3. Полезная крупа. На большой поднос насыпьте любую крупу. Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение. Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи. Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится. А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

Массаж рук для развития речи ребенка видео

Источник

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. 

Массаж рук

  • Растирание середины ладоней и оснований больших пальцев до чувства жжения – “Разжигаем огонь” и “Добываем грязь”. Как только рукам станет нестерпимо горячо, мы можем быть уверены в том, что активизировали речевые зоны в головном мозге. 
  • Растирание запястий – “Моем руки”. 
  • Хватательные движения пальцами – “Хватаем конфеты”. 
  • Вращательные движения кистями рук – “Фонарики” или “Ловля Пушистиков”. 
  • Круговые движения каждым пальцем – “Осы”. 
  • Сгибание каждого пальчика – “Пружинка”. 
  • Разгибание каждого пальчика с сопротивлением – “Вилочка”. 
  • Массаж каждого пальчика с переходом на ладонь до запястья – “Вкручивание винтиков”.
  • Массаж кончиков пальцев – “Птичка кормит своих птенчиков” 

После массажа вы можете выполнить некоторые пальчиковые упражнения. Сначала все упражнения выполняются не спеша. Поправьте ребенка, если он затрудняется выполнить требуемое движение или делает его не совсем правильно. Можно даже взять его руку в свою и действовать совместно. 

Развивая пальчики, можно использовать следующие потешки

(поочередно загибаем пальчики) 

Этот пальчик — в лес пошел, 

Этот пальчик — гриб нашел, 

Этот пальчик — занял место, 

Этот пальчик — ляжет тесно, 

Этот пальчик — много ел, 

Оттого и растолстел. 

(перебирая пальчики, приговариваем) 

Этот пальчик — дедушка, 

Этот пальчик — бабушка, 

Этот пальчик — папенька, 

Этот пальчик — маменька, 

Этот пальчик — Ванечка. 

(загибаем пальчики) 

Этот пальчик хочет спать, 

Этот пальчик лег в кровать, 

Этот пальчик лишь вздремнул, 

Этот пальчик уж заснул. 

Этот крепко, крепко спит. 

Тише! Тише, не шумите! 

Солнце красное взойдет, 

Утро ясное придет. 

Будут птички щебетать, 

Будут пальчики вставать! 

(пальчики разгибаются) 

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком) 

Пальчик-мальчик, где ты был? 

С этим братцем в лес ходил, 

С этим братцем щи варил, 

С этим братцем кашу ел, 

С этим братцем песни пел! 

Ивану-большому — дрова рубить, 

Ваське-указке — воду носить, 

Мишке-среднему — печку топить, 

Гришке-сиротке — кашу варить, 

А крошке Тимошке — песенки петь, 

Песни петь и плясать, 

Родных братьев потешать. 

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! 

Этот пальчик для того, чтоб показывать его! 

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! 

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! 

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал. 

От 1,5 лет и старше (для взрослых это также стимуляция мозговых процессов) – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику. 

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой) 

1. Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях. 

2. Сложить ладони и разводить пальцы рук. 

3. Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого. 

4. Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их. 

5. С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки. 

6. По очереди вращать в разные стороны пальцы рук. 

7. Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается. 

8. Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности. 

9. Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки. 

10. Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки. 

Следите за здоровьем своих малышей и будьте счастливы!

Источник

Способность ясно излагать свои мысли тесно связана с мелкой моторикой пальцев рук. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную).

В дальнейшем он помогает улучшить память, внимание, усидчивость, а иногда и раскрывает таланты детишек.

Что дает массаж?

С помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, проводимых дома, можно:

  • резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;
  • подготовить руки к письму;
  • избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;
  • улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;
  • развивать фантазию, проявлять творческие способности;
  • контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;
  • почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;
  • развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.

С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.

Массаж пальцев рук у ребенка для развития речи

Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.

В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.

Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).

Как повысить эффективность массажа и гимнастики

Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:

  • комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
  • заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
  • заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
  • по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
  • начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
  • не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
  • начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.

Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).

Особенности речевого развития

В развитии речи тоже есть нюансы:

  • при попытках добиться от ребенка повторения слов за взрослым, важно сосредоточить внимание на реальном предмете, который называете;
  • нужно «заставить» ребенка высказывать желания вслух, а не только показать эмоцию или нужный предмет;
  • не нужно подсказывать ребенку, когда он хочет что-то попросить;
  • если ребенок пытается что-то сказать, но путается или запинается, не следует подсказывать и перебивать.

Важная роль в речевом развитии ребенка отводится взрослым. Начинать нужно с полного контроля над собой и своей манерой разговаривать: правильно и внятно произносить слова (например, если у родителя имеется речевой дефект, то ребенок будет его копировать).

Разговор с новорожденным.

Слишком долгое общение с малышом может его утомить, поэтому не рекомендуется затягивать «разговор» более чем на 5 минут. Желательно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, четко и не спеша говорящего о предмете, который в данный момент интересует малыша. Для правильного формирования соответствий слов и предметов, ребенок должен взаимодействовать с той игрушкой (или чем-то другим), о которой идет речь.

Какие упражнения подойдут?

В зависимости от возраста ребенка массажные движения постепенно заменяют пальчиковой гимнастикой. В процессе ее выполнения происходит самопроизвольный массаж подушечек. Кроме того, такой подход вызывает больший интерес, так как позволяет импровизировать и придумывать различных персонажей.

  • «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
  • «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
  • «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
  • «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
  • «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками;
  • «Мим» – любые игры с воображаемыми плоскими поверхностями и объемными фигурами.

В дальнейшем можно «сочинять» истории с участием уже разученных героев.

Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. При этом, если простое выполнение заданий для ребенка стало скучным, можно дополнительно усложнить: просить его руками демонстрировать и пересказывать стишок, параллельно показывая некоторых персонажей или действия руками. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.

Источник