Массаж языка ребенку для развития речи при дизартрии

Массаж языка ребенку для развития речи при дизартрии thumbnail

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

Логопедический массаж

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Ручной массаж лица

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

Схема логопедического массажа лица

Схема массажа губ

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Схема массажа языка зубной щеткой

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Логопедические зонды

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Схема логопедического массажа языка зондом

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

Рекомендации специалистов, неврологов и логопедов, помогут родителям правильного организовать процедуру мануальной терапии дома.

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Источник

Нина Смыкова
Логопедический массаж, как способ преодоления дизартрии.

В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи.

Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодики речи, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата. Она проявляется в нарушении мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезах или параличах мышц артикуляционного аппарата, патологических двигательных проявлениях мышц речевого аппарата (синкинезиях, гиперкинезиях, судорогах и т. п., а также в недостаточной сформированности произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Дети с дизартрией с трудом овладевают звуковым анализом. Часто обычные методы постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого развития и некритичное отношение детей с дизартрией к своей речи обуславливает необходимость поиска более эффективных путей коррекции данного речевого дефекта.

Логопедический массаж является одним из эффективных методов в комплексной работе при дизартрии, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж рекомендуется в логопедической работе с детьми, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а так же нарушения голоса.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений массаж проводится наряду с артикуляционной гимнастикой.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально обученными логопедом.

Основными целями логопедического массажа являются:

1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

2. Уменьшение парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

4. Активизация тех групп мышц, у которых имелась недостаточная сократительная активность.

5. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Как правило, массаж рекомендуется проводить только по назначению врача. Чаще всего основным показанием к его проведению является изменение мышечного тонуса, как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.

В начале работы логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных. Это поможет определить тактику массажа. Такая диагностика проводится путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Ни в коем случае нельзя проводить массаж, если у ребенка активные формы туберкулеза, конъюнктивиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, острая крапивница, отек Квинке в анамнезе, наличие увеличенных лимфатических желез, фурункулез, ОРЗ, стоматит.

Массаж проводится в чистом, уютном, хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят курсом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Начальная длительность процедуры составляет 5-7 мин., а конечная – 20-25 минут.

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы: медицинский спирт, стерильные салфетки, стерильные медицинские перчатки или напальчники.

В логопедической практике могут быть использованы разные комплексы массажных движений, я бы хотела остановиться подробнее на некоторых из них.

В первую очередь это классический логопедический массаж лица без учета формы и степени выраженности дефекта.

Лоб:

— От середины лба к вискам

— От бровей к волосистой части головы

Движения поглаживающие,разминающие,вибрационные (можно с помощью

вибромассажера).

Щёки:

— От угла рта к вискам по щечной мышце

— От скуловой кости вниз на нижнюю челюсть

Движения поглаживающие, разминающие,растягивающие.

Нос:

-Вдоль крыльной части носовой мышцы

Поглаживающими,растирающими и вибрационными движениями.

Носогубная складка:

— От крыльев носа к углам губ

Движения поглаживающие.

Рот:

— От середины верхней губы к углам

— От середины нижней губы к углам

Движения поглаживающие,растирающие,вибрационные.

(Растирание — подушечками указательного и среднего пальцев, большим пальцем, ребром ладони. Разминание – подушечкой большого пальца, большого и указательного или большого и всех остальных пальцев. Вибрация – одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды.)

При недостаточной подвижности языка необходим массаж язычной мускулатуры. Его проводят с помощью деревянного шпателя, зубной щетки либо просто большим и указательным пальцами, одетыми в напальчники. Большим и указательными пальцами левой руки аккуратно придерживают язык. Пальцы необходимо обернуть бинтом.

— Продольные мышцы языка массируются поглаживающими движениями от корня или средней части к кончику.

— Вертикальные мышцы — от корня языка к кончику и обратно ритмичными надавливаниями,прокачиванием щетиной зубной щетки.

— Поперечные мышцы — из стороны в сторону продольно и зигзагообразно поглаживающими движениями.

— Активизация мышц — от корня к кончику вибрирующими движениями, с помощью шпателя или щетины зубной щетки.

— Подъязычная уздечка массируется снизу вверх, до легких болевых ощущений потягивающими движениями.

При отклонении языка в какую-либо сторону спастическую часть языка расслабляют поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляют, с помощью глубоких разминаний и вибраций.

Массаж рекомендуется выполнять через день. Количество сеансов зависит от степени выраженности дефекта.

Если говорить подробнее о массаже языка, то мне хотелось бы представить вашему вниманию еще один комплекс массажных движений:

1. Подергивание языка за кончик (два пальца снизу, большой сверху).

2. Два указательных пальца под язык, большие сверху. Растягивать язык в стороны, накручивая на указательные пальцы.

3. Среднюю часть языка взять пальцами, приподнять и тянуть вперед.

4. Большой палец сбоку, два других с другой стороны, язык выкручивается на пальцы.

5. Левой рукой держать язык, а правой сжимать язык от кончика к корню.

6. Тоже самое от корня к кончику.

7. Держать кончик большим и указательным пальцами и массировать вверх-вниз с боков.

8. Скользить вниз по бокам языка, не разжимая пальцев.

9. Держать большим и средними пальцами язык с боков, и большим (указательным) нажимать на середину.

10. Сверху два пальца, снизу один. Ставить язык на ребро.

Каждое упражнение выполнять 30 раз. Но за одно занятие не более двух упражнений.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики.

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических и артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа. Такие движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т. е. пассивно, в том случае, если ребенок не может выполнить их самостоятельно или выполняет не в полном объеме. Перед тем, как выполнить пассивное движение, логопед показывает его на себе. Движения выполняются медленно, ритмично, постепенно увеличивая амплитуду, сериями по 3-5 движений.

Наиболее эффективными являются следующие пассивные упражнения:

1. Ребенок лежит на кушетке, голова свисает. Логопед плавно, медленно производит круговые движения головой ребенка.

2. Ребенок сидит. Круговые движения головы ребенка по часовой, а затем против часовой стрелки. Затем, предложить ребенку голову уронить вперед — «уснули». Голову запрокинуть, наклонить вправо-влево. Голову медленно опустить, затем, вернув в исходное положение, резко «уронить».

3. Слегка наклонить голову ребенка вперед, что приводит к непроизвольному закрыванию рта.

4. Запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание рта. При этом логопед своей рукой помогает в осуществлении этих движений.

5. Пассивные артикуляционные движения: улыбка, растянуть губы, вернуть в исходное положение; поднимание и опускание верхней и нижней губы по очереди и одновременно.

6. А также различные движения языка, направленные на растяжение и расслабление его корня: потянуть язык, повернуть его вправо влево, как бы слегка накручивать язык на палец.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений, а именно полнота объема движений, точность, интенсивность выполнения. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

1. Так, после массажа плечевого пояса и шеи рекомендуется выполнять наклоны и повороты головы с преодолением сопротивления.

2. После массажа щек можно перейти к активному движению открывания рта, используя непроизвольное «зевание».

3. Ну и, конечно же, к активной гимнастике можно отнести широко применяемую артикуляционную гимнастику.

Часто для преодоления дизартрии рекомендуют использовать зондовый массаж. Интересный материал по этой теме представлен в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 3, 2006. В статье дано описание зондового массажа, разработанного Е. В. Новиковой. Его сущность заключается в целенаправленном воздействии зондами на пораженные участки артикуляционных органов. Применяя различные приемы зондового массажа, можно повышать или понижать тонус мышц, ускорять кровообращение, повышать обменные процессы в тканях. В отличие от классического массажа с помощью зондов можно воздействовать на глубоко расположенные мышечные ткани органов артикуляции, преодолевать рвотный рефлекс, повышенное слюнотечение. Противопоказаниями для проведения зондового массажа являются те же, что и для проведения классического. Во время сеанса ребенок должен находиться в положении «полулежа», с этой целью кабинет необходимо оборудовать кушеткой с высокой подушкой. Перед проведением массажа учителю-логопеду необходимо изучить заключения педиатра, невропатолога, отоларинголога, в которых содержится характеристика состояния здоровья ребенка. И самое главное, для проведения зондового массажа учитель-логопед должен пройти обучение на авторских курсах Е. В. Новиковой и получить документ, подтверждающий право на осуществление этого вида деятельности.

В целом, это все, о чем я хотела рассказать в рамках нашей сегодняшней встречи. Подробнее о логопедическом массаже можно узнать в предоставленной ниже литературе.

Литература:

1. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.

3. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи, Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 3, 2006.

4. Краузе Е. Н. «Логопедия для малышей».

5. Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. – М., 2000.

Логопедический массаж, как способ преодоления дизартрии.Массаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрииМассаж языка ребенку для развития речи при дизартрии

Источник