Маршрут развития ребенка в школе

Вспомните свой школьный класс: несколько отличников, которые регулярно участвуют в олимпиадах, пара троечников на задних партах. Может быть, мальчик из семьи врачей с явным интересом к химии и биологии или читающая запоем девочка, мечтающая о романтичных героях. У кого-то никак не получается выучить английский, а кому-то раз за разом не удается сдать информатику. Такие разные дети, а оценивают их по универсальной пятибалльной шкале. Сегодня подход изменился: индивидуальный образовательный маршрут предполагает индивидуальный и точечный подход к каждому ребенку.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника: что это

В широком смысле индивидуальный образовательный маршрут – это персонализированная программа обучения школьника, составленная под руководством классного руководителя на определенный промежуток времени. Она отображает конкретные и четкие цели, которых должен достигнуть ребенок, а также его способности, возможности на данный момент, состояние здоровья и другие личностные показатели.

В индивидуальном маршруте могут быть отражены разные данные: например, уровень начальных знаний ученика, поставленные цели (близкие и долгосрочные), личностные особенности ребенка. Классный руководитель может зафиксировать, предпочитает ли ребенок работать в команде или в одиночку, быстро справляется с задачей или долго обдумывает и неохотно принимает решения, – говорит эксперт Ассоциации классных руководителей Юлия Есауленко. – По форме индивидуальный маршрут может выглядеть по-разному. Удобно, когда индивидуальный маршрут – это чек-лист или электронная таблица, в которой аккумулируется вся информация о ребенке. Это позволяет видеть задачи, сроки, достижения и корректировать, если необходимо, дальнейшее движение по маршруту.

Первоначально технология индивидуальных образовательных маршрутов преследовала профориентационные цели: в их основе лежит идея, что каждый ребенок успешен, и первостепенная задача школы – создать необходимые условия для развития тех качеств, к которым у ребенка есть талант. Таким образом, у школы есть возможность сперва выявить сильные стороны ребенка, а затем развить их, способствуя тем самым дальнейшей успешной самореализации. Сегодня индивидуальный маршрут активно используют классные руководители, для того чтобы наиболее эффективно управлять успешностью своих учеников.

Один школьник легко и с интересом решает логарифмические уравнения и собирается поступать в профильный вуз, а другой увлекается историей, и ему гораздо менее интересна математика. Вполне оправданно, что подход к их обучению должен быть разным. Для них в школе классный руководитель может разработать индивидуальные образовательные маршруты с учетом их интересов и знаний.
Юлия Есауленко

Вскоре выяснилось, что индивидуальные образовательные маршруты подходят не только для подобного долгосрочного планирования, но и для более краткосрочных и насущных целей. Например, догнать общую программу, пропущенную во время болезни, или расширить знания по определенной теме. Кроме того, индивидуальный образовательный маршрут помогает более эффективно реализовывать программу для ребенка с ограниченными возможностями здоровья или для одаренного школьника.

Индивидуальный образовательный маршрут: что в нем должно быть

Единого и общего стандарта по составлению индивидуального образовательного маршрута для школьника пока нет. 

Тем не менее сейчас все более становятся популярны краткосрочные индивидуальные образовательные маршруты: для высокомотивированных учеников и для детей с низкой мотивацией, детей с особыми образовательными потребностями и другими характеристиками. В таком случае обычно учитывают несколько факторов и проходят несколько этапов.

Во-первых, в ходе общей беседы с учеником, родителями и другими преподавателями определяется цель индивидуального образовательного маршрута.

В случае с младшими школьниками решающее слово остается за родителями. Однако при построении маршрута для подростка обязательно нужно учитывать и его мнение: ребенок в этом возрасте не только обозначает свои предпочтения, но и способен аргументировать свою позицию, поэтому он может как полноправный член команды (классный руководитель – ученик – родитель) участвовать в принятии общего решения.
Юлия Есауленко

Затем классный руководитель, учителя-предметники, психолог, родители договариваются о стратегии дальнейшей деятельности – индивидуальном маршруте ученика. На этом этапе, например, выбирается наиболее удобный и эффективный режим, подбираются направления дополнительного образования, в которых ученик будет развиваться и добиваться успеха, составляется график индивидуальных консультаций, определяются те олимпиады, в которых он будет участвовать.

Третий этап – формирование поэтапной стратегии. На пути к общей цели иногда удобнее сформировать несколько подцелей, с помощью которых проще отследить прогресс и фиксировать промежуточный результат. На этом же этапе определяются наиболее эффективные способы достижения целей.

Следующий этап – этап запуска индивидуального образовательного маршрута. Важно отметить, что выстроенный маршрут не раз и навсегда утвержденный план действий, а довольно гибкая структура, которая допускает изменения на любом этапе: в него можно вносить изменения и дополнения, если это необходимо.

Заключительный этап, как правило, предполагает аттестацию (промежуточную или итоговую) школьника и анализ итогов построения индивидуального образовательного маршрута.

Мы в любом случае подробно разбираем итоги каждого маршрута. Даже если ученик отлично справился с задачей и показал превосходный результат, важно оценить, в чем именно заключался секрет успеха. Это важно для дальнейшей работы с этим учеником и для построения индивидуальных маршрутов для других.
Юлия Есауленко

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему. Читать далее >>>

Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Как можно реализовать метод индивидуализации в школе? Способов много, и один из них — составление индивидуального образовательного маршрута  школьника (ИОМ) и следование ему.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

1. Информационный этап

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

2. Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.  

3. Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, «Ликвидация пробелов по теме «Сложение столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).  

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?».

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Цель: устранение пробелов по теме «Имя существительное». Смотреть пример >>>

Подпись родителей:

Подпись учителя:

2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

ИОМ ученика 5 класса (ФИО). Смотреть пример >>>

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Фото 2

Подпись родителей:

Подпись куратора:

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки. 

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут младшего школьника. Траектория успеха

Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть это в себе

Галилео Галилей

Одна из главных задач современного образования – формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Своевременно встает вопрос об индивидуализации обучения для одаренных детей и детей, требующих особых педагогических условий через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

Статья 1. Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ.

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Термин индивидуальный образовательный маршрут довольно широкое понятие, которое тесно связано с такими понятиями как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория».

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Индивидуальный образовательный маршрут — путь компенсации трудностей в обучении, и возможность реализации личностного потенциала обучающегося: интеллектуального, творческого, деятельностного, эмоционально-волевого, духовно-нравственного (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов)

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Индивидуальный образовательный маршрут – путь освоения индивидуальной образовательной программы.

Первые упоминания понятия индивидуального образовательного маршрута встречаются в научных трудах отечественных педагогов С.В. Воробьёвой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что также были предприняты первые шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях, которые впервые были описаны в работах А.Г.Гогоберидзе, Н.А. Лабунской, Ю.Ф.Тимофеевой.

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет на основе активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при прохождении маршрута с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория»(Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Маршрут — путь следования. Индивидуальный образовательный маршрут  это временная последовательность реализации образовательной деятельности младшего школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся.

Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач современной системы образования. Уже в начальной школе встает вопрос об индивидуальном обучении для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в системе образования нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учеников; возможностями материально – технической базы учреждения.

Поэтому при составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать особенности образовательного учреждения, наличие информационной образовательной среды и инфраструктуры. Учитывая все ресурсы школы, города и информационного мира, предоставленные младшему школьнику, ребенок выбирает для себя те, которые интересны именно для него в данный период его развития. Такой подход формирует у ребенка ситуацию успеха. Следовательно, ребенок развивается в комфортной для него социальной и образовательной среде, где учитываются его индивидуальные особенности и желания. Условием эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута является осознание всеми участниками педагогического процесса его необходимости и значимости как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника.

Источник