Маршрут развития ребенка с овз
Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.
Дата заполнения: сентябрь 2015г.
Общие данные
Ф. И. О. ребёнка: Даша Б.
Дата рождения: 2011г.
Дата поступления в ДО: 2014г.
Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.
Мать: ФИО, образование, место работы.
Отец: —
Домашний адрес: ул. д.
Телефон:
Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.
Специалисты:
Учитель- логопед: ФИО
Психолог: ФИО
Музыкальный руководитель: ФИО
Инструктор по физ воспитанию: ФИО
Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО
Группа здоровья III
Группа физических занятий- подготовительная
Режим пребывания ребёнка в ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00
Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.
Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия
Рекомендации:
— постоянное ношение очков
— соблюдение режима зрительных нагрузок
— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения
— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)
— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место
— проводить пропедевтику основных видов движений
Противопоказания:
— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью
— нельзя работать на слишком близком расстоянии
— соревновательный бег, ускорения
— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.
Цели на текущий период (учебный год):
Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие.Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование предметно- практических действий
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов
— развитие воображения и творческой активности
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Речевое развитие
— развитие зрительно- пространственных представлений
— овладение речью как средством общения и культуры
— обогащение активного словаря
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
— развитие речевого творчества
— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы
— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.
Художественно- эстетическое развитие
— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы
— формирование элементарных представлений о видах искусства
— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами
— становление эстетического отношения к окружающему миру
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)
— овладение подвижными играми с правилами
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Методы
• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала
• Словесный
• Практический
• Игровой
Формы работы:
• НОД
• Утренняя гимнастика
• Индивидуальная и подгрупповая работа
• Спортивные праздники, развлечения.
• Самостоятельная деятельность ребенка
Эти цели и задачи реализуются в разнообразныхвидах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Индивидуальнаяработа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания.Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.
Рекомендации по психологической коррекции :на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»
на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»
на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.
Коррекция физического развития:
· коррекция и компенсация недостатков физического развития;
· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.
Коррекционная работа в музыкальной деятельности:
-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.
— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.
-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Дельфин» комбинированного вида»
УТВЕРЖДЕНО
приказом
заведующей МБДОУ № 5 «Дельфин»
от «____» «_________» 20__г.
№________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Дима С.
2015 – 2016 учебный год
г.Шарыпово
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии
Общее недоразвитие речи (II). Дизартрия. Знания, умения и навыки сформированы ниже возрастной нормы – (таким образом, Смирнов Дмитрий Сергеевич является ребенком с ОВЗ в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ»)
Рекомендовано
Продолжить обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом
Воспитатели:
Ф.И.О.____________________________________
Ф.И.О.____________________________________
Специалисты:
Ф.И.О._____________________________________ – учитель – логопед
Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
У ребенка очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Общее недоразвитие речи
(II) уровень с дизартрическим компонентом. Обращенную речь понимает.
Нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных звуков), слоговой
структуры слова (перестановка, пропуск слогов). Словарный запас беден.
Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении, словообразовании. Связная
речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ 2-х , 3-х предложений по наводящим вопросам
Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук, слог. Не может определить последовательность звуков в слове.
Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Не регулирует силу нажима на карандаш, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы. Снижен интерес к игре. Малообщителен, не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. У Димы ослаблено здоровье, снижен уровень физического развития.
Цель:создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи: 1.Развитие всех компонентов речевой системы
2. Развитие и формирование познавательных процессов
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
— Форма обучения очная, групповая.
— Работа в общем режиме.
— Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
— Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
— Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,
и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:
— развитии игровых умений и навыков;
— поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию
диалогического общения в совместных играх и занятиях;
— присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
— формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
— становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий
специалистов.
Физическая культура
помещение
на улице
2 / 40 мин.
1 / 20 мин.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
2 / 40 мин. (учитель — логопед)
Чтение художественной литературы
Ежедневно
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
1 / 20 мин.
Лепка
0,5 / 10 мин
Аппликация
0, 5 / 10 мин.
Прикладное творчество
1/20 мин.
Музыка
2 / 40 мин.
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой
деятельности, в семье.
Итого:
Индивидуальные занятия
Педагог — психолог
2/15 мин.
Учитель — логопед
3/15 мин.
Воспитатель
2/ 15 мин.
Музыкальный руководитель
Инструктор по физ. культуре
Логопедическое сопровождение
Коррекционно-образовательные технологии, программы:
— Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.
— Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у
старшей логопедической группы составлена на основе Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи (автор Нищева Н.В.)
— Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой
— Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко
Инновационные технологии, методы и средства:
ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения
Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы
мнемотехники
Здоровьесберегающие технологии:
— динамические паузы,
— разминку для пальцев,
— упражнения для глаз,
— дыхательная гимнастика,
— релаксационные паузы,
— психогимнастика,
— музыкотерапию,
— пальцевый массаж.
Формы контроля и учета достижений ребенка:
Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.
Коррекционный компонент:
Психолого – педагогическое сопровождение
(индивидуальный учебный план)
п/п
Специалист сопровождения
Основные направления
Режим и формы работы
Показатели динамики развития
Формы оценки результатов работы
Формы работы с родителями
1.
Учитель — логопед
1. Фонетическая сторона речи. Артикуляционная гимнастика. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в слогах (прямых, обратных, стечениях); словах; словосочетан.; предложен., скороговорках; стихотворных текстах; спонтанной речи. Дифференциация с близкими по акустич., артикуляторн признакам звуками. 2. Лексика. Уточнение, расширение и обогащение словаря по тематич. плану. Работа по формированию родовых и видовых обобщающих понятий. Обогащение словаря относит, притяжат. прилагат., словами-антонимами. Расширение предикативного словаря, словаря признаков. 3.Грамматический строй речи. Работа над образованием мн. ч. сущ. в И.и Р.падежах. Образование уменьшит-ласкат. сущ. и прилагат. Образование притяжат. прилагат. Работа над согласованием сущ. с прилагат. в роде, числе, падеже. Работа над правильным согласованием сущ. с глаголами, сущ. с числительными. Образование относит. прилагат. Работа по пониманию и употреблен. простых предлогов. Составление простых распространен, сложноподчинен. предложений. Анализ простых предложен. 4.Фонематич. сторона речи Формир. умение выделять гл и согл. звуки из ряда звуков, слогов, слов, подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове.Формировать навык анализа и синтеза слогов, слов. Закреплять понятие звук, слог, предложение, гласный, согласный звуки.Ознакомление с буквами. 5.Связная речь. Составление рассказа-описания по плану, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов. Заучивание стихотворен, скороговорок, загадок. 6.Работа над развитием мелкой моторики. 7. Профилактика дисграфии. 8.Совершенствование слухового, зрительного и кинестетического контроля. 9.Медикаментозное лечение у невролога.
Индивидуальн. занятия: вторник, среда, пятница
Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Продолжать развивать грамматический строй и связную речь. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставлены и автоматизированы свистящие и шипящие звуки. Постановка звука [л] Темп речи замедленный. Слабая мелкая моторика.
Обследование уровня речевого развития
Консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, просмотры НОД
анкетирование, проведение родительских собраний, изготовление
памяток, стендов, выпуск брошюр,
оформление страницы на сайте ДОУ
2.
Педагог-психолог
-Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через
игры, упражнения и мероприятия.
-Развитие социально-значимых умений.
-Развитие коммуникативных навыков.
-Развитие общих интеллектуальных умений
ребенка: приемы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения,
абстрагирования.
-Развитие произвольных функций контроля и планирования своих действий.
— Развитие ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать
представление о взаимодействии
внешних объектов и тела.
— Развитие мелкой моторики рук ребенка.
Индивидуальн занятия: понедельник, четверг
Незначительная положительная динамика. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (затрудняется в выделение лишнего предмета и обобщении), моторику.
Примечание:низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.
Обследование уровня психических познавательных процессов
Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,
анкетирование, изготовление
памяток, рекомендаций, стендов.
Оформление страницы на сайте ДОУ.
Воспитательный компонент:
Консультации для родителей:
Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека»,«Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через
совместные игры: «Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.
Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.
Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.
Заключительный раздел
Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.
Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Заключение и рекомендации
Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка.
Источник