Маршрут развития ребенка с онр
Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка
на 2017-2018 уч. год
Составитель: Крашеница
Елена Александровна
ФИО ребенка: Е. Екатерина
Дата рождения: 10.10.2011 г.
Логопедическое заключение: ОНР III уровня речевого развития.
Этапы работы:
— Выявление речевых проблем.
— Определение целей и задач работы.
— Формы реализации и вилы деятельности.
— Содержание коррекционно-развивающей работы.
— Сроки реализации.
— Направление взаимодействия специалистов.
— Оценка результативности и ожидаемые результаты.
Работа строится с учетом АОП и рабочей программы логопеда.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
Способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют незначительные нарушения.
Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики (наблюдается неловкость, неуклюжесть)
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
Трудности в общении со сверстниками (не умеет поддерживать игру).
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности.
Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
Недостаточно сообразительна, невнимательна, медленно запоминает и быстро забывает.
Не способна контролировать свою деятельность, работает медленно.
Программу усваивает с трудом.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Темп выполнения заданий очень низкий.
Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений об окружающем мире очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
По логопедическому обследованию:
1. Задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Связная речь не соответствует возрасту. Пересказ непоследовательный, неполный, низкий уровень связности, использует простые предложения.
4. Активный и пассивный словарь ограничен преимущественно существительные и глаголы). Словарный запас не соответствует возрасту. Количественный объем недостаточен, качественное употребление не соответствует норме.
5. Грамматический строй речи: нарушено словоизменение, словообразование не сформировано, предложения простые, распространенные; затруднено понимание смысла.
6. Звуковая сторона речи: отсутствие звуков л, ль, р, рь; замена звуков ш, ж; трудности произношения стечений и длинных слов; звуковой анализ и синтез не сформированы.
5. Фонематический слух нарушен. Фонематические функции не сформированы.
6. Начальные навыки чтения и письма не сформированы.
2. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
— достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
ЗАДАЧИ:
— развитие общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, речевого дыхания;
— развитие фонематического слуха, фонематических процессов;
— актуализация предметного, качественного и глагольного словаря;
— закрепление обобщающих понятий;
— формирование навыков связной речи;
— формирование начальных навыков чтения и письма;
— коррекция звуковой стороны речи;
— развитие эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
— развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.
3. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
9. Занятия –консультации с ребенком и семьей
4. Содержание коррекционно-развивающей работы.
По результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития — сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
5. Сроки реализации.
Индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на 1 учебный год: с сентября 2017 по май 2018 года.
6. НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Логопед.
Диагностирует уровень развития речи в начале и конце срока реализации маршрута. Составляет индивидуальные планы развития детей (речевые карты). Организует и проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности на основании диагностических данных, вводит в режимные процессы игры и упражнения.
Педагог-психолог.
Составляет карту психологического обследования ребенка, проводит диагностику детско-родительских отношений с родителями ребенка, подбирает группу коррекционно-развивающих упражнений. Проводит индивидуальные консультации родителей, практические тренинговые занятия по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений). Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию психических функций. Составляет карту психологического обследования ребенка по завершению срока маршрута.
Воспитатель..
Создает предметно-развивающую образовательную среду в группе, предусматривающую специфические условия для детей с ОВЗ для реализации программы с учетом их особенностей.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершению реализации ИОМ ребенок усвоит программу соответствующей возрастной группы.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Для суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи можно использовать:
диагностический материал «Альбом логопеда».
тестовую методику экспресс — диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой
методическую разработка Экспресс-диагностика речи младших школьников Бажановой М.В.
ИОМ речевого развития ребенка.
Подготовительный этап
(сентябрь-октябрь)
Сенсорное развитие
Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.
Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.
Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.
Развитие психических функций
развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Печатание пройденных букв в тетради.
Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Использование массажных упражнений.
Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.
Лепка, аппликация, рисование.
Развитие общих речевых навыков
Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
Формировать правильное речевое дыхание.
Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Основной этап (ноябрь-май)
Коррекция звукопроизношения
Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.
Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.
Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.
использовать элементы биоэнергопластики
Постановка нарушенных звуков.
Автоматизация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)
Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.
Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.
Плавно переключаться со слога на слог.
Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
«Наращивать» слова.
Произносить слова со стечением согласных.
Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.
Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.
Знакомить с буквами.
Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],
Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.).
Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).
Подбор слов на гласные звуки.
Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.
Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
Определение последовательности звуков в слоге, слове.
Определение количества звуков в слоге, слове.
Определение ударнозо слога, звука в слове.
Составление звуко-слоговой схемы слов.
Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.
Закрепление знания известных детям правил правописания.
Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие словаря
Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
Упражнять в словоизменении.
Упражнять в словообразовании.
Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами
Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширение представления о переносном значениии активизация в речи слов с переносным значением.
Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
Дальнейшее овладение приставочными глаголами .
Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.
Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи
Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
Согласование числительных два и пять с существительными.
Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.
Развитие связной речи
1. Составлять простые распространённые предложения.
2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.
Источник
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №1
Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Нарушены несколько групп звуков Допускает многочисленные ошибки в произношении слов. Наблюдаются значительные нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры). Артикуляционная и мелкая моторика не развита. Дыхание поверхностное, вдох-выдох укорочен. | Подготовительный этап к постановке звуков: артикуляционная и дыхательная гимнастика. Этап постановки нарушенных звуков. Поэтапная автоматизация звуков. Работа над слоговой структурой слова. Развитие мелкой моторики. |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Фонематический слух неразвит: не выделяет звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Не дифференцирует звуки. Не владеет навыком звукового анализа и синтеза. | Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Знает названия предметов, но не знает названия отдельных частей. Нет в речи обобщающих понятий, слов-антонимов. Использование глаголов и прилагательных ограничено бытовым уровнем. Путает названия частей тела, цветов, геометрических фигур. Не соотносит количество предметов с числом | Расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. Вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. |
4 | Грамматический строй речи | Не владеет навыком образования слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения несформированы Опускает в речи все предлоги(или использует 1-2 неадекватно). Не согласовывает части речи. | Образование слов уменьшительно-ласкательного значения. Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи .в роде, числе |
5 | Связная речь | Не составляет (иногда не может повторить)предложение. Не владеет навыком составления рассказа по картине Не составляет рассказ по серии картин, рассказ-описание. Пересказать текст не может Коммуникативная функция речи неразвита (с трудом вступает в диалог, нет монолога, элементы речевого негативизма и т.п.) | Составление предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам) Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание Развитие коммуникативной функции речи, формирование положительного отношения к занятиям , желание речевого общения и т.д. |
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №2
Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Нарушены 1-2 группы звуков. Поставленные логопедом звуки не введены в самостоятельную речь. Допускает ошибки в произношении слов. Наблюдаются нарушения в слоговой структуре слов (простой и сложной структуры). Недоразвитие артикуляционной и мелкой моторики. Дыхание неравномерное, вдох-выдох укорочен. | Закрепление в речи поставленных логопедом звуков. Подготовительный этап к постановке нарушенных звуков: артикуляционная и дыхательная гимнастика. Этап постановки нарушенных звуков. Поэтапная автоматизация звуков. Работа над слоговой структурой слова. Развитие мелкой моторики. |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Недоразвите фонематического слуха: допускает ошибки при выделении звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. | Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Знает и называет предметы, части предметов чаще употребляемых в быту В речи есть обобщающие понятия (ограниченные 3-4 лексическим темам).С ошибками подбирает 4-5 слов-антонимов. Использует в речи частоупотребляемые глаголы и прилагательные бытовой тематики Допускает ошибки при названии частей тела, цветов, геометрических фигур. С ошибками соотносит количество предметов с числом | Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. |
4 | Грамматический строй речи | Допускает много ошибок при образовании слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования. В речи использует 2-3 простых предлога. Допускает ошибки в согласовании частей речи. | Образование слов уменьшительно-ласкательного значения. Образование: сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи в роде, числе, падеже. |
5 | Связная речь | Составляет простое предложение (часто с ошибками в согласовании, употреблении предлогов). Составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ — частично(по образцу, по вопросам) Коммуникативная функция речи в стадии формирования | Составление простых и сложных предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам) Составление коротких рассказов по образцу, по вопросам, по картине, серии картин, рассказ-описание Развитие коммуникативной функции речи, диалогической и монологической речи |
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №3
Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Все звуки поставлены, автоматизированны, самоконтроль в самостоятельной речи не до конца сформирован. Наблюдаются нарушения в слоговой структуре сложных слов. Артикуляционная моторика в норме. Недоразвитие дыхания и мелкой моторики частично сохраняется. | Закрепление в связной, самостоятельной речи ребёнка поставленных логопедом звуков. Работа над слоговой структурой сложных слов.Развитие мелкой моторики, дыхания. Развитие просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация) |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Допускает незначительные ошибки при выделении звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова, но сам исправляется Незначительные ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. | Закреплять умение: выделять звук на фоне слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Знает и называет предметы, части предметов В речи есть обобщающие понятия (не менее 6-7 лексическим темам. Подбирает 8-10 слов-антонимов. Использует в речи приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные и местоимения (с незначительными ошибками) Назвает части тела, цвета и оттенки, геометрические фигуры. С ошибками соотносит количество предметов с числом | Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. |
4 | Грамматический строй речи | Владеет суффиксальным способом образования слов. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования. В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками). Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи. | Закреплять навыки: образования слов уменьшительно-ласкательного значения.;сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи в роде, числе, падеже. |
5 | Связная речь | Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании, употреблении предлогов). Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью Коммуникативная функция речи сформирована. | Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению Развитие, диалогической и монологической речи |
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №4
Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Все звуки произносит хорошо. Слоговая структура слов в норме. Артикуляционная и мелкая моторика в норме. Дыхание в норме. Незначительное недоразвитие просодики (ритм, интонация, темп, ритм). | Развитие просодической стороны речи (сила голоса, темп, ритм, интонация) |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Фонематическое восприятие сформировано. Навыки звукового анализа в стадии формирования (незначительные ошибки). | Закреплять умение: выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Формируется в соответствии с возрастом: недостаточно прилагательных, местоимений, наречий. Пассивный словарный запас богаче активного. | Продолжать расширять, активизировать глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять в самостоятельной речи притяжательные и относительные прилагательные, наречия, местоимения Закрепление в речи обобщающих слов (по лексическим темам) |
4 | Грамматический строй речи | Владеет способами словообразования и словоизменения в конечной стадии формирования. Но имеются ошибки в самостоятельной речи В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками). Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи. | Закреплять навыки: образования слов уменьшительно-ласкательного значения.;сущ.мн.ч. от ед.ч,; падежные формы сущ-х., глаголов ед.и мн.ч. в наст. и прошед. времени; прилагательные со значением соотнесённости. Согласование частей речи в роде, числе, падеже. |
5 | Связная речь | Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании, употреблении предлогов). Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью Коммуникативная функция речи сформирована. | Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению Развитие, диалогической и монологической речи |
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут №5
Цель: Коррекция речевых нарушений у детей с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка (старшая группа)
Задача: Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты
Раздел развития речи | Проблема | Решение проблемы | |
1 | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Дыхание. | Все звуки изолированно произносит хорошо, в потоке речи сохраняется смазанность, нечеткость, путает и взаимозаменяет оппозиционные звуки. Слоговая структура простых слов в норме, в словах сложной структуры встречаются ошибки. Артикуляционная и мелкая моторика в норме. Дыхание неравномерное, сила воздушной струи слабая. Недоразвитие просодической стороны речи . | Закрепление в связной, самостоятельной речи ребёнка поставленных логопедом звуков. Работа над слоговой структурой сложных слов. Развитие просодической стороны речи, дыхания (сила голоса, темп, ритм, интонация) |
2 | Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез | Фонематическое восприятие в стадии формирования., встречаются ошибки в употреблении слов с оппозиционными звуками. Навыки звукового анализа в стадии формирования | Развивать фонематический слух: выделять звук в составе слова; определять позицию звука в слове; дифференцировать звуки; Закреплять умение: выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. |
3 | Словарный запас | Формируется в соответствии с возрастом | Продолжать расширять, активизировать словарь по лексическим темам. Закрепление в речи обобщающих слов (по лексическим темам) |
4 | Грамматический строй речи | Владеет способами словообразования и словоизменения в конечной стадии формирования. Имеются незначительные ошибки в самостоятельной речи В речи использует простые и сложные предлоги (с незначительными ошибками). Допускает незначительные ошибки в согласовании частей речи. | Закреплять навыки словоизменения и словообразования слов; умение. согласовывать части речи в роде, числе, падеже. |
5 | Связная речь | Составляет разные типы предложений (с незначительными ошибками в согласовании). Составляет рассказ с незначительной помощью Составляет рассказ из простых предложений по серии картин. Рассказ-описание, пересказ с незначительной помощью Коммуникативная функция речи сформирована. | Закрепление умений: составлять разные типы предложений; составлять рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, по воображению Развитие, диалогической и монологической речи |
МАРШРУТЫ
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
для детей с нарушениями речевого развития
Источник