Маршрут индивидуального развития ребенка инвалида

-Формировать потребность  эмоционально-личностного контакта со  взрослым.

-Формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.

-Обучать первичным способам усвоения общественного опыта.

-Создавать условия для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений

-Откликаться на своё имя, фамилию.

III.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— Развивать основные виды движений и двигательные навыки.

-Совершенствовать и развивать тонкую ручную моторику.

-Развивать зрительно двигательную координацию.

— Учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

— Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.

— Учить тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку — стенке, веревке, ленте, палке. Учить детей ходить стайкой за воспитателем.

— Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой.

-Учить ходить по дорожке и следам.

-Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.

— Воспитывать  интерес к участию в подвижных играх.

— Учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).

— Учить ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.

-Учить проползать под веревкой, под скамейкой.

— Учить удерживаться на перекладине с помощью взрослого.

IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование мышления

— Создавать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления.

-Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.

-Формировать обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.

-Формировать способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.

— Учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.

Ознакомление с природой

-Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.

-Воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.

V. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение игре

-Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

— Учить  обыгрывать игрушки.

— Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.

— Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.

-Воспитывать интерес к подвижным играм.

— Учить  играть рядом, не мешая друг другу.

Изобразительная деятельность

Лепка

-Учить проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).

— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.

— Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями.

— Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

Аппликация

-Воспитывать интерес к выполнению аппликаций.

-Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка.

Рисование

— Воспитывать интерес к выполнению изображений различными средствами —  красками, мелками.

— Учить правильно сидеть за столом при рисовании.

— Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании.

-Учить способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру).

— Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.

Читайте также:  Танец как средство развития ребенка

Конструирование

— Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.

— Знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.

— Учить совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, играть с ними по подражанию действиям педагога.

— Формировать  способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.

Трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических
навыков

— Учить обращаться к педагогам за помощью.

— Формировать опрятность.

— Учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.

— Учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой.

— Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.

— Учить пользоваться носовым платком.

-Формировать навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.

— Учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.

VI. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с художественной литературой

— Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.

— Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.

— Вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.

— Учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.

— Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений, стихов и песенок.

— Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.

— Стимулировать ребенка повторять отдельные слова .

— Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений .

Формирование эмоционально-личностного контакта

«Поставь стул», «Возьми чашку», «Принеси игрушку», «Брось в корзину» и т.д.

Зрительный контакт: «Подойди ко мне…», «Посмотри на меня», рассматривание фотографий  

Сюрпризные моменты, новые игрушки, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения, наблюдения за жизнью и трудом  людей.

 Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный характер: «Лошадки», «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Курочки и петушки», «Птички полетели», «Маленькая змейка», «Проползи через палатку», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Передай по кругу», «Спустись с горки», «Беги — ловлю!», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню» и др.

Часть игр выполняется на метание: «Попади в ворота», «Покачай грушу», «Целься — пли!», «Кольцеброс».

Создание условий для развития н.-д. мышления.

  Целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик», «Кати мячик», «Перевези кубики», «Покатай зайчика» и т. д.

Выполнение предметно игровых действий.

Проблемно-практические задачи

«Достань игрушку!», «»Покатай мишку!», «Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!» и т.д

«Сделай, как я», «Что изменилось», «Посмотри и расставь, как я»,

«Что это такое», «»Строим дома», «Собери целое».

Узнавать яблоко, грушу, помидор, огурец.

Вода, дождь. Снег, лёд

Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»

Мячики», «Помидор», «Шарики»

«Яблоко», «Яблоки для ежика», «Угощение для куклы»

«Испечем печенье»

Соотносить аппликацию с реальными объектами

Читайте также:  Отставание в развитии ребенка 1 2 года жизни

Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др., «Обведи — в сказку попади» (теневой театр, на фланелеграфе), «Обведи — театр покажи» (настольный театр картинок),       

Игры: «Вот наши ручки, вот наши ножки», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Катя, Катя маленька…», «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?», «Бежали наши ножки, бежали по дорожке», «Вот глазки!», «Ротик — ам, ам» и т. д.

Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая…», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка…», «Ветерок-ветерок…», «Идет коза рогатая…», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота…», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка…», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку…», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».

Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.

Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока — белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др.

Источник

Цель: создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья воспитанника, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей ребенка.

Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательных процессов ребенка, а также на коррекцию формирования межличностного общения, эмоционально-личностного развития ребенка.

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения; способствует формированию личностных  качеств воспитанника.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогической помощи детей с ограниченными возможностями здоровья;

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Собери букет»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

«Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

сентябрь – январь

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

Читайте также:  Скачать коррекционная занятия для развития ребенка

«Что похоже на квадрат? круг?»

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

«Угадай, что звучит?»

декабрь — май

Тактильное восприятие

Развивать  тактильное восприятие

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

декабрь — май 

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)

«Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?»

декабрь — май

Пространство времени

Развивать пространство времени

«Скажи, где кубик», «Что где расположено»

«Назови части суток по картинкам»

Развитие внимания

Развивать объем внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

февраль-май

Развивать  концентрацию внимания

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди  на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

Развивать устойчивость внимания

«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)

«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)

Развитие памяти

Развивать слуховую

память (4 слова, 3-4 звука)

«Запомни слова»

«Запомни звуки»

«Послушай и запомни, кто что делает?»

март-май

Развивать зрительную память (4-5 предметов)

«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

 «Что изменилось?»

Развитие мышления

Развивать обобщение/конкретизация  

«Чей домик?»

«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

октябрь – январь

Развивать синтез

«Разрезные картинки»

 «Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»

Развивать анализ

«Чего не хватает у каждого предмета»

 «Что лишнее?»

«Четвертый лишний»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»

февраль- май

Развивать сравнение

«Найди отличия»

Развивать систематизацию

«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат»

Развитие воображения

Развивать репродуктивное воображение

«Дорисуй картинку»

«На что похожи эти фигурки»

«Что держит в руках каждый из детей»

январь – февраль

март

апрель

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры»

ежедневно

ноябрь-декабрь

январь-март

февраль — март

апрель

май

Импрессивная речь

Развитие речи

Развивать лексические категории

  • понимание конкретных существительных
  • понимание обобщающих слов
  • понимание действий
  • понимание поручений (по речевой инструкции)

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках:

 Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

Октябрь — май

Лексика

  • развивать номинативный словарь
  • развивать атрибутивный словарь
  • антонимы
  • предлоги

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

 «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

 «Назови, кто это?» (дом. животные)

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)

«Скажи, где находиться» (в, на, под)

Октябрь — май

Источник