Марцинковская диагностика психического развития ребенка


ДЕТСКАЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ
психология

Серия PSYCHOLOGIAUNIVERSALIS
основана издательством «Гардарики»
в 2000 году

ДЕТСКАЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ
психология
под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям
Москва
ГАРДАРИКИ
2004
УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8 Д38
Р е ц е н з е н т ы
доктор психологических наук, член-корреспондент РАО И.В. Дубровина, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО М.Ю. Кондратьев
Коллектив авторов:
доктор психологических наук, профессор Т.Д. Марцинковская — гл. 1, 3; кандидат психологических наук, доцент Е.И. Изотова — гл. 2, 4; кандидат психологических наук, профессор Т.Н. Счастная — гл. 5; кандидат психологических наук ЕЛ. Калягина,
доктор психологических наук, профессор Е.О. Смирнова — гл. 6
Детская практическая психология: Учебник / Под ред.
Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2004. — 255 с. ISBN 5-8297-0038-7
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения рассматриваются история детской практической психологии, организация психологической службы в детском дошкольном учреждении, особенности психического развития детей дошкольного возраста. Отражены разные стороны работы детских психологов: диагностика и коррекция психического развития детей, общение с педагогами и родителями, оформление документации и рабочего места.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Психология», «Педагогика», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Специальная дошкольная педагогика и психология». Представляет интерес для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.
УДК 159.922.7(075.8) ББК88.8
ISBN 5-8297-0038-7
©«Гардарики», 2004
©Коллектив авторов, 2004
Оглавление
| Предисловие………………………………………………………………………………………. | 7 | |
| Глава 1. История детской практической психологии……………………………. | 8 | |
| 1.1. Становление детской практической психологии | ||
| и педологии……………………………………………………………………. | 8 | |
| 1.2. Становление детской практической психологии | ||
| в России……………………………………………………………………….. | 17 | |
| 1.3. Развитие практической психологии и педологии | ||
| в 20-30-е гг…………………………………………………………………… | 24 | |
| Вопросы и задания………………………………………………………………. | 35 | |
| Глава 2. Организация психологической службы в детском до- | ||
| школьном учреждении……………………………………………………………………… | 37 | |
| 2.1. Психологический кабинет…………………………………………….. | 37 | |
| 2.2. Психологический инструментарий……………………………….. | 41 | |
| 2.3 | Нормативная документация детского практичес- | |
| кого психолога………………………………………………………………. | 45 | |
| 2.4. Специальная документация………………………………………….. | 45 | |
| 2.5. | Организационно-методическая документация…………….. | 51 | 
| Вопросы и задания………………………………………………………………. | 56 | |
| Глава 3. Особенности психического развития детей дошколь- | ||
| ного возраста……………………………………………………………………………………. | 58 | |
| 3.1. Психические особенности детей в период ново- | ||
| рожденности и младенчества………………………………………… | 58 | |
| 3.2 Психические особенности детей раннего воз- | ||
| раста…………………………………………………………………………….. | 65 | |
| 3.3.Особенности психического развития в дошколь- | ||
| ном возрасте…………………………………………………………………. | 70 | |
5
| 3.4. Общие подходы к диагностике психического раз- | |
| вития детей…………………………………………………………………. | 82 | 
| Вопросы и задания……………………………………………………………… | 85 | 
| Глава 4. Направления профессиональной деятельности прак- | |
| тического психолога в условиях детского дошкольного учреж- | |
| дения ……………………………………………………………………………………………… | 86 | 
| 2. 1. Психодиагностика………………………………………………………… | 86 | 
| 4.2. Психокоррекция и психопрофилактика отклоне- | |
| ний и нарушений в развитии ребенка……………………………… | 101 | 
| 4.3. Психологическое консультирование и просвеще- | |
| ние……………………………………………………………………………….. | 107 | 
| 4.4.Психологическое обеспечение педагогического | |
| процесса……………………………………………………………………….. | 111 | 
| Вопросы и задания……………………………………………………………. | 119 | 
| Глава 5. Психическая депривация и ее влияние на развитие | |
| детей в первые годы жизни……………………………………………………………. | 123 | 
| 5.1. Терминология…………………………………………………………. | 124 | 
| 5.2. Особенности депривации психического разви- | |
| тия в младенчестве……………………………………………………….. | 125 | 
| 5.3. Особенности депривации психического разви- | |
| тия в раннем возрасте…………………………………………………… | 130 | 
| 5.4. Особенности депривации психического разви- | |
| тия в дошкольном возрасте……………………………………………… | 137 | 
| Вопросы и задания……………………………………………………………. | 146 | 
| Глава 6. Коррекционные игры и занятия для детей с трудно- | |
| стями в общении…………………………………………………………………………… | 147 | 
| Вопросы и задания……………………………………………………………. | 161 | 
| Литература……………………………………………………………………………………. | 162 | 
| Словарь терминов…………………………………………………………………………. | 168 | 
| Приложения………………………………………………………………………………….. | 173 | 
Предисловие
Данная книга содержит материал, необходимый для работы практических психологов в дошкольных образовательных учреждениях. В ней отражены разные стороны работы психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места психолога.
Отдельные главы посвящены истории детской практической психологии, описанию основных направлений в деятельности практического психолога, документов, регламентирующих его статус. Раскрываются общие закономерности психического развития детей в первые годы жизни, описываются подходы к проведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями, показываются способы включения полученных при диагностике материалов в практику коррекционной работы. Большое внимание уделено ознакомлению читателей с проблемой депривации и ее последствий для детей, а также описанию игр и упражнений, которые дают возможность преодолеть некоторые отклонения в развитии познавательных процессов и общения детей.
Вконце каждой главы читателям предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, которые помогут проверить себя и перенести в практическую деятельность усвоенный материал.
Вкнигу включен список литературы и словарь терминов. В приложениях приводятся образцы документации практического психолога, а также материалы, которые помогут в работе с детьми — наборы методик для разного возраста, способы их применения и интерпретации полученных данных, а также образцы проведения диагностики, коррекционных занятий, бесед с родителями.
Учебник предназначен для студентов психолого-педагогических вузов и колледжей, а также для практических психологов, работающих в образовательных учреждениях.
История детской практической психологии
Глава1
1.1. Становление детской практической психологии и педологии
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией начал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. — «Журнал педагогической психологии», посвященный тем же проблемам, что и журнал, который был создан Мейнаном.
Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребенка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир.
8
Вскоре их содержание расширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, молодые люди должны были рассказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о своих радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Материалы, полученные в результате исследования Холла, позволили составить комплексную характеристику подростков, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с их собственных позиций. Эти данные легли в основу книг «Юность» (1904) и «Проблемы воспитания» (1911).
Холл был также основателем педологии — комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле. Фактически, именно педология в том виде, как ее рассматривал Холл, является предтечей современной детской практической психологии.
Одной из основных целей педологии, по мнению Холла, была разработка рекомендаций для родителей и учителей по обучению и
9
воспитанию ребенка. Исходя из своей теории рекапитуляции, он доказывал, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. С его точки зрения прохождение каждой онтогенетической стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал и механизм, который помогает переходу от одной стадии к другой. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, переход от одной стадии к другой осуществляется с помощью игры, которая служит специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.
Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. Популярность педологии привела к развитию массового педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где ее инициаторами стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и др.
Работы Д. Селли «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894—1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми. Его труды имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, поскольку Селли изучал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми ассоциациями являются ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по
10
Источник
| № | Название методики (теста) | Основная направленность методики (теста) | Автор(ы) методики | Год издания (модификации) | Литературный источник | 
| ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ | |||||
| 1 | Бирюльки | Координация, мелкая моторика рук | Венгер Л.А. | 2002 | «Психолог в дошкольном учреждении», М: изд-во «ГНОМ и Д» | 
| 2 | Мисочки | ||||
| 3 | Повторяй за мной | ||||
| 4 | Игра в мяч | ||||
| 5 | Разрезные картинки | Восприятие | 1997 | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей», М: ЛИНКА-ПРЕСС | |
| 6 | Эталоны | ||||
| 7 | Почтовый ящик | Уровень развития восприятия и степень его интериоризации | Венгер Л.А. | 2002 | Психолог в дошкольном учреждении.-М:изд-во «ГНОМ и Д» | 
| 8 | Доски Сегена | Восприятие + мышление (наглядно-действенное) | Венгер Л.А. | ||
| 9 | Перцептивное моделирование | Восприятие + мышление | Венгер Л.А. | 1997 | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей», М:ЛИНКА-ПРЕСС | 
| 10 | Нахождение недостающих деталей | Восприятие + мышление (наглядно-образное) | Векслер Д | 1992 | «Измерение интеллекта детей»: пособие для психолога-практика/под ред. Ю.З. Гильбуха, -К. «Укрвузполиграф» | 
| 11 | Схематизация | Восприятие + мышление (наглядно-схематическое) | Венгер Л.А. | 1996 | Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» М:ВЛАДОС | 
| 12 | Самое непохожее | Восприятие + мышление (наглядно-образное) | Венгер Л.А. | 1997 | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей», М: ЛИНКА-ПРЕСС | 
| 13 | 10 предметов | Непосредственная образная память | |||
| 14 | 10 слов | Слухоречевая память | |||
| 15 | Пиктограммы | Опосредованная память | Л.С.Выготский | ||
| 16 | Корректурная проба | Произвольное внимание | |||
| 17 | Тест Когана | Наглядно-образное мышление | 2002 | Психолог в дошкольном учреждении.-М:изд-во «ГНОМ и Д» | |
| 18 | Прогрессивные матрицы Равена | Образное мышление | Дж.Равен | 1997 | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей», М:ЛИНКА-ПРЕСС | 
| 19 | Исключение четвертого | Процессы обобщения, словесно-логическое мышление | |||
| 20 | Классификация (предметная) | 1996 | Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» М:ВЛАДОС | ||
| 21 | Последовательные картинки | Словесно-логичес-кое мышление | 1997 | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей», М:ЛИНКА-ПРЕСС | |
| ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ | |||||
| 22 | Графический диктант | Готовность к обучению в школе (ориентировка на листе и в пространстве) | Д.Б. Эльконин | 1996 | Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» М:ВЛАДОС | 
| 23 | Ориентировочный тест школь-ной зрелости | Готовность к обучению в школе (зрительно-мотор-ная координация) | Керн, Йирасек | 1994 | Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации/сост. Дощицына З.В.,-М:Новая школа | 
| 24 | Структурированая беседа по определению школьной зрелости | Готовность к обучению в школе (общая осведомленность) | С. Банков | ||
| 25 | Опросник «Мотивационная готовность» | Готовность к обучению в школе (сформированность учебных мотивов) | Л.А. Венгер | 1997 | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей», М:ЛИНКА-ПРЕСС | 
| ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ | |||||
| 26 | Несуществующее животное | Личностные особенности ребенка | 1997 | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей», М:ЛИНКА-ПРЕСС | |
| 27 | Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга | Розенцвейг С. | |||
| 28 | Дом-Дерево-человек | Исследование детских характерологических особенностей | Р. Бернс, Дж. Бук, К.Кох | 1991 | Романова Е.С., Потемкина О.Ф. «Графические методы в психологической диагностике».- М:Дидакт | 
| 29 | Детский апперцептивный тест (CAT) | Л.Беллак. | 1995 | А. Беллак, С.С. Беллак «Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных)».-Киев | |
| 30 | Тест «Сказка» (незаконченные метафорические истории) | Личностные особенности ребенка | Луиза Дюсс | Брайан Шелби «Тесты для детей».-Тюмень | |
| 31 | Лесенка | Эмоциональный компонент самооценки | В.Г. Щур | 2000 | М.А. Памфилова «Игротерапия общения».-М:изд-во «ГНОМ и Д» | 
| 32 | Тест детской тревожности | Уровень личностной тревожности | Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен. | ||
| ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ | |||||
| 33 | Два домика | Социометрическое исследование отношений в группе (и внутрисемейных отношений) | 1997 | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей», М:ЛИНКА-ПРЕСС | |
| 34 | Социометрическая проба «День рождения» | 2000 | М.А. Памфилова «Игротерапия общения».-М:изд-во «ГНОМ и Д» | ||
| 35 | Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду | Степень эмоционального комфорта в группе | Кучерова Е.В. | 2002 | Даньярова Т.А.. Шатверян Т.С. и др. «Деятельность ДОУ в сфере социальной защиты прав ребенка и семьи».-Москва | 
| ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ | |||||
| 36 | Рисунок семьи | Внутрисемейные отношения | Г.Т. Хоментаускас | 2000 | М.А. Памфилова «Игротерапия общения».-М:изд-во «ГНОМ и Д» | 
| 37 | Тест-опросник родительского отношения | Изучение родительских установок взрослых | А.Я.Варга, В.В. Столин | 1996 | Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» М:ВЛАДОС | 
| 38 | Опросник АСВ | Анализ семейного воспитания | Эйдемиллер Э.Г. | 1989 | Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. «Семейная психотерапия».-Л: Медицина | 
| 39 | Типы воспитания детей | 2000 | Баркан А.И. «Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка».-М:АСТ-Пресс | ||
| 40 | Грустная мама | Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в семье | |||
| ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ | |||||
| 41 | Оценка способов реагирования в конфликте | Особенности поведения | К. Томас | Н.В. Гришина, 1996 | Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» М:ВЛАДОС | 
| 42 | Конструктивный рисунок человека | Личностные особенности | 1996 | ||
| 43 | Уровень эмпатийности педагога | 1999 | Аврутина Е.Ф., Даньярова Т.А. «Аттестация педагогических работников ДОУ в регоине».-Калуга, изд-во Н.Бочкаревой | ||
| 44 | Тест-опросник удовлетворенности браком | Эйдемиллер Э.Г. | 1989 | Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. «Семейная психотерапия».- Л: Медицина | |
Источник
