Макеты и их роль в развитии ребенка
Елена Черемисина
Использование макетов в работе с детьми
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов.
Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для детей 2-3лет, так и для детей старшего возраста.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей. Для того чтобы эта игра получила своё развитие в дошкольном учреждении нужен, прежде всего, универсальный макет
Макетыусловно делятся на два типа:
1. Макеты-модели- представляют собой уменьшенные целостные объекты.
2. Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).
3. Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река, которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь.
Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.
Они меняют макеты, дополняют предметами, могут соединять два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.
Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).
При изготовлении макетов педагог может тесно взаимодействовать с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макетов-моделей.
Макеты могут иметь разную тематику,но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
активизация лексического словаря;
развитие монологической и связной речи;
развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
формирование навыков сочинительства;
развитие общей и мелкой моторики рук;
формирование творческих способностей;
воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков;
умения работать в коллективе.
В процессе макетированияразвиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Требования к макету:
Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры;
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления;
Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах;
Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках (корзинках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Этапы работы по созданию макета:
Любой вид непосредственно образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением.
Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета:
1 этап – предварительная работа – включает в себя:
Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.);
Подготовка и сбор материала для создания макета.
2 этап – изготовление основы макетаи наполнение его предметным материалом:
Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т. д.).
Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями.
Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
3 этап – в процессе развития и активизации игры с макетом, созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
Макетированиеспособствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.
Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т. д.
Макетированиеспособствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.
Макет-это результат конструктивно — творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках, настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем).
Основные рекомендации по созданию игровых макетов
Макет «Зоопарк» – тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика.
В игру входят предметы,выполняющие следующие сюжетообразующие функции:
-предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, -обезьяна, страус, медведь и др.);
-маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, деревья, строения и др.);
предметы, связанные с событиями – транспорт (дополняется детьми по желанию).
Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.
Макет «Планета динозавров» – макет-карта с изображением примерного доисторического пространства.
В игру входят:
-предметы-фигурки (различные виды динозавров);
-маркеры пространства (кусты, деревья, пальмы);
-предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии о доисторических временах, чтение интересных фактов из жизни динозавров, беседы о динозаврах и их сородичах.
Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, озера, жилой зоны.
В игру входят:
-предметы-фигурки (люди);
-маркеры пространства (гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);
-предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).
Все предметы переставляются легко, меняется расположение маркеров.
Предварительная работа: экскурсии по улицам города, наблюдения за перекрёстком, беседы («Правила перехода перекрёстков», «Дорожные знаки», «Обязанности пешеходов и водителей», настольные дидактические игры, рисование, конструирование.
Макет «Морские жители» – стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.
В игру входят:
-предметы-фигурки (рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.);
-маркеры пространства (водоросли пластмассовые);
-предметы, обозначающие действия (удочки).
Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки «Варвара-краса – длинная коса», беседы.
Макет «Полёт на другую планету» – коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.
В игру входят:
-предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне);
-предметы, обозначающие действия – космический корабль, луноход, летающая тарелка.
Предварительная работа: чтение художественной, энциклопедий, литературы, просмотр телепередач, беседы, рассматривание иллюстраций.
Вывод:Подводя итоги, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т. е.воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
Источник
Татьяна Царёва
Использование игровых макетов для развития детей дошкольного возраста
Цель: развитие игровой и познавательной активности дошкольников посредством макетирования.
Вашему вниманию я хотела бы представить игровые макеты, которые я сделала своими руками для обогащения развивающей среды в своей группе. Это маленькие миры в коробках, которые очень любят малыши.
(Слайд 2) Макет — это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время. Макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость. Он в любой момент должен быть доступен дошкольникам для игры.
Игры с макетами востребованы детьми и способствуют их развитию, открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Использование универсальных игровых макетов способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей.
В играх с макетами у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса, развивается воображение, речь и творческое мышление. Работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук детей. Использование макетов в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками даёт возможность для «погружения» детей, например, в прошлое родной страны или родного города, позволяет за считанные секунды переместиться в нужное место, совершить путешествие в лес или к мемориалу памяти, удовлетворяет познавательный интерес к окружающим объектам, а также восполняет отсутствие необходимого наглядного материала.
(Слайд 3) Преимущество созданных макетов состоит в том, что можно самому сделать макет на любую необходимую тему, из различных подручных материалов. В ход идёт абсолютно всё: фанера, пластилин, старые газеты, проволока, поролоновые губки, коробки, крупы, вата, нитки, палочки от мороженного и многое другое.
В нашей группе созданы настольные макеты на темы:
(Слайд 4) «Родной край» — был создан с целью воспитания у детей любви к родному краю, формирования патриотических чувств. Данный макет позволяет детям познакомиться с особенностями живой и не живой природы Сахалина, с её обитателями.
(Слайд 5) «Зимняя сказка» и «Весёлая история» — хорошо подходят для составления творческих рассказов, активизации в речи детей слов: зима, снеговик, мороз, дрова, колодец, квартира, комната, комод, будильник и др. ; для развития творческого воображения и фантазии детей.
(Слайд 6) «Сельский дворик» — это функциональное дидактическое пособие для широкой фантазии детей. Хорошая возможность познакомится с обитателями сельского двора. В игровой форме дети узнают, что едят и где живут домашние животные, учатся, за ними ухаживать и проявлять заботу.
(Слайд 7) «Мемориал памяти» — был создан для развития патриотизма у детей. При работе и игре с данным макетом у дошкольников формируются чувства благодарности, уважения к ветеранам ВОВ, формируется чувство гордости за подвиг нашего народа.
(Слайд 8) «Торт» — а этот торт мы используем в непосредственно образовательной деятельности и в сюжетно-ролевых играх.
Таким образом, исходя из выше сказанного,можно сделать следующие выводы: использование в работе с детьми объемных макетов дает возможность заметить особенности окружающего мира; повышает наблюдательность; формирует развитие связной речи, развивается словарь и выразительность речи; мелкая моторика рук; работа с макетом дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.
Источник
Татьяна Блюмова
Макетирование как средство развития творческих способностей дошкольников
Подготовили:
Блюмова Т. А воспитатель 1 квалификационной категории,
Кашлач Е. В. воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ № 1 г Апатиты
2 слайд Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макет – это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не боится случайных потрясений, может сохранятся длительное время и в любой момент использоваться детьми для игр.
В настоящее время игра с макетами в ДОУ – одно из любимейших занятий дошкольников, объединяющих вокруг себя семью, ребенка и детский сад.
Л. С. Выготский отмечал, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значимой степени определяет результативность образовательной деятельности в детском саду.
3 слайд Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.
Значимость макетирования:
способствует развитию речи детей;
— формирует математические представления;
благоприятно влияет на развитие детского творчества;
— создает благоприятные условия для сенсорного развития детей.
В процессе макетирования развиваютсяинтегративные качества личности: Эмоциональная отзывчивость Любознательность Активность Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
4 слайд Достоинство (педагогическая ценность) макета
Макетдопускает вариативное использование :
наполнения – дополнения макета;
вербальное развертывание сюжета.
макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками.
5 слайд Типы макетов: Макеты – модули:
представляют собой уменьшенные целостные объекты направляющие воображение ребенка, в основном, на события, происходящие «внутри этих объектов»
6 слайд Макет – карта:
изображает определенную территорию и направляет ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи» вокруг оформляющих эту территорию объектов.
7 слайд Универсальный макет служит основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
8 слайд Виды макетов: напольный настольный
9 слайд подиумный настенный
10 слайд Требования к макету:
1. Должен быть устойчив;
2. Легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений;
3. Служить длительное время;
4. Быть доступным для детей;
5. Эстетически оформлен
11 слайд При реализации работы по использованию макетовмы определили следующую цель:
развивать умения выполнять работы собственного творчества через полученные знания в макетировании.
12 слайд Задачи:
• Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
• Активизация творческих возможностей, творческого самовыражения;
• Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества;
• Привлечение семьи к взаимодействию в вопросах организации игр с макетами
13 слайд Этапы работы:
Первый этап — предварительная работа: обогащение личного опыта детей
Второй этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом
Третий этап – презентация макета.
Четвертый этап – процесс развития и активизации игры с макетами
14 слайд
В старшей и подготовительной группе работа по использованию макетов стала носить тематическую направленность. На познавательных занятиях знакомили детей с данной тематикой, затем на занятиях по ручному труду и конструированию дети создавали поделки своими руками, оформляли их на макете и выносили в игровую деятельность. Так появились в группе макеты «Наш участок», «Зоопарк», «Правила дорожного движения». Знакомим детей с нашим краем — макет «Саамы», «Край наш северный»
Значительную роль играет и процесс изготовления макетов самими детьми.
Для реализации творческого потенциала,фантазии предлагали различный материал: природный, бросовый, упаковочный.
Благодаря этому обычное занятие превращалось в увлекательную деятельность. Хочется заметить, что без определенных навыков и умений дети недостаточно творчески реализуют свои задумки. Поэтому планируя занятия необходимо учитывать уровень развития их творческих способностей.
Творчество детей в ходе такой деятельности развивает художественный вкус, воображение, конструктивные способности, воспитывает усердие и старательность
Использование макетов в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками даёт возможность для «погружения» детей в прошлое родной страны или родного города, позволяет за считанные секунды переместиться в нужное место, совершить путешествие по улицам и площадям города, удовлетворяет познавательный интерес к окружающим объектам, а также восполняет отсутствие необходимого наглядного материала.
Знакомство с окружающим миром на примере макетирования объектов природы, природных зон, различных явлений природы, очень показательно, как создание специальных элементов предметной среды для развития у дошкольников познавательного интереса, любознательности и наблюдательности.
15 слайд Очень важным звеном в работе с макетами является игровая деятельность на макетах, такая как режиссерская и сюжетно – ролевая игра. В процессе таких игр у детей развивается умение фантазировать, сочинять, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.
16 слайд Макет обязательно должен обыгрываться и носить не только экспонатную значимость, но и использоваться, как специальная игровая среда для закрепления знаний из различных образовательных областей
17 слайд В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например, макеты «Зоопарк», «Парк динозавров», «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др
18 слайд Особенности планирования игр с макетами
Задачи:
1. На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.
2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.
3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.
4. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
19 слайд Игры с макетами учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, умение прогнозировать ответное ролевое поведение, комментировать свои действия.
20 слайд Игры с макетами способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого участия, а также содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы.
повышается уровень любознательности и познавательного интереса
Существуют приёмы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).
Следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он поднимает способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.
21 слайд Макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста.
Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.
Метод макетирования расширяет кругозор детей и формирует целостную картину мира
Источник