М кольцова двигательная активность и развитие мозга ребенка 1973

М кольцова двигательная активность и развитие мозга ребенка 1973 thumbnail

Психофизиологические основы развития мелкой моторики 

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности». Важнейшим аспектом развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие у него мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук. Необходимость развития активных мелких движений получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, их речевого и физического развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Например, исследования, проведенные Л.В. Фоминой и М.М. Кольцовой, доказывают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние не только на речевое развитие, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью Эта связь видна и сейчас. Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
В.М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Психолог Д. Сели так же придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев [4].
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Все это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие авторы как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей.
Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [6].
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что влияние «импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области» [2]. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи [2].
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.
Исследования учёных показали, что движения выпрямленных рук ребёнка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. В возрасте от двух до трёх месяцев у ребёнка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно — тактильно — кинестетических связей. После формирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул движения руки по направлению к нему.
Таким образом, формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.
До 3,5-4 месяцев движения рук у ребёнка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения.
У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладонь ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.В 4-4,5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап — этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца — ребёнок отводит его при схватывании. В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.7 — 10 месяцев — это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве. С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью.
С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.
В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.
2-3 года — открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Режет ножницами.
3-4 года — берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев. Держит карандаш пальцами, повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. Собирает и строит из 9 кубиков. Разбирает и складывает трехсоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. Поочередное загибание пальчиков отдельно каждой рукой; легкие удары кулаком по ладони; поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; постукивание пальчиками, собранными в щепоть по ладони; поочередное постукивание пальчиков по столу; правильно определяет большой палец.
4-5 лет — разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешочке на ощупь. Лепит из пластилина (2-3 части). Шнурует ботинки. Поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца; поглаживание всех пальчиков большим; движения щепоть-ладонь, переходящее в ладонь-щепоть.
5-6 лет — аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Копирует сложные рисунки, буквы и цифры (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет). Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; различает большой палец и мизинец.6-7 лет — полностью владеет мелкой моторикой, может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетение кос, штопка и т.п.) Свободно различает большой палец, мизинец и указательный [7].Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективней происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
В итоге можно сделать вывод: началу развития мышления даёт рука. С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 7-8 месяцев. В этот период нужно делать массаж: поглаживание кисти рук от кончиков пальцев к запястью, брать каждый пальчик ребёнка и по отдельности сгибать и разгибать в течение 2-3 минут ежедневно. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Можно давать малышу перебирать сначала более яркие и крупные предметы, затем более мелкие [3].
Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости. Левшей называют амбидекстрами, то есть имеющими две правые руки. Действительно, левши обычно хорошо владеют обеими руками, поскольку сами они стремятся все делать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой. Плохо это или хорошо быть левшой? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи при поражении левого полушария.
Учитывая все это, необходимо у всех детей стараться развивать обе руки — это только полезно. Если ребенок леворукий, то, не следует ставить задачу переделать его в правшу (надо помнить, что это грозит развитием заикания и других нарушений речи), надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх.
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека. Вопросом влияния двигательного умения руки на развитие речи ребёнка занимался канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он вёл большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга и в образной форме показал проекцию всех частей тела в коре головного мозга — это так называемый гомункулюс (человечек) Пенфилда.
Рассматривая анатомические отношения, надо обратить внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.
Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики.
Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев [2].
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт — отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга.

Таким образом, можно сделать вывод, что моторика является совокупностью двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Моторная речь — это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, то есть составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата.

Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова[2], Н.А. Ноткина [5], Н.А. Бернштейн[1], В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная).
Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бернштейн Н.А. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. Рига, 2001.

2. Кащенко В.П. Совершенствование урока трудового обучения. Начальная школа, №2, 2001.

3.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., Педагогика 2000.

4. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973. 160с.

5. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения (из опыта работы). Краснодар, 1994. 132с.

6. Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — С-Пб.: Дельта, 1997. 256с.

7. Любина Г. Рука развивает мозг. Дошкольное воспитание №4, 2003. 32 – 36с.

Источник

Дефектологический факультет

Кафедра логопедии

Аптекарь Г.И.

Взаимосвязь развития движения и речи

Речь относится к высшим уровням
организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются
рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений
(мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Движения пальцев рук
тесно связанны с речевой функцией исторически
. Первой формой общения первобытных людей были жесты.
Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем движений, жестов
развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты
стали сочетаться с возгласами, выкриками.

В процессе развития словесной речи,
она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью. Это связь
видна и сейчас.

Все ученые, которые изучали
деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее
влияние функции руки.

Просветитель 18 века Н. И. Новиков в
1782г утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное
средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их
умственного развития.

В. М. Бехтерев писал, что движения
руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Психолог Д. Сели также придавал
большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Н. А. Бернштейн предложил уровневую
теорию организации двигательных функций, в которой отнес речь к высшему уровню
организации движений. Согласно его теории, речь является высшим уровнем
организации движений, неразрывно взаимосвязана со всеми нижележащими уровнями
организации двигательных функций.

В. А. Гиляровский отмечал, что
«запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет
частичное проявление общего недоразвития моторики».

В. И. Лубовский указал на теоретическое и практическое
значение раскрытия «взаимовлияний двигательного анализатора и словесной
системы».

А. В. Запорожец указывал, что
формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи.

Е. М. Мастюкова считает, что одним из основных принципов
логопедической работы с детьми, страдающими церебральными параличами, является
двигательно-кинестетическая стимуляция. Она обнаружила корреляционную
зависимость между динамикой развития речи и моторикой у детей с церебральной
патологией на всех этапах возрастного развития.

Исследования, проведенные М. М.
Кольцовой, обосновывают положение, что развитие
речи тесно связано с развитием мелкой моторики

Совершенствование движений пальцев
рук у людей у людей происходило из поколения в поколение, так как люди
выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило
увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так
развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи
ребенка. Сначала развиваются тонкие
движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее
совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени
тренировки движений пальцев
.

В 5 месяцев ребенок начинает
противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое
захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами.

На 6-м месяце движения схватывания
становятся более точными, уверенными.

На 7-м месяце – появляется
артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба.

8-9 месяцев – малыш берет мелкие
предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Затем
начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства
четко выступает зависимость – по мере
совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций
.

Т. П. Хризманом и М. И. Звонаревой было проведено
электрофизиологическое исследование, в результате которого было обнаружено,
что, когда ребенок производит ритмические
движения пальцами, у него резко усиливается согласованная
деятельность лобных и височных отделов мозга.

Еще проведенные
электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области
формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В книге «Ребенок учиться говорить»
М.М. Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают
тесную связь между речью и моторикой. Первое на что автор обращает внимание,
это карта головного мозга, на которой отражено близкое расположение речевой и
двигательной областей друг к другу (речедвигательная
зона является частью двигательной области головного мозга). Было сделано
предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики
ребенка в целом. М.М. Кольцова описывает исследование, в котором участвовало 19
здоровых, но неговорящих
детей в возрасте от 1года 1 мес. до 1г 3 мес. Первой группе (9 детей) была дана
возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Дети
второй группы (10 детей) находись в манеже. Со всеми детьми проводились
ежедневные двухминутные занятия по развитию речи. Эти занятия состояли в том,
что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, при показе собачки
педагог говорил «ав-ав», стимулируя таким образом
звукоподражание ребенка.

Дети 1-й группы стали делать попытки
к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день. Но звукоподражания ребенка
были слабыми и стереотипными – на слова взрослого «ав-ав», «му-му»,
ребенок отвечал звуком «а-а-а» или «у-у-у». К 20-му дню стали отмечаться
попытки более точного звукоподражания. Во 2-й группе голосовые реакции
появились значительно позже, на 13-й день и после 30 дней существенно не
изменились.

Таким образом, из
проведенного исследования видно, что свободное передвижение детей 1-й группы
облегчило возникновение звукоподражания.

В основу следующего исследования был
взят факт того, что в двигательной
области коры больших полушарий около трети площади занимает проекция кисти
руки, и она расположена очень близко от речевой моторной зоны.
Было
сформулировано предположение о том, что тренировка
тонких движений пальцев оказывает влияние на развитие активной речи ребенка
больше, чем тренировка общей моторики.

Исследование было проведено Л. В.
Фоминой. В доме ребенка было выделено три группы детей в возрасте от 10 мес. до
1 г 3
мес. В каждой из групп занятия велись по определенному плану, в каждой из трех
групп проводились ежедневные занятия по развитию речи (2,5 минут). При этом в
1-ой группе не было никаких дополнительных занятий; дети 2-ой группы ежедневно
20 минут свободно передвигались по полу; а с детьми 3-й группы проводились
тренировки пальцев (пирамиды, нанизывание пуговиц на проволоку). В 1-й группе
голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, они были стереотипны
и очень слабые. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, после
15 дня в 10% было отмечено достаточно точное воспроизведение звуков. В 3-й
группе голосовые реакции возникли уже на 3-й день, с 7-го дня у 41%, а с 15-го
дня у 67% детей было отмечено уже более правильное звукоподражание.

Таким образом, был сделан вывод о
том, что при тренировке тонких движений
пальцев рук звукоподражание не только удалось получить намного раньше, но оно
оказалось и более совершенным
. Так же было отмечено, что у детей 3-й группы
стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне специальных занятий
(ребенок трогал нос куклы, брал со стола крошку хлеба).

Продолжая исследования, Л. В. Фомина
обследовала более 500 детей и обнаружила, что
уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени
развития мелкой моторики, а с уровнем общей моторики он совпадает не всегда
.
Это отражено в таблице:

Степень развития движений пальцев

Степень развития речи

Степень развития общей моторики

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

Из данных, приведенных в таблице
видно

— если развитие мелкой моторики
соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы;

— если развитие движений пальцев
отстает, то отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в пределах
нормы и даже выше,

-при развитых речи и мелкой моторики, общая моторика может
быть ниже нормы.

Следующий опыт, который описывает М.
М. Кольцова, проводился с детьми первых лет жизни. Детей просил показать один
пальчик, два пальчика, три («сделай вот так»). Говорящим детям удавались
изолированные движения пальцев. У неговорящих
детей пальцы напряженные или вялые, не было изолированных движений. Были
сформулированы выводы о том, что:

— не услышав речь ребенка, можно
определить ее развитие;

— пока движения пальцев не станут
свободными, развития речи добиться не удастся.

Об этом говорят также факты,
полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с
раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов,
выполняемых всей рукой, других обучают дактильной
азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда
глухонемые дети приходят в школу, и начинается обучение звуковой речи,
оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются
обучению с большим трудом – оно требует многих месяцев, а те дети, которые
ранее разговаривали пальцами, очень легко и быстро овладевают звуковой речью.

Сопоставляя все это факты, М.М.
Кольцова приходит к заключению: говоря о
периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только
тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук
. Приведенные
факты позволяют, по мнению М. М. Кольцовой, отнести кисть руки к речевому
аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной
речевой областью мозга.

Используемая литература:

1.    
Кольцова
М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.:
Педагогика, 1973. – С. 144

2.    
Кольцова
М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Рассия, 1979. – С. 192

Источник