Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе
Весь первый класс дети привыкают к школе. Кроме стресса от новых требований и другого режима дня, семилетним детям сложно быть внимательными на уроках. Автор «Мышематики» Женя Кац рассказывает, чем заниматься этим летом, чтобы первый год в школе прошёл легче лёгкого.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным. Просто ребёнок пока ещё не умеет по команде «включать» свою наблюдательность. А в школе это понадобится. Поэтому играйте в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.
Для этого можно использовать игру «Турбосчёт». Для многих детей она сложна именно тем, что надо удерживать в голове не только само задание (лягушек больше, чем ёжиков), но и какие расклады нас устраивают, а какие — нет. Если сейчас выпадет восемь лягушек, то надо кричать «турбо», а если птички или ёжики, то ждём дальше.
Как играть в «Турбосчёт», чтобы развивать память
Выкладывайте четыре карточки в ряд: две птички, четыре ёжика, один ёжик, три лягушки. Теперь пусть дети закрывают глаза, а вы меняйте одну карточку (например, четыре ёжика на шесть ёжиков или четыре лягушки). Теперь просите детей открыть глаза и сформулировать словами — что изменилось?
То же самое делайте на счётных материалах (кубики, резиночки, палочки) — что-то убирайте или меняйте местами. Сначала я меняю, потом дети меняют, делаем это по очереди. В семье можно менять сначала родителям, тогда дети будут угадывать, потом пусть дети меняют — родители угадывают.
Раз, два, три, Маша, смотри!
За ширмой (за картонкой или платочком) выкладывайте мелкие одинаковые предметы: каштаны, счётные кубики, просто кубики, детальки Lego. Но не просто так, а группами по две, по четыре, по шесть штук. Потом ненадолго поднимаете картонку и говорите: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываете снова. Дети должны сказать, сколько каштанов (кубиков или деталек Lego) лежит за ширмой.
Птичка в клетке
Рисуете квадрат: поле из девяти клеток 3*3. В середину ставите магнит (монетку, пуговицу), это будет «птичка». А дальше кто-то из игроков командует: «вверх, вправо, вниз, вниз». Остальные должны вычислить, где теперь окажется «птичка». Когда ведущий говорит «стоп», все сверяются с правильным ответом.
Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.
Это очень просто, но эффективно! Процесс обучения в школе построен так, что ребёнку постоянно приходится следить за чужой мыслью
Ещё можно играть в игры, в которых ребёнок будет внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.
Кар, мяу, ква
Я говорю «кар-кар», а дети два раза машут руками, как крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», а дети четыре раза трут носик «лапкой». Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?
В эту игру мы играем с пятилетними детьми. Но игра хорошо идёт и в разновозрастных компаниях. В семье пусть играют все: и дети, и родители, и гости.
Хлопни в ладоши, когда в сказке встретится число «три»
На занятиях мы иногда играем в эту игру лёжа. Дети лежат на ковре, а я рассказываю им сказку.
Подвижные игры на внимательность и на умение управлять собой
Некоторые дети отлично могут посчитать скороговоркой «один, два, три» до 20, а то и до 100. Но пройти ровно восемь шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А с крупной моторикой связаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.
Пройди пять шагов вперёд и три шага назад
Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями. Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках. Подпрыгните четыре раза, потом пройдите семь шагов, потом подпрыгните ещё три раза. Пройдите восемь больших шагов и шесть маленьких.
Стоп — один, стоп — три
Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «Стоп — три!», то дети должны встать на три ноги. То есть на две ноги и одну руку, на две руки и одну ногу. Если «Стоп — один», то надо встать на одну ногу, «Стоп — четыре» — на обе руки и обе ноги.
Замри-отомри
Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!». Тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».
Тише едешь — дальше будешь
Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. Как только водящий скажет «Стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.
Зеленый свет, красный свет
Детям важно научиться самим себе командовать: когда начать бегать, а когда остановиться, когда начать читать, а когда закончить.
Именно этому умению многие учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.
Очень полезно научить ребёнка стоять и прыгать на одной ножке
Учёные заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребёнок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте вычислить время, которое он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учёбы в школе ребёнок должен стоять на каждой ноге по минуте.
Чему забывают научить ребёнка перед школой все родители
Взрослые пытаются помочь ребёнку и облегчить его школьную жизнь, стремятся заранее научить его многому. Учат читать и считать, вываливают на дошкольника тетрадки с примерами, чтобы приучался к работе.
А часто ли при этом родители учат ребёнка просить о помощи? Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается?
Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться или пытается решить проблему самостоятельно, кто-то списывает ответ у соседа по парте.
Когда-то давно мы водили школьников в походы на один день или на неделю. И первое, чему мы учили школьников (восьмой класс, 13-14 лет, не малыши), — умению просить о помощи. Если тебе трудно, натирает ботинок, неудобные лямки у рюкзака, тяжело идти или слишком быстро идёт руководитель, то не терпи, а скажи сразу. Мы остановимся, в этом нет ничего страшного. Лучше заклеить ногу до того, как натрётся мозоль.
Умение отслеживать своё состояние и сообщать о том, что ты устал или плохо себя чувствуешь, куда важнее умения считать или красиво писать в прописях.
Фото: iStockphoto (boggy22)
Источник
Юлия Шутова
Развивающие игры для подготовки детей к школе
Данные игры я рекомендую на родительских собраниях в подготовительной группе, чтобы родители ненавязчиво и весело развивали школьно значимые качества своих детей в повседневной жизни (в транспорте, очереди, по дороге в детский сад)
«Закончи предложение»
Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.
Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).
Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).
У дерева всегда есть. (тень, ствол).
Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).
Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).
«Найди лишнее слово»
Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ — машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.
Книга, газета, журнал, чашка.
Идти, бежать, стоять, стол.
Чашка, миска, вода, кастрюля.
Дерево, книга, кустарник, трава.
Дом, карандаш, хижина, шалаш.
Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.
Велосипед, машина, дом, поезд.
Старик, ребенок, корова, подросток.
Корова, волк, заяц, лиса.
Рыба, акула, ручка, кошка.
Петух, курица, соловей,
Щука, медведь, окунь, карась.
«Определите взаимосвязь слов»
Дается пара слов: одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова — теленок, кошка. (котенок, потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.
Темный — светлый, мокрый -. (сырой, пасмурный, сухой).
Папа — мама, бык -. (коза, корова, овца).
Мебель — стол, посуда -. (машина, чашка, яблоко).
Время — часы, температура -. (ртуть, читать, градусы)
Круг — шар, квадрат -. (тело, куб, четырехугольник).
Животное — лев, пища -. (обед, кухня, хлеб).
Яблоко — апельсин, пальто -. (стол, куртка, клюшка).
Молния — гром, туча -. (солнце, земля, дождь).
Врач — больной, продавец -. (маляр, покупатель, универмаг).
Строитель — дом, художник -. (картина, ручки, краски).
«Объединяющее понятие»
Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).
Пример: ель, дуб — (деревья).
Лимон, апельсин — (фрукты)
Суп, чай -. (пища)
Стол, стул — … (мебель)
Ложка, вилка -… (посуда)
Корова, кошка — … (домашние животные)
Ручка, фломастер — … (пишущие предметы)
Дом, магазин -… (здания)
Игра «Найди противоположное слово».
Пример: день — ночь (противоположное слово).
Лето. (зима, осень -(весна, горячий-(холодный, твердый — … (мягкий, добрый — … (злой, черный -. (белый, чистый — … (грязный, холодный — … (теплый) и т. д.
«Найди как можно больше слов»
Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?
Упражнение «Угадай предмет»
Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.
Упр. «Угадай, что я загадал»
Перед детьми выкладываются несколько карточек с изображением разных предметов. Взрослый загадывает один из них. Дети должны угадать его с помощью косвенных вопросов.
Упр. «Логические концовки»
— Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)
— Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками)
— Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)
— Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)
— Если правая рука справа, то левая рука… (слева)
— Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
Упражнение «Угадай, что внутри»
Необходим непрозрачный мешочек и 10 – 15 мелких предметов (шашки, колпачки от ручек, пуговицы, листики, монеты, скрепки, шурупы, ключи, орехи и др.). Взрослый называет предметы, а ребенок должен быстро наощупь найти нужный предмет и достать его одной рукой, держа мешок другой.
Упр. «Кто летает, кто плавает»
Взрослый бросает ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать».
Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.
Упр. «Не пропусти растение»
Ведущий называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.
Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.
Упр. «Не пропусти профессию»
Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.
Профессии – врач, сантехник, учитель, дворник, водитель, охранник, строитель, парикмахер, продавец, медсестра, воспитатель, повар, нянечка, техничка, директор и др.
По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное».
Упражнение «Не перепутай»
При слове «нос» — дотронутся до носа, «лоб» — до лба и т. д. (рот, ухо, щека, глаз, брови, подбородок). Ведущий пытается запутать детей, показав нос, показывает подбородок.
Упр. «Да» и «Нет» не говорите»
Взрослый задает вопросы, на которые нельзя отвечать «Да» и «Нет». За правильные ответы – фишки.Вопросы: Тебя зовут Федя? Сегодня четверг? Ты любишь смотреть мультики? Ты любишь своих родителей? Твоя любимая игра в прятки? Ты любишь мороженое? Медведи летают? И т. п.
Упр. «Четыре стихии»
Если ведущий говорит «земля», ребенок опускает руки вниз; «вода» — руки вытянуть вперед; «воздух» — поднять руки вверх; «огонь» — произвести вращение в локтевых суставах.
Источник
Дарья Попова
Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе. (+CD с развивающими мини-играми)
Издательство: Питер, 2010 г.
Прекрасный сборник развивающих игр для дошкольника, рассчитанный на возраст 3-7 лет. А главное – современный. Приятно, когда автор относится к своему делу с душой. Цена, конечно, немаленькая (~230 руб. в среднем), но в свете нынешних цен на книги это уже и не грабительская дороговизна. Игры сгруппированы по разделам: внимание, память, мышление, творческие способности, коммуникативные способности, математика, речь, чтение и письмо, мелкая моторика. Также есть условные обозначения: вот эта игра для дома, эта для дома НА КОВРЕ или за столом. В дороге, в песочнице, просто на улице… масса находок и идей. Сначала перечисляются необходимые атрибуты, затем краткое описание игры и ее варианты для разных возрастов. И небольшой итог: чему мы научились. Ребенок учится обобщать предметы, подводить логические итоги.
Кто больше?
Выберите какую-нибудь тему и соревнуйтесь, кто больше назовет предметов по этой теме.
3-4 года. Доступные темы: дикие звери, домашние животные, птицы, насекомые, игрушки, посуда, мебель, одежда.
5-6 лет. Доступные темы: обувь, головные уборы, школьные принадлежности, спортивные принадлежности, транспорт, рабочие инструменты, музыкальные инструменты, электрические приборы.
6-7 лет. Доступные темы: деревья, цветы, растения, обитатели жарких стран, морских глубин, пресных водоемов, профессии, виды спорта, неживая природа, явления, которые бывают только весной (летом, зимой, осенью).
Игра развивает не только понятийное мышление, но и память, а также словарный запас. Иногда следует подсказывать ребенку наводящими вопросами: «А помнишь, ты вчера надевала на ручки что-то такое зеленое?; «А кто у нас в зоопарке живет?» и т.п. Периодически поддавайтесь ребенку, чтобы он почувствовал радость победы.
Последний совет пригодится папам – они тоже любят чувствовать радость победы. Это пример простой игры, а вот посложнее:
Гласные-согласные
Попросите ребенка отделить гласные звуки от согласных.
3-4 года. Поиграйте с ребенком в «Поймай гласный звук». Называются отдельные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит гласный звук. Так же можно играть и с согласными звуками.
5-6 лет. Не обязательно использовать целую азбуку звуков: применяйте только те, которые вы уже выучили с ребенком.
6-7 лет. Игру можно проводить с целой азбукой звуков.
Чтобы объяснить ребенку, чем отличаются гласные звуки от согласных, скажите ему, что гласные звуки умеют петь, а согласные – петь не умеют. Опытным путем проверьте, какие звуки можно распеть, а какие нет.
В книге много черно-белых иллюстраций к заданиям. Например, знакомство с симметричными фигурами: каждая (бабочка, листик, ваза) разделена на две половины. Далее приводятся изображения разных предметов, ребенок должен раскрасить только симметричные. Или взрослый рисует геометрические фигуры, вплоть до несуществующих закорючек, а ребенок должен придумать, что это может быть (луна, бусинка, шляпка).
Если бы да кабы.
Задается ситуация с нереальными условиями. Игроки придумывают как можно больше вариантов того, что случилось:
— если бы ты стал ростом с карандаш;
— ты стал ростом с многоэтажный дом;
— кошки научились летать;
— с облаков свисали веревочные лестницы;
— по радуге можно было гулять;
— мороженое росло на деревьях, как фрукты;
— люди путешествовали в космосе;
— никогда не наступала ночь;
— ожили динозавры;
— изобрели машину времени.
3-4 года. С ребенком такого возраста трудно «на словах» придумать волшебную ситуацию. Попробуйте использовать рисунки. Например, нарисуйте, как вы гуляете по радуге, спросите, что бы вы оттуда увидели, какова радуга на ощупь, что с вами произошло потом, холодно или жарко вам было на радуге и т.п.
5-6 лет. Если ребенку сложно еще что-то сочинить самому, задавайте ему как можно больше вопросов. Например: «Если бы ты стал ростом с карандаш, что бы у тебя было вместо чашки, автомобиля, постели?» и т.п.
6-7 лет. Поощряйте в ребенке самостоятельность высказываний, оригинальные идеи.
Очень интересные игры «кто кем был» и «кто кем стал». Как малыш превращается в старика – в какой последовательности, и как из икринки получается рыба. Здесь и игры с придумыванием слов на одну букву, и измерения предметов в доме с помощью линейки или нитки, и «лепка из глины» (почувствуйте себя божеством), когда один игрок «лепит» что-нибудь из другого игрока. Вроде бы столько книг нынче выпущено по играм, но качественных – в удобном формате и с воистину увлекательным содержанием – единицы. Это издание искренне порадовало. И еще бонус в виде компакт-диска прилагается.
Книга на сайте издательства: https://www.piter.com/book.phtml?978549807370.
Источник
<<< Главная
Ищите игры для подготовки ребенка к школе? В разделе «Комплексная программа занятий для подготовки к школе» мы собрали большое количество разнообразных развивающих игр для подготовки к школе, разбив их для удобства на уроки. Каждый урок включает в себя задания на: развитие мышления, развитие внимания, развитие памяти, обучение счету.
Наши занимательные уроки помогут родителям и педагогам в игровой форме подготовить детей к школе.
Прежде чем приступить к очередному уроку, ознакомьтесь с ним сами. Попробуйте оценить степень трудности заданий. Объясняйте условия своими словами, задавайте вопросы для выяснения ребенком их понимания. При затруднениях задавайте наводящие вопросы, стимулирующие ребенка думать самостоятельно, не давайте готовые ответы. Вместе с маленьким учеником радуйтесь найденному решению.
Подготовка к школе. Часть 1. Как правило, педагоги и родители считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. Развивающие игры, предлагаемые нами для занятий с детьми, помогут Вам объективно оценить уровень интеллектуального развития своего ребенка и самостоятельно организовать подготовку дошкольника к школе. Самое главное, понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, в котором нет места муштре, зубрежке и скучным беседам. Подготовку к школе надо начинать заранее и проводить регулярно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша свои особенности развития. Перейти к урокам первой части
Подготовка к школе. Часть 2 Вторая часть нашей онлайн программы занятий для подготовки к школе расширяет и дополняет тематику первой части. Задания этого раздела направлены на выработку навыков и умений по решению сложных задач анализа, синтеза и классификации, работе со множествами. Большое внимание уделено развитию школьных навыков, например, умения работать по правилам. Это связано с тем, что за последнее время требования, предъявляемые будущим первоклассникам, значительно возросли. Кроме того, сегодня практически в каждой начальной школе практикуется обучение по той или иной альтернативной методике развития. А значит, без специальной подготовки детей к школе Вам не обойтись. Согласитесь, что высокий уровень развития интеллекта нужен Вашему ребенку не только для обучения в первом классе, это повышает его конкурентные преимушества на всю жизнь, а наши задания направлены, в конечном итоге, именно на это. Перейти к урокам второй части
Подготовка к школе. Занимательные уроки на компьютере
Раздел содержит 75 занимательных компьютерных заданий разбитых на 25 уроков, все задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. При разработке заданий этого раздела учитывались методические рекомендации Государственного Научно-Методического Центра Министерства Образования РФ. Уроки на компьютере проходят в увлекательной, игровой форме. В каждый урок включены задания на развитие логико-математических способностей и обучение счету, а так же задание на обучение чтению. Компьютерные уроки развивают внимание, память, школьные навыки и мышление (логическое, пространственное, наглядно-образное). Перейти к занимательным урокам
Подготовка к школе. Часть 1
Подготовка к школе. Часть 2
Занимательные уроки на компьютере
Занимательная математика для дошкольников
Видео — Букварь на YouTube
Математика для дошкольников
Источник