Логопедическое индивидуальный маршрут развития ребенка

Логопедическое индивидуальный маршрут развития ребенка thumbnail

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы

с диагнозом

общее недоразвитие речи

hello_html_m61002d95.jpg

Составила учитель-логопед ГБДОУ №112

Адмиралтейского района

Алфаидзе Виктория Харлампиевна.

Индивидуальная карта

Фамилия, имя, отчество ребенка: Сидоров Иван Иванович

Дата рождения 12.05.2011 г.р.

Дата поступления в речевую группу ГБДОУ №112: 01.09.2016

Поступил из общеразвивающей группы ГБДОУ №112.

Медицинские сведения.

Соматический статус: до года ветряная оспа, после года бронхит, частые ОРВИ, ангина.

Психологическая характеристика

Мышление: образное.
Внимание: рассеянное.

Восприятие: носит предметный характер, свойства предмета не отделяются от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие.

Воображение: репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

Память: лучше развита кратковременная память, чем долговременная, характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.

На более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения. Требуется большая помощь со стороны взрослого.

Поведение: ребенок спокойный, умеет управлять своим поведением.

Психомоторное развитие: характерна общая моторная неловкость, плохая координация при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении работы с карандашом, столовыми приборами.

Педагогическая характеристика

Социально-коммуникативное развитие.

Легко вступает в контакт с взрослыми: легко.

Взаимодействия со сверстниками: экстраверт.

Постоянно направлен на общение, легко входит в контакт.

Умение попросить о помощи: способен попросить помочь ему, но в новой обстановке или в присутствии незнакомых людей может смущаться.

Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилам: не всегда. Под влиянием большинства детей может вести себя, не учитывая норм поведения.

Физическое развитие.

Группа здоровья: 2-ая группа здоровья.

Уровень физической подготовки: средний.

Речевое развитие.

Артикуляционная моторика: нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.

Состояние просодической стороны речи:снижена интонационная выразительность.Снижен объём речевого дыхания.

Состояниезвукопроизношения: полиморфное нарушение произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение чёткости, внятности.

Звукослоговая структура слов:затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов, и фраз, нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов.

Состояние фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия.

Состояние импрессивной речи грамматические изменения слов:различает формы единственного и множественного числа существительных, и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Состояние импрессивной речи, понимание фраз: возможно понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

Состояние экспрессивной речи:произвольная фраза простая, из 2-3 слов, грубо аграмматична. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.Диалогическая речь в основном развита.

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии.Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.

Состоянии грамматических процессов.

Словообразование: сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).

Словоизменение:значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

Латерализацияправосторонняя.

Диагноз: ТНР, ОНР 2 уровень, стертая форма дизартрии.

Познавательное развитие: средний уровень.

Допускает ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняется в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, проблемы в обучение математике: не может проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи, выбрать  арифметические операции, нарушено понимание условия и конечного вопроса арифметической задачи.

Художественно-эстетическое: не всегда правильно выполняет работы по лепке и аппликации; трудности в создании предметного схематического рисунка по образцу.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки. Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Не умеет правильно держать карандаш, кисть

Неровно рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого. Узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Музыкально-ритмические движения затруднены.

Мотивация к различным видам деятельности: потребность во внимании, доброжелательном отношении, выражение эмоций. Формирование уверенности с развитием правильной речи, одобрение и положительная оценка со стороны педагога и сверстников.

Обучаемость: выраженная способность к усвоению новых знаний, умений, навыков.

Особенности общения: без особенностей.

Взаимоотношения и место в коллективе.

Нормальные, стабильно-устойчивые отношения со всеми детьми.

Увлечения и интересы: мультфильмы, сюжетные игры, конструкторы, любит кататься на самокате.

План индивидуального сопровождения ребенка в

2016 /2017 учебном году

Медицинское

Организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки.

Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна.

Корригирующая ходьба по массажным дорожкам.

Занятия физкультурой в носках.

Психологическое

Развитие познавательной активности.

Развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.

Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки.

Развитие навыков общения.

Логопедическое

Артикуляционная моторика. Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.

Упражнения для губ, для щек, для языка.

Элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

Комплекс упражнений для развития силы голоса.

Игры на звукоподражание, игры- драматизации,

Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.

Звукопроизношение. Комплекс упражнений для постановки звуков «Ш», «Ж», автоматизация звука «Ш» , автоматизация звука «Ж», дифференциация шипящих звуков. Постановка зв. «Р-рь», автоматизация зв. «Р», «рь». Дифференциация звуков «Р-рь». Постановка звука «Л». Автоматизация звука, дифференциация звуков «Л-ль», «Р-Л», постановка звуков «С», «З». Автоматизация звука «С», «З». Дифференциация звуков «С-сь, З-зь, С_З, С_Ш, З_Ж»

Звукослоговая структура слов.Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.

Учить передавать ритмический рисунок слова.

Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры: «Прошагай слово» «Где спрятался звук?» «Игра с мячом»

Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.

Развитие фонематического восприятия.

Игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-ух, 3-ех звуков. Подбор слов на заданный звук. Учить слышать заданный звук в ряду других звуков. Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

Обогащение речи за счет глаголов. По всем лексическим темам развивать понимание приставочных глаголов. Например: вяжет, перевязала, связала, завязала, навязала, подвязала.

Игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов: «Где спрятался?» «Новая квартира»

Формирование экспрессивной речи.Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Учить составлять предложения из 2-3 слов. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений. Заучивание стихов. Игры: «Придумай необычное существо»«Поиграем в Репку»

«Помоги Колобку» «Волшебные очки»

Формирование грамматических процессов.

Словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.

Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме). Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.

Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.

Словоизменение. Игра «Один – много». Учить образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Игра «Что растет в лесу». Учить образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Игра «У кого похожая картинка?».

Образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Игра «Измени слово».

закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Игра «С какого дерева упал листок?».

Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

«Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Педагогическое

Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
Специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»
Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
Для развития социальных навыков у ребенка
Дидактические игры («Правда или нет»).
Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»,
Развитию бережного отношения к окружающему миру:
НОД по экологии и по ОБЖ;
чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
уход за растениями в уголке природы и на участке;

Источник

Индивидуальный образовательный маршрут (логопедическое сопровождение)

ФИО, год рождения ребёнка

      ИВАНОВ ИВАН                                                        Дата рождения ________

       Группа № 2                                                                 Дата заполнения 14.09.2017 г

Логопедическое заключ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Актуальная проблема

Нарушения развития речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие нарушено). Анализ звукового состава слова доступен на уровне выделения первого гласного звука в слове. Произношение слов сложной слоговой структуры не нарушено. В грамматическом строе речи –предложно-падежный аграмматизм. Словарь, словообразование, связная речь – соответствует возрасту

Цель

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.

Задачи

I. Развитие фонематического восприятия

II. Работа по коррекции дефектного звукопроизношения:

  1. постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’
  2. автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;
  3. дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи .

III. Звуковой анализ и синтез звукового состава слова.

IV.Совершенствование  произношения слов сложной слоговой структуры.

V. Устранение недостатков в лексико-грамматическом строе речи:

— преобразование единственного числа существительных во множественное;

— образование родительного падежа множественного числа существительных;

— работа над предлогами: над, ссо.

VI. Развитие связной речи  (составление рассказов по картине, по серии картин, пересказ)

VII. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).

VIII. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Методическое обеспечение

Куликовская Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013

— Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!,М.: Вентана-Граф, 2015

— Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп  С-Пб, Детство-Пресс, 2013

—  Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: Речевые игры на автоматизацию зв. – М.: Сфера, 2015

— Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.:  Просвещение, 2016

Цель

Задачи коррекционно-развивающей работы

Используемые методики, технологии

Срок реализации:        Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г, январь  2018 г.

1. Развитие фонематического восприятия

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Узнавание правильно произносимого и дефектного звуков

Игра «Правильно-неправильно». «Какое слово отличается?». Игра «Поймай звук». «Поймай песенку» и др.

2. Коррекция дефектного звукопроизношения

1Постановка звуков: с,с’, з, з’,ц, л, р, р’

2.Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи, спонтанной речи;

3.Дифференциация звуков: р’-л’ в слогах, словах, предложениях, связной речи,спонтанной речи

Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики:

— «Заборчик» (удержание губ в положении «улыбка»)

-«Барабанщик» (выработка вибрации кончика языка)

— «Парус» (удержания кончика языка за верхними резцами) и др.

Постановка звуков по подражанию и с механической помощью.

Игры и упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков: «День-ночь», «Кошки-мышки»,

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых звуков

Развитие умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога,  слова. Выделение согласного звука из начала, середины и конца слова. Определение количества звуков в слоге, слове. Определение последовательности звуков в слоге, слове. Составление звуко-слоговой схемы слов

4.Совершенствование  произношения слов сложной слогов.структуры.

Развитие слухового внимания и восприятия, темпа и ритма

Автоматизация поставленных звуков на материале слов сложного слогового состава

5. Устранение ошибок в лексико-грамматическом строе речи. Расширение и активизация словаря.

— Преобразование единственного числа существительных во множественное;

— Образование родительного падежа множественного числа существительных;

— Работа над предлогами:  под, ссо, из-за, из-под, над.

Пополнение активного словаря. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, словами-антонимами.

Развитие умения образовывать и употреблять имена существительные ед. и мн. числа в именительном, родительном падежах на основе автоматизируемых звуков (игра «Один-много», «Много чего?» «Нет чего?»

Развитие умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами на основе автоматизируемых звуков (игра «Скажи ласково»

Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с

существительными в роде, числе, падеже Практическое овладение простыми и сложными предлогами  (игра «Прятки»)

6. Развитие связной речи

-Составление рассказов по картине, по серии картин. Пересказ.

Составление рассказов  по картине, по серии картин, пересказ

по традиционной методике.

7.Развитие высших психических функций

Развивать внимание, память, мышление

Игры «День-ночь»,  Исключение лишнего предмета. Игра «4-й лишний», «Найди пару», «Ассоциации»

Узнавание предмета по описанию. Использование «Чудесного мешочка»

8.Развитие мелкой моторики рук

Развивать тонкие движения пальцев рук

Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения: «Коза-корова», «Кулак-ребро-ладонь», шнуровка, пазлы.

Результаты: цель достигнута, реализована не полностью, видоизменилась, не достигнута по причине (указать)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

рекомендации по дальнейшей работе ________________________________________________________________________________________________

Источник

Индивидуальный маршрут развития ребенка, имеющего нарушение речи

Сергеев

Дмитрий

18.03.05

МДОУ д/с № 22

Содержание

1. Договор ——————————————————————————————стр.

2. Анкета родителей ——————————————————————————стр.

3. Речевой профиль ——————————————————————————стр.

4. План работы ————————————————————————————стр.

           4.1. Подготовительный этап ————————————————————стр.

           4.2. Автоматизация звуков —————————————————————стр.

   4.3. Дифференциация звуков ——————————————————————стр.

5. Взаимодействие логопеда с педагогами и родителями в организации

    коррекционного процесса ДОУ —————————————————————стр.

6. Модель выпускника ——————————————————————————стр.

Договор между родителями (законными представителями)

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество ребенка)

группы №______ и логопунктом детского сада № 22

г. Коврова                                                                                        “_____”__________________20_____г.  

Логопункт в лице логопеда Тайковой Натальи Викторовны  и администрации детского сада № 22 в лице заведующей Ивановой Ларисы Николаевны с одной стороны и родителями __________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество ребенка)

группы № _______ с другой стороны, руководствуясь Положением о логопункте, утвержденным Министерством Образования Российской Федерации 14 декабря, 2000 года, заключили соглашение о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Стороны принимают на себя обязательства по реализации коррекционно — развивающей программы в объеме, предусмотренном Положением о логопункте.

2. Обязанности логопункта

Специалисты логопедического пункта обязаны:

2.1. Охранять жизнь и здоровье воспитанников.

2.2. Обеспечить условия для проведения коррекционно — развивающих логопедических занятий.

2.3. Выявлять воспитанников с первичной речевой патологией и отслеживать динамику коррекционной работы на начало и конец нахождения воспитанников в логопункте.

2.4. Проводить логопедические консультации по вопросам коррекции звукопроизношения и речевого развития детей по запросам родителей. Информировать их о ходе коррекционно -развивающих занятий.

3. Права логопункта

3.1.Логопункт оставляет за собой право на расторжение соглашения в следующих случаях:

 Отсутствие ребенка в ДОУ сроком более двух месяцев без уважительной причины;

3.2. В случае необходимости уточнения логопедического заключения воспитанника с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направить на ПМПК, а так же к узким специалистам (невропатолог, лор, окулист и др.).

3.3. Самостоятельно выбирать коррекционно-речевую программу и методы, форму, организацию работы.

4. Обязанности родителей (законных представителей)

4.1. Обеспечивать материальную поддержку коррекционно — развивающих занятий.

4.2. Выполнять все рекомендации логопеда и информировать в случае их невыполнения в письменной или устной форме.

4.3. Выполнять требования логопеда о направлении ребенка на консультирование на ПМПК, к узким специалиста.

5. Права родителей (законных представителей)

5.1. Защищать права и интересы ребенка.

5.2. Ознакомиться с результатами комплексного речевого обследования ребенка и с первичным логопедическим заключением.

5.3. Присутствовать на индивидуальных занятиях с ребенком, посещающим логопункт.

5.4. Требовать выполнение условий настоящего договора.

6. Ответственность сторон

6.1. Стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.

6.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, из которых один хранится у родителей (законных представителей), другой – в логопункте.

Подпись заведующей ДОУ         _____________________________________________________

Подпись логопеда                       _____________________________________________________

Подпись родителя (законного представителя)     ______________________________________

Анкета для родителей о раннем развитии ребенка

Сведения о родителях.

Мать: (Ф.И.О., профессия, образование, работает, домохозяйка)___________________

Отец: (Ф.И.О., профессия, образование, работает, безработный)___________________

Наследственные заболевания матери, отца, ближайших родственников_____________

Общий анамнез.

От какой беременности ребенок_______________________________________________

Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит и т.д.), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери.

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям).________________________________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость._______________________________________

Вес и рост ребенка при рождении._________________________________________________

Вскармливание: к груди приложили на … день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал, поперхивания.___________

Вскармливание грудью до … Последующее вскармливание: смешанное, искусственное_______

Выписка из родильного дома на … день.

Дополнительное пребывание в роддоме, причины________________________________________

Раннее развитие:

Держит голову с __________мес., сидит с ___________ мес., ползает с __________ мес, стоит с ________ мес., ходит с __________ мес.

Первые зубы с ____________ мес., к 1 году зубов ________________________________________

Перенесенные заболевания

до 1года___________________________________________________________________________

после 1 года________________________________________________________________________

Инфекции_________________________________________________________________________

Ушибы и травмы головы_____________________________________________________________

Судороги при высокой температуре___________________________________________________

Данные о развитии речи

Лепет в ___________________________________________________________________________

Первые слова______________________________________________________________________

Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет_________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___________________________________

Успешность выполнения

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Параметры обследования

Диагностика на начало занятий в логопункте показала:

—  понимание речи (1) — сформировано на бытовом уровне. Некоторые задания выполняются после нескольких повторений;

 — фонематическое восприятие (2) — нарушено;

— артикуляционная моторика (3) — замедленное и напряженное выполнение;

—  искажение  слоговой структуры слова (4);

— нарушено произношение звуков (5): Ш/С, Ч/ТЬ, Ж/З, Р/Л, РЬ/ЛЬ;

— грамматический строй речи (6) – сформирован недостаточно. Большинство заданий выполняется с помощью (расширение инструкций, уточнение вопроса, подсказка);

— навыки словообразования (7) — в стадии формирования. Большинство заданий выполняется с помощью (расширение инструкций, уточнение вопроса, подсказка);

— в состоянии связной речи (8) выявлены затруднения:

  • Рассказ по сюжетной картинке составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.
  • Пересказ сказки составлен самостоятельно; допускаются нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость.

—  мелкая и общая моторика (9) сохранна.

Логопедическое заключение: ОНР 3 ур.

Речевая карта

Серия 1. Исследование понимания речи

1. Исследование понимания лексики

1.1. Исследование понимания обобщающих слов по темам.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • птицы
  • транспорт
  • дикие животные
  • обувь

1.2. Исследование дифференциации предложно-падежных конструкций.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • мальчик входит в дом, выходит из дома
  • девочка ставит чайник на стол, берет чайник со стола
  • заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста

2. Исследование дифференциации форм словообразования

2.1.Исследование понимания существительных с суффиксом – инк –

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • бусы – бусинку
  • машину – машинку
  • виноград – виноградинку

2.2. Исследование понимания глаголов с различными приставками.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • выходит, заходит, подходит
  • заезжает, выезжает, подъезжает

3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений

3.1. Исследование понимания словосочетаний.

    Педагог: Посмотри на лежащие перед тобой картинки и предметы. Внимательно прослушай мои инструкции и выполни действия. Покажи:

  • ключом карандаш
  • ключ карандашом
  • положи карандаш на платок
  • накрой платком карандаш

3.2. Исследование понимания простых распространенных предложений.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • девочка рвет цветы
  • девочка играет в мяч

3.3. Исследование понимания вопросительных предложений.

    Педагог: Посмотри на картинки, покажи, где:

  • Кого ловит девочка?
  • Чем девочка ловит бабочку?
  • Кто ловит бабочку?

3.4. Исследование понимания слов с противоположным значением.

    Педагог: Посмотри на картинки. Покажи, где:

  • узкая – широкая (лента)
  • что кислое – что сладкое
  • толстая – тонкая (книга)

Серия 2. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Проверка состояния фонематического восприятия.

    Педагог: Повтори за мной слоговые ряды:

  • ба-ба-па
  • та-да-та
  • га-ка-га
  • ба-бя-ба
  • са-ша-са
  • жа-за-жа
  • ча-ша-ча
  • ла-ра-ла
  • па-ба-па
  • да-та-да

2. Состояние фонематического анализа и синтеза.

    Педагог: Скажи, какой первый звук в слове:

  • Аня
  • Осы
  • Аист
  • Оля
  • Ира
  • Улица
  • Инна
  • Ухо

3. Исследование артикуляционной моторики.

    Педагог: Повтори движения:

  • “лопаточка – иголочка”
  • “трубочка”
  • “качели”
  • “цоканье”
  • “грибок”

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова, предложения.

    Педагог: Повтори за мной слова:

  • Сквозняк___________
  • Велосипед__________
  • Простокваша________
  • Температура________
  • Скворечник_________
  • Водопроводчик______
  • Сковорода__________
  • Регулировщик__________________________

     Педагог: Повтори за мной предложения:

  • Мальчики слепили снеговика.________________________________________________________
  • Водопроводчик чинит водопровод.____________________________________________________
  • Волосы подстригают в парикмахерской.________________________________________________
  • Саше понравился пластмассовый кораблик._____________________________________________
  • У девочки Дины котенок Тима._______________________________________________________
  • Регулировщик стоит на перекрестке.___________________________________________________

5. Исследование звукопроизношения.

Звуки

Характер произношения звуков

Балл

Изолированно

В слогах

В словах

В

Д

Б

Г

С

З

Сь

Зь

Ц

Ш

Ч

Ж

Щ

Л

Р

Ль

Рь

М

Н

Й

Серия 3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения.

1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе.

    Педагог: Я назову один предмет, а ты назови много:

  • Ухо – уши______________________________________________________________________
  • Лист – листья___________________________________________________________________
  • Дерево – деревья_________________________________________________________________
  • Воробей – воробьи_______________________________________________________________

2. Исследование употребления существительных в форме единственного числа творительного падежа.

    Педагог: Посмотри на картинки, скажи, чем ты рисуешь:

  • карандашом
  • ручкой
  • мелом
  • кистью

3.Исследование употребления предложно-падежных конструкций.

    Педагог: Посмотри на картинки, ответь на вопросы:

  • Где стоит машина (около дома)__________________________________________________
  • Где летает бабочка (над цветком)________________________________________________
  • От кого убегает мышка (от кошки)________________________________________________
  • Куда подходят мальчики (к дому)________________________________________________

4. Исследование употребления прилагательных и существительных в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.

    Педагог: Посмотри на картинки, скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы:

  • Красные ягоды____________________________________________________________________
  • Желтые листья____________________________________________________________________
  • Синее одеяло______________________________________________________________________
  • Голубые глаза______________________________________________________________________

5. Исследование употребления существительных с числительными.

    Педагог: Посмотри на картинки, что на них нарисовано?

  • Один, одна – утка, гусь, дом._________________________________________________________
  • Два, две – кошка, заяц, яблоко._______________________________________________________

Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования

1. Исследование активного словаря

1.1. Исследование предметного словаря.

    Педагог: Я покажу, а ты назови части тела:

  • пальцы
  • спина
  • грудь
  • живот
  • брови

1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов.

    Педагог: Посмотри на картинки, какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы?

  • одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс)_______________________________________
  • детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор)________________________________

1.3. Исследование существительных, обозначающих название профессий.

    Педагог: Посмотри на картинки. Люди каких профессий на них изображены?

  • фотограф___________
  • птичницы__________
  • почтальон__________
  • библиотекарь_______
  • строитель__________

1.4. Исследование глагольного словаря.

    Педагог: Ответь на вопросы:

  • кто как передвигается? (птица, рыба, змея, заяц)________________________________________
  • кто как голос подает? Кто как ест? (кошка, воробей, мышь, корова, гусь)____________________
  • что ты делаешь в течение дня? (подобрать семь слов-действий)____________________________
  • что делают люди этих профессий? (врач, повар, воспитатель, продавец, парикмахер – подобрать по два-три слова-действия по предъявленным картинкам)_________________________________
  • что делают девочки? (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит)

1.5.Исследование словаря прилагательных (определений).

    Педагог: Посмотри на картинки. Назови слова-признаки:

  • цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой)____________________
  • качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый)__________________________________________________________
  • форму (овальный, четырехугольный) __________________________________________________

2. Исследование словообразования

2.1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

    Педагог: Я скажу про большой предмет, а ты – про маленький, ласково:

  • шкаф______________
  • береза_____________
  • ваза_______________
  • ухо________________
  • миска_____________

2.2. О