Логопедическая работа с ребенком 3 лет с задержкой речевого развития

Логопедическая работа с ребенком 3 лет с задержкой речевого развития thumbnail

Оксана Стрижевская
Основные подходы коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В связи с этим одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.

Основнаязадача корекционно-логопедического воздействия:

корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитиеребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б)воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

1. Развитие импрессивной речи. На первых этапах развитияпонимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов,предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваю с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

2. Развитие экспрессивной речи. Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений (как и речевое развитие, нормально развивающегося ребенка) начинаю с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

5. Развитие слухового восприятия. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале использую слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произношу с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекаю к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно перехожу к нормальному произнесению слов, а далее прикрываю рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

6. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми считаю игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.

7. Развитие зрительного восприятия. Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов,воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работу с ним веду по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.

8. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.

Не буду подробно останавливаться на методах коррекционной логопедической работы, они нам всем хорошо известны. Можно только добавить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Источник

Ранний возраст является важным для всего
последующего умственного, физического, речевого
и эмоционального развития ребенка. Дети в домах
ребенка значительно отстают по основным линиям
развития, часто имеют задержку речевого
развития. Они нуждаются в комплексной
реабилитации, включающей в себя как медицинское,
так и коррекционно-педагогическое воздействие.
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция
речевых нарушений эти актуальные задачи
реализуются в нашем доме ребенка.

Основными направлениями
коррекционно-логопедической работы является:нормализация
мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие
артикуляционного аппарата, тактильных ощущений,
мимики, выработка ритмичности дыхания,
стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова
из пассивного в активный словарь, выработка
зрительных, слуховых дифференцировок, памяти,
внимания, мышления.

За основу коррекционной работы мы взяли
методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф.
Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой,
Г.В.Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой,
Ю.А.Лисичкиной, Ю.А. Разенковой, и других авторов.

Коррекционно — логопедическая работа с детьми
строится поэтапно и включает постепенно
усложняющиеся упражнения. Логопед принимает
участие в режимных моментах, что способствует
установлению контакта с детьми и повышает
эффективность коррекционной работы.
Используются различные приговорушки, ладушки,
потешки при кормлении, стишки на
звукоподражания. Важно установить тесный
контакт с детьми, поднять их эмоциональное
состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на
лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся
выполнять сначала одноступенчатые, а потом
двухступенчатые инструкции. Большое значение
имеет работа по воспитанию общих речевых
навыков, прежде всего диафрагмального дыхания.
Работаем над коротким спокойным вдохом через нос
и плавным выдохом.

Дыхательная гимнастика: “Кораблики”,
“Шарик”, “Перышко”, “Загони мяч в ворота”,
“Сдуй капельку с тучки”, “Мыльные пузыри”,
“Сдуй листик с грибка”, “Задуй свечу” и т.д. Для
работы над речевым дыханием с детьми раннего
возраста используются речевые подражания: А-А-А
(плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет
лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу
над речевым дыханием, используем слияние
гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА
(кричит ослик). Затем переходим к работе над
слогами, сначала отрабатываем открытые слоги-
звукоподражания: ГА — ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет
поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги
со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание
голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО.
Подражание звукам, издаваемым транспортом и
различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ,
ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов
“дай”, “на”, “иди” и составление с ними
коротких предложений.

Самое большое место в логопедической работе с
детьми занимает работа по стимуляции речевой
активности. Привлекая внимание ребенка к
звучанию его голоса, поощряя его активность,
стараемся вызвать повторение звуков и лепетной
активности. Игры “В гости пришла кукла”,
“Айболит”, “Кто позвал?”, “Что пропало?”, “У
нас в гостях”. Используя сюрпризный момент из-за
ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного
домика появляется игрушка, побуждая ребенка к
произнесению звукоподражания и игровым
действиям с игрушкой.

Ежедневно проводим с детьми артикуляционную
гимнастику, как в пассивной, так и в активной
форме. “Улыбочка”, “Вкусное варенье”,
“Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хобот
слоненка”. Цель: развитие кинестетических
ощущений, усиление активности губ, языка и
развитие их подвижности.

Уровень развития речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. Поэтому тренировка
движений пальцев и всей кисти рук является
важнейшим фактором, стимулирующим речевое
развитие ребенка.

Пальчиковая гимнастика. С помощью
стихотворного ритма совершенствуется
произношение, происходит постановка правильного
дыхания, отрабатывается определенный темп речи,
развивается речевой слух- “Сорока-ворона”,
“Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”, “Этот
пальчик в лес пошел” и др. Нравятся детям
пальчиковые игры на аудиодиске, с музыкальным
сопровождением “Стульчик”, “Зайка”,
“Солнышко” и т. д. Хорошее воздействие оказывают
игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика,
закрепление на липучках “Божья коровка”,
застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры
с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком,
водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый
бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”,
доска Сегена, складывание матрешек. Для развития
мелкой моторики мнем руками бумагу, салфетки,
поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие
игрушки.

Перспективным приемом является рисование
пальчикамикраской. Рисование
сопровождается комментированием действий,
применяются эмоциональные и речевые стимулы в
виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки:
яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к
определенной теме занятий. В ходе совместной
деятельности у ребенка формируется активная
направленность на взаимодействие с взрослым,
первичные коммуникативные умения. Опускаем
ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе
бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что
ему показываем. Также рисуем с помощью пробки,
губки, получаются рисунки- печати. Рисуем на
подносе с манной крупой или песком и проводим
пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и
повторяем “рисунок”: дождик, ручеек, солнышко,
дорожку, травку, снег.

С помощью простых упражнений на развитие общей
моторики — движений рук и ног, поворотов головы,
наклонов туловища можно научить малыша
выслушивать и запоминать задания, а затем
выполнять их. Играем вместе с ребенком: “Мишка
косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка
серенький сидит”, “Вова топать, как умеет”,
“Большие ноги шли по дороге”. Наблюдая за
животными и птицами можно предложить малышу
повторить их движения — как ходит мишка, кошка,
собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Любят малыши игры с музыкальным
сопровождением- диски Е. и С. Железновых
“Развивалочки от 1 года до 5 лет. Веселая
логоритмика” и “Лимпомпо”.

Важным моментом являетсяразвитие
тактильной чувствительности. Игры со щетками,
поглаживание расслабляет, и пальцы ребенка
раскрываются, яркий цвет щетки привлекает
внимание малыша.Также, используем в работе
тактильные таблицы, тактильные дорожки “В
гости”, различные поверхности — жесткие, мягкие,
пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

Большое внимание в своей работе мы уделяем
массажу пальчиков и кистей рук, Су -Джок терапия.
Логопедический массаж на лице, самомассаж,
проводятся с целью нормализации тонуса мышц
артикуляционного аппарата. Выполнение движений
сопровождаем классической музыкой.

Игры с мячом сопровождаются стихотворным
текстом — игра становится эмоциональной и
доставляет огромное удовольствие ребенку. В
ранний период жизни ведущим видом деятельности
ребенка является предметная деятельность. Дети
учатся конструировать, устойчиво ставить кубики,
кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать
слова “кубик”, “кирпичик”, “поставь”,
“построить”. Учатся делать “дорожку”,
“башенку”, “скамейку для зайки”, “кроватку для
куклы”, “диванчик для мишки”, “стол”, “стул” и
т.д. Используем различные виды “вкладышей”,
собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем
всей кистью крупные предметы, игрушки.

С ребенком проводятся игры на развитие
слухового внимания, слуховой памяти и
фонематического слуха. Упражнения с
музыкальными инструментами — бубен, колокольчик,
погремушка, металлофон, барабан “Что звучит?”,
“Угадай, на чем играю?”. Игры со “звуковыми
коробочками”, наполненными различным
содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.). На
прогулке ребенку предлагаем послушать различные
звуки “Что шумит?”, “Что гудит?”, “Кто
разговаривает?”.

Использование компьютерной логопедической
игры “Игры для Тигры” автор Л.Р.Лизунова
позволяет повысить динамику развития и
индивидуализировать процесс коррекционного
обучения.

Формирование представлений о схеме тела и лица:
упражнения “Водичка, водичка!”, “Покажи у куклы
(мишки, зайки)”, упражнения у зеркала “Посмотри,
потрогай глазки, лоб, нос, ушки”, “Покажи, где у
меня глаза, нос, лоб”. Эти же упражнения
проводятся на кукле, мишке, картинке.

Полезно собирать пирамидки с ребенком,
акцентируя внимание на цвете, форме и размере.
Кубики разного цвета, “Разноцветные домики”,
палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки,
карточки из цветной бумаги. Используются
предметы одинакового цвета, но разной формы —
ребенок должен разложить предметы в разные
коробки. Упражнения: разложить предметы одного
цвета и формы, но разные по величине, в три
коробки в зависимости от размера, “Большому
зайке — большую морковку, а маленькому….?”, “Это
яблоко большое, а это поменьше” и т.д.

В процессе целенаправленной, систематической
работы с ребенком, удается добиться
положительной динамики в психическом и речевом
развитии. В результате занятий речь ребенка
поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и
первых слов, обогащается активный словарь.
Пассивный словарь увеличивается, малыш может
выполнять простые инструкции, понимает слово,
пользуется указательным жестом. Улучшается
зрительное и слуховое внимание,
совершенствуется мелкая моторика, координация
движений. Формируются представление о самом
себе, о своем теле, навыки общения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с
детьми раннего возраста.

Цели:

Образовательные:

— развитие понимания речи;

— расширение активного и пассивного словаря
ребенка;

— формирование способности подражать и
осваивать общение всеми доступными средствами
(выразительный взгляд, указательный жест,
“облегченные” слова, звукоподражания, слова);

— закреплять у ребенка знания о своем имени,
частях тела, о действиях в окружающем,
геометрических формах, животных.

Коррекционные:

— учить ребенка фиксировать взгляд на предмете,
прослеживать взглядом его движение;

— развитие общей и мелкой моторики;

— развитие артикуляционного аппарата;

— формирование правильного ротового выдоха.

Воспитательные:

— воспитывать у детей навык совместной работы,
налаживание положительного эмоционального
контакта, создание доверительной обстановки.

Оборудование: зеркало, сюжетные картинки,
домик, пальчиковый театр: бабушка, дедушка, заяц,
волк, медведь, лиса, мяч.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши ушки внимательно слушают,
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши руки не мешают, а помогают.

— Сегодня мы с тобой отправимся в сказку (перед
ребенком на столе игрушечный дом). Бабка и дед
появляются с помощью сюрпризного момента.

— Жили- были дед и баба. Как-то раз просит дед:
“Испеки мне баба колобок”.

— Из чего печь-то? Муки у нас совсем не осталось.

— А ты по сусекам поскреби, по амбару помети.
Авось и наскребешь. Пошла бабка в амбар.

II. Развитие моторики пальцев рук.

На столе “пальчиковый бассейн”.

Упражнение “Веник”

Выполняется с широкой амплитудой движений
раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией
запястья на дне бассейна. Аналогичные движения
выполняем рукой, сжатой в кулак, и попеременными
движениями ладони и кулака.

Наскребла бабка муки.

— А теперь давай поможем бабе сделать колобок.

Игра “Колобок”

Кулачок как колобок,
Мы сожмем его разок.

Ребенок выполняет движения, сопровождая их
стихотворным текстом. Одна рука сжата в кулак
“колобок”, другой рукой ребенок поглаживает
кулачок. Несколько раз сжимает его рукой, затем
положение рук меняется.

— Вот какой красивый получился колобок. Круглый,
как шар, мячик.

Положила бабка колобок на окно студить. А
колобок лежал, лежал, да и покатился.

III. Нормализация мышечного тонуса.

Игра с мячом. Катим мяч — “колобок” к ребенку и
обратно.

Берем левую руку ребенка. Поглаживаем и
похлопываем её от локтя до кончиков пальцев и в
обратном направлении, действуя правой рукой
ребенка. Затем меняем руки. Все движения
сопровождаются словами:

С горки-бух! (движения от локтя к пальцам руки)
На горку-ух! (движения от кончиков пальцев до
локтя)
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ-топ! (стучим ладонью)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок- скок! (постукивающие движения)

IV. Нормализация общей моторики.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему
заяц. А-А-А. Поздоровайся с зайкой. Давай, поиграем
с зайкой.

Игра “Зайка”

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (руки к голове, сделали ушки)
Вот-так, вот-так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (руки сложили лодочкой и
дуем теплой
Надо лапоньки погреть струей воздуха)
Вот-так, вот-так
Надо лапоньки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (попрыгали как зайка)
Вот-так, вот-так
Зайку кто-то напугал
Зайка прыг и ускакал (спрятались)

V. Речевая зарядка

Катится колобок, а навстречу ему серый волк.
У-У-У. Покажем волку упражнения для губ и языка.

1. Артикуляционная гимнастика.

Увидел волк колобка, обрадовался.

“Окошко”

— широко открыть рот “жарко”,

— закрыть рот “холодно”.

И облизывается, так ему хочется его съесть.

“Вкусное варенье”

— улыбнуться,

— открыть рот,

— широким языком в форме “чашечки” облизать
верхнюю губу.

Оскалил волк зубы.

“Заборчик”

— улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые
зубы.

2. Дыхательная гимнастика

Покатился колобок дальше. Видит озеро. Надо ему
через озеро переплыть.

Игра “Шарик” (Таз с водой, дуем на шарик —
“колобок”)

VI. Нормализация мимической мускулатуры.

Покатился колобок дальше. А тут медведь ему
навстречу. О-О-О. Поздоровайся с мишкой.

VII. Физминутка

Аудиодиск Е. и С. Железновы “Лимпомпо”.

“Три медвежонка прыгали в саду” — подпрыгиваем
на месте (ноги на ширине плеч).

“И, конечно, он упал вниз головой…” —
наклоняемся, голову опускаем вниз и трясем ею.

“Медвежонка увели домой” — переваливаемся с
ноги на ногу, стоя на месте.

Во время проигрыша ходим по комнате, как
медвежата.

И покатился колобок дальше. Навстречу ему
рыжая лиса. И-И-И. “Колобок, колобок, я тебя съем”.
А колобок пока катился, научился хорошо говорить
и сказал: “Не ешь меня, лиса, я тебе лучше песенку
спою!”

Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусеку метен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от зайца ушел,
И от волка ушел,
От медведя ушел,
А от тебя лиса и подавно уйду.
И укатился колобок.

VIII. Итог занятия.

— Сегодня мы с тобой поиграли с колобком,
повстречались с зайкой, с волком, с медведем и
даже обманули хитрую лису.

Литература

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми
раннего возраста. — М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.

2. Громова О.Е. Методика формирования начального
детского лексикона. М.: Сфера, 2005. -171 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
Коррекционно-педагогическая помощь детям
раннего возраста. — СПб.: Каро 2000. -331 с.

Источник