Логопедическая группа в центре развития ребенка
В период карантина все занятия в “Детской академии речи” проходят онлайн
Мы работаем с нарушениями: задержкой речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР), алалией, расстройстве аутистического спектра, ОНР любого уровня, нарушением звукопроизношения, дизартрией, заиканием, нарушением внимания, мышления и памяти, школьной неуспеваемости (дисграфией и дислексией), генетическими синдромами.
Занятия ведут логопеды-дефектологи, нейропсихологи, нейролингвисты.
Также, вы всегда можете получить онлайн-консультацию детского речевого невролога.
Детская академия речи — сеть специализированных логопедических центров, созданная для помощи детям с речевыми и поведенческими нарушениями. Сейчас у нас работают десять центров в Москве: Строгино, Хорошево-Мневники, Тушино, Черемушки, Мичуринский, Варшавская, Братиславская, Ховрино, Тропарево и Зябликово
Наша основная задача: помощь неговорящим детям от 2 лет с задержками речевого развития, а также работа со сложными нарушениями, с детьми, которым нужен особый подход и эффективные современные методики.
Детская академия речи разработала и успешно применяет уникальные курсы-интенсивы по запуску речи для детей от 2-х до 7-и лет. Программа каждого курса продумана с учетом первичного нарушения и индивидуально подстраивается под особенности каждого ребенка.
Детская академия речи предлагает следующие варианты работы с детьми:
0е
Развитие речи
Речь — это врожденная способность и естественная потребность каждого человека. Но не всегда речь появляется у ребенка вовремя и соответствует возрастной норме. Психологические, неврологические и органические нарушения могут препятствовать естественному развитию способности говорить.
В сегодняшнем мегаполисе каждый третий ребенок до 3-3,5 лет не говорит или говорит единичные слова. На профессиональном языке это звучит как речевая (ЗРР) или психо-речевая (ЗПРР) задержка, а после 3,5 лет в карте появляется заключение невролога и логопеда “общее недоразвитие речи I уровня (ОНР I)”.
В дальнейшем ребенок, который заговорил позже своих сверстников, все равно остается в группе риска. Возникают предпосылки к возникновению сложностей в усвоении языка, могут появляться речевые деформации слов (перестановка слогов, замена букв, некорректное использование множественного числа, падежных окончаний и др.). Если грамматический строй языка не усвоен в дошкольном возрасте, возникнут сложности с обучением, пониманием текстов, усвоением школьной программы, и, как следствие, с самооценкой юного ученика.
Именно поэтому специалисты нашей Академии ориентированы на работу с детьми, начиная с двухлетнего возраста.
Согласно современным исследованиям, в раннем возрасте мозг ребенка намного быстрее способен усвоить родной язык. Чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем больше возможностей будет у ребенка для правильного развития, ведь речь, как высшая психическая функция, является основой и инструментом познания окружающего мира, знакомства с новым, совместных игр и получения знаний в школе.
Не откладывайте, не слушайте некоторых специалистов в государственной поликлинике, которые утверждают “ничего, в 4 заговорит”, не слушайте бабушек, рассказывающих, что “папа тоже поздно заговорил”, – речь не передается по наследству, это не физиология – не слушайте логопедов в госучреждениях: “приходите в 5 лет” – наше государство просто не оплачивает работу с детьми ранее 4 лет.
Заботьтесь о будущем своего ребенка и своевременно обращайтесь к специалистам!
Узнать подробную информацию:
Источник
Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.
Если ДОУ относится к коррекционному виду, где воспитываются дети, имеющие в качестве вторичных нарушений проблемы с речью (например, с ЗПР (задержкой психического развития), слабовидящие и слабослышащие), то на базе учреждения открывают логопункт, который функционирует с учетом основной коррекционной программы.
Что такое логопедическая спецгруппа?
Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.
Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:
- Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
- Различного рода нарушения в звукопроизношении (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук «р»).
- ОНР (общее недоразвитие речи).
В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.
Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.
Актуальны ли логогруппы?
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.
Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.
Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Плюсы и минусы логогруппы
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:
- В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
- Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
- Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.
Как попасть в спецгруппу?
Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.
В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.
Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.
Источник
«Оснащение центра речевого развития детей в группах»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда — есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Критерии оснащения при подборе дидактического материала:
— наполняемость уголка;
— разнообразие материала;
— соответствие возрасту;
— доступность;
— системность;
— эстетика оформления;
— ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).
Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, с возрастом детей.
Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому уделяется большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Содержание речевого уголка:
1. Картотека артикуляционных упражнений.
2. Зеркало или комплект зеркал (с ручкой).
3. Картотека дыхательных упражнений.
4. Картотека пальчиковых игр.
5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических).
6. Предметы для поддувания.
7. Дидактические игры на обогащение словаря и развитие грамматического строя речи
8. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.
9. Картотека игр на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
10. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)
11. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
— игрушек (дидактические, образные наборы игрушек),
— предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
— различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
— альбом «Говори правильно», картинки для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
Младший дошкольный возраст
Материалы по развитию речи
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
3. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
4. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
5. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, — сказочной, социобытовой)
Средний дошкольный возраст
Материал по развитию речи
1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
5. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
6. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
7. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
8. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
9. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
10. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
11. Набор кубиков с буквами.
12. Набор карточек с изображением предмета и названием.
Старший дошкольный возраст
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
- «Назови ласково»
- «Один-много, много-один»
- «Составь слово из двух»
- «Добавь слово»
5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
- «Мяч бросай животных называй»
- «Кто чем занимается»
- «Горячий – холодный»
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
- Классная подвижная азбука.
- Азбука в картинках.
- Звуковые линейки.
- Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
- Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
- Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.
6. Организация «альбомов», запись высказываний детей, трансформация высказываний в связные рассказы (по темам) для старшего дошкольного возраста.
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Главное, вооружиться простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.
Источник