Литературное развитие ребенка в начальной школе
г. Гая Оренбургской области
Модернизация российского образования требует не только обновления его содержания, но и развития детей, их творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самообразованию. Литературное развитие играет доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Известно немало способов и приёмов, направленных на развитие литературных умений и навыков на основе работы с художественным текстом. В своей педагогической практике я использую систему специальных заданий. Среди них наиболее эффективными являются следующие:
Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
За время работы я обратила внимание на то, что у детей недостаточно развит речевой аппарат. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении ребенка при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел? ( Иа-иа!)
Как вскрикивают от испуга? ( Ой!)
2. Чтение чистоговорок: скороговорок.
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Лу-лу-лу — стул стоит в углу.
Оль-оль-оль — мы купим соль.
Ра-ра-ра — начинается игра.
По слоговой таблице дети могут сами придумывают чистоговорки.
Чтение скороговорок:
Лара у Вали играет на рояле.
3. Проведение игры «»Я начну, а вы продолжите…»
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка
В данном упражнении я люблю использовать небольшие стихи Б. Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини- спектакли, где дети играют роль артистов.
4. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе: Мы идем лесной тропинкой. А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной?
Дети: За малиной!
Учитель: За грибами?
Дети: За грибами!
Вместе: Светит солнце золотое сквозь зелёные оконца.
Учитель: Может мы идём за солнцем?
Дети: Что же может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадётся. Может, ёжик ждёт нас где-то. Мы идем гурьбой весёлой ясным утром в гости к лету!
5. Проведение игры «Птичья стая».
Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Такая игра очень нравится моим ребятишкам, они ведут себя также весело и оживлённо как и птицы.
Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 — 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.
Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи.
«Волшебные кляксы». Цель: развитие воображения и речи. Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.
«Сочиняем сказку». Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.
«Наблюдатель». Учитель: «По одной капле воды человек, умеющий логически мыслить, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слышал» Это цитата из размышлений Шерлока Холмса». Для игры необходимо подготовить несколько разнообразных предметов (записную книжку, сумочку с предметами, поношенный башмак и др.). Ребятам предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах.
Вопросы и задания аналитического характера выполняют важнейшую функцию в формировании квалифицированного читателя, способного анализировать текст в единстве формы и содержания. Большинство таких вопросов направляет внимание учащихся на особенности художественной формы. Они заставляют задуматься над тем, почему автор выбрал то или иное художественное средство, какую роль оно играет в раскрытии идейного содержания произведения.
Выпиши из текста постоянные эпитеты, характеризующие героя.
Какое настроение помогает передать эти звуки, цвета?
Какую по настроению картину рисует поэт с помощью эпитетов и олицетворений?
Подчеркни слова и выражения, делающие текст красочным.
Как название произведения связано с настроением героя?
Наблюдение над языковыми средствами (найди сравнения, обведи карандашом).
Проблемные вопросы и задания развивают исследовательское мышление школьника, пробуждают его интерес к вторичному перечитыванию текста и постижению авторских загадок и открытий. Большинство проблемных вопросов имеют варианты ответов, в которых даны образцы формулировок. Ребёнок может либо выбрать один из предложенных вариантов, либо дать свой вариант ответа. Обязательное требование учителя: при выборе варианта ученик должен доказать, мотивировать свой выбор с опорой на текст.
Прогнозирование содержания рассказа по его названию.
Автор назвал своё стихотворение думой. О чём он думает, размышляет в своём произведении?
Как автору удалось создать такой живой образ?
Почему произведение стало таким знаменитым?
Творческие задания и задания игрового характера развивают литературно-творческие способности учащихся, их речь, образное мышление, творческое воображение. Система творческих заданий позволяет создавать работы разных жанров, учитывая разные возможности детей. Чаще всего творческие задания вытекают из предыдущей деятельности учащихся.
Литературные кроссворды.
Увлекательные викторины.
Игры со словами.
Сочиняем волшебную сказку.
Нарисуй любимого персонажа.
Пословицы и загадки используются в творческих работах для закрепления понятия «созвучие» или «рифма». Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму. Можно предложить ребятам превратится в ученых-фольклористов и дать задание для исследования: догадаться, какая загадка старше?
Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей. Я использую следующие виды творческих работ с пословицей:
Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
Выбрать сказку, к которой подходит пословица.
Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.
Конкурсы «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».
С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки:
дополни слоги до слов (му-, про-);
закончи фразу;
придумай рифму к слову (лучик — … );
соедини рифмующиеся слова;
поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
игра «Слоговой аукцион» — выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;
игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
игра «Буриме» — дописать стихотворение по рифмующимся словам;
восстанови рассыпанное стихотворение;
допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки пруд, далеко летят на юг…»;
игра «Кто больше подберет рифм»: синички – водички – птички;
игра «Добавлялки»: Где обедал воробей? В зоопарке у…
«Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.
Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « интерпретация сказки».Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.Вот примеры некоторых заданий:
Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
«Что было дальше?» — закончить сюжет произведения.
Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.).
Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:
— Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).
— Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
Перестановка персонажей внутри одной сказки.
Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
Перестановка персонажей.
Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.
Важным аспектом в литературном развитии младшего школьника является внеклассное чтение. Основная цель занятий по внеклассному чтению – организация самостоятельного чтения детей дома и на уроках внеклассного чтения. Задачи, позволяющие реализовать поставленную цель:
Совершенствование навыка чтения учащихся.
Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы.
Формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.
Развитие воображения, творческих способностей, речи учащихся.
Расширение культурного кругозора школьников.
Литературное развитие младших школьников не заканчивается в начальной школе. Оно продолжается и в среднем, и в старшем звене. Но то, что заложено в младшем школьном возрасте является основой для дальнейшей успешной учебной деятельности детей.
Литература:
Журналы «Начальная школа развитию речи во 2-х и 3-х классах. м.Учпедгиз.1954
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.Просвещение, 1992
Львов М.Г. Работа над сочинением в начальных классах. М.Просвещение, 1971
Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985
Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., Просвещение, 1984
Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. – М., 2007.
Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., 1999.
Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие – Екатеринбург, 2002.
Светловская Н.Н., Пиче- Оол Т.С. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М., 2001.
Приложения
Результаты работы по изучению литературного развития младших школьников через систему различных заданий в начальных классах
на уроках литературного чтения.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
уровни
2 класс
3 класс
4 класс
1
высокий
58%
73%
93%
2
удовлетворительный
38%
23 %
7%
3
низкий
4 %
4 %
0%
2 КЛАСС
3 КЛАСС
3 КЛАСС
4 КЛАСС
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Уровни сформированности творческой активности
Количество детей до использования творческих заданий
Количество детей после использования творческих заданий
высокий
5(17%)
14(51%)
удовлетворительный
11(38%)
7(24%)
низкий
13(45%)
8(25%)
Источник
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе, литературное образование и литературное развитие младших школьников.
Кожевникова Е.А.
Лесосибирский педагогический интститут-
Филиал Сибирского федерального университета.
Ключевые слова: Литературное чтение, начальная школа, литературное образование, литературное развитие.
Аннотация: Статья посвящена специфике предмета «Литературное чтение» и пониманию учителем начальной школы целей и основных задач предмета.
В системе упорядоченного и бесконечного образования, в круг которых входит литературное образование начальная школа расценивается как первичная ступень. Такой учебный предмет как «Литературное чтение» рассматривается важнейшим звеном данной системы. Литературное прочтение предполагает собою академический объект, что вызван внедрить ребенка в общество образной литературы, выработать орудиями образной фразы точные понятия об народе также находящемся вокруг его обществе, к показанным актуальным тенденциям, активизировать обучающихся, заинтересованность их книжками также чтению, вложить основные принципы пользовательской культуры персоны, присоединить ребенка ко общечеловеческим также государственным внутренним ценностям.
Литературное чтение выполняет особенную роль как предмет, он не только урок, но и сильнейшее орудие воспитания и развития ребенка, поэтому данному предмету отводится особое место среди предметов в начальной школе. Литература как предмет несет за собой мощнейший багаж духовных, личностных ценностей. Язык художественного произведения, художественное слово, изобразительно-выразительные средства художественной речи выступают в качестве общекультурной среды для школьников. Воспитывающий потенциал литературы позволяет сформировать у младших школьников базовые нормы гражданской и духовно-нравственной культуры.
Воспитывающий уклон дисциплины «Литературное чтение» предоставляется учащимся через отбор литературных текстов в художественных произведениях. Вместе с большим кругом педагогических задач, учебный предмет «Литературное чтение» должна находить ответы на проблемы воспитания – через что развивать у учеников гражданские, духовные и моральные чувства? Литература, которая побирается для изучения детьми, должна в легкой и понятной для учащихся форме показывать устоявшиеся в обществе ценности доброты, совести, уважения к старшим, любви к Родине. Воспитывающие умение литературы для начальной школы должно иметь место на уроках литературного чтения. Этот пункт- воспитательный потенциал художественной литературы- стоит на первом песте при подборе учебных хрестоматий на всем историческом пути. На основе данного критерия подбираются и основываются большинство произведений литературы, которые должны быть при изучении на начальной ступени образования, на этом настаивают образовательные документы, в том числе ФГОС. Условие требуемое образовательными стандартами имеется в большей части учебников для школы нашего времени. Главная цель предмета «Литературное чтение» — привитие осознанной грамотности, высоконравственной и гражданской личности учащегося, непосредственно включая его в читательскую деятельность, умение правильно реагировать на текст и показывать свои эмоции, осознавать и пересказывать прочитанный художественный текст, передавать свои чувства через прикладную и творческую активность, показывать достижения и результаты литературного труда в портфолио. Из основной главной цели вытекает комплекс задач: 1) овладеть осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением на уровне осмысления и понимания тематического и идейного содержания произведения; 2) формировать читательский кругозор, расширить знания учащихся об окружающей действительности на материале произведений русской, казахской и зарубежной литературы; 3) развивать и обогащать связную речь, творческое воображение, образное мышление; эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений; стремление к продуктивно-творческому осмыслению прочитанного, созданию текстов собственного сочинения; 4) прививать устойчивый интерес к самостоятельному и систематическому чтению доступных возрасту произведений детской мировой литературы.
На современном этапе существуют два направления процесса обучения чтению: 1) собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях — формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности; 2) получение ребенком литературного знания, т.е. обеспечение литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста.
Проблемы литературного образования и литературного развития неотделимы друг от друга. Цель любого образования — развитие личности, поэтому нетрудно понять, что цель литературного образования — литературное развитие ребенка. Для успешной работы с детьми необходимо разобраться в этом процессе, его сути, специфике, условиях.
В.Г. Маранцман утверждает, что литературное развитие с некоторым запозданием реализует опыт общего психического развития ребёнка. Сдвиги в литературном развитии охватывают все стороны читательского восприятия и более всего заметны в области эмоций или при переходе на следующую ступень литературного развития[4]
Литературное развитие сегодня трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:
1)формирование читателя (обучение восприятию, осмыслению и интерпретации художественного произведения в единстве его формы и содержания, оценке его с эстетических позиций и выражению своей оценки, как в словесной, так и в невербальной форме);
2)развитие литературного творчества школьников, способности адекватно выразить себя в слове;
3)расширение культурного поля ребенка, развитие школьника как носителя и созидателя культуры.
Таким образом мы можем сказать, что литературное чтение как учебный предмет является одним из главных аспектов в обучении на начальном этапе образования. Литературное чтение влияет на всесторонние развитие младшего школьника, обогащает его кругозор, дает возможность к развитию творческих способностей и воображения. Формирует нравственные и моральные установки через прочтение литературных произведений.
Список литературы
1.Лейдерман Лейдерман Наум Так что же это такое – литературное образование школьников? // Филологический класс. 2004. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tak-chto-zhe-eto-takoe-literaturnoe-obrazovanie-shkolnikov (дата обращения: 01.11.2019).
2. Дергунова Татьяна Александровна Технологии литературного развития младших школьников // Вестник НВГУ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-literaturnogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 01.11.2019).
3. Лавлинский Сергей Петрович Теория и практика современного литературного образования // Новый филологический вестник. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-sovremennogo-literaturnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.11.2019).
4. Ловкова Татьяна Борисовна Литературное чтение как объект исследования // Вестник СПбГУК. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnoe-chtenie-kak-obekt-issledovaniya (дата обращения: 01.11.2019).
5. Портушкина С. Литературное развитие младших школьников.
Источник