Литература развитие ребенка дошкольного возраста

Литература развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Обзор книг о развитии детей

Понимая важность всестороннего дошкольного образования детей, родители сталкиваются с проблемой подбора литературы. Многообразие вариантов, наличие большого количества разнообразных методик, подходов могут смутить. Как выбирать, чтобы сохранить ценный ресурс – время? Давайте подробно рассмотрим эту тему.

Книги для родителей об обучении и воспитании детей

Если вы уже определились с путем, по которому поведете кроху к знаниям, несложно выбрать нужное направление среди книжных полок. Книги образовательной тематики для взрослых, занимающихся обучением дошкольников можно условно разделить:

  • методики раннего развития;
  • отдельные издания по конкретным дисциплинам;
  • хрестоматии, сборники, энциклопедии общей направленности. Чаще всего подразумевают применение в конкретном возрасте.

В группу методик раннего развития относятся теоретические и практические пособия, сборники, раскрывающие основы подходов обучения ребенка с рождения по программе ускоренного развития.

Группа предметных изданий содержит книги по отдельным предметам согласно с государственной программой научения, следует признанным стандартам введения новых навыков. Родителям, обучающим кроху с пеленок по методике раннего развития, некоторые из них приходят на помощь, когда дисциплины недостаточно описаны специализированной литературой.

В третью группу относятся сборники, содержащие материалы, описывающие обучение детей определенного возраста целому комплексу навыков.

Для удобства и сохранения времени мы подготовили обзор книг из указанных групп. Представленные издания размещены в интернете для свободного чтения или доступны к покупке через интернет-магазины. Мы постарались выбрать примеры, которые наглядно показывают, как вести обучение, легки в применении, дают понимание основ педагогического подхода к дошкольникам.

Обзор книг

Популярные среди современных родителей теории, которые подразумевают под собой интенсивное развитие детей с раннего возраста, широко представлены в печати. Предлагается много книг современных авторов, которые ссылаются на того или иного автора методики, утверждают, что книги написаны по опыту использования популярного направления. Действительно, большинство из них прекрасно написаны, содержат дидактический материал, но, чтобы понять суть метода, правильно его использовать, начинать нужно с прочтения книги автора выбранного подхода. В случае, если авторского материала нет в продаже, лучше воспользоваться изданием педагогов дошкольных учреждений, которые применяли методику на практике на протяжении некоторого периода времени.

Вальдорфская педагогика

  • Л. Дыкман «Гармоничный ребенок». Описание подхода опытным педагогом детского сада с вальдорфской методикой воспитания. Подробно описывает подходы к научению и воспитанию, графики организации детского досуга и творчества. Наполнена описанием подготовки взрослых, примерами и вариантами занятий.
  • В. Загвоздкин «Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребенка». Прекрасный образец теоретического освящения этого направления, подробно описываются принципы и подходы организации образовательного процесса. Доступность языка автора при объяснении сложных моментов и подкрепление практическими примерами в конце книги − дополнительный плюс.
  • Л. Головина «Методика раннего развития Вальдорфской школы. От 0 до 7 лет». Сборник игр и занятий, которые помогают воспитывать кроху, следуя принципам выбранного направления. Наполнена большим количеством идей для творчества и занятий с дошколенком.

Подход Марии Монтессори

  • М. Монтессори «Впитывающий разум ребенка» (перевод − К. Алексеев). В книге можно ознакомиться со взглядами на воспитание и развитие детей дошкольного возраста, почерпнуть массу рекомендаций по организации образовательного процесса и глубже погрузиться в мир Монтессори метода.
  • М. Монтессори, Г. Б. Корнетов «Помоги мне это сделать самому». Сборник статей раскрывающих суть подхода, предлагающий варианты занятий и темы для размышлений. Прекрасным дополнением книги являются статьи практиков из русскоязычной среды.
  • М. Монтессори «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается». Хороший практический сборник материалов по организации воспитания и обучения. Наглядные примеры и легкость текста позволяют понять, как общаться с малышом, как его заинтересовать и донести весь необходимый материал с радостью. Подробное описание всех основных развивающих занятий по технике дает понимание, что нужно крохе и как добиться хороших результатов.

Методика Марии Монтессори очень популярна в русскоязычной среде и в продаже есть множество практических пособий с примерами занятий, которые вы сможете легко выбрать, изучив теоретическую базу метода.

Игровой подход Никитиных

  • Л.А. и Б.П. Никитины «Мы и наши дети». Описывая свои взгляды как должно проходить важное малышу время постижения окружающего мира, авторы предлагают обучать исходя из их способностей и потребностей, делая упор на физическом становлении и восприятии родителями своей роли с радостью. Она отражает мышление родителей, поведение детей и дает понимание очередности различных знаний.
  • Л.А. и Б.П. Никитины «Ступеньки творчества или развивающие игры» — сборник, состоящий из множества игр на развитие.
  • Л.А. и Б.П. Никитины «Интеллектуальные игры». Еще один сборник занятий с детьми, содержащий различные варианты интеллектуальных упражнений на развитие творческого потенциала и интеллекта.

Глен Доман и его карточки

  • Глен Доман «Гармоничное развитие ребенка». Описывает теоретические основы метода и рассказывает, как вести обучение. Достаточно подробно рассказывается, как размещать текст, какого он должен быть размера и почему. Множество вопросов, которые кажутся простыми раскрываются в издании и поясняются, зачем это делать.
  • Е. Страубе «Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет». Адаптация методики к русскоязычному обществу с пошаговым описанием применения техники обучения. Проанализировав опыт использования, автор дает всю необходимую информацию по применению.

Книги по развитию речи

  • Е. Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1–3 года». Издание специалиста логопеда насыщено понятными примерами занятий и теоретической базой о том, как необходимо заниматься с крохой. Отсутствие категоричности и настойчивости в спорных вопросах сделает чтение легким и приятным.
  • Т. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия». Авторская методика коррекции и развития речи от 4-х лет. Разработана так, что в ней есть и упражнения, и дополнительный материал, позволяющий работать над памятью, восприятием, пониманием принципов словообразования.
  • Н.В. Нищеева «Веселая артикуляционная гимнастика. Сборник упражнений». Польза артикуляционной гимнастики для детей от 1 года известна, но мало родителей знают, как правильно проводить занятия. Данное издание хорошо помогает проводить их правильно и интересно. Большие картинки и веселые простые стихи заинтересуют малыша, а родителю помогут инструкции к каждому упражнению. Понимая, как заниматься с крохой на развитие речевого аппарата, родители легко могут добиться красивой четкой речи.

Мелкой моторики

  • Е.С. Аниценкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Пособие помогает развивать мелкую моторику и активную речь малыша через интересные занятия и игры с руками. Тем родителям, которые понимают, как важно ежедневно тренировать руку будущего школьника.
  • О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «1000 узоров. Материалы на развитие моторики мелких мышц у детей дошкольного возраста». Сборник предлагает много заданий для тренировки руки крохи и подготовки его к письму. Может использоваться детьми дошкольного и школьного возраста.
  • Е. Данилова «Пальчиковые игры. Развивающие упражнения для самых маленьких». Книга, которая станет незаменимым спутником в дороге и дома. Насыщенная большим количеством разных игровых занятий, которые позволяют работать и над речью, и над мелкой моторикой рук.

Книги на развитие памяти, внимания, логики

  • И. Светлова «Логика. Для детей младшего дошкольного возраста». Яркие интересные картинки и подготовленные к ним вопросы легко воспринимаются малышами и позволяют родителям понять, как общаться с ребенком, чтобы помочь ему развивать логическое мышление.
  • С. Гаврина, И. Топоркова, С. Щербинина, Н. Кутивина «Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать». Сборник для детей от 4-х лет. По нему легко обучить ребенка необходимым логическим операциям, при этом привлечь его к занятиям.
  • И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». Хорошо описанные принципы и механизмы формирования важнейших умственных навыков подкреплены игровыми примерами занятий.
  • О. Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей. 1000 тестов, заданий и упражнений». Данный сборник может быть полезен как в дошкольный период, так и потом. Он позволяет выбирать необходимый материал и развивать внимание и другие базовые навыки крохи.
  • Ю. Соколова «Память, логика, внимание. Подготовка к школе». Сборник интересных заданий и игр детям 5–6 лет. Позволяет полностью подготовить логическое мышление, закрепить базовые знания математики и начального письма.

Творческих способностей

  • А. Лопатина, М. Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких». Отличительной чертой сборника является наличие большого количества разнообразных идей для занятий с самыми маленькими и с детьми постарше.
  • А. Быкова «Развивающие занятия ленивой мамы». Издание будет очень полезно всем. Подход автора книги к воспитанию и обучению позволяет по-новому взглянуть на своего кроху и увидеть то, чем он действительно хочет заниматься. Непринужденный и легкий стиль автора позволяет читать книгу на одном дыхании и заставляет задуматься о необходимости использовать в развитии малыша обычные вещи, которые мы часто не замечаем.
  • Джулия Кэмерон, Эмма Лайвли «Художник есть в каждом». Работа, заслужившая признание за то, что учит и развивать, и воспитывать, и любить кроху, и получать радость от времени, проведенного вместе.
  • О. Иванова, И. Васильева «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка». Каждому возрасту характерны свои способы и техники рисования, авторы сборника прекрасно описывают особенности каждого периода и дают красивые красочные описания примеров работы с ребенком.

Социально-коммуникативного развития

  • С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста». Несмотря на то, что в названии заявлен возраст 5–7 лет, это издание прекрасно подойдет и деткам младше. Состоит из 31 занятия на развитие способностей и 1 диагностического на понимание вопросов, над которыми нужно поработать.
  • Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 3–5 лет по социально-коммуникативному развитию. В контексте ФГОС ДО». Издание заявлено для воспитателей ДОУ, но прекрасно подходит и родителям.

Познавательного развития

  • К. Дрызлова, З. Суровы «Находилки. Гуляем и играем – познаем мир». Интересный сборник, прекрасно подходящий детям от 1 до 5 лет. Наглядно показывает, как можно увидеть необычное в привычном. Найти лицо дома, вырастить домашний сад или сделать гербарий. С каждой страницы издания в вашу жизнь будет проникать новая идея занятий и развития познаний вашего крохи о мире и его разнообразии.
  • Л. Соколова «Играем на прогулке. Наблюдаем, познаем, учимся». Сборник идей занятия с крохой на улице. Большое количество не только занятий с одним ребенком, но и для организации игр со сверстниками.
  • Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». Хорошая книга о том, как разнообразить жизнь малыша и привнести в нее некоторое количество чуда. Подробное описание, пояснение для каждого варианта занятия позволяет не только обучать, но и находить собственные варианты развития способностей крохи.

Книги по развитию детей с рождения до 2-х лет

  • Т. Стробыкина «Игры и упражнения для самых маленьких». Четко по месяцам расположены занятия с крохой и ответы на самые популярные вопросы о малыше до года.
  • Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Учит слушать и слышать кроху, подсказывает, как понять своего малыша с самого раннего возраста.
  • Уильям, Марта, Роберт и Джеймс Сирс «Ваш малыш от рождения до двух лет». Энциклопедия, которая дает ответы практически на все вопросы молодой мамы и по развитию, и уходу. Может использоваться как настольная энциклопедия.
  • А.В. Цицулина, Л.Г. Капкова, Р.А. Беседа серия «Умное поколение. Первые шаги». В рамках этой серии есть отличные книги «Развиваем способности ребенка от рождения до года. Зрение», «Развиваем способности ребенка от рождения до года. Слух», «Развиваем способности ребенка от рождения до года. Движения». Насыщенный отборный методический и дидактический материал. Он развеет все ваши сомнения и расскажет, как правильно провести этот период.

Книги о развитии и воспитании от 2 до 4 лет

  • А. Галанов «Развитие ребенка от 2 до 3 лет. Практическое пособие». Тот случай, когда обо всем в сжатом виде можно узнать в одном месте. Доступные для понимания схемы и таблицы, отдельное внимание уделено особенным чертам, на которые нужно обратить внимание. И конечно, практический материал, полностью подготовленный к использованию.
  • О. Земцова «Тесты для детей 2–3 лет». Сборник занятий с крохой, по которому хорошо не только учить, но и проверять уже усвоенные знания в игровой форме.
  • С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина «Развиваем устную речь. Веселые вопросы для детей 3–4 лет». Практическое пособие, которое позволяет без проблем найти тему для разговора, чтобы стимулировать развитие речи.
  • З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». Еще один прекрасный сборник игр с детьми 2–4 лет.

Развитие малыша от 4 до 6 лет

  • О. Земцова «От слова к рассказу. Развиваем речь. Для детей 4–5 лет». Еще одно издание кандидата педагогических наук Ольги Земцовой, в котором собраны интересные картинки, работая по которым родители могут помочь ребенку научиться рассказывать целые истории и совершенствовать свою речь.
  • Л.Г. Брозаускас «Развиваем пальчики. Книга-игра для развития мелкой моторики детей 4-6 лет». Детям нравится топать по тропинкам пальчиками и приходить в гости к медведям, зайцам и т. д.
  • Н. Натанова «Обучалочка. Сборник развивающих заданий. Пособие для детей 5–6 лет». Чем занять кроху? Как развить определенный навык? В этом сборнике собрано практически все, что должен усвоить малыш в этом возрасте. На ярких занятных картинках, которые рассортированы по сложности и предметным областям можно окунуться в мир знаний и не заметить, как пролетит время.
  • Л.М. Козырева «Развиваем логическое мышление. Для детей 6–7 лет». Это издание легко поможет усовершенствовать математические способности вашего крохи.

Еще несколько книг, которые могут быть полезны

В жизни каждого ребенка сказка имеет большое значение. Но, как при помощи выдуманных персонажей научить? Как составить нужную в данный момент историю, чтобы кроха понял важные вещи и разобрался в сложных вопросах? Ответ есть в книге Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой». Показывая, как работать со сказкой, знакомя с наилучшими произведениями народного творчества, автор дает возможность развить в ребенке любовь к чтению, творчеству.

Хорошо, когда под руками есть издание, в котором подробно описано, когда и что давать крохе изучать, как заниматься и готовить малыша к жизни. Одним из прекрасных примеров такого сборника является работа Ларисы Славгородской «Энциклопедия для воспитания и обучения ребенка. Книга для родителей». Описывая по возрастам особенности психологического восприятия ребенком окружающего мира, этапы становления ума крохи автор рассказывает, как учить с удовольствием.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Источник

Мария Коен
Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М. А. Коен

ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида

Фрунзенского района СПб

В настоящее время дошкольное образование — это первая ступень Российской образовательной системы. Дошкольные образовательные учреждения создаются для реализации конкретных целей и выполнения современного образовательного заказа. Исходя из этого, дошкольное образование должно трансформироваться в гибкую, научно обоснованную, вариативную и конкурентоспособную систему для того, чтобы обеспечить эффективность этого государственного заказа и удовлетворять запросы его главных потребителей. В последнее время на государственном уровне дошкольному образованию всё больше и больше уделяется внимание, вопросы дошкольного образования актуализируются в приоритетных программах, направлениях государственной политики в сфере образования. Об этом свидетельствуют принимаемые за последние годы законы, нормативно — правовые акты различных уровней. Предъявляются новые требования к организации работы педагогов, условиям реализации образовательных программ. В связи с этим, очень важно, планируя работу с ребёнком, с одной стороны учитывать происходящие изменения, связанные с реформированием образования, с другой стороны, как можно больше уделять внимание становлению внутреннего мира ребёнка.

В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, система образования призвана обеспечить формирование у детей целостного миропонимания, развития культуры, а также систематического обновления всех аспектов образования. Наиболее доступным и эффективным способом для достижения данной цели является художественная литература, как способ воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. Художественная литература — это наиболее доступный и самый эффективный в образовательно — воспитательном отношении вид искусства, который может служить одним из инструментов развития личности. Она всегда признавалась и признаётся одним из самых действенных способов воспитания и образования. Художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Книга даёт возможность домыслить, учит размышлять над новой информацией, развивает творчество, креативность, а как следствие позволяет формировать у юных читателей целостное миропонимание, формировать собственное мировоззрение, уметь адекватно оценивать себя и своё отношение к миру, воспитывает нравственные чувства и оценки, воспитывает эстетическое восприятие.

В настоящее время процесс приобщения детей к художественной литературе в дошкольном возрасте менее изучен, чем в школьном. Однако в педагогике и психологии за историю их существования накоплены важные данные о разных аспектах приобщения дошкольников к художественной литературе (Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, А. В. Запорожец, К. И. Чуковский, Т. И. Алиева, Б. Беттельгейм, Ш. Бюлер, Н. Н. Веракса, З. А. Гриценко, О. М. Дьяченко, Д. Б. Эльконин, О. Л. Кабачек, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев, В. А. Левин, Л. С. Славина, И. И. Тихомирова, и др.). Таким образом, в нашей стране накоплен большой научно- методический опыт в данной области.

Проблема литературного развития неоднократно становилась предметом изучения учёных и исследователей гуманитарной области знаний. Вопрос «дошкольник и книга» возник ещё в 80-е годы ХIХ в. Возникли споры, связанные с возможностью называть дошкольника, не читающего самостоятельно книгу — читателем [М. Соболев].В ХХ веке данная проблема подверглась более глубокому осмыслению: в центре внимания учёных ставились вопросы спецификации восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста [Е. А. Флёрина, О. И. Никифорова, Л. М. Гурович], интерес к чтению [Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Р. И. Жуковская]. Вопросами литературного развитиязанимались и современные исследователи: Н. Д. Молдавская, Л. Г. Ковалёв, О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе, Л. А. Левин. Исследователи определили литературное развитие,как:

— «процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, как способность ребёнка мыслить словесно- художественными образами, руководствуясь при этом эстетическими критериями» (Н. Д. Молдавская)[1];

— реализация опыта литературных способностей, таких как наблюдательность, творческое воображение (Л. Г. Ковалёв, А. Маслоу);

— процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, Н. Д. Молдавская);

— одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью (В. А. Левин).

Исходя из этого литературное развитие можно определить, как процесс, предполагающий непосредственное чтение художественного произведения, восприятие его ребёнком, получение эмоциональной реакции на него, осознание нравственных переживаний, которые были заложены в тексте, направлен на развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателя, определённому жанру. Заключительной составляющей является отражение литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

К сожалению, в наш век информатизации интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Книга проигрывает неравную схватку с продуктами технического прогресса.Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т. п. Всё чаще дети дошкольного возраста предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры [2].

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. По этой причине чтение в XXI веке стало привлекать внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявила 2003-2013 годы десятилетием грамотности. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. Актуальность данного вопроса сегодня неоспорима, поэтому 2015 год по указу Владимира Владимировича Путина объявлен Годом литературы.

Чтобы обеспечить эффективность государственного заказа (формирование у детей дошкольного возраста целостного миропонимания, развития культуры, дошкольное образование должно использовать эффективный механизм, способствующий литературному развитию дошкольников, формирующий у детей интерес и потребность в чтении книг. Для реализации поставленной цели был проведён анализ литературного развития детей трёх групп старшего возраста. В ходе констатирующего эксперимента были изучены особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента основными критериями особенностей литературного развитиябыли выделены следующие критерии: наличие читательского интереса, особенности восприятия литературного текста детьми старшего дошкольного возраста, отражение литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности [3].Для выявления данных по критериям были использованы следующие методики:

1. методика по выявлению читательских интересов Л. М. Гурович.

2. методика, предложенная коллективом кафедры дошкольной педагогики института Детства РГПУ им. А. И. Герцена «Мониторинг в детском саду» — методика освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» [Мониторинг в детском саду. Научно- методическое пособие. –СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г. — 592с. ].

Результаты проведённого исследования свидетельствую о низком рейтинге чтения как способа освоения миропонимания и культурно-исторического опыта. В ходе индивидуальной беседы детям предлагалось расположить на ступеньках лесенки-рейтинга картинки с изображением различных видов детской деятельности, предлагается выбрать занятие, которым он любит заниматься в детском саду и дома. Предложенные карточки с изображениями дети располагали на ступеньках лесенки- рейтинга в зависимости от их предпочтений. Средние данные показали, что чтение лишь на седьмом месте (из девяти). Более высокий рейтинг занимают такие виды деятельности как — двигательная (первое, изобразительная (второе, музыкальная (третье,а также далее соответственно: самообслуживание и элементарный труд, познавательно-исследовательская и конструирование. Замыкают рейтинг предпочтений такие виды деятельности как игровая и коммуникативная. Это вполне объяснимо, так как современные аудиовизуальные средства позволяют представить готовый литературный образ, не требуя при этом активного участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, как это происходит при непосредственном слушании текста. Наглядно представленная фабула не требует от детей прослеживания процесса события, описанного в художественной литературе. Отсюда столь низкое рейтинговое место чтения в предпочтениях детей.

Для определения эстетического восприятия художественного произведения детьми старшего дошкольного возраста была проведена диагностика с использованием формы настольно-печатной игры «Литературная страна». Игра предполагала посещение остановок «Бульвар историй», «Театр» и «Дом художников». До начала исследования детям предлагалось рассмотреть внимательно карту «Литературной страны», обратить внимание на её достопримечательности, попробовать предположить, что скрывается за этими названиями. Далее внимание детей акцентировалось на остановке «Бульвар историй». В ходе индивидуальной беседы с ребёнком выяснялось, насколько ребёнок понимает отличие жанров произведений. Чем отличается сказка от рассказа, есть ли у рассказа автор и пр. Затем детям предлагалось прослушать рассказ В. Осеевой «Просто старушка» для изучения особенностей понимания идеи литературного произведения, выявления особенностей эмоционально- образного восприятия рассказа и изучения жанровых отличий. После чтения проводилась индивидуальная беседа по прослушанному произведению.

Для определения уровня литературного опыта детей в самостоятельной творческой деятельности была использована диагностика в форме настольно-печатной игры «Литературная страна». Игра предполагала посещение остановок «Театр» и «Дом художников». Взяв за основу диагностические задания и темы индивидуальных бесед двух остановок «Литературной страны»: «Театр» и «Дом художников», был составили перечень вопросов по выявлению отражения литературного опыта детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной творческой деятельности.

По результатам проведённых диагностик уровень литературного развития детей старшего дошкольного возраста составляет:

28,3% детей не могут определить жанр произведения, затрудняется в ответах на вопросы, к описываемому событию равнодушны, не осознают эмоциональной роли слова в произведении. Испытывают затруднения в назывании иллюстраторов детских книг; определяют только факт необходимости иллюстраций, но обосновать не могут; не выражают желания рисовать по литературным произведениям.

55,8% детей ошибаются в названии жанра по определению, но правильно соотносят текст с жанром рассказа, называют 1-2 отличия рассказа от сказки, не до конца понимают идею рассказа фрагментарно отвечают на вопросы, нейтрально относятся к событию (занимают пассивную позицию, эмоциональную роль слова чувствуют, но объяснить не могут. Называют 1 иллюстратора детских книг; дают общие суждения о необходимости иллюстраций («нужны, чтоб красиво было»); имеют ограниченный опыт рисования по литературным произведениям; выражают фрагментарное желание рисовать по литературным произведениям испытывают затруднения в объяснении своего изображения, дают общую оценку рисунку.

15,8% детей узнают жанр рассказа и аргументировано соотносят текст с жанром, понимают основную идею рассказа, эмоционально относятся к описываемому, понимают эмоциональную роль слова в произведении. Называют 2-3 иллюстраторов детских книг; понимают и аргументировано объясняют значение иллюстраций в книге; имеют значительный опыт рисования по литературным произведениям, выражают активное желание рисовать по литературным произведениям, уверенно объясняют изображение и прогнозируют возможное продолжение работы.

Таким образом, данные, полученные в результате констатирующего эксперимента, говорят о преобладании среднего (55,8%) уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста.

Особенности данного исследования дают возможность предположить о необходимости в психолого-педагогической помощи родителям и педагогам, т. к. эти два первых и главных социальных института призваны обеспечит преемственность в развитии детей. На сегодняшний день актуальность данной проблемы очевидна. Семья и детский сад связаны между собой. При решении данной проблемы здесь стоит руководствоваться принципом взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принцип параллельности. И тогда будет обеспечена эффективность государственного заказа и удовлетворены запросы его главных потребителей.

1. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1976. — С. 3

2.Детский сад: теория и практика, №6 2013 — С. 14

3. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды. — М. ,1996.- Т. 1.-66с. ]

Источник