Литература по сенсорному развитию ребенка
1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. — М.: Просвещение, 1994 — 64 с.
2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. — №3. — С. 16 — 19.
3. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. — 256 с.
4. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко — М.: Просвещение, 1991. — 197с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер — М.: Просвещение, 1998.- 143с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 2000.- 267с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
9. Гальперин, Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте / Л.Я. Гальперин Психология как объективная наука — М.: 1998. — 389 с.
10. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада/ Н.Ф. Губанова — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 128 с.
11. Детская патопсихология: хрестоматия / под ред. Белопольской Н.Л. — М., 2009. — 250 с.
12. Детские забавы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.planeta-baby.ru
13. Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С.2-6.
14. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ/ С.Д. Забрамная — М.: Новая школа, 1998. — 64 с.
15. Занятия с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://detsad-kitty.ru
16. Зворыгина, Е. В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе дошкольного воспитания / Е.В. Зворыгина — Таллинн: 1994. — 285 с.
17. Изгаршев, В. Они оставляют автографы в небе / В.Изгаршев, А.Покровский, А.Тарасов — М.: Просвещение, 2002. — 240 с.
18. Ильина, М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения/ М.Н. Ильина — СПб.: Дельта, 2001. — 159 с.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика/ С.А Козлова, Т.А Куликова 8-е изд., переработанное и дополненное — М.: Академия, 2007. — 416с.
20. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова и др. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2000. — 256 с.
21. Любина, Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори — группе/ Дошкольное воспитание / Г. Любина, М.:, 2000-№11.- 128 с.
22. Михайленко, Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте / Дошкольное воспитание / Н. Михайленко, Н. Короткова 1989.- № 5.-156с.
23. Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов.- М.: Академия, 1999. — с. 211-218.
24. Палагина, Н. Н. Развитие воображения ребенка в педагогике / Н. Н. Палагина // Вопр. психол.- 2001. — 187 с.
25. Палагина, Н. Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /. Н. Н Палагина — М.: 1995. — 240 с.
26. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006.-394с.
27. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию / Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 1993. — 93 с.
28 Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой.- М., 1996. — 112 с.
29 .Радуга: Программа и руководство для воспитателей 1-й младшей группы детского сада. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
30 .Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. поп. пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 237 с.
31. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. учеб.- метод. пособие/ Е.С. Демина, Н.В. Казюк — М.: Творческий центр «Сфера», 2006.-192 с.
32. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М., 1994. — 140 с.
33. Раннее детство: познавательное развитие: методическое пособие/ Е.Б. Волосова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина М.: Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003. — 150 с.
34. Ранний возраст [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://ia- vospitatel.taba.ru
35. Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьяковой, Метод. Указание — М.: Просвещение, 2001. — 176 с.
36 .Сенсорное воспитание в детском саду: метод. указание./ Под ред. Л.А. Венгер- М.: Просвещение, 1999. — 145 с.
37 .Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002. — 310 с.
38. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М Хохрякова: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.-128с.
39. Сенсорное воспитание дошкольников /. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой — М., 1993. — 226 с.
40. Сенсорное развитие детей [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.kindereducation.com
41. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. Кн. для воспитателя дет. сада/ Е.В. Субботский — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
42. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Е.И Тихеева Дошкольное воспитание, — 2002. — №10.- С.90-93.
43. Требования ФГОС ДО к предметно-развивающей среде [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://dmdou83.edumsko.ru
44. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://festival.1september.ru
45. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей / Л.В. Волубцева, — М.: Изд- во «Карапуз», 2001. — 128 с.
46. Фролова, А.Н. Игры — занятия с малышами / А.Н.Фролова, — К., Рад. школа, 1997. — 197 с.
47. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста /- Г.А. Широкова — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 251с.
48. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин — М., 2000. — 280 с. 49.Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Под ред.В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд. испр.и доп., — М.: Просвещение, 2006. — 156 с.
Источник
1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. — М.: Просвещение,1968. — 113с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. — М.: Просвещение, 1981. — 224 с.
3. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. — М.: Просвещение, 1984. — 203с.
4. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артемова. — М.: Просвещение, 1992. — 96с.
5. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада / А.К Бондаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 169с.
7. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб: Питер,2000. — 304с.
8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В.М. Букатов. — М.: Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 1997. — 96с.
9. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей [Текст] /Р.Буянова //Социальная работа. — 2006. — №12. — С.32.
10. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В.П. Вартан.- Мн.: БрГУ, 2007. — 150с.
11. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. — 144с.
12. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева. — М.: Просвещение, 1973. — 110с.
13. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е.Б. Волосова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. — 72 с.
14. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.
15. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада [Текст] / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. — М: Просевщение, 2000. — 192с.
16. Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 862с.
17. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] / Т.В. Галанова. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240с.
18. Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М.:: Владос, 2007. — 304с.
19. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] /Г. Глушкова// Дошкольное воспитание. — 2008. — №12. — С.29 — 34.
20. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. — М.: Просвещение, 1991. — 160с.
21. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст] /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. — 2003. — №6 (15) — С. 21 — 26.
22. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. — М.: Академия, 1999. — 344с.
23. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец. — М.: Просвещение, 1963. — 98с.
24. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка [Текст] / Р. Кайл. — СПб: Еврознак, 2002. — 416с.
25. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/Н. Кирпичникова// Дошкольное воспитание. — 2005. — №2 — С. 76.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. — М.: Академия, 2002. — 416с.
27. Краснощекова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] /Н.В. Краснощекова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 231с.
28. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / Р.А. Курашова. — М.: Новое знание, 2006. — 345с.
29. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2000. — 300с.
30. Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н.В. Макарова. — Ростов н/Д, 2004. — 110с.
31. Марцинковская, Д.Т. Детская практическая психология [Текст] / Д.Т. Марцинковская. — М.: Гордарики, 2000. — 255с.
32. Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. — М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. — 96с.
33. Медведева, Л.А. Цветочная полянка [Текст]/ Л.А. Медведева// Дошкольное воспитание. — 2002. — №12 — С. 22 — 23.
34. Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста [Текст] /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. — 1970. — №3 — С. 36-41.
35. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста [Текст] /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. — 1972. — №2 — С. 48-55.
36. Мутагорова, С.Н., Безуглая, И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования [Текст]/С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. — 2010. — №9 — С. 7.
37. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей [Текст]/ Л.А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. — 2010. — №1 — С. 58.
38. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др. — М.: Просвещение, 1985. — 121с.
39. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. — М.: Тривола, 2000. — 300с.
40. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия,2002. — 527с.
41. Петровский, А.В. , Ярошевский, М.Г. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2001. — 281с.
42. Печарова, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учареждениях: Книга для воспитателя дет. сада [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. — М.: Просвещение,1986. — 176с.
43. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Пилюгина Э.Г. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
44. Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [Текст] / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №2 — С. 67 — 69.
45. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ А. Плеханов, О. Морозова, М.М. Манасеина//Дошкольное воспитание. — 1995. — №7. — С. 31-35.
46. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.
47. Поддьяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / Н.Н. Поддъяков. — М.: Просвещение, 1965. — 392с.
48. Психическое развитие младенца [Текст] / под ред. А.В. Запорожца. — М.: Психология, 1985. — 320с.
49. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 — 4-ого года жизни [Текст] / О.П. Рожков. — М.: ИПО «МОРЭК», 2004. — 250с.
50. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. — М., СПб.:Питер, 2005. — 712с.
51. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. М.: — Просвещение, 1982. — 96с.
52. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 1997. — 319с.
53. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития [Текст] /Е.А. Стребелева// Альманах ИКП РАО. — 2001. — № 4.
54. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223с.
55. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] /Е.И. Тихеева// Дошкольное воспитание. — 2002. — №10. — С.90-93.
56. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.: Просвещение, Владос,1995. — 291с.
Источник
Марина Бадаева
Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития детей первой младшей группы
1 слайд
Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития воспитанников первой младшей группы
2 слайд
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают сенсорному развитию воспитанников.
Одним из таких способов является использование средств художественной литературы.
3 слайд
Значение сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание является основой для речевого развития воспитанников:
— Совершенствование функций мелкой моторики рук —это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— является основой для развития воображения;
— развивает наблюдательность;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— развивает внимание.
Поэтому можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является основой для речевого развития детей 2-3 лет.
4 слайд
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами помогает организация в группе сенсомоторных уголков.
Основные принципы организации сенсомоторного уголка
• доступность; в нашей группе все уголки сенсорики находятся на уровне, доступном для ребенка
• безопасность; отсутствие мелких и опасный деталей
5 слайд
• креативность; творческий подход к организации уголков
• разнообразие объектов.
6 слайд
Одними из основных задач сенсорного воспитания детей раннего возраста являются поддержание интереса ребёнка к совместной со взрослыми деятельности и овладение ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах детской деятельности. Перечислить…
7 слайд
Детские песенки, потешки, стихи (сопровождающие все другие виды деятельности)
Книжки из разных материалов
Книжки с музыкальными эффектами
Красочные книжки разных размеров
8 слайд
Пальчиковая гимнастика — это один из наиболее интересных и эффективных способов развития моторики рук ребенка. Стихотворные тексты потешек, которые используются при проведении гимнастики, с участием рук и пальчиков, приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, его речь становится более активной, активизируется воображение и мыслительная деятельность.
Панно с замочками…
9 слайд
Презентация книжек
10 слайд
Таким образом, игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие. Использование художественной литературы и фольклора позволяет поддерживать интерес ребёнка к овладению средствами и способами познания.
Спасибо за внимание!
Источник
1. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. / Э.Д. Айрес [пер. с англ. Юлии Даре]. — Москва: Теревинф, 2009. — 272 с.
2. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева; Акад. пед. наук СССР. — М.: Просвещение, 1968. — 332 с.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 203 с.
4. Богуславский М.В. Тридцать лет по системе Монтессори./ Богуславский М.В, Сороков Д.Г., Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. — М., 1994. — 146 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. — М., 1968. — 398 с.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. — 189 с.
7. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В. Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-методическое пособие./ Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Ковалева Ю.В. — СПб, 2005г. — 51 с.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии./Л.С. Выготский. — СПб: Союз, 1997. — 144 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр./Л.С. Выготский. — Издательство ‘Лабиринт’, М., 1999. — 352 с.
10. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте./ Л.С. Выготский. — Избранные психологические исследования. М, 1956. — 449 с.
11. Гогоберидзе А.Г, Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб: Питер, 2013. — 464 с.
12. Екжанова Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта./ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2005. — 272 с.
13. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: как помочь ребенку./ Н.Н. Заваденко. — Школа здоровья, 2007. -384 с.
14. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн./ Л.В. Занков — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.
15 .Запорожец А.В. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии/ А.В. Запорожец. — М., 1999. -546 с.
16 .Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. — М.: Академия педагогических наук, 2003. — 98с.
17. Запорожец, А.В., Лисина М.И. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / А.В. Запорожц, М.И. Лисина. М., 1966. -301с.
18. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ Э.С. Калижнюк. — Киев, 1987. -309 с.
19. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.- метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. — Курск: Курск. гос. ун- т, 2007. — 121с.
20. Колесникова Г.Ю. Лоншакова Е.А. Журнал. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Изучение особенностей речевых средств общения у детей с расстройствами аутистического спектра. Текст научной статьи по специальности «Психология». Вып. № 49-1 / 2016.
21. Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития. Особенности речи, письма, чтения./ Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. — М.: Школьная пресса, 2004. -321с.
22. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)/ Дж. Кук. — М., 1997. — 144 с.
23. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития./Р.И. Лалаева. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004. — 104 с.
24. Логинова В.И, Самурокова П.Г. Дошкольная педагогика: Учеб пособие для студентов пед. институтов: В 2 ч. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1988. — 256 с.
25. Лубовский, В.И., Розанова, Т.В., Солнцева, Л.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
26. Мамайчук И.И. Гаптическое и зрительное восприятие у детей при нарушениях интеллекта и моторики: Дис… канд. психол. наук, 1978.
27. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников С церебральным параличом/ И.И. Мамайчук. — Дефектология, 1976. № 3.
28. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии./ И.И. Мамайчук. — СПб: Речь, 2006. — 400 с.
29. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984.—256 с.
30. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений./ Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. — М.: Издательство “Книголюб”, 2007. — 160 с.
31. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка, 2-ое издание./ М. Млнтессори. — СПб.:Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ». 2011. — 320 с.
32. Монтессори М. Дети — другие /Пер. с нем./ Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. — М.: Карапуз, 2004. — 336 с.
33. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. — М: ИД «Карапуз». 2014. — 272 с.
34. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе./ М. Монтессори. — М.: ИД «Карапуз», 2009. — 95 с.
35. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. — М.: Теревинф, 1997. — 227 с.
36. Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста / Сост. Н.В. Нищева. — Санкт — Петербург: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2011. — 128 с.
37. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]./ Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
38. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада./ Э.Г. Пилюгина. — М.: Просвещение, 1983. — 243 с.
39. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. / Л.И. Плаксина. — М.: РАОИКП, 1999.- 54 с.
40. Реан А.А. Психология детства. Учебник. /Под редакцией члена- корреспондента РАО А. А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368с.
41. Романцова Е.Б., Бабцева А.Ф., Молчанова И.Н., Фомина А.Г., Чупак Э.Л., Шанова, О.В., Арутюнян, К.А., Бойченко, Т.Е. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: учебное пособие. /Е.Б. Романцова, А.Ф. Бабцева, И.Н. Молчанова, А.Г. Фомина, Э.Л. Чупак, О.В. Шанова, К.А. Арутюнян, Т.Е. Бойченко. — Благовещенск, 2009. — 21 с.
42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп./ С.Я. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1986.- 192 с.
43. Семенова К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М.Я. Клиническая и реабилитационная терапия детских церебральных параличей./ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. — М., 1972.-328 с.
44. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. / У.М. Сидорова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.
45. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам./ А.Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с.
46. Сороков Д.Г. Основы психологии развития./ Д.Г. Сороков. — М., 1997.-544 с.
47. Сорокова М.Г. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу Монтессори./ М. Г. Сорокова. — М., 1998. — 318 с.
48. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). / Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1981. -144 с.
49. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/ Г.А. Широкова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256 c.
50. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ /Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965, — 343 с.
51. Янушко. Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для воспитателей и родителей» / Е.А. Янушко. — Изд.: «Владос», 2016. — 351 с.
52. Henderson J.I. Cerebral palsy in childhool and adolescence (A medical, phsychological and social study). Edinburgh; London, 1961.
53. Kastein S. Hendin J. Language development in a group of children with spastic hemiplcgia // Journal of Pediatrics. 1951. Vol. 39.
54. Oswin M. Behavior problems among children with cerebral palsy. Bristol: 1967. 93.
55. Rita L. Atkinson, Richard C. Atkinson, Edward E. Smith, Daryl J. Bem, Susan Nolen-Hoeksema. «Hilgard’s Introduction to Psychology. History, Theory, Research, and Applications», 13th ed., 2000.
56. Saran M. Assessment of intellectual functioning across the life-span in severe cerebral palsy developmental medicine and child neurology. 1986. Vol 28.
Источник