Литература по программе индивидуального развития ребенка

Литература по программе индивидуального развития ребенка thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Воспитанницы Фатеевой Марии. Группы «Солнышко»

МБДОУ «детский сад№1 Дюймовочка «

«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

Составила:

Воспитатель: Завьялова Елена

Александровна.

Р.п.Хор

2017г.

1.Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно — образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

Одаренные дети:

-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли дополнительного образования;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;

Формы работы с одаренными детьми:

-групповые занятия с одаренными детьми;

-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;

-работа по индивидуальным планам;

-исследовательская деятельность.

В группе 28 детей: 18 мальчиков, 10девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.

У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.

2.Сведения о ребенке.

Маша Фатеева 6 лет – очень активна на НОД и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает кружки в ДОУ.

Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации? Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность — есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.

Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.

 Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.

Задачи:

  • Развитие быстроты реакции.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Привитие навыков этикета.

  • Развитие творческих способностей.

  • Воспитание трудолюбия.

  • Содействие формированию уверенности в себе.

  • Развитие способностей к НОД.

Привитие навыков к физическим упражнениям.

Фатеева Маша – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Маша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).

На основании выдающихся способностей воспитанницы нами был составлен план индивидуальной работы, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Маши есть способности и к которым она проявляет интерес.

План работы на 2016-2017 уч. г.

3. Социальная характеристика семьи.

 Мать –Фатеева Марья Юрьевна

 Отец –Фатеев Сергей Анатольевич

 Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы

 Условия проживания, условия быта  — семья из трех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

Запрос родителей

Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия в кружках «Софе-Дансе», «Ладошки», студии «Добрые соседи».

4. Долгосрочная цель сопровождения

Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

Задачи:

        Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.

        Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.

        Повысить самооценку, уверенность в себе.

Возможные риски:

Высокая загруженность ребёнка в кружках

Группа сопровождения:

Родители: мама, папа

Педагоги: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель.

Координатор (Ф.И.О):

Воспитатель группы Завьялова Елена Александровна

5. Организация работы(примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

 Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа  дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Дюймовочка»,  с учетом  примерной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. 

План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы

Форма

работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)

Наблюдения

Тесты

Диагностики

Сентябрь

Декабрь

Май

Педагог — психолог

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика художественно-эстетического развития

Музыкальный руководитель

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Беседы

Индивидуальные беседы

Консультации

1 раз в квартал

Педагог-психолог

Консультирование педагогов на тему

«Художественный материал для развития памяти, мышления, речи»

«Игры и упражнения на развитие творческих способностей»

«Создание творческих проектов»

1 раз в квартал

Музыкальный руководитель

Создание условий для развития художественно-творческих способностей:

-наполнение центра творчества художественными материалами

 -участие в конкурсах

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

Воспитатель

Оформление и пополнение портфолио

1 раз в месяц

Воспитатель

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

Психолого-педагогическое просвещение родителей

«Как развивать уверенность»

«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка»

Беседы

Консультации

По мере необходимости

Воспитатель

Педагог — психолог

Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

Родители

Создание дома индивидуальных условий для творчества.

Родители

Работа с портфолио.

Родители

Помощь в подготовке к конкурсам, при заучивании ролей.

Выставка

Родители музыкальный руководитель

Посещение выставок в городском музее

Родители

Воспитатель

Создание творческих проектов

«Мир в твоём окне»

«Комната души»

Совместная

деятельность

Декабрь

Апрель

Воспитатель

Родители

Музыкальный руководитель

Художественная деятельность

«О, Александре, святый княже!»

«Лицейские годы Пушкина»

Занятие — путешествие

Беседы

Просмотр видеофильмов

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Музыкальный руководитель 

Воспитатель

Изготовление открыток к праздникам

«Новый год»

«День Защитников Отечества»

«Международный женский день»

«День победы»

Творческое

задание

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Участие в творческих конкурсах

Творческая

мастерская

По мере желания ребёнка

Творческие задания

«Тёплый — холодный»

«Два ковра»

«Несуществующее животное»

«Нарисуй музыку»

«Ожившие предметы»

Игры

Упражнения

ТРИЗ

1 раз в месяц

Психолого-педагогическая поддержка

Развитие позитивной самоидентификации

Игры

Упражнения

Беседы

2 раза в месяц

Педагог-психолог

Воспитатель

Дивергентные задания

Упражнения

2 раза в месяц

Работа по программе

«Я — ученик!»

Совместная

 деятельность

с педагогами и сверстниками

2 раза в месяц

Дополнительное образование

«Софе-Дансе»

Студия

1 раз в неделю

Музыкальный руководитель

«Ладошки»

Кружок

2 раза в неделю

Воспитатель

«Добрые соседи»

2 раза в неделю

Педагог по дополнительному образованию

Взаимодействие с социальными партнёрами

Посещение выставок, открытых мероприятий, музей

Экскурсии

Беседы

1 раз в квартал

воспитатель

6.    Оценка промежуточных результатов:

Критерии

оценки

Постановка

дальнейших

целей и задач

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

-Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами

-Психолого-педагогическая компетентность педагогов

-Создание предметно-пространственной  среды для развития творческих способностей ребёнка

-Пополнение портфолио

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

-Психолого-педагогическая компетентность родителей

-Создание портфолио

Художественная деятельность

-Участие в конкурсах

-Победитель конкурса

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения

-Положительное эмоциональное состояние ребёнка

-Развитие саморегуляции

-Формирование предпосылок коммуникативных действий

Дополнительное образование

-Уровень развития творческих способностей

Взаимодействие с социальными партнёрами

-Посещение выставок и открытых мероприятий

7. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту

Фамилия, имя ребёнка  Фатеева Мария

Группа   подготовительная к школе группа «Солнышко»

Специа

листы

Понедель

ник

Втор

ник

Среда

Четверг

Пятница

Педагог-психолог

10.00-10.30

Индивидуальная

работа

13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами

16.30-17.30

Взаимодействие

с семьёй

Воспитатель

13.00-14.00

Взаимодействие с педагогами

16.30-17.00

Кружок «Ладошки»

16.00-17.00

Взаимодействие с семьёй

11.00-11.30

Индивидуальная

работа

16.30-17.00

Кружок

«Ладошки»

Музыкальный руководитель

16.30-17.00

Студия «Софе-Дансе» 

Педагог по дополнительному образованию

11.00-11.30

Кружок

«Добрые соседи»

11.00-11.30

Кружок

«Добрые соседи»

Воспитатель

Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане

 воспитательно-образовательной работе

     Срок реализации индивидуальной программы развития  2016-2017уч.г.

         Подпись родителей _____________________

Библиографический список.

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2014.

2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.,Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта»,2014.

3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2010.

4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 2011. М..

5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 2012.

6. Психология одаренности детей и подростков //под редакцией Н.С.Лейтеса. 2014. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2014. Москва.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2014. Ярославль.

Источник

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник