Литература по программе индивидуального развития ребенка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА ХОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Воспитанницы Фатеевой Марии. Группы «Солнышко»
МБДОУ «детский сад№1 Дюймовочка «
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Составила:
Воспитатель: Завьялова Елена
Александровна.
Р.п.Хор
2017г.
1.Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно — образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми:
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
В группе 28 детей: 18 мальчиков, 10девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.
У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.
2.Сведения о ребенке.
Маша Фатеева 6 лет – очень активна на НОД и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает кружки в ДОУ.
Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации? Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность — есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.
Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
Развитие быстроты реакции.
Развитие коммуникативных навыков.
Привитие навыков этикета.
Развитие творческих способностей.
Воспитание трудолюбия.
Содействие формированию уверенности в себе.
Развитие способностей к НОД.
Привитие навыков к физическим упражнениям.
Фатеева Маша – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Маша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
На основании выдающихся способностей воспитанницы нами был составлен план индивидуальной работы, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Маши есть способности и к которым она проявляет интерес.
План работы на 2016-2017 уч. г.
3. Социальная характеристика семьи.
Мать –Фатеева Марья Юрьевна
Отец –Фатеев Сергей Анатольевич
Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и папы
Условия проживания, условия быта — семья из трех человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.
Запрос родителей
Интеллектуальное, художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия в кружках «Софе-Дансе», «Ладошки», студии «Добрые соседи».
4. Долгосрочная цель сопровождения
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.
Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.
Повысить самооценку, уверенность в себе.
Возможные риски:
Высокая загруженность ребёнка в кружках
Группа сопровождения:
Родители: мама, папа
Педагоги: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель.
Координатор (Ф.И.О):
Воспитатель группы Завьялова Елена Александровна
5. Организация работы(примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)
Получение образования (программа обучения) Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Дюймовочка», с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы
Форма
работы
Сроки
Ответственные
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание)
Наблюдения
Тесты
Диагностики
Сентябрь
Декабрь
Май
Педагог — психолог
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)
Диагностика художественно-эстетического развития
Музыкальный руководитель
Взаимодействие с педагогами
Информирование о результатах диагностических исследований
Беседы
Индивидуальные беседы
Консультации
1 раз в квартал
Педагог-психолог
Консультирование педагогов на тему
«Художественный материал для развития памяти, мышления, речи»
«Игры и упражнения на развитие творческих способностей»
«Создание творческих проектов»
1 раз в квартал
Музыкальный руководитель
Создание условий для развития художественно-творческих способностей:
-наполнение центра творчества художественными материалами
-участие в конкурсах
Октябрь-ноябрь
Педагог-психолог
Воспитатель
Оформление и пополнение портфолио
1 раз в месяц
Воспитатель
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей
Психолого-педагогическое просвещение родителей
«Как развивать уверенность»
«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка»
Беседы
Консультации
По мере необходимости
Воспитатель
Педагог — психолог
Поддержание интереса ребёнка, поощрение.
Родители
Создание дома индивидуальных условий для творчества.
Родители
Работа с портфолио.
Родители
Помощь в подготовке к конкурсам, при заучивании ролей.
Выставка
Родители музыкальный руководитель
Посещение выставок в городском музее
Родители
Воспитатель
Создание творческих проектов
«Мир в твоём окне»
«Комната души»
Совместная
деятельность
Декабрь
Апрель
Воспитатель
Родители
Музыкальный руководитель
Художественная деятельность
«О, Александре, святый княже!»
«Лицейские годы Пушкина»
Занятие — путешествие
Беседы
Просмотр видеофильмов
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Изготовление открыток к праздникам
«Новый год»
«День Защитников Отечества»
«Международный женский день»
«День победы»
Творческое
задание
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Участие в творческих конкурсах
Творческая
мастерская
По мере желания ребёнка
Творческие задания
«Тёплый — холодный»
«Два ковра»
«Несуществующее животное»
«Нарисуй музыку»
«Ожившие предметы»
Игры
Упражнения
ТРИЗ
1 раз в месяц
Психолого-педагогическая поддержка
Развитие позитивной самоидентификации
Игры
Упражнения
Беседы
2 раза в месяц
Педагог-психолог
Воспитатель
Дивергентные задания
Упражнения
2 раза в месяц
Работа по программе
«Я — ученик!»
Совместная
деятельность
с педагогами и сверстниками
2 раза в месяц
Дополнительное образование
«Софе-Дансе»
Студия
1 раз в неделю
Музыкальный руководитель
«Ладошки»
Кружок
2 раза в неделю
Воспитатель
«Добрые соседи»
2 раза в неделю
Педагог по дополнительному образованию
Взаимодействие с социальными партнёрами
Посещение выставок, открытых мероприятий, музей
Экскурсии
Беседы
1 раз в квартал
воспитатель
6. Оценка промежуточных результатов:
Критерии
оценки
Постановка
дальнейших
целей и задач
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика
-Результаты диагностики
Взаимодействие с педагогами
-Психолого-педагогическая компетентность педагогов
-Создание предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребёнка
-Пополнение портфолио
Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей
-Психолого-педагогическая компетентность родителей
-Создание портфолио
Художественная деятельность
-Участие в конкурсах
-Победитель конкурса
Индивидуальная работа психолого-педагогического сопровождения
-Положительное эмоциональное состояние ребёнка
-Развитие саморегуляции
-Формирование предпосылок коммуникативных действий
Дополнительное образование
-Уровень развития творческих способностей
Взаимодействие с социальными партнёрами
-Посещение выставок и открытых мероприятий
7. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту
Фамилия, имя ребёнка Фатеева Мария
Группа подготовительная к школе группа «Солнышко»
Специа
листы
Понедель
ник
Втор
ник
Среда
Четверг
Пятница
Педагог-психолог
10.00-10.30
Индивидуальная
работа
13.00-14.00
Взаимодействие с педагогами
16.30-17.30
Взаимодействие
с семьёй
Воспитатель
13.00-14.00
Взаимодействие с педагогами
16.30-17.00
Кружок «Ладошки»
16.00-17.00
Взаимодействие с семьёй
11.00-11.30
Индивидуальная
работа
16.30-17.00
Кружок
«Ладошки»
Музыкальный руководитель
16.30-17.00
Студия «Софе-Дансе»
Педагог по дополнительному образованию
11.00-11.30
Кружок
«Добрые соседи»
11.00-11.30
Кружок
«Добрые соседи»
Воспитатель
Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане
воспитательно-образовательной работе
Срок реализации индивидуальной программы развития 2016-2017уч.г.
Подпись родителей _____________________
Библиографический список.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2014.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.,Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта»,2014.
3. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2010.
4. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 2011. М..
5. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 2012.
6. Психология одаренности детей и подростков //под редакцией Н.С.Лейтеса. 2014. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2014. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 2014. Ярославль.
Источник
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник