Литература по особенностям эмоционального развития ребенка

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Как показал анализ психологической литературы — несмотря на большой объем теоретического материала по проблеме психологического развития дошкольников, недостаточное внимание уделено эмоционально-личностному развитию детей в неполных семьях.

Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмоциональных нарушений у детей в дошкольном возрасте с психическими травмами. К ним, ученые, в частности А.Д.Захаров, В.И.Гарбузов, В.И.Козлов и др. относят испуг, семейные конфликты, уход отца из семьи, развод родителей.

В своей работе мы рассмотрели эмоционально-личностное развитие детей в полных и неполных семьях. Была выявлена тенденция согласно которой дети, растущие в неполных семьях, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из полных семей. Заметим, что особо уязвимую группу представляют мальчики, живущие с одинокой матерью. Для них в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение. С одной стороны можно предположить, что у мальчиков, живущих в неполной семье, отсутствует объект идентификации, в результате чего у них наблюдаются проблемы с половой самоидентичности; что приводит к сниженному самоощущению и общему психологическому дискомфорту. Однако, с другой стороны, полученные факторы могут являться следствием попыток матери заменить ребенку отца. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремится компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери — материнской любви, терпимости, теплоты и пр. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительного самоощущения.

Однако полученные данные свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей составляют особую проблемную группу, которая нуждается в пристальном внимании не только родителей, но и психологов и педагогов.

Таким образом, наша гипотеза по данной выборке дошкольников подтвердилась.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2007.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.

4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 2007.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности. М., Воронеж, 1995.

6. Бойчева В. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. М., 1996. — №5, с.63-67.

7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М., 1988.

8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., Просвещение, 1988.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4., 1984.

12. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1994, №5.

13. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. С-П., 1994.

14. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 2007.

15. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Мн: Харвест, 2001.

16. Димо Джон. Детский рисунок. М.: Прель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.

17. Додонов К.И. В мире эмоций. Киев, 1987.

18. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/д., Феникс, 2004.

19. Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. М., 2003, №1, с.20-27.

20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т.: Т.1. М., 1986.

21. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974 — №6, с.59-73.

22. Захаров В.П. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.

23. Зубова Г., Анаутова Е. Семейное воспитание детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. М., 2004 — №7.

24. Изард, Керрол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.

25. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.

26. Книга психологических тестов. М.: ООО «Мир книги», 2003.

27. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

28. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие — М.: Генезис, 2003.

29. Крысько В.Г. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2003.

30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., изд-во УРАО, 1997.

31. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев, 1998.

32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж, 1997.

33. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. М., 2003 — №5, с.80-85.

34. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М., Воронеж, 2001.

35. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. — №2 — с.13-20.

36. Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение, 1985.

37. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

38. Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2003.

39. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М.: ВЛАДОС, 2001

40. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2008.

41. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика — Синтез, 2003.

42. Психологическое воспитание. Под ред. Петровского В.А. М., 1995.

43. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986.

44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. — т.II — М., 1989.

45. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004.

46. Смирнова Е.О., Холмагорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2003.

47. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2008.

48. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполных семьях. // Вопросы психологии, 2008 — №6, с. 18-28.

49. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.

50. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 2008.

51. Тейлор Кэтрин. Психологические тесты и упражнения для детей. М., 2003.

52. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.

53. Общая психология. М., 1986.

54. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.

55. Обозов Н.Н. Мир нашего «Я2 в рисунке и почерке. СПб., 1997.

56. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996.

57. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., ВЛАДОС, 2008.

58. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

59. Энциклопедия молодой женщины. М., изд-во «Прогресс» и Фонд имени И.Д.Сытина, 1992.

Источник

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Список литературы

1. Баринова, Е. В. Знакомство с вежливыми словами. Пособие по детскому этикету для воспитания детских садов и школ раннего развития / Е.В. Баринова. — М.: Феникс, 2013. — 96 c.
2. Воспитание детей в средней группе детского сада. — Москва: Мир, 2014. — 272 c.
3. Воспитание детей в старшей группе детского сада. — М.: Просвещение, 2014. — 288 c.
4. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада. — М.: Просвещение, 2014. — 256 c.
5. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. — М.: Просвещение, 2017. — 176 c.
6. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду. Методическое руководство. — М.: Просвещение, 2017. — 192 c.
7. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. — М.: Просвещение, 2017. — 192 c.
8. Детский сад. Дебют в России. Книга о том, кем, каким образом и на каких основах было создано российское дошкольное воспитание. — М.: Образовательные проекты, Линка-Пресс, 2011. — 208 c.
9. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 244 c.
10. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет. — М.: Учитель, 2014. — 204 c.
11. Доронова Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство / Доронова, Т.Н. и. — М.: Просвещение, 2011. — 175 c.
12. Доронова, Т.И. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду / Т.И. Доронова. — М.: Просвещение, 2011. — 40 c.
13. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». — М.: Детство-Пресс, 2014. — 488 c.
14. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. — М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. — 757 c.
15. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. — М.: Сфера, 2010. — 160 c.
16. Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. — М.: Академия развития, 2014. — 144 c.
17. Кайль, Д. Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально-игровой деятельности. Планирование. Занятия / Д.Г. Кайль. — М.: Учитель, 2014. — 132 c.
18. Кетс де Врис Манфред Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Кетс де Врис Манфред. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 532 c.
19. Ковалец, И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. — Москва: Мир, 2015. — 136 c.
20. Котова, Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей / Е.В. Котова. — М.: Сфера, 2016. — 80 c.
21. Маханева, М. Д. Мы с друзьями — целый мир. Социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. — М.: Сфера, 2010. — 96 c.
22. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. — М.: Просвещение, 2015. — 96 c.
23. Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3-х лет. Консультации психолога. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 16 c.
24. Пазухина Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет / Пазухина. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 14 c.
25. Полянская, Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т.Б. Полянская. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 87 c.
26. Стебленко, С. А. Маленький лидер. 77 готовых занятий по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей / С.А. Стебленко. — М.: Феникс, 2011. — 224 c.
27. Федосеева, М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / М.А. Федосеева. — М.: Учитель, 2015. — 122 c.
28. Шапиро, Е. И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет / Е.И. Шапиро. — Москва: Высшая школа, 2011. — 16 c.
29. Э, Грюнелиус Вальдорфский детский сад. Воспитание детей дошкольного возраста / Грюнелиус Э. — М.: Деметра, 2010. — 701 c.
30. де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / де Врис М.. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 659 c.

Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Баринова Е. В.Знакомство с вежливыми словами. Пособие по детскому этикету для воспитания детских садов и школ раннего развития

ArrayВоспитание детей в средней группе детского сада

[автор не указан]Воспитание детей в старшей группе детского сада

[автор не указан]Воспитание детей во второй младшей группе детского сада

[автор не указан]Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду

[автор не указан]Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду. Методическое руководство

[автор не указан]Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду

ArrayДетский сад. Дебют в России. Книга о том, кем, каким образом и на каких основах было создано российское дошкольное воспитание

[автор не указан]Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду

[автор не указан]Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет

Доронова, Т.Н. и др.Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство

Доронова Т.И.Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду

[автор не указан]Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»

Ермолаева М.В.Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников

[автор не указан]Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду

Ильина И. С.Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие

Кайль Д. Г.Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально-игровой деятельности. Планирование. Занятия

Кетс де Врис МанфредМистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта

Ковалец И. В.Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере

Котова Е. В.В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей

Маханева М. Д., Рещикова С. В.Мы с друзьями — целый мир. Социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет

Михайлова, З.А.Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада

[автор не указан]Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3-х лет. Консультации психолога

ПазухинаДавай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет

Полянская Т.Б.Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников

Стебленко С. А.Маленький лидер. 77 готовых занятий по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер у детей

Федосеева М. А.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии

Шапиро Е. И.Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет

Элизабет М. ГрюнелиусВальдорфский детский сад. Воспитание детей дошкольного возраста

Источник

Лариса Васильева
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

21 век — эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка с раннего возраста всё больше привлекают яркая картинка, громкий звук, красочная анимация. Всё больше детей могут потреблять информацию только визуально.

Погоня за зрелищностью часто негативно отражается на формировании внутреннего мира ребёнка, особенно его эмоциональной сферы.

Перед родителями и педагогами встают вопросы: как, не перегружая ребёнка зрелищными эффектами, развивать его эмоциональный мир? Как помочь ребёнку понимать свои эмоции, а впоследствии научить контролировать их? Какие эмоции полезны и способствуют самоусовершенствованию личности, а какие вредны и истощают нервную систему?

Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре имеет огромное значение. Это будет способствовать формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

О развитии эмоциональной сферы дошкольников написано много книг по психологии и педагогике. Теоритически эта проблема разработана многими исследователями, но с практической точки зрения эмоциональному развитию в детских учреждениях мало уделяется внимания, нет специальных программ. На помощь приходит художественная литература.

Художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость, восхищение, удовлетворение и др.

Задача детского сада и семьи – выявить потенциал художественной литературы, рекомендованной для развития эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста.

Детям предлагается для чтения «Сказка о невоспитанном мышонке» С. Прокофьевой. После чтения – обсуждение.

— Хочется ли тебе улыбнуться после чтения сказки? Почему? Тебе было весело?

• Если бы все на тебя рассердились и не захотели с тобой дружить, чтобы ты стал делать?

Необходимо показать дошкольникам, что хорошее дело всегда связано с чувством радости. Положительные эмоции не должны всегда возбуждать ребёнка. Бывают случаи, когда дошкольнику грустно. Тут на помощь снова приходит книга.

Прочитаем рассказ М. Пришвина «Последние грибы». Разнообразие используемых художественно-выразительных средств обогащает речь ребёнка, а эмоциональное состояние природы перекликается с внутренними переживаниями человека. После прочтения – обсуждение.

• — Какое время года описывается в рассказе? Как ты понял это?

• Как ты думаешь, какие чувства испытал автор, когда нашёл под рыжими листьями грибы? Тебе бывает грустно осенью? Почему?

Ребёнок может испытывать и другие эмоции и чувства. Например, чувство обиды. Часто обида на других ребят, на близких толкает их на необдуманные поступки.

Предлагаем к чтению рассказ А. Соколовского «Тимошкин нос».

После прочтения – обсуждение.

— Кто виновен в том, что мальчик ушиб нос? Что было Тимошке особенно обидно? Прав ли он был, что на всех рассердился?

• Как Тимошка справился с чувством обиды?

Современные дети избалованы: многие их желания сиюминутно удовлетворяются взрослыми, поэтому часто ребёнок чувствует себя центром, вокруг которого всё происходит. Как не хвастаться перед друзьями и взрослыми тем, что не является достижением самого ребёнка?

Обратимся к сказке К. Ушинского «Спор деревьев». После знакомства с ней- обсуждение.

— О чём спорили дуб и яблоня между собой? Кто прав? А ты любишь хвастаться? Важно, чтобы дошкольники учились управлять данным эмоциональным состоянием.

Дети дошкольного возраста часто бывают подвержены чувству страха. Как объясняет А. Берзин, «страх всегда сопровождается непониманием какого-либо явления действительности- либо мы ничего не знаем об этом явлении, либо наше знание о нём противоречит реальности». Дошкольники боятся темноты, незнакомой обстановки, чужих людей. Необходимо, чтобы взрослые помогли ребёнку избавиться от чувства страха. Поможет в этом книга, которая не только может разъяснить многие чувства, но и ликвидировать их негативные последствия.

Детям предлагается для чтения сказка К. Паустовского «Стальное колечко». После чтения – обсуждение.

-Как у Вари появилось колечко? Как оно потерялось? Переживала ли девочка, что не смогла найти колечко? Помогло ли колечко вылечить деда? Как?

Поразмышляйте с детьми о том, как вера в доброе дело помогает человеку преодолеть чувство страха.

Добрые чувства, эмоциональная культура- это средоточие человечности… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.

Грамотно организованное чтение художественной литературы с дошкольником будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, «воспитанию добрых чувств».

Развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественное произведение и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.

Конечно же, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Они вместе должны осознавать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

1. Миронова. Н. А. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности…». Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2015. — № 3. – С. 53 -60.

2. Интернет-ресурсы

Источник