Линия отношений для социальной ситуации развития ребенка с овз

Линия отношений для социальной ситуации развития ребенка с овз thumbnail

Савченко М. Г.

г. Куйбышев, ГБОУ НСО ОЦДК

Социальный педагог первой квалификационной категории

Изучение социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ

Аннотация. Статья ставит своей целью ознакомить специалистов сопровождения образовательных организаций с возможностью углубленного изучения социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ в рамках психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Ключевые слова: социализация, социальная ситуация развития, сопровождение.

Известно, что одним из основных направлений в развитии ребенка с ОВЗ является его успешная социализация, которая предполагает: развитие духовно-нравственных и творческих способностей, расширение культурного кругозора, обогащение сферы межличностного взаимодействия, умение ориентироваться в окружающем мире, решать социальные проблемы. В отношении детей с ОВЗ, социализация – это набор определенных стратегий, помогающих ребенку устанавливать, укреплять и поддерживать положительное взаимодействие с окружающей действительностью. Получить такой социальный опыт, собрать «жизненную копилку», научиться применять определенную стратегию поведения, выработать модель поведения, ребенок может лишь непосредственно общаясь со сверстниками и взрослыми. Так, на каждом возрастном этапе для ребенка наступает новая ступень социального развития, ступень новых умений и новых возможностей, приобретая которые, ребенок учится жить. Но это при идеально сложившейся социальной ситуации развития ребенка. На самом деле, социализация ребенка с ОВЗ – это сложнейший процесс, который в реальной жизни развивается по своему индивидуальному сценарию.

Из опыта работы можно отметить, что существует множество проблем связанных с социализацией ребенка, имеющего те или иные проблемы в развитии, и все они обусловлены особенной социальной ситуацией, в которой находится ребенок.

Основные факторы, препятствующие своевременной и успешной социализации это:

  • несформированность системы раннего выявления детей с проблемами в развитии – соответственно отсрочен период оказания медицинской и специальной педагогической помощи на ранних этапах развития;

  • неорганизованность детей с ОВЗ – минимизирован опыт общения со сверстниками и взрослыми; семейное воспитание не соответствует современным требованиям развития ребенка дошкольного возраста;

  • неполные семьи – отсутствие образца мужчины, отца; воспитанием детей занимаются лица, не имеющие статуса законного представителя (бабушки, дедушки) – искажение понятия семьи;

  • ограниченность ресурса семьи в вопросах воспитания и развития ребенка с ОВЗ – родительская позиция сводится к следующим формам взаимодействия с ребенком: чрезмерный уровень опеки; недостаточность требований и отсутствие запретов; вседозволенность; завышенные требования, не соответствующие индивидуальным возможностям ребенка; бессистемность воспитательных воздействий родителями и т.д.

В результате, лишь на этапе подготовки ребенка к школьному обучению, большинство родителей отмечают те или иные проблемы в развитии детей (речевые нарушения, проблемы в поведении, сложности в общении со сверстниками и взрослыми), которые будут мешать ребенку в обучении. Именно этот факт является тревожным и одновременно мотивирующим, направляющим родителей на определенные действия, на решение существующих проблем. Таким образом, при поступлении в школу, имеющиеся трудности ребенка с ОВЗ нарастают в результате социальной адаптации к новым условиям. Поэтому, адаптируя детей с ОВЗ к школьной жизни, специалистам сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник, тьютер) в рамках ППМС – сопровождения необходимо изучить и знать реальную социальную ситуацию развития ребенка, имеющего проблемы в развитии.

Само понятие «социальная ситуация развития» как известно, было введено Л.С. Выготским. Социальная ситуация развития (далее ССР) к началу каждого возрастного периода – это «…совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [1, с. 903].

В своей практической деятельности наше изучение ССР базируется на проработке нескольких систем, а именно:

  • система отношений с взрослыми и сверстниками;

  • статус – систему прав ребенка;

  • система социальных требований (норм);

  • система ролей, которые проживает ребёнок;

  • внутренняя позиция – система отношений ребёнка к себе, другим людям.

Изучая социальную ситуацию развития, важно понять, что не так в отношениях между ребенком, средой его жизни и обучения?

Система отношений с взрослыми и сверстниками –отношения, складывающиеся у ребенка с окружающими его людьми в соответствии тому или иному возрасту. Данная система отношений не выбирается ни ребенком, ни окружающими его взрослыми, а принимается ими такой, какая есть на самом деле. Однако, в каждом отдельном случае, она имеет свою специфику, зависящую от микросоциума, внутрисемейных отношений, конкретных жизненных обстоятельств и т.п.

Отношения со взрослыми.

Организуемая практика общения взрослого с ребенком играет огромную роль в его развитии, воздействие взрослого на ребенка значимо и необходимо. Очевидно, что живой процесс общения с взрослыми способствует развитию социального поведения ребенка, таким образом, он получает первый опыт, образец для копирования и подражания. Существуют разные формы общения детей с взрослыми на каждом возрастном этапе, и каждая из них вносит свой неоценимый вклад в развитие ребенка. Изучая отношения ребенка с взрослым, важно понять следующее:

  • на ранних этапах развития малыша – удовлетворялись ли возрастные потребности, обеспечивалось ли своевременное физическое и психологическое развитие;

  • в младшем дошкольном возрасте интерес представляет, как развивалось практическое взаимодействие ребенка и взрослого, как удовлетворялась потребность в сотрудничестве, соучастие взрослых в действии с предметами; в развитии речи;

  • в старшем дошкольном возрасте — как удовлетворялась потребность ребенка в развитии познавательной деятельности, потребность в признании со стороны взрослого, какие ребенку привиты нормы морали и нравственности; насколько расширено представление о мире и т.д.;

  • в младшем школьном возрасте нас интересует влияние взрослого на развитие коммуникативных качеств ребенка, как расширяется круг значимых взрослых, какова внутренняя позиция школьника. Важно определить среди значимых взрослых того, кто для ребенка является определенным авторитетом, кому он доверяет, к кому он может обратиться и получить помощь; какой ряд требований предъявляют ему взрослые и соответствуют ли они индивидуальным возможностям ребенка?

Отношения со сверстниками.

Отношения со сверстниками значительно отличаются от отношений с взрослыми, они более насыщены эмоциями, громким криком, смехом, активными движениями и т.д. В общении со сверстниками дети проявляют большую инициативу, в этих отношениях рождаются «лидеры», «тихони» и, так называемые, «непринятые дети». Детская среда способствует демонстрации собственного поведения и тех умений, которые ребенок приобрел в тот или иной период своего развития.

В отношениях со сверстниками нас интересуют следующие моменты: потребность в сотрудничестве и общении; умение управлять действиями партнера; совместная игра; оценка конкретных поведенческих актов; инициативность; успешность в игровой ситуации; успешность в конструктивной деятельности; способность к самовыражению; потребность ребенка в признании со стороны сверстников; стремление ребенка овладеть коммуникативными приемами; включенность в группу сверстников; умение оценивать свое собственное поведение, оценивать поведение других.

Статус – система прав ребенка —актуализация проблем, принятие решений, расширение уровня ответственности за их реализацию. Права, которые имеет или не имеет ребенок из положенных ему по возрасту: право на уважения взрослого, право на самостоятельность, на выбор, право на любовь, право на общение, право на защиту, право на специальные образовательные условия. Нас интересует, какие права есть у ребенка, что он вправе делать, а что ему запрещено, чего он лишен?

Система социальных требований (норм)это те социальные требования, которые окружают ребенка в повседневном общении в бытовой деятельности, определённые общие правила поведения, нормы, которые сформированы, но не закреплены законодательно (этикет, традиции, особенности региона, национальные особенности, особенности семьи). Изучая систему социальных требований, важно установить, что от ребенка требуется, какие нормы и правила он должен соблюдать, и что он на самом деле соблюдает, а что склонен в виду обстоятельств нарушать?

Система ролей, которые проживает ребёнок – это социальные роли, которые ребенок проживает в семье, в детском коллективе.

Роль в семье:в системе семейных отношений роль ребенка может быть различной, нередко она устанавливается самими взрослыми. Родительская позиция воспитания ребенка в семье оказывает значительное влияние на то, как складываются отношения ребенка с окружающей социальной реальностью.

Роль в детском коллективе:в межличностном взаимодействии детей рождается опыт общения. Оказавшись в кругу сверстников или разновозрастной группы детей, ребенок вынужден адаптироваться в ситуации и от того, как он это сделает, будет определена его роль в детском коллективе.

Внутренняя позиция – система отношений ребёнка к себе, другим людям

Активно действующая позиция ребенка по отношению к социальной действительности: реальное ролевое поведение ребенка; на что мотивирован ребенок, на какую деятельность; как включается в игровую или учебную деятельность; наличие у ребенка познавательной потребности.

Образно можно сказать, что социальная ситуация развития – это единый механизм, проблема в одной системе приводит к изменению в другой. Зная, в какой системе произошел «сбой», где именно нужна помощь и поддержка специалистов сопровождения, мы сможем восстановить работу всего механизма.

Таким образом, изучая социальную ситуацию развития ребенка с ОВЗ, наша задача определить его фактическое место в общественных условиях, его отношение к ним, характер деятельности в них, общий характер отношения ребенка к социальной действительности.

На современном этапе сопровождения ребенка в образовательной организации нам важно не только создать для него специальные образовательные условия, но и определить уклад жизни, средства развития, социализации и самореализации. Наша задача – успешность каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если мы говорим о качественном ППМС – сопровождении.

Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

  2. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб. — метод. Пособие. — СПб.: Речь, 2011. — 432 с.

  3. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебно пособие. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 191с.

6

Источник

Ольга Лазарева
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, давать правильную самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Однако это не всегда доступно детям дошкольного возраста с ОВЗ.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, требует много труда и терпения. Основная цель педагогов дошкольных учреждений – помочь детям с ОВЗ войти в современный мир, такой сложный и динамичный.

Работа педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по социально-личностному развитию должна проводиться систематически совместно с коррекцией имеющихся социально-эмоциональных проблем. При этом необходима индивидуализация педагогического общения персонала с воспитанниками.

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие,в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны — нормы и правила общения с другими людьми.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость

ребёнка с ОВЗ будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести социальные навыки.

Социальные отношения у детей формируются в игре. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Для этого в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, где детям должны быть предложены театрализованные, дидактические, настольные игры. В группе можно оборудовать различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя вместе, дети с ОВЗ начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Однако, для социального развития дошкольников, огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок с ОВЗ это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию. При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию моделирующую жизнь взрослых.

Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок, а особенно ребенок с ОВЗ к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет “материала” для того, чтобы научиться подобному управлению.

В процессе эмоционального становления и социализации детей с ОВЗ важная роль отводится целенаправленному систематическому сотрудничеству педагогов с родителями по обеспечению социально-эмоционального благополучия детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Эта работа положительно повлияет на эмоционально-чувственную сферу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, закрепит приобретённый ими положительный опыт взаимодействия, самовыражения и творческой саморегуляции, т. е. сделает их социально-компетентными. В свою очередь родители лучше узнают своих детей, поскольку увидят их в другой, новой для себя обстановке, что поспособствует улучшению взаимопонимания в семье и созданию такого микроклимата, в котором есть все условия для социально-эмоционального здоровья и нравственного облика маленьких граждан России.

Источник

Ирина Антонова
Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей ОВЗ»

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики.

В детском саду закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и другому, поведение в группе, отношения с взрослыми и сверстниками). Осваивая это социальное пространство, ребенок (осознанно и неосознанно) строит свое отношение к обществу, к жизни в целом, к будущему. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие ценности, нормы, установки, будет зависеть дальнейшее его движение, траектория социального развития. Для значительной части детей с ОВЗ типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его социально-коммуникативной сферы. В основном указанный дефицит сопряжен с проблемами развитии речи и эмоциональной регуляции.

Целью психологического сопровождения при реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ является создание комфортной среды, соответствующей индивидуальности каждого ребенка и обеспечивающей психологические условия для успешного развития его личности.

Среда, в нашем дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 23 «Ручеёк» куда попадает ребенок с ОВЗ не только, коррекционно-развивающая, но доброжелательная, в которой воспитанники ощущают себя субъектами деятельности. В этой среде «особый» ребенок принят «на равных», его «особенность» не подчеркивается и не акцентируется, он проживает каждый возрастной этап в соответствии со своим индивидуальным темпом развития.

Доброжелательная образовательная среда обеспечивает социальную ситуацию развития ребенка, динамику его психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ:

— побуждение интереса к себе, окружающему социальному миру;

развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т. п.);

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детейпроводится в нескольких направлениях:

1 направление «Здравствуйте, это я!»

Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе.

2 направление «Давайте жить дружно»

Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, совместных мероприятий.

3 направление «Я, ты, он, она — вместе целая страна!»

Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников.

4 направление «Мы вместе»

Включает в себя работу с родителями. Традиционными в группах стали такие формы работы с родителями как совместные физкультурные, театрализованные, музыкальные досуги и развлечения.

Работа с детьми включает два этапа: индивидуальную и групповую коррекцию.

На первом этапе — индивидуальной коррекции — работа направлена на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, подготовку к групповому коррекционному воздействию.

Второй этап — групповая коррекция — направлен на развитие навыков общения, социализацию ребенка в обществе, повышение самооценки, снижение тревожности и агрессивности, развитию эмоционально-поведенческой сферы.

В связи реализация задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»в нашем детском саду включает использование таких форм работы как:

• Занятия с использованием арт-терапевтических элементов (рисование, лепка) Цель занятий – выражение содержаний своего внутреннего мира с помощью разнообразных изобразительных материалов. Пластилинография-используется нами при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы.

• Занятия с использованием терапевтической песочницы.

Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии.

Занятия с использованием игротерапии – могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в группе.

Занятия с использованием ИКТ.

Занятия с использованием с элементами релаксации – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, детские песни.

В результате психологического сопровождения при реализации задач «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ педагоги и специалисты отметили положительные изменения в развитии детей, что подтверждается результатами итоговой диагностики.

Источник