Линии развития ребенка дошкольного возраста

Линии развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Лариса Хуторская
Линии развития, определяющие готовность ребёнка к школьному обучению

В современной педагогической и психологической литературе неоднократно рассматривалось содержание основных составляющих психологической готовности к школе (мотивационной, эмоционально-волевой, умственной и социально-психологической). Однако, особый интерес представляет несколько иной подход к готовности к обучению в школе, основанный на результатах научной деятельности Д. Б. Эльконина.

Отечественный психолог Д. Б. Эльконин проанализировал три линии развития к концу дошкольного возраста:

1. линию формирования произвольного поведения.

2. линию овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.

3. линию перехода от эгоцентризма к децентрации.

Развитие по этим линиям определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

— Линия формирования произвольного поведения.

При диагностике ребёнка к школьному обучению по мнению

Д. Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения — подчиняется ли он правилу.

Д. Б. Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как ребёнка в первом классе на первом уроке попросили нарисовать 4 кружочка, затем раскрасить три -жёлтым и один — синим. Дети красили разными цветами и говорили: «Так красиво». Эти наблюдения показывают, что правила ещё не стали правилами поведения ребёнка. По мнению Д. Б. Эльконина превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности.

Под руководством Д. Б. Эльконина был проведён интересный эксперимент. Перед ребёнком куча палочек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5,6,7 лет. Экспериментатор наблюдал за детьми через зеркало Гезелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулёзно выполняют эту работу. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать палочки, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, входит экспериментатор и просит работать ещё: «Давайте договоримся, вот эту кучу палочек сделаем и всё». И более старший ребёнок продолжал эту однотонную, бессмысленную работу, потому что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: «Я уйду, а Буратино останется». Поведение ребёнка менялось: он посматривал на Буратино и делал всё правильно. Если несколько раз осуществлять это действие с замещающим звеном, то и без Буратино дети подчиняются правилу. Этот эксперимент показал, что за выполнением правила лежит система социальных отношений между взрослым и ребёнком. Когда ребёнок подчиняется правилу, он встречает взрослого с радостью. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним. Если бы соблюдения правила не

заключало в себе системы отношений со взрослым, то никто бы никогда этих правил не выполнял. Готовность ребёнка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, подчёркивал Д. Б. Эльконин.

— Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.

Включает в себя овладение ребёнком средствами для выделения параметров вещей (эталонами). Для младшего и среднего дошкольника характерно глобальное, целостное представление об объекте. К концу дошкольного возраста он должен уметь выделять параметры объекта, т. е. правильно (планомерно и расчленено) обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами, определять на что похоже по цвету, форме, величине и т. д. а затем сравнивать их между собой. Таким образом, ребёнок осваивает общественно выработанные способы познания предметов, овладевает средствами познавательной деятельности, что важно для школьного обучения. Л. С. Выготский отмечал, что ребёнок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание определённого предмета науки.

— Линия перехода от эгоцентризма к децентрации.

Эгоцентризм или центрация означает, что ребёнок может видеть весь мир только со своей точки зрения. Никаких других точек зрения для ребёнка сначала не существует. Стать на точку зрения науки, общества ребёнок не может. В ходе специально организованного развития и грамотно организованной игровой деятельности дошкольников происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма». В разнообразных играх детей частое переключение с одной роли на другую, переход с позиции ребёнка на позицию взрослого приводит к систематическому «расшатыванию» представлений ребёнка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создаёт условия для осваивания разных позиций. Такие изменения в поведении были проверены в исследовании В. А. Недоспасовой. В эксперименте был использован модифицированный тест К. Берта и Ж. Пиаже о трёх братьях (было три брата: Миша, Петя и Слава. Сколько братьев у Миши, у Пети, У Славы). Ребёнку предлагали условно стать Мишей, затем Петей, затем Славой и ответить на вопрос с позиции каждого из детей. Через подобную «условно-динамическую» позицию ребёнок приходил к пониманию объективных отношений. Как в игре, ребёнок условно принимает на себя роль другого, но в то же время постоянно ориентируется на поведение партнёра (например, «доктор» учитывает позицию «пациента»). В исследовании В. А. Недоспасовой ребёнок условно принимал на себя роль каждого из трёх братьев и постоянно принимал во внимание, как выглядит ситуация с точки зрения других братьев. В этом исследовании можно было видеть процесс преодоления центрации.

Благодаря децентрации дети становятся другими, предметом их мысли, их рассуждения становится мысль другого человека. Никакое

обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребёнка.

Вашему вниманию хотим предложить

Игры и упражнения для развития децентрации у старших дошкольников.

Эгоцентризм или центрация — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого, стать на его позицию. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, встать на позицию другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Игра «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Игра «Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

Игра «Маски»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Описание игры. На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

Игра «Фантазии»

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения.

Описание игры. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста».

Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, — роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери, о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т. п.

Игра «Обувь»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, децентрации, чув-ства юмора.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей «пройтись» в этой воображаемой обуви.

Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки, балетные тапочки, калоши большого размера и т. п.

2-й вариант. Воспитатель называет обувь, и дети все вместе демонстрируют ее.

3-й вариант. Воспитатель раздает детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребенок должен «пройтись» в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь.

Игра «Волшебный карман»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности, децентрации.

Описание игры. Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, становится водящим.

Игра «Оживи маску»

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.

Игра «Моё настроение»

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Игра «Берёзки»

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети изображают и обсуждают настроение деревьев в разное время года, следуя словам воспитателя:

«Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки».

Игра «Волшебный лучик».

Цель: воспитывать взаимопомощь, эмпатию, оптимизм.

Предложите детям представить, что однажды солнышко послало на землю добрый волшебный лучик.

Дети должны придумать, чем и как волшебный лучик поможет людям в разных ситуациях.

1. Кто-то заблудился в лесу.

2. Кто-то поссорился со своим товарищем.

3. Кто-то получил замечание.

4. У кого-то заболела мама.

5. Кто-то опоздал на поезд и т. д.

Например, людям, которые опоздали на поезд, лучик подарит билет на солнечный поезд. На нём человек доедет до солнышка, которое угостит его солнечным обедом, а потом лучик, быстро отнесёт его в то место на земле, куда он хочет попасть.

Попросите детей нарисовать, как волшебный лучик помогает людям в разных ситуациях.

Игра «Мудрая сова».

Цель: развивать творческую активность, взаимопомощь, эмпатию.

Детям раздают картинки с рисунками разных лесных жителей. Дети встают в круг. Один из них – мудрая сова. Каждый придумывает какую-нибудь ситуацию, в которую попал его лесной житель, и спрашивает совет у совы.

Например, два зайчика на полянке подрались между собой из-за одной большой ягоды клубники.

Совет совы. Поскольку ягодка одна, зайчата должны подарить её своей маме.

Если мудрая сова в течении нескольких секунд не может дать мудрого совета, совою становится тот, кому ничем не помогли.

Наимудрейшая та сова, которая даст лесным жителям больше мудрых советов. Потом можно нарисовать то, что им посоветовала мудрая сова.

Игра «Счастливые предметы».

Цель: развитие эмпатии, желания помочь другому.

Взрослый делит детей на группы и раздаёт им картинки с рисунками разных предметов: окна, дерева, дома и т. д. Каждая группа должна придумать сценку про то, как сделать, чтобы тот или иной предмет стал счастливым.

Например, чтобы окно стало счастливым, его нужно вымыть, покрасить, прикрепить красивые ручки и т. д. Дерево полить, удобрить и т. д.

Можно попросить детей показать свои сценки с помощью мимики, жестов. Все вместе отгадывают, какие предметы изображают их товарищи и что было сделано, чтобы предметы были счастливыми.

Упражнения на развитие пространственной децентрации.

Упражнение «Справа, слева».

Цель: развитие понимания детьми левого и правого.

Взрослый предлагает ребенку по очереди шесть заданий следующего содержания:

1)покажи мне свою левую руку, правую; покажи мне свою правую ногу, левую.

2)покажи мою левую руку, правую; покажи мою левую ногу, правую. 3)находится ли карандаш слева или справа от меня? А монета?

4)ты видишь эту монету, где она у меня, в левой или в правой руке? А этот браслет?

5)где карандаш, слева или справа от ключа? А монета? Ключ слева или справа от монеты? Слева или справа от карандаша? А монета слева или справа от карандаша? А от ключа?

6)я тебе покажу три вещи, но только на один момент. Ты хорошенько посмотришь на них, а затем скажешь мне, как они расположены. Посмотри внимательно. Те же вопросы по поводу трех предметов, что и в предыдущем тесте.

Упражнение «Угадай-ка»

Цель: развивать умение ребенка становиться на точку зрения своего партнера, децентрироваться.

Организация: работа в парах и четверках.

Взрослый находится с детьми в хорошо знакомом им помещении, предлагает детям сесть на стульчики напротив друг друга и сыграть в «Угадай-ку», то есть, глядя на своего партнера, постараться рассказать о том, что тот видит перед собой. Дети выполняют данное задание по очереди.

Упражнение «Нарисуй предметы»

Цель: выявить способность детей стать на точку зрения другого, учесть его позицию.

Организация: групповая.

Перед детьми, сидящими за столами, чуть выше уровня их глаз расположены в ряд три предмета: мяч, неваляшка, чайная чашка. Взрослый просит детей назвать предметы, определить их положение относительно друг друга (неваляшка — в центре, мяч — справа от нее, а чашка — слева, ручка чашки повернута вправо). Затем детям предлагают зарисовать все три предмета так, как они видят их сами.

Далее взрослый размещает за этими предметами игрушку, например, мишку, «лицом» к детям. И спрашивает детей: «Как вы думаете, когда мишка смотрит на эти предметы, он видит их так же как вы, или нет? Нарисуйте, пожалуйста, как видит мяч, неваляшку и чашку мишка.

Дети рисуют на обратной стороне листа так, как по их мнению «видит мишка».

Литература

1. Безруких М. М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

3. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребёнок: психологическая готовность к школе. М., 1991.

4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 1999.

5. Нечипорук Н. И. Развивающие игры для дошкольников. Харьков, 2007.

6. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М., 2009.

Источник

Основные линии развития в дошкольном возрасте

Возрастной период от трех лет до семи в детской психологии и дошкольной педагогике имеет название дошкольного возраста. С этого возраста в России ребенок обычно начинает посещать детские дошкольные образовательные учреждения. Дошкольник характеризуется интенсивным развитием речи и мышления, которые позволяют ребенку относительно легко адаптироваться к группе сверстников детского сада. Интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте — база для формирования интеллектуальных способностей, которые в полной мере проявляют себя только в начальной школе. Дошкольный возраст ребенка, как правило, интересует специалистов: детских психологов, педагогов, дефектологов и невропатологов в случае наличия у ребенка отклонений в интеллектуальном развитии. По статистическим сведениям, процент дошкольников с выраженными нарушениями формирования интеллекта (в форме задержки психического развития) и отклонениями в развитии речи (логопедические нарушения, общее недоразвитие речи) увеличивается в крупных городах каждые пять лет на 5 %. Этот процесс выдвигает сложную медико-психологическую проблему диагностики и коррекции речевых и интеллектуальных дефектов в дошкольном возрасте, которая должна быть решена до поступления ребенка в школу.

Начало четвертого года жизни соответствует кризису трех лет, основное содержание которого связано с первыми проявлениями самостоятельности ребенка и первым этапом разрыва отношений зависимости от родителей. Семья, оставаясь основной социальной средой, уже не может полностью обеспечить процесс социализации ребенка. В связи с этим в дошкольном возрасте необходимо обеспечить ребенку как можно более широкие и адекватные социальные связи. Существуют работы, в которых установлено, что именно широта социальных контактов в семье и за ее пределами — основное условие нормального развития сознания и самосознания ребенка. В дошкольном возрасте формируется первый личный опыт решения социальных конфликтов, который дошкольнику необходим для развития адекватной самооценки.

Дошкольный возраст — решающий этап формирования социально адаптивной личности при условии принятия ребенка близкими взрослыми и своими сверстниками. Отвержение родителями ребенка или дефицитарные родительско-детские отношения служат причиной девиантного варианта личностного развития. Высокая психическая пластичность может быть использована для компенсации нарушенных социально-семейных отношений. Проявляющиеся девиантные формы поведения и реакции в дошкольном возрасте могут быть еще скорректированы. Процесс коррекции поведения ребенка, возраст которого выходит за рамки дошкольного, становится затруднительным. В связи с большим значением дошкольного возраста для коррекционно-компенсаторной работы роль диагностики в этом возрастном диапазоне чрезвычайно велика. Чем раньше определяется психологический диагноз и чем он точнее, тем более эффективна коррекционно-развивающая и коррекционно-компенсаторная работа. Основная трудность диагностического обследования дошкольников, как уже отмечалось, заключается в слабом развитии у детей рефлексивного мышления и самосознания, что не позволяет практическим психологам использовать стандартные тестовые подходы, хорошо себя зарекомендовавшие в тестологии. Указанные проблемы являются причиной интенсивных разработок психофизиологических подходов оценки нормы и патологии интеллектуального и социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Источник