Лингвистическая периодизация развития речи ребенка

Лингвистическая периодизация развития речи ребенка thumbnail

Одним из важных моментов в развитии ребенка является правильное и своевременное развитие речи. Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности, и является основой умственного развития ребенка.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н Гвоздева, в работах Г.Л Розенгард-Пупко, Д.Б Эльконина, А.А Леонтьева, Н.Х Швачкина, В.И Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.

А.Н.Гвоздев прослеживает последовательность появлений различных явлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов:

1. Период различных частей речи;

2. Период словосочетаний;

3. Период разных видов предложений.

В 1-2 месяца – эмоциональное общение ребенка, реакция его на улыбку кряхтением.

В 3-4 месяца он радуется игрушкам, начинает гулить.

На 5-6 месяце появляется у ребенка лепет ( агу-угу,тя-тя…,ба-ба…).

К 6 месяцам путем подражания ребенок начинает произносить отдельные слоги (ма-ма…, па-па…).

В 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более разнообразные сочетания звуков.

К концу первого года жизни появляются первые слова, которые носят обобщенно смысловой характер, сопровождаются жестами, мимикой. К этому периоду должно быть в его активном словаре 10-12 слов-звукоподражаний. С заметным опережением в этот период идет развитие в понимании речи.

С 1,5-2 года начинается формирование коммуникативной функции речи. Постепенно появляются двух, трехсложные слова, появляются новые звуки. Запас слов увеличивается до 200 и более.

К 3 годам ребенок накапливает 1000 слов. В этот период начинает формироваться грамматический строй речи ( падежные окончания, союзы, предлоги, времена глаголов…). Так же активно развивается фонематический слух.

Дети 4-го года жизни уже пользуются в речи простыми и сложными предложениями, на этом этапе еще многих детей отмечается неправильное звукопроизношение.

По данным А.Н Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% междометий и частиц.

К 5 годам появляются сложные предложения, дети уже могут составлять сказки, пересказывать рассказы, улучшается их фонематическое восприятие, заканчивается правильное звукопроизношение и ребенок уже в норме должен говорить чисто.

К 6-7 годам формируется контекстная ( отвлеченная, абстрактная) речь, лишенная наглядной основы. Ребенок начинает описывать события из его личного опыта, собственных переживаний и впечатлений.

И далее в школьный период идет усовершенствование речи, сознательное использование языковых средств.

В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие три периода формирования грамматического строя речи:

I период — период предложений состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1года 10 мес.). Этот период включает в себя два этапа:

1) Этап однословного предложения (от 1 года 3мес. до 1года 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений. В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные-слова корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, мяу), лепетные слова (ди, мокко).

Рекомендуемые страницы:

Источник

Основные понятия: речевая деятельность, языковая способность, речевой навык, речевое умение, факторы становления и развития речи, психологическая периодизация, лингвистическая периодизация развития речи.

В 1970-с гг. А.А. Леонтьев, основатель советской психолингвистической школы, разработал концепцию становления речевой деятельности. Он подчеркивал, что речевая деятельность всегда включена в более широкую деятельность (игру, работу, общение и т.д.) в качестве одного из необходимых компонентов. Развитие речи ребенка есть прежде всего развитие способов общения, что ведет к появлению у него речевого механизма, или языковой способности. Именно этот механизм формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма под влиянием речевого общения.

Таким образом, языковая способность — это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Речевой навык — это речевое действие, достигшее степени совершенства. Речевые навыки включают: семантико-грамматическое оформление высказывания (выбор слов, их падежа, рода, числа и т.д.), синтаксические схемы высказывания, произношение, интонирование.

В результате становления речевых навыков развиваются речевые умения — способность использовать речевые механизмы с разной целью (комбинировать языковые единицы в различных ситуациях общения).

Выделяют четыре вида речевых умений:

  • ? умение говорить — излагать свои мысли в устной форме;
  • ? умение аудировать — понимать услышанную речь;
  • ? умение писать — излагать свои мысли в письменной форме;
  • ? умение читать — понимать речь в графическом отображении.

Развивать языковую способность ребенка — значит развивать

у него коммуникативно-речевые умения и навыки (оба аспекта — восприятие и создание языковых единиц).

Какие факторы способствуют становлению и развитию речи? Ответ на этот вопрос дал российский исследователь А.Р. Львов. Он отмечает, что первым проявлением ребенка является крик. Это еще не речь, а чисто биологическая, физиологическая реакция на дискомфорт (голод, жажду, боль и т.п.). Факторами же процесса развития речи ребенка выступают следующие.

  • 1.Фактор положительных эмоций. Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении, тогда как в состоянии отрицательных эмоций он кричит, плачет, как будто возвращается в мир биологических проявлений.
  • 2. Фактор потребности в эмоциональном контакте с близким человеком. В развитии ребенка эмоции предшествуют интеллекту. Уже трехмесячный ребенок различает интонации голоса близкого человека. Указанные выше факторы имеют социальные корни, это начальные виды контакта с людьми, которые окружают ребенка, формы невербального общения.
  • 3.Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, органов говорения, аудирования, координационной системы. Физиологическая база речи пластична, легко адаптируется к условиям речевого развития, но эта гибкость и пластичность сохраняется только до семилетнего возраста.
  • 4. Фактор потребности в содержательном общении. У ребенка возникает потребность непосредственного общения, разговора, обмена мнениями, внешнего самовыражения в речи (эгоцентрическая речь). Это первые шаги формирования личности, начало процесса социализации — ребенок становится членом общества.
  • 5. Фактор развития интеллекта. Начало формирования понятий как основной формы познания. Это проявляется в потребности и способности номинации и обобщения. Ребенок чувствует потребность назвать каждый предмет словом (потребность номинации). Затем название переносится на аналогичные или близкие предметы — происходит обобщение (би-би — это автомобиль, который движется, который стоит, и колесо автомобиля).
  • 6. Фактор языковой {речевой) среды, в которой протекает процесс речевого развития. Ребенок усваивает язык той национальности, среди представителей которой воспитывается. Очень важно, чтобы речевая среда, где живет и формируется ребенок как языковая личность, была правильной, культурной.
  • 7. Фактор речевой активности. Ребенку необходима большая, разнообразная, инициативная, постоянная практика речи.
  • 8. Фактор изучения языковой теории связан со школой. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми основными языковыми понятиями (слово, слог, предложение, звук, звуковой состав слова), у них формируется элементарное осознание языковых явлений, которые способствует развитию умения произвольно строить свою речь.

Различают психологическую и лингвистическую периодизации речевого развития. Психологическая периодизация включает социальный фон процесса речевого развития (ведущий вид деятельности, форма общения и т.п.), но не фиксирует появление в речи конкретных языковых форм (частей речи, видов предложений и т.п.). В психологической периодизации выделяют младенческий возраст (до года); ранний возраст — преддошкольный (от года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11); средний школьный возраст (от 11 до 15 лет); старший школьный возраст — юность (от 15 до 18 лет); зрелость (от 18 лет и старше).

Лингвистическая периодизация в меньшей степени связана с социальной жизнью, но она конкретизирует вхождение в речевую деятельность все новых средств и структур языка, других знаковых систем.

Первым лингвистическую периодизацию речевого развития ребенка разработал известный ученый А.Н. Гвоздев. Усвоение фонетики А.Н. Гвоздев зафиксировал у детей в возрасте 3 года 2 месяца. К этому моменту усвоение звуковой системы родного языка закончено, отмечаются только мелкие отклонения от нес. А.Н. Гвоздев отметил также, что подготовка слуха к восприятию фонетических особенностей речи взрослых заканчивается в год и 7 месяцев.

Отступления от нормативного произношения звуков, которые встречаются у ребенка, вызываются только моторными причинами (несовершенством артикуляции).

В освоении ребенком грамматики А.Н. Гвоздев выделил три периода.

Первый период (год и 3 месяца — год и 10 месяцев) — дограм- матический. Это период предложений, состоящих из аморфных слов (слов-корней), используемых в неизменном виде во всех случаях.

В свою очередь в дограмматическом периоде выделяют две стадии:

  • ? стадию употребления однословных предложений (год и 3 месяца — год и 8 месяцев);
  • ? стадию употребления предложений из двух-трех слов (год и 8 месяцев — год и 10 месяцев).

Второй период (год и 10 месяцев — 3 года) — усвоение грамматической структуры высказывания. Этот период характеризуется быстрым ростом разных типов простых и сложных предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. К концу периода появляются служебные слова, выражающие синтаксические отношения: местоимения, союзы.

Третий период (от 3 до 7 лет) связан с освоением морфологической системы языка, типов склонений и спряжений родного языка, постепенно исчезают случаи их смешения.

К 8 годам, по данным А.Н. Гвоздева, ребенок овладевает всей сложной системой морфологического и синтаксического строя, в том числе и так называемыми исключениями из правил. Ребенок получает совершенный инструмент общения и мышления, но только в пределах разговорно-бытового стиля. Далее идет количественное накопление лексики, освоение тонкостей грамматического оформления речи и овладение стилями языка и речи.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое речевой навык и речевое умение?
  • 2. Назовите четыре вида речевой деятельности.
  • 3. Какие факторы способствуют становлению и развитию речи?
  • 4. Какие этапы проходит речь ребенка в своем развитии?

Источник

Вопрос № 41.

Детская речь является предметом научного изучения с давних времен. Вопросом изучения детской речи в норме занимались многие исследователи: Гвоздев, Хватцев, Швачкин, Жинкин, Бельтюков, Леонтьев, Исенина, Винарская и др. Было произведено много наблюдений и экспериментальных исследований детской речи, посвященных формированию отдельных сторон речевой системы в онтогенезе, становлению языковой способности, периодизации речевого развития.

Эти исследования имеют большое значение для современной логопедии. В соответствии учением Л.С.Выготского, каждый ребенок в своем развитии проходит ряд качественных изменений, последовательность этих изменений одинакова как у нормальных, так и у аномальных детей, только осуществляется в разные временные периоды и имеют качественные отличия. Таким образом, усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Для того чтобы оценить состояние речи ребенка в настоящий момент, выявить причины и механизм нарушения, этап речевого развития, на котором произошел сбой, необходимо знать этапы развития речи в норме. Знание закономерностей и этапов речевого развития в норме позволит выявить нарушение, определить диагноз и составить план коррекционной работы.

Большой вклад в разработку вопросов развития детской речи внес Гвоздев (лингвист). В течение 8 лет изо дня в день фиксировал речь собственного сына, записывая ее в дневник. На основе полученных данных был написана книга «Вопросы изучения детской речи» и «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». И в настоящее время записи Гвоздева широко используются исследователями детской речи.

А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений, грамматических категорий, усвоения фонетики родного языка, наблюдения дошкольников над явлениями языка.

Выделенные автором периоды формирования грамматического строя речи по существу устанавливают, каким образом складывается у детей язык как система, служащая целям общения и мышления.

Бельтюков («О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе», «Об усвоении детьми звуков речи») занимался проблемой развития фонематических функций в онтогенезе. Он подробно изучил сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического восприятия. Экспериментально доказал, что к концу 2 года фонематический слух нормально развивающегося ребенка уже сформирован. Показал, что последовательность овладения произношением фонем не совпадает с последовательностью формирования слуховых дифференцировок. В различении ребенком звуков на слух — шипящие и свистящие, затем твердые и мягкие согласные, распознавание сонорных и шумных звуков. глухие и звонкие, на последнем этапе — различает взрывные и щелевые. Последовательность различение в произношении: сонорных (носовых) и шумных согласных; различение звонких и глухих; взрывных и щелевых согласных.

Н.Х. Швачкин рассматривал развитие фонематического восприятия. Выделил 2 периода в развитии детской речи. Первый период в развитии речи ребенка – дофонемный, речь здесь просодическая, так как ребенок еще не различает в обращенной к нему речи слова по их звучанию. В возрасте 10— 11 месяцев начинается качественно другой период в развитии понимания речи ребенком, основанный на восприятии и различении звукового состава слов. Этот этап Н.Х. Швачкин называет периодом фонемной речи. Различие звуков речи, а следовательно, и слов формируется постепенно. Диффереицировка фонем подчиняется определенному закону — вначале возникает грубая дифференцировка, по наиболее сильным компонентам, в дальнейшем она делается все более и более тонкой, т.е. различение звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков. Н.Х. Швачкин установил такую последовательность развития этого процесса: сначала ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки от согласных, различение внутри гласных звуков, затем возникает дифференциация шумных и сонорных, далее — твердых-мягких согласных, взрывных-щелевых, переднеязычных-заднеязычных, глухих-звонких, шипящих-свистящих, р-л. Н.Х. Швачкин отмечает такую последовательность появления двигательной дифференциации звуков в собственной речи (от 1 до 5 лет): сначала появляются гласные, затем сонорные м, к (а следовательно, и первые слова мама, на и т.п.), затем шумные взрывные п, б, д, т, к, щелевые в, ф, х, й, свистящие, шипящие л, р.).

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого этапа. Например, Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до 1 года;

2-й — преддошкольный – этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Остановимся подробно на характеристике этапов речевого развития.

1 период – довербальный – от рождения до 1 года.

Самым первым речевым проявлением является крик (громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом). Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться, меняются его интонации в зависимости от состояния ребенка, и у ребенка появляется гуление и смех.

У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление — «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью.

Гуление — представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Гуление важный этап довербального развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.

Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе.

Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета, и длится примерно от 5 до 9 месяцев. После 8-ми-месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. По мере автоматизации лепета усваивается ритмический рисунок речи (развивается синтагматическая организация речи).

С 8 месяцев начинает понимать некоторые слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой, узнает голоса близких, реагирует на свое имя, прислушивается к речи взрослых и наблюдает за их артикуляцией.

К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба – часто не имеют предметной соотнесенности.

К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.

С 1 до 1,5 летэтап первичного усвоения языка.

К году ребенок четко произносит первые слова и понимает до 30 слов. Первые слова характеризуются полисемантизмом. Между 1г.3 мес. и 1г.6мес. рост словаря замедляется. Ребенок осваивает слоговую структуру и интонационно-ритмическую сторону языка. Происходит усвоение однословных предложений. Слово равнозначно по смыслу целому предложению. Первые слова-предложения аморфны, используются без изменений, связаны с конкретной ситуацией.

С 1,5 до 2 лет – происходит бурный рост словаря (до 300 слов), связанный с интенсивным развитием предметной деятельности, овладением слоговой структурой слов. Ребенок пытается произносить 2-х и 3хсложные слова (сначала произносит ударный слог, затем появляется первый предударный, а потом безударные слоги). Помимо существительных в речи ребенка появляются глаголы, связанные с действием и выражением требований. К концу 2 года ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонационно, слова в неизменяемой форме используются.

От 2 до 3 летэтап усвоения грамматики языка.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. К 2 годам формируется фонематический слух.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря — достигает 800-1000 слов. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, появляются личные местоимения. Появляются слова с обобщающим значением. Возрастает понимание речи, начинает развиваться контекстная речь.

Дети овладевают элементарными грамматическими навыками родного языка. В начале 3 г. ребенок овладевает первыми формами слов(усваивают ед.и мн.число сущ-х, формы В.п., возвратные глаголы и др.) происходит усвоение флексийнойсистемы языка.

В 2,5 года – развитие фразовой речи, дети учатся строить предложения из 3-4 слов, используя различные грамматические формы слов. Происходит качественный скачок в развитии речи.

Усвоение служебных слов – появляются предлоги, союзы.

Выделяют в словах морфемы, образуют слова по аналогии, возникает словотворчество.

Речь становится уже полноценным средством общения.

Период с 3 до 4 лет — у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Словарь детей достигает 2.000 слов. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги, а также служебные части речи. Дети этого возраста становятся почемучками.

В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания. Ребёнок использует суффиксальное словообразование. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко.

С 3 лет — момент интенсивного развития связной речи. Появляются зачатки монологической речи, дети умеют пересказывать (по вопросам) сказку. Переход от ситуативной к контекстной требует большой согласованности в работе ЦНС, речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др.

От 4 до 5 лет — Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, присутствуют все части речи (притяжательные местоимения осваивают).

Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот пли иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли.

Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторнойфункции речи.

Период от 5 до 6 лет — продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка.

Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений.

Наряду с количественным и качественным обогащением речи, возрастанием ее объема в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильные изменения слов, наблюдаются нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным

В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших.

К 7 годам к моменту поступления ребенка в школу, он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, надеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Ребенок начинает излагать события в логичной последовательности. То есть, это говорит о том, что у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление

К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

В 7 лет должна быть сформирована устная речь. В младшем школьном возрасте ребенок усваивает механизмы чтения и письма. В этом возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться словарь, грамматический строй, связная речь (пересказ).

В среднем школьном возрасте дети изучают закономерности языка, речи, учат правила, изучают части речи, развитие речи происходит на основе изучения морфологических, грамматических основ языка. Одновременно происходит развитие словаря, формируется сознательное отношение к языку. В этом возрасте практические умения и навыки соединяются с теоретическими знаниями о языке, о языковой системе. Усиленно развивается коммуникативная функция речи. В связной речи на качественно новый уровень выходит диалогическая речь. Также важно отметить формирование определенного сленга.

Старший школьный возраст характеризуется дальнейшим развитием лексики и грамматического строя, которое происходит на занятиях, в ходе обучения. Особенно развивается монологическая форма речи как устная, так и письменная, что связано с написанием сочинений, рефератов, выступлением с докладами и др.

Развитие речи не заканчивается в школе. В течение всей своей жизни человек встречается с необходимостью расширять, и обогащать индивидуальный запас слов и грамматических оборотов, совершенствовать сложные формы устной и письменной речи. Дальнейшее развитие речи связано с социальным окружением человека и его профессиональной деятельностью.

Источник