Личностное развитие ребенка с дизартрией
Автор: Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития.»
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития
Дети
с дизартрией —
особая
категория
дошкольников
и нуждаются
в повышенном
внимании.
Расстройство
речи
накладывает
отпечаток
на формирование
познавательной
деятельности,
тормозит
развитие
коммуникативных
навыков
и может
отразиться
на психическом
здоровье
в целом.
Педагогов и родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже
других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы
и математический счет, медленно обучаются чтению и письму.
Дизартрия —
это
речедвигательное
расстройство,
при
котором
нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность
иннервации
речевой
мускулатуры,
которая
возникает
вследствие
невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»),
среднюю
и тяжелую
(анартрию)
и проявляется
в целом
комплексе
нарушенных речевых и неречевых компонентов:
звукопроизношения;
артикуляционной моторики;
речевого дыхания и голосообразования;
просодики
(мелодико-интонационной
и темпо-ритмической
стороны речи);
общей и мелкой моторики;
высших психических функций (восприятия, внимания, памяти,
мышления);
эмоционально-волевой сферы и поведения.
Одно
из распространенных
речевых
нарушений
среди
детей
дошкольного возраста — стертая дизартрия
По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим
недоразвитием
речи
(50–80%);
у д е т е й
с фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи —
в 30–40%
случаев;
у 10%
детей
диагностируется
первичный
диагноз
«сложная
дислалия»
в результате
комплексного
обследования.
В анамнезе
этих
детей
можно
выявить
перинатальную
энцефалопатию
(ПЭП),
хроническую
гипоксию,
минимальную
мозговую
дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени
выраженности.
Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.
Речевая симптоматика
У д о ш к о л ь н и к о в
с д и з а р т р и е й
с м а з а н н о е
и нечеткое
звукопроизношение,
можно
наблюдать
фонационные
и просодические
расстройства речи, нарушено речевое дыхание.
Звукопроизношение.
Недостатки
звукопроизносительной
стороны
речи
выражены
в многочисленных
искажениях,
смешениях,
заменах
и пропусках
звуков.
Наиболее
распространенные
нарушения:
дефект
произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных
[л], [р], [р’].
Ра с с т ройс т ва
звукопроизноше ния
от рицат е льно
в л и я ю т
на формирование
фонематической
и лексико-грамматической
сторон
речи,
затрудняют
процесс
школьного
обучения
детей
и вызывают
вторичные
недостатки письма и чтения.
Интонационно-выразительная
окраска
речи.
У детей-дизартриков
снижена
интонационно-выразительная
окраска
речи,
может
наблюдаться
носовой
или
хриплый
оттенок
голоса,
отсутствует
мелодичность
и выразительность
речи.
Так,
дети
испытывают
трудности
при
передаче
голосом
различных
эмоциональных
состояний
людей
(печаль,
испуг,
усталость,
удивление),
особенностей
характера
животных
и сказочных
персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным
о б р а з ом
с в я з а н
с эмоциональным
состоянием
ребенка:
у детей
с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся,
немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос
громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.
Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь
детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи
или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает
их высказывание в речь «на бегу».
Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен
темп
речи.
У одних
детей
он ускоренный,
у других —
замедленный.
Недостатки
темпо-ритмической
стороны
речи
видны
при
отраженном
проговаривании
за взрослым
чистоговорок
в ускоренном
ритме
и при
воспроизведении
ритмических
рисунков
путем
отхлопывания
или
отстукивания
карандашом
по столу.
Дети
не владеют
быстрым,
четким
проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.
Неречевая симптоматика
Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей
моторике и мелкой моторике рук.
Артикуляционная
моторика.
Дети
с дизартрией
медленнее
других
пережевывают
твердую
пищу,
оставляют
недоеденными
хлебные
корки
и комок
пищи
за щекой.
При
специальном
логопедическом
обследовании
выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного
аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения
«качели»
и «маятник»),
трудности
в вытягивании
и растягивании
губ
(упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство
языка
при
попытке
удержания
его
в заданном
положении
(«иголочка»,
«лопата»),
трудности
в удержании
широко
раскрытого
рта
на счет
до 10.
Данные
недостатки
артикуляционной
моторики
могут
сопровождаться
гиперсаливацией
(повышенным
слюнотечением),
тремором
(дрожанием)
и цианозом
(посинением)
кончика
языка.
Все
описанные
проявления
обусловлены
нарушением
иннервации
органов
артикуляции
вследствие
неврологической патологии в анамнезе.
Общая
моторика.
Несмотря
на то, что
у детей
с легкой
степенью
дизартрии
не наблюдается
выраженных
параличей
и парезов,
их общая
моторика
отличается
неловкостью
и недостаточной координированностью,
они
отстают
от сверстников
в ловкости
и точности
движений,
их мышцы
быстро утомляются при функциональных нагрузках.
При
специальном
обследовании
можно
выявить
недостатки
статической
и динамической
координации
движений,
двигательную
диспракию
(нарушение
произвольных
движений)
и атаксию
(нарушение
равновесия). Это проявляется в следующем:
неустойчивость
при
стоянии
на одной
ноге,
особенно
с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной
или даже двух ногах;
затруднения
при
ходьбе
по «мостику»,
расчерченной
мелом
дорожке, а также по спортивной скамейке;
неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
трудности при подражании или имитации движений (как идет
солдат, летит птица, режут хлеб).
На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией
отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения
на другое.
Особенно
заметна
моторная
несостоятельность
на занятиях
по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме
движений, а также при переключении с одного движения на другое.
В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат
органические
нарушения
центральной
нервной
системы,
проявляющиеся
в форме
легких
парезов,
изменениях
тонуса
мышц,
гиперкинезов
и патологических
рефлексов,
что
является
одним
из проявлений
ММД
и другой неврологической патологии.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом
овладевают
навыками
самообслуживания:
не могут
застегнуть
пуговицу,
развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш
и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная
неловкость
рук
на занятиях
по аппликации
и с пластилином,
при
этом
прослеживаются
еще
и трудности
пространственного
расположения
элементов.
Нарушение
тонких
дифференцированных
движений
руками
проявляется
при
выполнении
проб-тестов
пальцевой
гимнастики.
Дети
затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» —
сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» —
поочередно
соединять
одноименные
пальцы
обеих
рук;
«колечки» —
поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке;
пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».
Впоследствии
дети
в школе
испытывают
трудности
в овладении
графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме,
пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.
Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют
на их п с и х и ч е с ко е
зд о р о в ь е
и вторично
вызывают
н а ру ш е н и я
в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.
Особенности психического развития
Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития
проявляются
в недостаточной
устойчивости
и концентрации
внимания,
в ограниченных
возможностях
его
распределения.
Дошкольники
быстро
теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых
заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин.
Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность
и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.
Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти
у детей
снижена
вербальная
(речевая)
память,
страдает
продуктивность
и объем
запоминания.
Они
забывают
сложные
инструкции,
элементы
и последовательность
заданий,
с трудом
могут
повторить
за взрослым
предложение
из 4–6
слов,
испытывают
проблемы
при
заучивании
стихотворений и при счете.
Восприятие.
Недостатки
восприятия
проявляются
в трудностях
усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют
похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий
и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей
целое,
например,
собрать
разрезанную
картинку
или
выполнить
конструирование по образцу.
Мышление.
Связь
между
речевыми
нарушениями
и другими
сторонами
психического
развития
обусловливает
специфические
особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для
овладения
мыслительными
операциями,
доступными
их возрасту,
дети
отстают
в развитии
словесно-логического
мышления,
без
специального
обучения
с трудом
овладевают
анализом
и синтезом,
сравнением
и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных
связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями,
путают понятия «больше», «меньше».
Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие
пространственно-временных
представлений,
им трудно
усвоить
признаки
и последовательность
частей
суток
и времен
года,
а также
некоторых
пространственных
понятий
(«спереди»,
«около»,
«между»).
У детей
затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии
отражается на формировании навыков письма.
Эмоционально-волевая
сфера
и поведение.
Дизартрики
имеют
разнообразные
расстройства
эмоционально-волевой
сферы
и поведения.
У одних
детей
они
проявляются
в виде
повышенной
эмоциональной
возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других —
в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям
настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так,
начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная
эмоциональная
возбудимость
нередко
сочетается
с плаксивостью,
раздражительностью
и капризностью,
которые
усиливаются
в новой
для
ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна
незрелость мотивационно-потребностной сферы.
Вследствие
речевого
дефекта
дети
затрудняются
в установлении
контактов
со сверстниками,
испытывают
проблемы
при
общении
с ними
и взрослыми.
Иногда
родители
и педагоги
сталкиваются
с нарушениями
поведения,
которые
проявляются
в виде
агрессии
и реакции
протеста
по отношению
к окружающим.
Перечисленные
недостатки
говорят
об особенностях
нервно-психического
здоровья
детей
с дизартрией
и требуют пристального внимания специалистов.
Для
дифференциальной
диагностики
всех
расстройств
ребенка
с дизартрией
необходимо
провести
комплексное
психолого-медико-
педагогическое исследование:
изучить, провести анализ медико-педагогической документации
ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
изучить
состояние
моторики,
высших
психических
функций,
уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.
Система
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с дизартрией
обязательно
включает
логопедическую
работу,
медицинскую
и психолого-педагогическую
помощь.
Такие
дети
нуждаются
в коррекции
недостатков
психоречевого
развития,
эмоционально-личностной и двигательной сфер.
Источник
Анна Стрелкова
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией
Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из– за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей — дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.
Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС, в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии, интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.
Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев. [4]
Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции. По локально-диагностическим признакам выделяют следующие виды дизартрии. [3]
Большие трудности для выделения и распознавания представляет корковая дизартрия. Представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, т. к. прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудно сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание.
Подкорковая дизартрия (экстрапирамидная)— возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза (насильственные непроизвольные движения) в области артикуляционной и мимической мускулатуры, не контролируемые ребенком (дистания- частая смена мышечного тонуса). Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.
Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодики (темп, ритм, интонация). Речь ребенка монотонная, смазанная, немодулированная, однообразная, голос с носовым оттенком, наблюдается затухание голоса, переходящее в бормотание. У таких детей чаще всего страдает слух на высокие тона (нейросенсорная тугоухость, что осложняет речевой дефект.
Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей.
Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной «рубленой» речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Отмечается пониженный тонус в области мышц языка и губ. Язык тонкий распластанный, малоподвижный, отмечены трудности удержания артикуляционных укладов и слабости их ощущений (не может долго удерживать нужную артикуляционную позу). Движения языка не точные, наблюдается тремор языка (дрожание, а мягкое небо провисает и паритично. Нарушена координация движений, напоминает походку «пьяного» человека, страдает ориентация в пространстве. У таких детей подчерк размашистый. В чистом виде данная форма дизартрии встречается редко.
Следующая форма дизартрии называется бульбарная, которая проявляется при заболевании или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушается расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого) (одностороннее поражение). Структура дефекта паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У детей с таким дефектом нарушено глотание твердой и жидкой пищи, затруднен акт жевания. Недостаточная подвижность голосовых связок, мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. Парез мышц мягкого неба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают назальный оттенок. Также наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается тонус мышц (атония). Паретичное состояние мышц языка является причиной искажения звукопроизношения. Речь невнятная, нечеткая, замедленная. В речи отсутствуют звонкие звуки, они оглушаются в результате пареза голосовых связок. [2]
Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно.
Характерными для детей- дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.
Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.
Самостоятельное письмо детей отличается бедным составом предложений, их неправильным построением, пропусками членов предложения и служебных слов. Некоторым детям совершенно недоступны даже небольшие по объему изложения.
Чтение детей- дизартриков обычно крайне затруднено за счет малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей в переключении от одного звука к другому. Большей частью оно послоговое, интонационно не окрашенное. Понимание читаемого текста недостаточное.
Также для детей- дизартриков характерны следующие отличительные особенности: они не любят застегивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. После многократных тренировок дети начинают самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Такие детки не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Данные особенности речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
Литература.
1. Аксенова Л. И., Архипова Б. А. и др. Специальная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.
2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.- 680 с.
3. Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 445 с.
4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил.
Источник