Личностное развитие ребенка на уроках математики

Личностное развитие ребенка на уроках математики thumbnail

Развитие личности обучаемого является основной целью любой системы образования. Обучение является основой, а также средством психического и в целом личностного развития человека.

В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учёбе. Образование в нашей стране на сегодняшний день ориентировано на достижение не только предметных образовательных результатов по математике и другим дисциплинам учебного плана образовательного учреждения, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности: умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.. Современный урок математики на сегодняшний день является одним из главных средств становления личности учащихся, т.к. ориентирован на развитие различных видов деятельности ребенка, на выполнение различных проектных, исследовательских работ, формируя тем самым у учащихся навык овладения новыми знаниями, новыми видами деятельности. Центральной фигурой на уроке является

учащийся, то

есть учащий сам себя, а учитель –

только помощник. Значит, надо сделать

так, чтобы ребёнок стал учить себя сам и помогать учиться своим товарищам. К знаниям

нужно идти через интерес, нужно учиться работать

, учить поиску, исследованиям.

Математика для современного ученика начинается с загадки — проблемы, а поиск рационального решения проблем – первый шаг на пути становления личности учащегося. Следуя принципу «обучение через всю жизнь», критический анализ получаемых знаний на уроках математики, формирует умение у учащихся применять их для решения новых задач. Слишком раннее же усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности.

Какие же существуют пути развития личности ученика на уроках математики? Рассмотрим подробно, на мой взгляд, наиболее эффективные из них: нестандартные задания и проблемное обучение при выполнении математических заданий. Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься. При этом мы «уходим» от решения однотипных задач и так называемого «метода натаскивания». Упражнения в решении составных заданий, в сравнении выражений, упражнения геометрического содержания должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности. В наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

  Большая роль в развитии личности отводится игре. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя решают проблемы, выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

    В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Воспитывать вдумчивого, самостоятельно мыслящего, заинтересованного в своем труде человека — одна из основных задач, стоящих перед школой.

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики также способствует развитию личности детей, т.к. чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности ребёнок, тем он в большей степени – зрелая личность. Развитие личности ребёнка несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе общения с младшими школьниками.   Индивидуальная и самостоятельная форма работы, одна из определяющих форм работы с детьми на уроках математики.   В организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках математики большую роль играют задания различной степени трудности, которые учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения новых знаний. Особенность использования данной формы дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащемуся предлагают три варианта заданий различной степени сложности: самый трудный, менее сложный, самый легкий.. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя  оптимальный вариант, выполняя при этом самоанализ своей работы, своих способностей и своих возможностей

Игры «Поспевай – не зевай!», «Быстро отвечай!» и .др. в начале урока математики по своей сути являются разминочным упражнением, но это только на первый взгляд. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов.

Диапазон творческих заданий, решаемых на начальной ступени изучения математики, необычайно широк по сложности, но суть их одна: при решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, закономерности и всё то, что в совокупности и развивает личность школьника. Чем развитее, разнообразнее по своим талантам, самобытнее и сильнее личности, тем выше и общество из них составленное. Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:  «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта, путь развития личности. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь. Начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие умственных и творческих способностей личности ученика..

В начальном обучении математике роль комбинаторных задач постоянно возрастает, поскольку в них заложены большие возможности не только для развития мышления учащихся, но и для подготовки учащихся к решению проблем, возникающих в повседневной жизни. В ходе работы над комбинаторной задачей на уроках математики выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников, личности ребёнка. Чему всячески способствуют  тщательно подготовленные уроки математики.

Россия всегда славилась своими талантами. Опора на инициативных и заинтересованных в работе людей — это гарантия благополучия для государства завтра. Сегодня математика как живая наука с многосторонними связками, что оказывает существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Ребенок – не кувшин, который
надо наполнить, а лампада,
которую надо зажечь. Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом., самостоятельно добывая свои знания. Задача современной школы — учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать свободно, творчески, самостоятельно, т.к.. успех в учении вдохновит детей на новые успехи в жизни.

Список литературы:

1.АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М: Мысль, 1976г.

2. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры.- Начальная школа. № 5,  2006г.

3. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. Пособие для учителя.- М: Просвещение, 1985.

4.  Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования.- Начальная школа. №4, 1997 г. 

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.- М: Собрание сочинений.  1979г.

6.Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М., «Просвещение», 1977 г.
7.Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г.
8.Шевченко С.Д. Как научить каждого. — М., «Просвещение», 1991 г.
9.Потапова Е.Н. «Радость познания». — М.,

Источник

Развитие свободной личности на уроках математики

Подготовила учитель математики

МБОУ Школы №32, г.Балашихи

Мурадова Е.А.

Человек не рождается совершенным. Он рождается незавершенным .Он рождается как процесс.Он должен искать и исследовать, он должен становится , потому что его сущность возникает только через становление.

С самого рождения человек находится в постоянном поиске истины. Истина же искомая нами реализуется в три этапа: потребление, независимость и творчество.

Первый этап – это перерабатывание известного материала, накопление знаний-это «резервуар».

И когда достаточно «пищи», происходит рост личности и наступает вторая стадия- независимость. Пришло время дерзаний: личность становится свободной. Но свобода для чего?

Свобода по моему имеет два аспекта: первый- свобода «от» и второй- свобода «для»…Многие люди стараются достичь первой свободы, свободы от родителей, учителей, организации и т.д., свободы от всех видов « тюрьмы». Но для чего? Это лишь негативный аспект свободы.

А человек, на мой взгляд, должен стремиться узнать позитивный аспект свободы: «свободу создавать», «свободу быть», «свободу выражать», «свободу решать», «свободу творить» и т.д., и т.п.. И это есть третья стадия- творчество. Только творческие люди красивы, потому что только творческие люди знают великолепие жизни, во всех ее красках и проявлениях, они живут в целостности.

А школьный процесс обучения, это только часть жизненного пути каждого из учащихся. И одной из главных задач нас педагогов, по моему, является развитие свободной личности в ее позитивном аспекте.

Начиная с первого класса ученики вступают на первую стадию развития- потребление. Происходит закладка основ, идет накопление определенного багажа знаний.

Приближаясь к средней школе процесс накопления продолжается и наша задача трансформируется в подталкивании ученика ко второй стадии, стадии независимости. Этого можно добиться путем разнообразия уроков. Так урок- семинар, где подготовившиеся ученики могут сами давать знания, сменит урок-лекция, затем может быть самостоятельная работа учащихся, причем это могут быть семинары, математические сочинения, математические синквейны, самостоятельное изучение темы по предложенному учителем плану. Но самое главное, что учит учащихся независимости и свободе мнений и решений- это урок-диалог. Мы учителя должны быть мастерами импровизации, нестандартных подходов к любому виду деятельности. Наша главная цель- научить учащихся учиться критически осмысливать окружающий мир(от критического анализа текста учебника, книги, решения задачи до выработки собственного мнения по любой обсуждаемой проблеме).

Так изложение нового материала я стараюсь осуществлять логически завершенными крупными блоками, расчлененными на отдельные самостоятельные части. В процессе совместной работы над изучаемой темой, я использую и проблемные ситуации, и привлечение жизненного опыта учащихся, исторические сведения. Как правило после объяснения следует хорошо продуманная целесообразная система вопросов, устных упражнений, которая обеспечивает обратную связь с учащимися.

И еще, мы должны всегда идти в ногу со временем и быть « модными» в хорошем смысле этого слова. К примеру все мы знаем о популярности вебквестов у наших детей, так почему же не использовать их на уроках, как обобщение по теме. Поверьте это очень интересно и увлекательно…

К слову на таких нестандартных уроках учащиеся переступают и третью стадию- творчество, что на мой взгляд способствует постепенному развитию свободной личности.

А за стенами родной школы огромный мир, с его многообразием жизненных проблем и многогранностью жизненных ситуаций. И то умение нетрадиционным способом разрешить ту или иную задачу, данное учащемуся на уроках математики в простой общеобразовательной школе, безусловно будет огромной подмогой для него противостоять « океану» жизни.

И дальнейшее становление и развитие его, как свободной личности, его движение вперед к становлению, будет являться высшей наградой за наши труды!

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Нижневская Н.В.

МБОУ СОШ №95

Одним из основных требований общества к образовательной системе является требование формирования универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, иными словами, способствующих формированию личностных результатов. Формирование личностных результатов обучения обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Процесс изучения математики представляет широкие возможности для формирования и развития личностных результатов учащихся, поскольку обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. Сформированность личностных результатов следует оценивать по положительному отношению к школе и школьной дисциплине; чувству необходимости учения; проявлению интереса к математике; структуре ценностного сознания; присвоению моральных норм, регулирующих моральное поведение; полноте ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, требующей осуществления морального выбора.

Когда учащиеся пятого класса впервые пришли ко мне на уроки, я провела диагностику развития личностных результатов учащихся с целью выявления исходного уровня сформированности личностных результатов пятиклассников по следующим критериям:

  • самооценка;

  • мотивация к обучению;

  • коммуникативные компетентности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

  • представление о математической науке.

С целью изучения исходного уровня сформированности самооценки учащихся была использована методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, адаптированная для младших школьников.

Пятиклассникам был предложен следующий тест: на листе бумаги изображены четыре круга, с нумерацией от 1 до 4.Ученику разъясняется ситуация:»Твои одноклассник заняли эти круги». Круг под №1 заняли успешные дети, которые никогда не ошибаются, все знают, у них всегда готовы ответы на все вопросы, они все умеют, хорошо себя ведут. В круг под №2 собрались ученики, у которых не все получается, они могут ошибаться, что-то не знать, иногда могут неправильно себя повести. В круг под №3 вошли дети, не совсем успешные, у которых мало что получается. Они могут дать ответ лишь на самые простые вопросы, они нередко выслушивают замечания, часто не выполняют задания. В круг под№4 встали дети с плохим поведением, они редко отвечают на поставленные вопросы, не выполняют задания, много ошибаются, часто выслушивают замечания. Какой из этих кругов ты бы занял и почему? Как правило, учащиеся с завышенной самооценкой занимают круг под №1 , с адекватной — под №2 или№3, с заниженной — под №4.Учителю важно в процессе общения с ребенком учитывать его самооценку для того, чтобы на стадии формирования личности, когда самооценка поддается воздействию и ее можно изменить, благоприятное воздействие учителя принесло хорошие плоды в процессе становления и развития личных качеств.

Не у всех учащихся сформированы положительные мотивы учения и труда. При этом у определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса. Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач. Для мотивации я использую метод  создания проблемных ситуаций, а, значит, создания проблемного диалога. Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.

Для мотивации к обучению и познанию включаю  в содержание задач новых для учащихся общепознавательных сведений (сведения, отражающие жизнь страны и родного края; сведения, связанные с жизнью животного и растительного мира; факты, позволяющие отразить межпредметные связи и др.)

Формирование мотивации к обучению на своих уроках стараюсь осуществлять с помощью развития интереса к математике в игровой форме, например при проведении физкультминутки. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности учащихся на последующем этапе урока. В своей работе я провожу физкультминутки в игровой форме. На уроке в 5 классе по теме:» Правильные и неправильные дроби» я предлагаю учащимся встать около своего стола, расправить плечи, и выполнять следующие задания. Я называю обыкновенные дроби, если дробь — правильная, ученики поднимают вверх правую руку, если дробь- неправильная, то левую.

При формировании коммуникативных компетенций развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности учащихся, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных задач.

Так в среднем звене, особенно учащиеся 5,6 классов охотно откликаются на предложение задать вопрос по изучаемой теме или на повторение отвечающему у доски. Дети с удовольствием и задают такие вопросы, и отвечают на них.

. Для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности я использую парную работу:

  1. ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;

  2. ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;

  3. обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки.

Плюсы такого вида работы:

  • повышается учебная и познавательная мотивация учащихся, они стараются занять место лидера в паре и перейти в группу более высокого уровня подготовленности;

  • снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, все учащиеся в парах справляются с предложенным заданием;

  • обученность повышается, т.к. каждый ученик старается наиболее грамотно выполнить задание, вовремя устранить пробелы;

  • в паре происходит взаимообучение, каждый вносит вклад в общую работу, помогает ликвидировать пробелы;

  • развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

  • улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении затруднений, у товарища легче спросить, чем у учителя, развивается толерантность;

  • каждый ученик на уроке получает оценку, старается более качественно подготовится к уроку;

  • развивается умение правильно оценивать себя и одноклассников, анализировать процесс работы, формируются первые педагогические умения.

В процессе формирования личностных результатов большое внимание уделяю самостоятельной работе с учебником. Если обучающийся научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими – то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые обучающийся усвоил сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. Здесь же решается и большая воспитательная задача – привитие навыка самостоятельности в работе вообще, возможности в дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении каких – то практических задач.

Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение обучающимся нового материала, нужно начинать на уроке. Можно предложить учебной группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы, во – первых, преподаватель должен быть убежден, что каждый обучающийся готов к ней, во – вторых, обучающийся должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы.

Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений преподавателю следует подготовить необходимую базу у обучающихся, обеспечивающую самостоятельность в этой работе. Среди вопросов к работе обучающихся можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и поэтому требуются некоторые размышления обучающегося. Возможно, не все обучающиеся сумеют ответить на них. Однако каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. В процессе обсуждения на уроке должно быть все выяснено. Самостоятельно изученный на уроке материал должен быть закреплен. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным обучающимся, и перегрузки обучающихся домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько времени придется тратить обучающемуся на выполнение домашнего задания, во многом зависит от того, как понят им материал на уроке и как он закреплен. А это, в свою очередь, обеспечивается наличием у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и навыков учебного труда.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры один из главных личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Одной из форм работы для развития данных компетенций является решение текстовых задач. На уроке я отрабатываю ряд умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения.

Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению,  которое осуществляется как личностное самоопределение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду).  Это и профессиональное самоопределение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее. Для некоторых учащихся цели изучения предмета математики ориентированы на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение для будущей профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно организовывать занятия, на которых знакомить учащихся с профессиями, в основе которых  положены математические дисциплины. Примером тому послужили уроки алгебры «Кем быть? Каким быть», «Знания – сегодня, правильный выбор – завтра» проводимые в рамках профориентационной работы в школе.Выдающийся советский математик А.Я. Хинчин написал более полувека назад: «Математика неизбежно воспитывает – исподволь и весьма постепенно – в молодом человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных стать важнейшими моментами в его нравственном облике». Актуальность  этого утверждения на современной этапе невозможно переоценить.

Список литературы

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011. – URL: https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

3. Демидова С.И., Детищева Л.О. «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике: формирование умений самостоятельной работы», — М.: Просвещение, 2005г.

Источник