Личностное развитие ребенка дополнительная образовательная программа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Рассмотрено и принято:

на заседании Педагогического совета

МАДОУ «Детский сад №35»      

Протокол №1 от 28.08.2017 г  

Утверждено

Заведующий МАДОУ «Детский сад №35»

_________________

Приказ № 336-од от 28.08.2017

Рассмотрено:

на заседании Совета родителей

МАДОУ «Детский сад № 35»

Протокол № 4 от 25.08.2017 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дошкольного образования

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 35»

Энгельсского муниципального района Саратовской области.

                Составил:

Старший воспитатель Аль Зайат Е.А.

г. Энгельс 2017

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой основной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа МАДОУ «Детский сад №35» (далее — Программа) определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, руководствуясь  следующими нормативно-правовыми документами:

• Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки РФ от 29.082013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. Повышается его роль в деятельности дошкольных образовательных учреждений всех типов и видов.

Особенность дополнительной программы образования в том, что она интегрируется с реализуемой дошкольным учреждением основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К дополнительным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении осуществляется в форме кружков.

Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 3 – 7 лет, направлена на конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом. По каждому кружку разработана программа, авторами, которых являются педагоги МАДОУ «Детский сад №35».

  1.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

ЦЕЛИ:

  •  создание  психологического комфорта и условий  для самореализации ребенка;
  • формирование  художественно – эстетической  культуры воспитанников как неотъемлемой части культуры духовной, развитие потребности и возможности самовыражения в художественной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение русским национальным культурным наследием;
  • обеспечение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ;
  •  развитие речевой и познавательной активности ребёнка дошкольного возраста;
  • развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.).

ЗАДАЧИ:

  • Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
  • Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
  • Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через занятия в кружках.
  • Укреплять здоровье детей дошкольного возраста.
  • Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.
  • Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка — дошкольника.
  • Удовлетворить потребностей детей в занятиях по интересам.
  1.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:

— обеспечению доступности и равных возможностей в получении дополнительного образования детей,

— создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей ребенка в интересной для него деятельности,

— увеличению доли одаренных детей в различных видах творческой и познавательной деятельности,

— улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой работы в ДОУ,

 — раскрытие творческого потенциала детей,

—  знание особенностей образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (известных достопримечательностей), сходства и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.

  1.  ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ.

Работа по формированию гармонично развитой  личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:

  • Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание программы МАДОУ «Детский сад №35» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое- либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.
  • Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
  • Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
  • Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.
  • Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.
  • Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
  • Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.
  • Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления. Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи. При организации занятий используются методические приемы, активизирующие у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой метод.
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
  • Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

Осуществляя, выбор программ дополнительного образования  мы учитывали запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Приоритетным является обеспечение равного доступа детей к дополнительному образованию. Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям:

1. Художественно — эстетическая направленность – кружок «Ритмическая мозаика»,  кружок «Фантазия».

2. Интеллектуально-познавательная направленность – кружок «Юный исследователь».

3.Коммуникативно-речевая направленность – кружок «Весёлый английский».

Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы  работы, учитывая оснащенность и специфику образовательной  деятельности. Все темы занятий кружков, входящие в Программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.

  1.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

Занятия  проводятся с подгруппой детей (10-12-15 человек) от 3 до 7 лет. Длительность работы – 10 — 30 минут. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий основной общеобразовательной программы. Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.  В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Контроль за кружковой деятельностью осуществляется заведующим или старшим воспитателем 1 раз в квартал, согласно план — графика контроля МАДОУ «Детский сад №35».

Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим показателям:

— результативность работы кружка, по уровням развития ребенка;

— участие в конкурсах и выставках творческих работ.

Методическое обеспечение

1. Наличие утвержденной программы дополнительного образования.

2. Перспективное планирование.

3. Наглядные пособия, образцы изделий.

4. Расходные материалы (Цветная бумага, краски, масса для лепки, пластилин  и т.п.)

5. Специальная литература (журналы, книги, методические пособия, справочная литература).

6. Диагностический инструментарий.

   Педагоги пользуются учебным материалом методических пособий указанным  в программе дополнительного образования.  Учебный год начинается с 1 сентября. Окончание учебного года – 31 мая. Комплектование групп первого года обучения проводится с 1 по 31 августа. Занятия в группах первого года обучения начинаются 1 сентября. Занятия  проводятся 2 раза в неделю, в основном, во второй половине дня. Длительность занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливается в пределах: младший возраст  -15 минут, средний возраст лет  — 20 минут, старший возраст 5-6 лет  25 минут, старший возраст 6-7 лет – 30 минут.       Основная форма организации образовательного процесса – занятия. На занятиях активно используется игровая деятельность.  В работе используются разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для детей.

Формы занятий:

Занятия (групповые, индивидуальные):

— тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

— комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

— игровые (изучение учебного материала в процессе развивающих, деловых, дидактических игр);

— итоговые.

Педагоги применяют на занятиях следующие методы обучения: — словесный — наглядный — практической работы — исследовательский — наблюдение и др.

  1.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Помещения:

Музыкальный зал

Методический кабинет

Групповые помещения

Физкультурный зал

Технические средства обучения:

Мультимедиа

Ноутбук

Музыкальный центр

  1.  УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Наименование

программы

Дополнительного образования

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Всего занятий

Старшая гр

Подготовительная гр

Старшая гр

Подготовительная гр

Старшая гр

Подготовительная гр

Веселый английский

2/50 мин

2/60 мин

8/200 мин

8/240 мин

72/1600 мин

72/1920

мин

Юный исследователь

2/50 мин

2/60 мин

8/200 мин

8/240 мин

72/1600 мин

72/1920

мин

Ритмическая мозаика

2/50 мин

2/60 мин

8/200 мин

8/240 мин

72/1600 мин

72/1920

мин

Средняя группа

Средняя группа

Средняя группа

Фантазия

2/40 мин

8/160 мин

72/1440 мин

  1.  ЛИТЕРАТУРА.
  1.  «Английский язык для самых маленьких» под редакцией  Н.А. Бонк, И.А. Шишковой, М.Е. Вербовской, Москва : Росмэн-пресс, -2016
  2. «Английский до школы» Р.П. Мильруд, М., -Просвещение, 2017 г.
  3.  «200 экспериментов» Дженни Ван Клив Уайли, Москва 1995 г.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб, 2000. — 220 с.
  5. «Танцевально-игровая гимнастика для детей «Са-фи-дансе» Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.
  6. Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»
  7. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.
  8. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  9. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. — Ярославль: Академия развития, 2000. — 112 с.
  10. Савчук О. Школа танцев для детей -Спб.: Ленинградское издательство, 2009.-224с.
  11. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. — 272 с.
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду
  13. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О
  14. «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  15. Г. Н. Давыдова «Пластилинография»
  16. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
  17. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С.  
  18. Книга Екатерина Румянцева «Пластилиновые фантазии»

Источник

Лариса Дмитриева
Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей

Программа

«Я и ТЫ»

Подготовил воспитатель

стационарного отделения

Дмитриева Лариса Ивановна

Вязьма

2016 год

Пояснительная записка

Социально – личностное развитие детей представляет одну из важных проблем, исследуемых в настоящее время, которое направлено на оптимизацию процесса социализации ребёнка в обществе, на усвоение норм и правил поведения, формирование морально-нравственных установок и ценностей личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

С приходом в центр ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

У детей ярко выражена проблема с общением (замкнутость, пассивность).

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые — ребёнок может уйти в себя и замкнуться.

Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться поможет программа я и ты.

Предлагаемая программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.

Актуальность

Программа построена на занятиях «круг общения».

Круг общения проводится ежедневно в начале и в конце дня. Продолжительность одного занятия 10 – 30 минут.

Ежедневные круги общения дают возможность детям выговориться и послушать других, как на вербальном, так и на эмоционально – выразительном уровне. Эта возможность целебна сама по себе. Общение (обмен энергией) является одним из важнейших базовых условий формирования эмоционального здоровья. Ребёнок не умеющий общаться накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для личностного развития информацию.

Сегодня у детей, взрослых общение со сверстниками требует согласования точек зрения и потому дети вынуждены проявлять некоторую изобретательность в понимании друг друга, иначе контакты быстро распадаются. При общении ребёнок ждёт от взрослого одобрения, а от сверстника ждёт способности к совместным действиям.

Важно, чтобы ребёнок умел общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого социального навыка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Для развития согласованности в общении необходимо понять другого, выразить своё отношение к происходящему. В детских контактах умение согласовывать мысли, чувства, действия делает сотрудничество устойчивым и радостным. Оно позволяет научить ребёнка конструктивным способом поведения, сделать компетентным в межличностных отношениях.

Необходимо обучать детей правильному поведению в социуме.

Социальный статус семей, из которых поступают к нам дети разный, но в большинстве случаев мы сталкиваемся с комплексом проблем:

• Трудности в общении.

• Нарушение в поведении.

• Трудности эмоционального развития.

• Трудности личностного развития.

Цель программы

• Содействовать личностному, эмоционально – волевому и интеллектуальному развитию ребёнка.

• Формировать детей социальных контактов и развивать способность

к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

• Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений, формируя мотив общения, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе.

• Создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.

Задачи.

• Создать эмоциональный настрой на весь день — “задать тон”.

Развивать навыки социального поведения.

• Формировать позитивное отношение к своему «Я».

• Способность адаптироваться к окружающей среде.

• Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

Развивать коммуникативную и экспрессивную функцию речи, способность к общению со сверстниками и взрослыми.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развивать способность различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, жесты, пантомимика) и управлять эмоциями.

• Воспитывать интерес к окружающим людям.

Развивать чувства понимания потребности в общении.

Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты).

• Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

• Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

• Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

• Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.

• Формировать позитивное отношение к сверстникам.

Возраст участников программы от 3 до7 лет.

Продолжительность пребывания: 1-6месяцев.

Наполняемость группы-10человек.

Особенности программы:

• Формы, методы включают элементы игры, позволяющие вести коррекционную работу с детьми.

• Дети имеют возможность свободно высказывать своё мнение, учатся оценивать свою деятельность.

• Индивидуальный, дифференцированный подход к детям с учетом разного уровня развития.

• В группе формируются свои традиции.

Условия, необходимые для реализации программы.

• Помещение для занятий.

• Реквизиты для игр.

• Музыкальное сопровождение.

• Канцелярские принадлежности.

Требования для организации занятия.

• Необходимо создать непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок не боялся, доверял. (Создание естественной или непринуждённой обстановки)

• Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребёнку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяет делиться своими проблемами. (доверительные и дружеские взаимоотношения)

• Учитывать возрастные возможности детей, опираясь на интересы ребёнка.

• Решать развивающие и воспитательные задачи в их единстве.

• Создавать необходимые условия для личностного роста.

Принципы реализации программы.

• Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка.

• Принцип уважения к мнению ребёнку.

• Принцип функциональности.

• Принцип динамичности.

Личностно-ориентированное сопровождение.

• Принцип сотрудничества и доверительного взаимодействия.

• Принцип систематичности.

Предполагаемый результат

• Обеспечение успешной адаптации детей в новой группе

• В совместной деятельности на занятиях и повседневной жизни дети совершают открытие своего Я.

• Формируется способность адаптироваться к окружающей среде.

• Проявляют уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

• Проявляют эмпатию и толерантность.

• Могут выражать свои чувства и понимать чувства других.

• Чувствуют своё настроение и понимают настроение других.

• Делятся своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

Развитие у детей творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Развитие навыков коммуникативной культуры.

• Восстановление душевного равновесия.

сотрудничать и решать конфликтные ситуации,

• Усвоение «языка» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.

• Оказание помощи другим детям в трудной ситуации.

Структура занятий.

• Приветствие.

Каждое занятие необходимо начинать с приветствия и заканчивать прощанием. Таким образом складывается своеобразный ритуал, который придаёт занятиям необычность, развивается сплочённость группы

• Разминка.

Игры и упражнения, направленные на активизацию эмоционального и физического состояния детей, сплочение группы.

• Основное содержание (по теме).

2 – 3 игры, задания.

• Создание проблемной ситуации по теме занятия.

Сюрпризный момент, зачитывание художественных текстов, рассказывание сказки, инсценировка.

• Дискуссия.

Индивидуальные высказывания детей. Педагог – организатор дискуссии, помогает обобщить сказанное.

• Рисование по теме (если необходимо).

• Проигрывание некоторых ситуаций.

Коррекция нарушений в сфере межличностных отношений.

• Расслабляющие упражнения.

Проводится в середине занятия или заключительной части. Использование релаксационной музыки.

• Прощание.

Структура занятий изменяется в зависимости от цели и задач, которые ставлю перед собой.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ.

• КРУГ.

• ПЕСЕНКИ.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

• ИГРЫ.

• СЛУШАНИЕ.

• ПАЛЬЧИКИ.

• КРУГ

Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди сверстников. В кругу можно играть. В кругу проходит приветствие и прощание.

• ПЕСЕНКИ.

Слова и мотив должны быть немудрёными. Например:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Мы рады вам, мы рады вам! (2 раза)

Очень мы рады Ирочке,

Очень рады Сашеньке …

Называем каждого, сопровождая имя улыбкой, как светлеют лица: меня назвали, ко мне обратились, я здесь желанный. Иногда удовлетворение прикрыто смущение.

• КОЛОКОЛЬЧИК.

Звук колокольчика играет значительную роль на занятиях: влечёт, созывает,

завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одной

игры на другую, успокоить. При звуке колокольчика дети смотрят на человека, который его держит. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы собираем детей в круг.

• ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ.

Литературный персонаж – связующее звено на занятиях. Литературный герой задаёт вопросы, реагирует на высказывания, устраивает игры и поощряет.

• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Музыка помогает создавать настроение, способствует возникновению творческого состояния. Используем музыку при проведении игр, с песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

• СЛУШАНИЕ.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Слушание сочетается с другими видами деятельности.

• ПАЛЬЧИКИ.

Мелкая моторика – важное звено на занятиях.

Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Стихи, сопровождающие упражнения, — это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

• ИГРЫ.

Игры всегда включены в занятия. Они разные: с пальчиками, с загадками, сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием.

Структура программы «Я и Ты»:

«Вот я какой»

«Я и эмоции»

«Я и моё окружение»

«Я и мой мир»

I блок

«Вот я какой»

Цель:

Помочь ребёнку понять себя.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к своему «Я»

2. Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности.

3. Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка).

4. Способствовать осознанию ребёнком своего имени.

Тематика занятий:

• Моё имя.

• Вот Я какой!

• Моё Я.

• Кто Я такой?

• Вот как Я умею.

• Я могу.

• Мы такие разные.

• Мои игрушки.

II блок

«Я и эмоции»

Цель:

Научить ребёнка осознано воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

Задачи:

1. Познакомить детей с языком эмоции, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты.

2. Развивать у детей эмпатию.

3. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации.

Тематика занятий:

• Общение и настроение.

• Путешествие на полянку весёлого настроения.

• Мы сегодня не грустим.

• Путешествие на острова Разных Настроений.

• Волшебная страна настроения.

• Мир эмоций.

• Волшебные средства понимания.

• Радуга настроений.

• Я не боюсь.

• Я удивляюсь.

• Робость.

• Хочу поделиться радостью.

III блок

«Я и моё окружение»

Цель:

Формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуации.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

2. Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

3. дать детям представления о мужественности и женственности.

4. Учить сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Тематика занятий:

• Давай познакомимся.

• Мы принимаем правило.

• Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

• Что такое хорошо и что такое плохо.

• Разные, но похожие.

• Как живёшь?

• Я и другие.

• Мы.

• Круг друзей.

• Мы играем.

• Наш дом.

IV блок

«Я и мой мир»

Цель:

Развивать чувство принадлежности к группе. Развивать уверенность в себе.

Задачи:

1. Помочь ребёнку поверить в свои силы.

2. Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

3. Способствовать самопознанию ребёнка.

Тематика занятий:

• Мир, в котором я хотел бы жить.

• Плохо быть одному.

• Мои добрые волшебники.

• Я в царстве любви.

• Наши мечты.

• Я в стране Вежливости.

• Мои друзья.

• Мои фантазии.

• Полезные и вредные привычки.

• Я в сказочном мире.

• Дом дружбы.

Направления программы.

• Знакомство.

• Создание положительного настроя в группе.

• Снятия напряжения и расслабление.

• Снятие агрессии.

• Преодоление застенчивости.

Социализация.

• Снижение тревожности.

• Выражение чувств.

Развивающие игры разного направления.

Развивающие нравственно – волевые личности ребёнка.

• Сказотерапия.

Источник