Личностно ориентированные программы развития ребенка
Екатерина Носова
Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании
Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании
Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанника. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.
Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности детей. Работа направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Необходимо помнить при этом, что личность ребенка всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, педагог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого дошкольника.
Воспитатель и воспитуемый в ЛОО
В личностно-ориентированном образовании ребёнок — главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Воспитатель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса воспитания дошкольников, которые отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода:
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности воспитанников, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений.
4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей обучающегося.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности воспитанника и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
6. Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от авторитарного по характеру воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обеспечивает успех обучения и воспитания ребенка.
Отличие от традиционного обучения
Личностно ориентированный подход — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимого и общественно приемлемого самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностно ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека, своеобразие личности обогащает коллектив и его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам. Личностный подход может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями, развивая его творческую активность.
Источник
Итогом изучения ребенка специалистами консилиума является создание индивидуальных образовательных маршрутов для детей с отклонениями в развитии. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает
— установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков её достижения;
— выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;
— разработку индивидуально ориентированных коррекционных программ с учётом структуры дефекта ребёнка.
Индивидуально ориентированные коррекционные программы разрабатываются специалистами консилиума образовательного учреждения с учетом структуры дефекта детей. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррекционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития
При определении целей и задач программы коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Любая программа коррекционного воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии и их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
— коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития);
— профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);
— развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).
Индивидуальные коррекционные программы предполагают максимальное использование потенциальных возможностей каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; позволяют воспитателю конструировать процесс обучения и воспитания как социальную ситуацию развития личности ребенка; осуществлять системное проектирование задач, направленных на развитие познавательных возможностей ребенка в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями.
Можно выделить следующие примерные структурные блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы:
- 1. Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы.
В данном разделе указываются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка с отклонениями в развитии, перечисляются возможные оздоровительные, воспитательные и образовательные мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка, а также педагогические действия, направленные на обучение ребенка приемам и навыкам, значимым для его безопасной жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью.
- Восполнение дефицита в развитии психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность.
В данном разделе указываются конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы, необходимые ребенку для развития психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность. В частности, это могут быть вариативные формы работы по
— сенсорному воспитанию и развитию ориентировочной деятельности, совершенствованию оперирования сенсорными эталонами и овладения соответствующими словесными понятиями;
— развитию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствованию тонкой ручной моторики и развитию зрительно-двигательной координации;
— развитию внимания (оптимизация и стимуляция внимания, увеличение объема внимания, способностей к концентрации, распределению и переключению внимания и т.д.);
— развитию различных видов памяти и повышение их продуктивности, формирование основных приемов мнестической деятельности;
— развитию различных видов восприятия (слухового, зрительного, тактильного и т.д.).
- 3. Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений. В данном разделе указываются необходимые для ребенка конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы по
— развитию наглядно-образного мышления и способности обобщать на наглядном уровне;
— развитию умения понимать и устанавливать смысловые аналогии, причинно-следственные связи;
— формированию умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;
— развитию способности анализировать простые закономерности, умения выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности;
— формированию операций анализа и синтеза на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков;
— развитию сукцессивных способностей;
— обучению решению элементарных логических задач и т.д.
- Формирование общедеятельностных умений. Данный раздел включается в индивидуальную программу при необходимости и предполагает систему работы по
— формированию предметной деятельности;
— формированию целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;
— формированию обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения;
— формированию способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способов ее выполнения;
— формирование способности понять и принять инструкцию, работать по алгоритму;
— формированию навыков планирования деятельности;
— формированию игры как деятельности, становление игровой деятельности (привитие потребности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умения действовать адекватно поставленной цели и т.д.);
— формированию продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд в соответствии с требованиями реализуемой образовательной программ и стандарта дошкольного образования);
— формирование элементов трудовой деятельности;
— формирование навыков самоконтроля деятельности и самооценки результатов деятельности.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности. Данное направление предполагает систему работы по формированию и развитию познавательной активности, самостоятельности, произвольности деятельности.
- 6. Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешнойсоциализации
Данный раздел охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
— формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе (концентр «Я сам»);
— формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
— формирование адекватных восприятий окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»);
— научение ребенка адекватной ориентировке в окружающей среде, навыкам социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, способам усвоения и присвоения общественного опыта.
7. Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал. В данный раздел программы включаются виды и формы работы по расширению субъективного социального опыта ребенка:
— ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы;
— формирование образных представлений об окружающей действительности, позволяющих создать у детей целостное восприятие различных предметов и явлений окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме.
Составной частью этого раздела является также система работы, направленная на развитие всех видов речевой деятельности ребенка (номинативной, коммуникативной, сопровождающей, регулирующей, планирующей и других функций речи). Данный раздел ни в коем случае не должен дублировать программу логопедической работы с ребенком и предполагает систематизацию и обобщение речевого материала, освоенного детьми в процессе других видов деятельности, расширение и уточнение словаря, активизацию связной речи.
8. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:
— снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций;
— активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общения и формирования адекватного поведения
— снижение повышенной тревожности, формирование социального доверия.
— коррекция зависимости от окружающих, обучение умению самостоятельно решать проблемы;
— снижение агрессивности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.
Личностно-ориентированная коррекционно—развивающая программа не должна дублировать программу образовательную. Однако в отдельных случаях составными элементами индивидуальной программы могут стать пропедевтические упражнения, направленные на формирование функциональной готовности к овладению отдельными разделами образовательной программы.
- 1. Формирование элементарных математических представлений:
— формирование понятия о количественных и качественных отношениях между предметами;
— обучение сравнению, сопоставлению между собой предметов и групп предметов (множеств) по форме, величине, пространственному расположению и по количеству;
— обучение умениям устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств;
— формирование временных и пространственных представлений, ориентировки во времени и пространстве.
- 2. Музыкальное воспитание и ритмика:
— развитие сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки;
— развитие слухового внимания и слухового восприятия;
— развитие динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве;
— развитие голоса, навыка владения голосом.
- 3. Изобразительное искусство:
— обучение планомерному последовательному анализу изображений;
— совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных цветов, геометрических форм, размеров;
— развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;
— развитие графо-моторных навыков;
— формирование изобразительно-графических способностей;
— формирование навыков схематического изображения пространственных отношений.
- 4. Подготовка к обучению грамоте (в случае необходимости для детей семилетнего возраста):
— совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений;
— развитие навыков фонематического анализа;
— овладение навыком графической символизации;
— моделирование звуковой структуры слова с помощью букв;
— развитие графо-моторных операций
Принципиально значимым при реализации индивидуальных программ является:
- соблюдение принципа единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- учет социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
- включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
- реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
- расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
- расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура индивидуальной коррекционно-развивающей программы является примерной. Разделы программы определяются исходя из образовательных потребностей каждого конкретного ребенка индивидуально. Процесс разработки индивидуальной программы предполагает взаимодействие и творчество педагогов. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка.
Источник