Личностно ориентированное физическое развитие ребенка
Елена Селиванова
Личностно-ориентированный подход к физическому развитию детей дошкольного возраста
Приоритетная задача современной российской образовательной политики — создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствияперспективным потребностям личности, общества и государства. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма.
Ориентация педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми
является новой проблемой в современной педагогике. В ходе ее решения на
передний план выступает принцип субъект-субъектных отношений,
предполагающий, что только в условиях равноправного сотрудничества и
взаимодействия возможно эффективное формирование личности, способной к
саморазвитию.
«Личностно-ориентированное образование» стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» – это тот ученик, который точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании напротив, учитель управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор.
Личностно-ориентированные технологии в физическом воспитании:
Диагностика психофизического состояния
Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, физкультурно-спортивные потребности и активность.
Расчет проектируемых индивидуальных характеристик
Физические качества, параметры фигуры, спортивные результаты.
Определение общей направленности занятий физическими упражнениями
Физическая подготовка, формирование гармоничной фигуры, воспитание культуры движений.
Разработка индивидуальных программ физического совершенствования
Развитие мышечных групп, воздействие на развитые и развивающиеся физические качества.
Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности
Сочетание традиционных и нетрадиционных видов физической активности.
Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности
Психофизические упражнения, статические и динамические упражнения.
Определение индивидуального объема нагрузки
Расчет количества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательных действий.
Выявление эффективности образовательной программы по физической культуре
Оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности, физкультурно-спортивной активности и удовлетворенности занятиями.
Оценка эффективности инновационной деятельности и коррекция программ по физической культуре
Сравнительный анализ результативности традиционной и инновационной программ.
Составляющими личностно ориентированного подхода являются:
• основные понятия – индивидуальность, личность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, «Я-концепция», педагогическая поддержка;
• принципы личностно ориентированного подхода – диалогизация педагогического взаимодействия (позиции взрослого и ребенка должны быть равноправными); проблематизация (взрослый не воспитывает, а актуализирует, стимулирует ребенка к личностному росту, создает условия для исследовательской активности); индивидуализация (выявление и развитие общих и специальных способностей, выбор адекватных индивидуальным возможностям содержания, форм и методов обучения); доверие и поддержка (вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению);
• технологическая составляющая, включающая наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности (диалогичность, деятельно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений и т. д.).
Характерные черты личностно-ориентированного подхода:
• целевые установки, связанные прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка;
• личностно значимое для ребенка содержание учебного материала, способствующее самореализации и самоутверждению личности;
• актуализация жизненного опыта ребенка, создание ситуаций выбора и успеха;
• преобладание субъект-субъектных отношений, диалоговых форм общения;
• развитие индивидуальности и творческих способностей детей.
При выполнении физических упражнений рекомендуется создать ряд условий (внутренних и внешних, обеспечивающих воспитание самостоятельности ребенка:
• накопление информации в виде идеомоторных образов физических упражнений, двигательного опыта, имеющего личностный смысл;
• овладение эталонами техники физических упражнений;
• овладение разнообразными двигательными моделями, которые ребенок может выбрать для себя в момент становления «Я»;
• получение оценки, сравнение задуманной цели и результата выполнения физического упражнения;
• прогнозирование, контроль своих действий и действий товарищей.
Таким образом, у детей возникает своеобразный «детский ориентировочный двигательный идеал» (Т. Э. Токаева, и они могут переносить движение в другие виды деятельности, что важно для самоопределения в собственном поведении.
Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке.
Источник
Надежда Верещагина
Сообщение из опыта работы «Использование личностно-ориентированных технологий в физическом воспитании дошкольников»
Сообщение из опыта работы
«Использование личностно-ориентированных технологий в физическом воспитании дошкольников»
Базовая технология: Определение индивидуального объёма нагрузки.
Частная технология: Расчёт количества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательного действия.
***
Слайд 1. Доброе утро, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы по применению личностно — ориентированной технологии в физическом воспитании дошкольников.
Слайд 2. Методологические основы личностной педагогики заложены классиками русской педагогики К. Д. Ушинским и А. С. Макаренко.
Огромное значение в формировании человеческой личности в рамках научной педагогической системы приобрели труды великого чешского педагога Я. А. Коменского.
Анализ педагогических и психологических литературных источников показывает, что наиболее весомый вклад в методологию индивидуального и личностного подхода внес Л. С. Выготский.
Конечно же, изучением данного вопроса занимаются и современные учёные. По мнению Белкина и Яковлева, личностный подход предполагает глубокое понимание особенностей развития ребёнка, его характера, личностных качеств, причин отклонения поведения. Персонально-личностный подход в воспитании дошкольников, по мнению В. И. Яковлева, предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы.
Нельзя ни отметить такого корифея педагогики как Шалву Александровича Амонашвили, ныне здравствующего учёного, который ведёт активную работу. У него есть собственный сайт академии педагогического искусства и социализации. На этом сайте есть дистанционный курс «Основы гуманно личностного подхода в образовательном процессе».
Основное требование (принцип, которое нам диктует Федеральный Государственный Образовательный стандарт — гуманистический подход к ребёнку, личностно – ориентированная модель взаимоотношений.
Слайд 3. В задачах стандарта мы можем выделить ключевые понятия, относящиеся к данной модели взаимоотношений: эмоциональное благополучие, обеспечение равных возможностей, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности, обеспечение вариативности и разнообразия и пр.
Слайд 4. Рассматривая множество, авторские современные российские концепции личностно ориентированных систем обучения хочется обратить ваше внимание на адаптивную модель личностно ориентированной системы Евгения Александровича Ямбурга, в которой подчёркнуто:
• ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого ребенка;
• гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей;
• создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной системы (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т. п.);
• обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;
• дифференциация, разнообразные формы дифференцированного и многопрофильного обучения;
• наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предлагающие перманентную перегруппировку детей на основе отслеживания динамики их развития;
• здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели;
• оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.
• гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизические особенности, способности и склонности.
Понятно, что данная система относиться школе, но суть и важность выделенных понятий близка личностно — ориентированной системе ДО.
Совершенно очевидно, что реализация личностно-ориентированного подхода должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей личности и возможностей растущего организма каждого воспитанника. Слайд 4
Личностно-ориентированная модель взаимоотношений инструктора по физической культуре предполагает направленность на физическое развитие дошкольника, является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе базовой личностно-ориентированной педагогической технологии — определение индивидуального объёма нагрузки, предполагает расчёт количества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательного действия. Целью данной технологии является повышение качества занятий физической культурой, а соответственно и содействие всестороннему развитию личности каждого ребёнка, решению поставленных задач Федерального государственного образовательного стандарта.
Для занятия физической культурой характерным является регламентация деятельности и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность занятия. Нельзя допускать перегрузки, которая может вызвать чрезмерное утомление, но не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой. В этом случае воздействие физических упражнений не будет оказывать правильного эффекта.
Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития физ. качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнооб-разие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.
Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.
Всё это необходимо учитывать при проведении занятия.
Демонстрация ОД по физо (с комментариями)
Предлагаем вашему вниманию фрагмент одного из занятий. Структура полностью соблюдена, но просмотр будет в ускоренном режиме
Во вводной части занятия мы видим применение различных видов ходьбы и бега, но именно на беге мы делаем разделение детей на подгруппы, т. к. бег относиться к упражнениям высокой степенью интенсивности. И не все дети могу справляться с данным упражнением.
В основной части занятия на этапе ОРУ мы также обращаем внимание на количество повторений упражнения, в сотрудничестве с воспитателем контролируем процесс. Количество повторений для данной группы детей не снижается, либо на 1-2 повторения в наиболее сложных, но восполняется в простых. А соответственно эффективность занятия на данном этапе не снижается.
На этапе ОВД мы сразу видим возможности детей и также применяем дифференцированный подход. В данном занятии мы взяли ОВД: прыжок в длину с места, равновесие, метание в вертикальную цель. Дети с высокой и средней степенью физического развития успевают выполнить повторений ОВД большее количество раз, а дети с немного сниженным уровнем физического развития – количество повторений в соответствии с программой (2-3 раза). Что также не снижает эффективности занятия.
Именно дифференцированный подход на занятии позволяет создать условия для эмоционального благополучия, учесть возможности каждого воспитанника
Слайд 6. Направленность личностно ориентированной технологии заключается с следующих функциях
1. Образовательная функция. Дети должны осознанно подходить к занятиям физической культурой (ФК).
2. Оздоровительная функция заключается в оздоровительном эффекте от занятий ФК.
3. Доставляющая радость, данная функция имеет и оздоровительную направленность. Дети получают радость и удовлетворение от занятий ФК.
4. Индивидуализированная функция.
Из всего вышеперечисленного и сказанного можно сделать вывод о перспективности использования данной технологии в личности – ориентированной модели взаимоотношений.
На эту технологию в данный момент мы ведём работу над созданием комплексной оценки эффективности системы физического воспитания, при которой будут оцениваться физическое развитие, функциональное состояние организма, развитие физических качеств, качественное освоение ОВД и заболеваемость детей.
Источник
Вячеслав Свириденко
Личностно-ориентированный подход к воспитанникам на занятиях физической культурой.
Личностно – ориентированный подход к воспитанникам на занятиях физической культурой.
Актуальность проблемы приобщения личности к физической культуре как основной педагогической задачи развития физкультурно-спортивного движения в его массовом виде на сегодняшний день неоспорима. Современное российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Приобщение к физической культуре всех россиян, особенно молодежи, является на сегодняшний день в качестве первоочередной задачи. Становление и развитие современного человека происходит в сложных и противоречивых условиях: с одной стороны, научно-техническая революция способствует значительному росту возможностей его интеллекта, а с другой резко усиливается действие ряда факторов, противодействующих полноценной физиологической адаптации организма.
Физическое развитие ребёнка – столь же важная составляющая воспитательного процесса, как и работа по его умственному, эмоциональному развитию. При изучении основ знаний, предусмотренных комплексной программой, занятия физической культурой оказывают прямое воздействие на умственное развитие, так как усвоение знаний по биомеханике и физиологии двигательной деятельности, гигиене физических упражнений, методике спортивной тренировки и др. требует определённого умственного напряжения. При этом активизируются все виды умственной работы: аналитическая, обобщающая, закрепление в памяти и др.
В 15 – 17 лет завершается развитие центральной нервной системы, в частности намного улучшается аналитическая деятельность коры головного мозга, восприятие становится более осмысленным. Повышается способность к пониманию структуры двигательных действий и к точному воспроизведению движений. Старшие дети способны выполнять по заданиям воспитателя различные физические упражнения на основе только словесных указаний. Юноши и девушки могут определить, из каких фаз и элементов состоят сложные движения. Эти способности самостоятельного анализа двигательных действий воспитатель должен всемерно развивать у старших. Обучение двигательным действиям он может строить, опираясь на знания, приобретённые воспитанниками на уроках физики, биологии, химии.
Необходимо пробуждать и поддерживать интерес воспитанников к занятиям физическими упражнениями, к физическому совершенствованию, соревнованиям, различным видам спорта. Полезно поручать самим воспитанникам готовить краткие (пятиминутные) сообщения на спортивные темы. Не меньшее значение для стимулирования умственной активности имеет косвенное воздействие физических упражнений, через все системы организма, на деятельность коры головного мозга. Установлено, что после кратковременных интенсивных нагрузок улучшаются внимание и память, мышление. Даже очень большие нагрузки, если они привычны, улучшают умственную деятельность. Вредны для последующей умственной работы только непривычные большие физические нагрузки – они слишком утомительны и требуют длительного (не менее трёх часов) периода восстановления сил.
Есть данные, показывающие, что у физически слабо развитых детей умственная работоспособность ниже и менее устойчива на протяжении учебного года, чем у физически крепких; что учащиеся, занимающиеся спортом, имеют более высокие показатели умственной работоспособности, чем те, кто посещают только уроки физической культуры. С этим согласны сотрудники многих социально- реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Воспитанники нашего СРЦдН не отстают, они учатся преодолевать препятствия и себя. Для наших детей характерна подвижность, неустанная потребность в движении. Но степень развития движений детей, далеко не одинакова. Физическое развитие и здоровье ребёнка определяются не столько его «природой» и наследственностью, сколько условиями жизни и воспитанием. Присматриваюсь к играющим детям своей группы. Какие они разные: кто-то двигается много и быстро, кто-то выбирает деятельность поспокойнее. Даже с мячом дети подвижны по-разному: один может бросать мяч и бегать за ним по 20 раз, другой катает его сидя или вращает на месте.
Первые отличаются неуравновешенным поведением, они находят возможность двигаться в любых условиях, отдают предпочтение подвижным видам деятельности: чаще бегают, прыгают, избегают действий, требующих точности, сдержанности. Движения их резки, быстры, хаотичны. Движения малоактивных детей, наоборот, вялы, неуверенны. В противовес подвижным ребятам они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают спокойную игру, часто находятся в бездеятельном состоянии.
Многие дети поступают к нам в группу из неблагополучных семей. В большинстве своём это ослабленные дети. Обычно у таких детей заметна вялость, медлительность и стеснительность, либо порывистость, торопливость.
Ясно, что рассчитывать только на естественное развитие движений детей нельзя. Правильная координация движений достигается ребёнком в результате кропотливой педагогической работы, проводимой с ним по определённой системе.
Убедившись на практике, что ребёнку необходимо как можно больше двигаться для его успешного развития, я стал в соответствии с этим строить свою работу с детьми. На занятиях стараюсь проявлять внимание к каждому ребёнку, ставить перед ним реальные требования, заставляющие улучшить свои достижения, овладеть новыми двигательными упражнениями. Всегда помню: то, что является лёгким для одного, другой пока сделать не может, поэтому даю одним детям меньше заданий, повышая их сложность постепенно, другим — больше и сложнее. Это помогает слабому ребёнку поверить в собственные силы. Уверенность в успешных действиях делает ребёнка жизнерадостным, добрым, ведёт к повышению его активности. Вся организация жизни детей в группе стимулирует стремление детей активно двигаться. Утренняя гимнастика интересная. Движения по преимуществу непринуждённые. Ребёнок удивительно тонко чувствует искреннюю заинтересованность взрослого в его успехах. Наблюдения показали, что, выполнив трудные упражнения, дети испытывают удовлетворение, огромное чувство радости: им хочется повторить его, научиться делать ещё лучше, ведь это победа над своим неумением. Виталик Д., робкий, закомплексованный мальчик, пытается научиться подтягиваться. У него не получается. «Да ты не торопись, держи руки уже, голову вверх, помогай корпусом» — советует Женя. Научившись упражнению, которое казалось ему трудным, Виталик был рад, чувствовалось, что он поверил в свои силы. Часто на площадке наблюдаю, как ребята самостоятельно упражняются, и собственные успехи радуют их. Время от времени кто-то из них подходит ко мне и говорит: «Посмотрите, я уже научился, у меня хорошо получается». Я радуюсь вместе с ними их успеху. Всегда стремлюсь вызвать радость, оживление на физкультурных занятиях, уверенность в своих силах и желание соревноваться. Поэтому разрешаю на занятиях разговаривать, шутить, смеяться, но не мешать товарищам, всегда слышать и тут же выполнять мои указания.
Нередко я сталкиваюсь с трудностями. Первая из них – отсутствие у детей выдержки. Дети не умели спокойно смотреть, как выполняли упражнения их товарищи: «Я тоже хочу»! «А теперь я!»— и сердились, что им приходилось ждать. Я стал чаще проводить игры и упражнения на разные виды движений в свободное время. Я им говорил: «Если хотите с нами играть, то терпеливо ждите, не мешайте своим товарищам». Постепенно у детей вырабатывалась выдержка, стало возможным спокойно проводить мероприятие. Вторая трудность – преодоление застенчивости у детей. К вялым, робким и нерешительным детям я стараюсь быть особенно внимательным, учу этому и детей. В дружном, хорошо спаянном коллективе каждый ребёнок быстро находит своё место и перестаёт стесняться. Большое значение придаю самостоятельной двигательной деятельности, стараюсь предусмотреть индивидуальную работу по развитию движения детей, создаю условия для их самостоятельной деятельности. Для закрепления и совершенствования основных движений детей использую естественные природные условия и расположенный рядом стадион с его инвентарём.
Опыт работы показал, что мы, взрослые должны серьёзно относиться к оценке правильности выполнения движений детьми, степени участия их в подвижных действиях. Всегда помню, что завышенная оценка без учёта реальных возможностей расхолаживает детей, не напрягает их силы и желание на совершенствование движений. Боюсь и занизить оценку, когда достижения воспитанника были невелики, но потребовали от него волевых усилий. Ведь в этом случае дети замыкаются в себе, всячески стремятся уйти от ответственных заданий, сложных для себя нагрузок, выполняя только то, что требует воспитатель. С целью укрепления здоровья, обогащения представлений об окружающем мире я ввёл в план работы: походы в лес, на пруд, занятия кроссом по пересечённой местности, лыжные гонки. Наши воспитанники неоднократно становились победителями и призёрами школьных и районных соревнований. В своей работе я использую принципы личностно-ориентированного подхода.
Принципы личностно-ориентированного подхода:
1) Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей.
2) Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника – это главная задача социального учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему развитию.
3) Принцип субъективности. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
4) Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ребёнок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе.
5) Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности.
6) Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.
Использование всех форм работы по физической культуре, варьирование методических приёмов, правильный подбор нагрузок активно влияют на оздоровление и укрепление двигательной активности, содействуют всестороннему развитию личности ребёнка, формируют качества и навыки, необходимые каждому человеку во взрослой жизни.
Приобщение воспитанников к физической культуре, здоровьеформирующей физкультурно-спортивной деятельности в современном российском обществе; формирование привычки к физической активности, осознание ценностей физической культуры, ее социокультурного значения, потребности быть активным участником физкультурно-спортивного движения, может и организатором — это актуальный вопрос чрезвычайной важности. В настоящее время Правительством Российской Федерации проводятся масштабные социально-экономические и организационные мероприятия, в рамках исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.», с целью сохранения и укрепления здоровья детей средствами физической культуры и спорта, где главной своей задачей государство считает — поддержание физической и социальной активности каждого гражданина России, укрепление здоровья людей, улучшение демографической ситуации в стране. Начинает меняться положение в области создания новой и реконструкции имеющейся физкультурно-спортивной инфраструктуры, также начинает смещаться акцент со «спортизации» общества на его «физкультуризацию». В Белгородской области создаются все условия для возрождения массового физкультурно-спортивного движения.
Социальная потребность наших воспитанников в развитии физической культуры детерминирует необходимость интеграции всех основных социальных институтов, причастных к воспроизводству этой культуры. Также необходима преемственность методов, форм приобщения к физической культуре, а для этого крайне необходимо изучение прошлого положительного опыта нашего СРЦдН, областного опыта решения проблем, связанных с организацией, развитием и управлением физкультурно-спортивной деятельностью.
Источник