Лепка и физическое развитие ребенка

Лепка и физическое развитие ребенка thumbnail

Лепка из пластилина. Какую роль играет она в жизни каждого ребенка? С чего следует начинать и как подготовиться к занятиям?

Польза игр с пластилином для детей

В чем польза лепки из пластилина для детей?

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин — самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом, например:

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыши начинают обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка с пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.

Успокаивающее и терапевтическое воздействие

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Социализация

Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток.

Интересное занятие

Не стоит лишний раз напоминать, что лепка из пластилина — приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.

С какого возраста ребенка можно познакомить с пластилином?

Некоторые специалисты рекомендуют начинать осваивать основы лепки еще с 1 года. Другие, советуют не раньше 1,5-2 лет. В этом возрасте еще трудно объяснять, что кушать пластилин нельзя, то применять для лепки лучше смеси на натуральной основе. С 4-5 лет уже можно ребеночку показать как делать простые фигурки, постепенно обучая более сложным манипуляциям.

С чего начать лепку из пластилина

Прежде всего познакомить ребенка с новым для него материалом на ощупь. Потом научить малыша разминать пластилин в руках. Отщипывать кусочки. Раскатывать «колбаску», колобки, формировать лепешки, баранки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Придумать сказку или использовать готовую, знакомую ребенку, и создать несколько персонажей попроще, например, колобка. Разрешать играть с ним. Можно знакомить таким образом с животным миром, водным или с другими окружающими предметами.

Что необходимо подготовить к занятиям

Чтобы расширить возможности ребенка и сделать занятия более интересными, необходимо приготовить специальные инструменты:

  • Доску. Может быть деревянной или пластиковой.
  • Пластиковый нож. Обычно продается вместе с набором пластилина, если нет, то отдельно купить в специализированной точке. Помогает отделять куски необходимой величины и декорировать готовые изделия.
  • Пластиковые формы для выдавливания.

При занятиях лепкой, у ребенка должно быть свое постоянное рабочее место, хорошо освещенное. Он привыкнет там заниматься и потом самостоятельно убирать. Можно пошить или купить «рабочую» одежду — фартук, нарукавники. Столик и пол застилать клеенкой, чтобы не запачкать.

Польза игр с пластилином для детей

Как сделать пластилин в домашних условиях

Начинать лепить не обязательно из дорогих видов пластилина, можно приготовить заменитель в домашних условиях:
Смешайте в кастрюльке стакан поваренной соли, такое же количество воды и пол чашки пшеничной муки. Поставьте на слабый огонь и, помешивая варите до однородной эластичной консистенции. Когда немного остынет, добавляя понемногу муку, замесите плотное тесто, такое, чтобы держало хорошо форму.
Если хотите, чтобы ребенок научился лепить и полюбил это занятие, не оставляйте его одного, составьте компанию. Не обязательно часами сидеть, просто поиграйте минут 15-20, но вместе.

Источник



Одним из любимых и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста является лепка. Лепка даёт возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Читайте также:  Записать ребенка на курсы развития

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей.

Лепка — вид художественной деятельности, имеющий много аспектов.

По содержанию итематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетнойлепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой.

В предметнойлепке дети лепят отдельные конкретные изображения.

В декоративнойлепке дети создают декоративные или декорированные изделия.

Вкомплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной — в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

‒ повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

‒ развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

‒ синхронизируют работу обеих рук;

‒ формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное в том, что лепка развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Все большую популярность в наше время набирает такой вид декоративно — прикладного творчества, как лепка из соленого теста.

Лепка из соленого теста — это создание творческих работ разного уровня сложности из специально приготовленного теста, с последующей его художественной обработкой.

Лепка из соленого теста — вид творчества, которым могут заниматься как взрослые, так и дети, начиная с двухлетнего возраста.

Лепка из этого материала позволяет человеку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Человек-творец получает радость и от результата, и от самого процесса творчества.

Лепка из соленого теста развивает:

‒ моторику рук и пальцев,

‒ внимательность, концентрацию внимания, его произвольность,

‒ усидчивость, трудолюбие,

‒ волевые качества,

‒ образное мышление, фантазию,

‒ креативность, творческие способности,

‒ эстетический, художественный вкус,

интеллект (в том числе эмоциональный интеллект),

‒ сознание, самосознание,

‒ рефлексию и многое другое.

Такой вид творческой деятельности незаменим для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особый акцент в развитии детей делается на мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно.

Если вместе с дошкольником будут заниматься его мама или папа, то творчество превратится в приятное и полезное общение родителей с ребенком. Совместная творческая деятельность, как любой грамотно спланированный совместный труд, позволяет установить более доверительные отношения между родителями и детьми. В процесс лепки из соленого теста можно включать воспитательные, обучающие, развивающие элементы.

Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект. Лепка из соленого теста — одна из техник арт-терапии. Этот вид творчества дает возможность выразить эмоции, переживания, страхи, изобразить проблемы в условной форме. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему.

Соленое тесто — приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним обращаться легче, чем с пластилином или глиной. Важно соблюдать все правила работы с тестом, чтобы достичь наилучшего вида готового изделия.

Процесс лепки из солёного теста включает в себя пять этапов:

  1. Приготовление соленого теста
  2. Собственно творческая работа с тестом — лепка.
  3. Высыхание или сушка работы. Тесто высохнет самостоятельно в теплом и сухом месте в течение одной недели.
  4. Нанесение художественных красок (обычно используют гуашь, акварель) с последующим их высыханием.
  5. Нанесение лака (подходит любой бесцветный, нетоксичный лак) и высыхание уже полностью готовой работы.

Рецепт приготовления теста определяет то, насколько пригодным для работы окажется тесто и насколько качественной будет готовая работа.

Есть множество рецептов приготовления соленого теста и несколько вариаций самого теста. Чтобы найти самое приятное и удобное для работы тесто, нужно не бояться экспериментировать с ним, находить и изобретать новые рецепты его приготовления.

В работе используют как белое (оттенок белого зависит от сорта муки), так и цветное соленое тесто. Цветное тесто получается при добавлении в тесто красителя или краски.

Приведем самый простой и проверенный рецепт приготовления соленого теста.

Для приготовления теста для лепки понадобятся:

Мука пшеничная. Чем выше сорт муки, тем лучше, но подойдет мука любого сорта (200 грамм).

Соль «Экстра» (200 грамм).

‒ Вода (125 мл.).

Некоторые добавляют дополнительные ингредиенты:

Растительное масло (подсолнечное или оливковое). Для большей эластичности добавляют в тесто пол чайной ложки и хорошо вымешивают.

Пищевой краситель или краска для рисования (если необходимо сделать цветное тесто).

Важно! Соотношение муки, воды и соли в рецепте примерно определяется как 2:1:1, но любая хозяйка знает, что в работе с тестом точные параметры соблюсти трудно. Нужно смотреть на то, сколько муки и воды «попросит» тесто, прежде чем стать тугим.

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка с рождения лучшее

Вот из таких трех простых шагов состоит рецепт соленого теста!

Готовое тесто быстро высыхает, в процессе работы его следует держать в полиэтиленовом пакете. В холодильнике тесто может сохраняться от двух дней до недели, позже становится непригодным для использования.

Если с тестом работают маленькие детки, взрослому нужно следить за этим процессом и за соблюдением техники безопасности. Детям очень нравится соленое тесто, они его любят трогать, гладить, мять в ручках. Совсем маленькие детки (от года до трех лет) пробуют его на вкус, едят, могут засовывать в носик или ушки. Даже старшие дошкольники, испытывая интерес, хотят попробовать тесто на вкус. Это может быть опасно для здоровья ребенка

Примеры поделок из соленого теста.

Из соленого теста делают как чрезвычайно простые поделки, так и очень сложные, масштабные работы: от желтого шарика из теста с тремя точками в виде глаз и ротика, названного «Колобком», до картин формата А 1 — натюрмортов, пейзажей и портретов.

‒ объемные фигурки предметов, животных, растений, людей, персонажей,

‒ всевозможные рельефные изображения на плоскости,

‒ рамки для фотографий, подставки для карандашей и тому подобные бытовые приспособления,

‒ елочные игрушки, значки, медали и другие сувениры.

Варианты работы с тестом безграничны, как и фантазия творческого человека!

Начинать работать с тестом лучше с самых простых поделок. Поделки из соленого теста могут выполнять дети от двух лет самостоятельно или с помощью взрослого.

Основные термины (генерируются автоматически): соленый тест, лепка, ребенок, тест, работа, соленое тесто, готовая работа, мелкая моторика, дошкольный возраст, цветное тесто.

Источник

оксана минабутдинова
Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста

Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста) объемные образы и композиции с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и др.

Лепка занимает значительное место в жизни дошкольников, т. к. ее техника богата и разнообразна, а уникальность ее заключается в том, что она доступна даже маленьким детям. В процессе работы с пластическим материалом дети в основном изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Тематика работ для детей дошкольного возраста огромна: начиная с элементарных вещей как фрукты и овощи, заканчивая животными и людьми. Разнообразие тематики связано с воспитательными задачами, которые удовлетворяют познавательные и творческие потребности детей.

Лепка способствует развитию памяти, зрительного восприятия, образного мышления, воспитывает аккуратность, усидчивость и терпение. Кроме того, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие детей: повышают сенсорную чувствительность; развивают пространственное мышление, воображение, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Как утверждает И. Н. Иванова, лепка – это физические упражнения, т. к. в процессе деятельности с пластическим материалом дети его уплотняют, вытягивают, заглаживают и расплющивают до придания нужной формы, что, в свою очередь, развивает мускулатуру кистей рук, их согласованность, формирует привычку последовательного выполнения работы, развивая при этом глазомер, воображение и чувство пропорций.

Н. Б. Холезова считает, что лепка необходима для развития у детей восприятий, ощущений и наглядных представлений. Хотя зрение и является ведущим в познании предметов реального мира, по ее мнению, на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения становится осязание предмета. Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова кроме всего прочего подчеркивают и неоценимое значение лепки в подготовке детей к школе, в процессе занятия которой у дошкольников формируются качества необходимые для последующего обучения в школе.

Лепка, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, интересует и глубоко волнует дошкольников, вызывает положительные эмоции. В процессе работы с пластическим материалом дети могу радоваться, также могут и огорчаться, если у них что-то не получается.

Очень часто психологи обращаются к лепке как к одному из направлений арттерапии, т. к. она помогает детям справиться с внутренними переживаниями и страхами. С помощью лепки дошкольники могут выразить тревогу и страх, злость и боль, которые есть в его жизни, таким образом, лепка снимает напряжение, дает возможность проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Для многих детей лепка является своеобразным посредником между реальностью и миром фантазий. Благодаря ей дети способны перейти из мира фантазий в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством. Лепка является идеальным средством, способным помочь детям ощутить свою уникальность и личностную ценность, а также и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след.

В первую очередь, значение лепки заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Как утверждала Е. А. Флерина, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества, что каждый ребенок является творцом эстетических ценностей. В процессе занятий лепкой создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности, таким образом, у детей развивается чувство прекрасного и формируется эстетический вкус. В лепке объемная форма предмета выходит на первое место, которая формирует в детях умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Яркие, выразительные образы в скульптуре вызывают эстетическое переживание, помогают дошкольникам глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в лепке.

Читайте также:  Прописи для развития ребенка распечатать

Источник

Екатерина Копанова
Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка

Е. А. Копанова

МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск

Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка.

Лепка является одним из любимых видов деятельности детей. Заниматься ею можно как дома, так и в детском саду. Благодаря занятиям происходит познание детьми окружающего мира, что доставляет им особое удовольствие. Так что же такое «пластилин»?

Пластилин — искусственный пластичный материал для лепки. Делают его из глины, парафина и других веществ, препятствующих высыханию, после окрашивают в различные цвета. Это прекрасный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Немного истории.

По одной из версий, создателем пластилина является Джо Маквикер, который изготовил вещество, предназначенное для чистки обоев. Однажды Джо принёс образец массы своей родственнице, работавшей в детском саду. Как мы можем догадаться – детям масса очень понравилась. Эта пластилиновая основа вначале была только белого цвета, но чуть позже, уже в промышленном производстве, в массу стали добавлять краску — и пластилин стал цветным.

В 1955 году в мире случился настоящий бум на пластилин. Благодаря большому спросу, Джо Маквикер в 27 лет стал миллионером.

Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает. Ребенок, уже знающий геометрические фигуры, знакомится с объемной формой предмета. Создавая поделки из пластилина, он учится анализировать формы и размеры, наблюдает, сравнивает, выделяет черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве.

Пространственное и образное мышление, внимание, воображение — процессы, способствующие всестороннему развитию.

Занятия лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином воспитатель ведёт непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Малыши знакомятся с окружающим миром, применяются варианты обобщения, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развивается фантазия и творчество.

Лепка из пластилина — один из основных обучающих предметов в детском саду. Малыши с большим удовольствием лепят фигурки человечков и животных, разнообразные фрукты, цветы и многое другое. Воспитатели в детском саду должны научить деток отображать не только объемную форму предмета, но и другие характерные для него показатели, например, цвет. Маленький человек приобретает представление таких понятий, как пропорция. Вылепляя своими руками яблоко, апельсин или снеговичка малыш понимает, что все эти предметы круглые. Для их создания необходимо сделать шарик. Так развивается умение обобщать предмет и форму. Появляется также понимание разницы форм – столешница прямоугольная, а апельсин круглый. Лепка формирует точность движений, улучшает глазомер и конструктивные навыки. А гиперактивным деткам добавляет спокойствия и усидчивости, учит их концентрироваться.

Пластилин – это уникальный материал. Он не сохнет, не прилипает к рукам. Его мягкость зависит от температуры и интенсивности работы. Пластилин бывает самых разных цветов, и он практически вечен! Дети любят работать с этим материалом, потому что он всегда разный и интересный. Пластилин можно ломать, рвать, размазывать, тянуть, мять – полный набор тактильных ощущений!

. Как видите, лепка из пластилина способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста, поэтому на занятиях в детском саду этой дисциплине уделяется особое внимание.

Не забывайте: Работа с пластилином для ребенка – очень трудоёмкая, требует усидчивости, усилий, но природа детей такова, что они физически не могут выдержать долго сидеть на одном месте, поэтому в процессе занятия не пренебрегайте разминочками, и уж, конечно, если ребенок хочет отвлечься, побегать – позвольте ему это. Ему самому будет интересно, потом вернуться к занятию – ведь самое главное – это результат! Ставьте акцент на результат работы.

В заключении хочу отметить, что лепка – важное занятие для малышей, которое благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!

Литература:

Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. Скрипторий 2003. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников». — СПб., «Детство-Пресс», 2002.

Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. / О. А. Новиковская. — М.: АСТ; СПб: Сова, 2006

Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина / Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. — Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2003

Источник