Лепбуки развития речи для ребенка 5 лет профессии

В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми. Сегодня воспитатели всё больше предпочтения отдают практическим методам обучения, ведь когда ребёнок сам взаимодействует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир. Поэтому педагогу стоит сделать интерактивное пособие — лэпбук по развитию речи.
Для какого возраста подойдёт «речевой» лэпбук
Предлагать ребятам лэпбук по развитию речи можно уже в раннем дошкольном возрасте. Только в младшей и средней группе воспитатель сам обращает внимание малышей на пособие, занимается с ними по нему.
В младшем возрасте педагог сам увлекает малышей лэпбуком, вызывает к нему интерес
Старшие же дошкольники могут заниматься с интерактивной папкой самостоятельно. Она постоянно должна быть в зоне доступа детей, дополняться интересным материалом.
В старшей и подготовительной группе ребята могут заниматься с пособием самостоятельно
Материалы для наполнения лэпбука по развитию речи
Конечно, наполнение речевого лэпбука будет различаться в зависимости от возраста дошкольников.
Для младших дошкольников
- Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами.
В младшем возрасте большое внимание уделяется заданиям на становление правильной артикуляции
- Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.
Можно усложнить задание — классифицировать объекты на живые и неживые
- «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.
Малыши учатся осмысливать родо-видовые понятия
- «Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета.
Дети осваивают в речи понятия «один-много»
- «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать.
Малыши узнают больше названий животных и учатся произносить названия их детёнышей
- «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.).
Малыши учатся подбирать прилагательные к существительным (добрый, весёлый, радостный, грустный, злой)
- «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать.
Малышам предлагаются простые картинки, где изображается узнаваемое действие, которое нужно назвать (задание на употребление в речи глаголов)
- «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).
- «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам.
В младшей группе малыш уже может осваивать речевое понятие «антонимы»
- «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры), с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок», «Теремок»).
Малыши учатся драматизировать простые сказки
- «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам.
Картинки можно оригинально оформить как кадры киноплёнки
- Сенсорная дорожка. Известно, что с развитием речи тесно связана мелкая моторика, поэтому можно включить в лэпбук небольшой блок (семечки, крупы и пр.) для стимулирования детских пальчиков.
Сенсорика тесно связана с развитием речи, поэтому в лэпбук можно включить сенсорную дорожку
- Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).
Для старших дошкольников и подготовительной группы
Варианты заданий могут быть следующими:
- «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать.
По отдельному атрибуту дошкольник должен угадать профессию и немного рассказать о ней
- Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений.
С помощью мнемотаблиц учить стихотворения намного легче
- Чистоговорки (сопровождаются картинками).
Глядя на картинку, ребёнок вспоминает нужную чистоговорку
- Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц).
По мнемотаблицам также можно рассказывать скороговорки
- Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти.
Составлять рассказы по картинкам очень увлекательно
- «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями).
Задание закрепляет знание пословиц
- Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту).
В старшем возрасте ребята продолжают драматизировать сказки, только уже с более сложным сюжетом
- Набор букв для составления слов.
- «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).
- «Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.
- «Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук).
По заданию воспитателя дошкольник находит в слове определённый звук
- Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года», «Животное».
- Загадки.
- Ребусы.
Тематический лэпбук
Лэпбук можно построить вокруг определённой темы и уже на её основе развивать детскую речь. Пример тому — пособие «Божья коровка» для средней группы. Оно включает в себя познавательную информацию про это насекомое, по которой воспитатель беседует с ребятами (стадии развития божьей коровки), сказки, потешки, загадки о ней, картинки для составления рассказа и раскраски.
Пособие можно построить вокруг узкой темы, которая подходит для развития детской речи
Аналогично можно создать речевой лэпбук на тему определённого времени года.
Особенности оформления лэпбука: шаблоны, фон, кармашки
Конечно же, речевой лэпбук нужно креативно оформить. Начать следует с поиска оригинального названия, например, можно использовать такие варианты:
- «Речевичок».
- «Развивайка».
- «Волшебная страна».
- «Весёлый язычок».
- «Говоруша».
- «Волшебная страна».
- «Говорим правильно».
Детское внимание всегда привлекает необычная обложка. В младшем возрасте на неё можно просто поместить крупную забавную картинку.
В младшем возрасте на обложку можно просто поместить забавных зверюшек
На обложке лэпбука для будущих школьников можно расположить буквы. Это может быть аппликация.
На обложку лэпбука для старших дошкольников можно поместить буквы
Если обложка распашная, её можно красиво завязать на батник или придумать замочек, например, на основе липучки.
Распашную обложку можно закрыть на замочек или завязать на бантик или сделать замочек из липучки
Можно сделать лэпбук в виде книжки на пружинке (наподобие перекидного календаря).
Лэпбук можно просто листать, как перекидной календарь
Как всегда беспроигрышным будет вариант в виде домика (он подходит к любой теме).
Всегда интересно смотрятся лэпбуки в виде домиков
Можно смастерить пособие в виде большой буквы, например, «Я». Конечно же, это вариант для старшего возраста.
Лэпбуку можно придать форму какой-нибудь буквы
Что касается внутреннего оформления пособия, то можно предложить такие интересные идеи:
- Интерактивные круги. Например, на большом нижнем круге можно пометить животных, а на внутреннем — детёнышей. Вращая верхнюю часть, ребёнок соотносит маму и детёныша.
Детям всегда нравятся интерактивные элементы, например, вращающиеся круги
- Цветочек, например, из чистоговорок.
На лепестках цветочка можно размещать загадки, короткие стихи, пословицы, скороговорки, чистоговорки
- Книжки-раскладушки.
Дети очень любят рассматривать книжки-малышки, книжки-раскладушки
- Выдвижные ленты.
Выдвижные ленты позволяют сэкономить место с лэпбуке и подать детям ифнормацию в оригинальной форме
Картинки в лэпбуке желательно заламинировать. Они станут более долговечными и привлекательными для детей.
Если есть возможность, картинки и карточки лучше заламинировать
Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков
Видео: лэпбук как средство развития речи дошкольников
Видеопрезентация лэпбука по развитию речи «Речевичок» (воспитатель Н. А. Локтионова)
Видео: изготовление лэпбука по развитию речи «Волшебная страна»
Как использовать лэпбук в работе с дошкольниками
Безусловно, лэпбук — это не просто красивая поделка для украшения группы. Это бесценный обучающий материал по развитию речи. Можно выделить следующие направления его использования:
- Лэпбук для детей. Это красочная интерактивная папка, хранящая в себе секреты. Дошкольникам в свободное время хочется её рассматривать и изучать снова и снова. Незаметно для самих детей пособие побуждает их к речевому развитию, коммуникативному взаимодействию с ровесниками и взрослыми.
- Лэпбук для педагогов. Это пособие позволяет организовать занятие по развитию речи, предоставляет готовый материал для упражнений.
- Лэпбук для родителей. Это возможность проявить свои творческие способности, увлекательно и с пользой провести время с ребёнком, организовать активное общение, возможность узнать потенциал малыша.
Развитие речи в детском саду осуществляется в самых разных видах деятельности и в разных формах. Современный подход к организации данной работы, в частности использование лэпбука, позволит заинтересовать детей, систематизировать их знания, превратить обучение в увлекательный процесс. Заниматься с такими пособием вполне можно и дома.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью:
Источник
Елена Кузнецова
Лэпбук «Развиваем речь» для старшего дошкольного возраста
Автор: Воспитатель МБДОУ детский сад №469 Кузнецова Елена Станиславовна
Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как пробуждает творческие способности ребёнка, его самые светлые чувства и мысли. Я надеюсь, что этот лэпбук доставит детям не мало драгоценных минут полезного и интересного общения.
ЗАДАЧИ:
1. Правильно произносить все звуки;
2. Говорить не торопясь, выразительно, поддерживая беседу;
3. Учиться внимательно рассматривать картинку, предмет, составлять рассказ по образцу;
4. Составлять связные предложения по картинке из 5-6 предложений;
5. Учиться слушать и понимать содержание поговорки, пословицы;
6. Обогащать словарный запас, использовать в речи предлоги;
7. Развивать зрительное внимание, мышление, память, связную речь, фантазию, воображение.
ЛЭПБУК «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»включает в себя следующие разделы:
1. «Противоположности»
Цель: Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу и правильно их произносить. Развитие памяти, логического мышления, словаря.
Краткий ход игры: Детям раздаются картинки с изображением объектов, обладающими противоположными значениями признака. Предлагается найти к заданной картинке противоположную по свойству и назвать значение признака.
2. «Собери слово»
Карточки-пазлы «Собери слово» — это обучающая и развивающая игра, с помощью которой ваш ребёнок легко и быстро запомнит буквы, научится складывать простые слоги и слова, читать, а также пополнит свой словарный запас.
Игра способствует развитию речи, внимания, мышления, мелкой моторики и воображения. Набор предназначен как для детей, только начинающих изучать алфавит, так и для тех, кто уже знает буквы и имеет минимальные навыки чтения по слогам.
3. «Найди картинку»
Цель игры: научить детей определять гласный звук в начале слова, выучить гласные буквы А, О, У, И, Э.
Задание: у детей на столах карточки с изображением шести картинок и набор карточек с гласными звуками (А, У, О, И, Э)
Карточки с буквами и картинками находятся во вложении (необходимо предварительно распечатать и разрезать).
Необходимо определить какой первый звук в названии картинки и закрыть картинку соответствующей гласной буквой.
А-нанас – первый звук А, О-слик — первый звук О, …
— Какие картинки вы закрыли буквой А? Буквой О? и т. д.
4. «Слова из трех букв»
Правила игры: вы показываете карточку той стороной, на которой написаны буквы, а он должен «угадать», что нарисовано на обороте. Выполнить это задание можно, если прочитать слово, которое соответствует изображению. Если ребенок правильно прочитает слово, он сможет перевернуть карточку и увидеть рисунок. Правильно прочитанные карточки ребенок забирает себе, а те, которые прочитаны неправильно, остаются у ведущего.
5. «Рассели по домикам»
В домиках «он», «она», «они», «оно» живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. «Расселить» слова по домикам – интуитивно определить их род и число без названия терминов.
Цель игры:
• Тренировать определять род имён существительных и их число (не называя терминов).
Задачи игры:
• Упражнять в правильном употреблении существительных единственного и множественного числа 3-его лица.
• Упражнять в правильном употреблении местоимений 3-его лица.
• Обогащать речь детей существительными и местоимениями.
• Способствовать развитию речи, внимания, мышления.
6. Картинки – действия «Кто, что делает?»
Задачи:
— уточнить, расширить и активизировать словарь ребёнка;
— развивать связную речь — учить ребёнка правильно сочетать слова в предложении, употреблять разные части речи, составлять разные по сложности предложения, затем короткие рассказы;
— учить отвечать на вопросы и самому их задавать;
— развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность;
— развивать воображение;
— обогащать социальный опыт ребёнка.
7. «Пословицы»
Цель: учить детей излагать смысл пословицы своими словами.
8. «Чистоговорки»
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат чистоговорки и скороговорки.
Как работать над ними:
— прочитать скороговорку и показать иллюстрацию к ней;
— объяснить значение сложных слов;
— проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями;
— проговорить скороговорку три раза в быстром темпе;
— взять мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
9. Дидактическая игра «Расскажи-ка»
Составление рассказов-описаний с помощью схем-мнемотабли
Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т. к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.
10. Игра «Домики с гласными звуками»
У детей карточки-домики с буквами и разрезанные карточки с картинками у взрослого.Задание: слушай внимательно, если услышишь слово, которое начинается на букву с твоей карточки – скажи. Кто быстрее заполнит пустые окошечки в домике на своей карточке, тот и выиграл.
11. Игра «Первый и последний звук в слове»
Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
12. Речевая игра «Аквариум»
Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.
13. Игры на развитие речевого дыхания.
Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, со